Возрождение казачества связано гражданско-патриотическим воспитанием молодого поколения, духовностью, укрепление семейных казачьих традиций, повышение роли семьи в современном обществе, что способствует формированию личности патриота Кубани на основе изучения истории своей Родины, кубанского казачества и своей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа. | 94 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 53 г. Сочи, Краснодарского края.
Проектная работа
Возрождение кубанского казачества.
Проектную работу выполнили
ученики 4 - а класса МОУ СОШ № 53.
Научный руководитель:
Гудзь Ольга Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 53
2013 год
Начало проектно-исследовательской работы.
1. Место поиска.
2. Тема поиска.
3. Последовательность приоритетов: интернет, энциклопедии, тесная связь с работниками музея, анализ музейных экспонатов (ст. Ясенской), библиотека, книжный магазин, родители.
5. Выполнение проекта.
6. Анализ выполнения проекта и достигнутых целей.
7. Объяснение полученных результатов.
Описание методов исследования.
- Самостоятельная работа с библиографией, письменными источниками.
- Тесная связь с работниками музея, библиотеки, анализ музейных экспонатов.
- Интернет, сайт Дона, комитета по делам казачества и воспитания допризывной молодёжи администрации Краснодарского края.
- Анкетирование школьников.
Библиография:
1.) Агафонов О.В. Казачьи войска России во втором тысячелетии Москва, 2002
2.) Борщев И.Л. Учебное пособие по военно-патриотическому
воспитанию и основам военной службы, Краснодар 2005г.
3.) Гнеденко А.М. За круги своя или всё о казачестве
Гнеденко В.М. Международный фонд славянской письменности и культуры
Москва 1993г.
4.) Ратушняк В.Н. Летопись Кубанского казачьего войска: 1696-2006.
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
Письменные источники:
Литературно-художественный журнал «Волна Приазовья», Ейск январь 2009 г. № 8.
Оглавление.
1. Введение.
2. Корни казачества.
3. Казаки – переселенцы, основатели станицы Ясенской.
4. У каждой казачьей семьи своя судьба, семья нашей учительницы.
5. Предпосылки и причины возрождения казачества на Кубани.
6. «Казачьему роду нэма пэрэводу».
7. Казачье движение и великое будущее нашего Отечества.
8. Заключение.
9. Приложение.
Актуализация
Последние десятилетия российской действительности стали временем серьезных испытаний для многих сфер жизнедеятельности людей, и культура в этом перечне занимает одно из первых мест. Отрицание прежних идеалов, ценностей, разрушение устоявшегося мировоззрения болезненно сказались на людях, создав ситуацию культурного шока, и последствия этой «шоковой терапии» не преодолены до сих пор. Рыночные отношения, став одним из главных рычагов прогресса в экономике, послужили причиной регресса в культуре, ибо коммерческий интерес далек от духовных ценностей, не имеющих ничего общего с бизнесом. Необходимо было опереться на такие идеалы в культуре, которые были бы неподвластны политическим вихрям и выражали бы сущностную основу бытия человека, его этнические корни, и такие ценности могла нести в себе традиционная народная культура. Эта востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение за ее возрождение, особенно в Краснодарском крае, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого.
Гипотеза.
Возрождение казачества связано гражданско-патриотическим воспитанием молодого поколения, духовностью, укрепление семейных казачьих традиций, повышение роли семьи в современном обществе, что способствует формированию личности патриота Кубани на основе изучения истории своей Родины, кубанского казачества и своей семьи.
Цель: воспитание подрастающего поколения казаков, настоящих патриотов Кубани.
Задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предполагаемые результаты.
Участники проектной работы:
познакомятся с историей образования казачества;
познакомятся с сущностью казацкого характера их бытом, традициями;
научатся свято чтить и хранить традиции предков, казаков, верить в Россию, любить Россию, любить свою Кубань;
научатся находить источники информации;
научатся извлекать информацию, относящуюся к теме;
научатся планировать работу над проектами, сотрудничать друг с другом;
доводить начатое дело до конца.
Введение.
«Кубанский казак – человек, знающий историю и соблюдающий традиции. Это обязательно хороший семьянин. Это человек, трудолюбивый и знающий цену достатку. Казаки от казаков ведутся, а не с неба спускаются» - такой собирательный образ современного казака нарисовал атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. (2006г., Вольная Кубань).
Наша учительница, Гудзь Ольга Викторовна (девичья фамилия - Победённая) дедушки, бабушки, родители, которой были казаками и проживали в станице Ясенской с момента её образования. Ольга Викторовна очень много рассказывала нам об этих замечательных людях, живописном месте на берегу Азовского моря. Поэтому мы очень заинтересовались образованием малой родины нашей учительницы. Мы захотели побольше узнать о её семье.
Мы учащиеся 4 – «А» класса, МОУ СОШ № 53 города Сочи в числе других предметов изучаем предмет «Кубановедение» и «Основы религиозных культур и светской этики». Мы ищем ответы на интересующие нас вопросы:
- Кто мы, откуда родом?
- Какими были они, наши предки?
- Бережем ли завещания, храним и продолжаем ли их традиции?
- Чему мы и наши родители должны учиться у казаков?
- Почему вращаем колесо истории Кубанского казачества назад, говоря о его возрождении?
- Почему сейчас много говорят о духовном, патриотическом и гражданском воспитании молодого поколения?
- Какова роль семьи в современном обществе?
Мы наследники богатого края Кубани. И наша главная задача ответить на эти вопросы, впитать их в себя, стать патриотами Кубани, зная историю Родины и своей семьи.
Корни казачества
Вопрос о происхождении российского казачества интересует, ни одно столетие, историков, общественных деятелей, государство, самих казаков и конечно нас – школьников. В поисках истории корней казачества высказано много точек зрения.
Казачество России – уникальнейшее, единственное в своем роде явление, возникшее в результате влияния многих сложнейших факторов. Свое влияние на формирование казачества оказали славянские и христианско-православные факторы.
Родина казачества – южнорусские степи, те территории, куда в IV веке нашей эры был устремлен поток славянской колонизации. Славянские группы и общины вступали в контакты с живущими рядом народами, с тюркскими племенами. Осуществлялись также контакты с христианским населением Причерноморья, находившимся во владении Византийской империи, которая распространяла свое влияние и на варваров.
Развитие казачества происходило в контакте с различными этническими группами и народами, которые проживали в южнорусских степях, и казачество впитывало в себя культуру, обычаи, быт этих народов.
Казачество в первые века своего существования было представлено небольшими общинами, которые вели хозяйство, занимались охотой и рыболовством. Казачьи общины вели полукочевой образ жизни. Казаки являлись форпостом государства. Защищая себя от кочевников, они защищали государство, его южные рубежи, проявляли мужество и героизм.
В процессе формирования казачества, наряду со славянскими народами, участвовали и неславянские. Этимология слова «казак» по-тюркски – «вольный всадник», «лихой наездник» также говорят нам об этом. Казаки были хорошими наездниками.
Казаки участвовали в военных походах, выполняли задачи по охране рубежей. Кубанские казаки – потомки двух ветвей казачества: запорожского и донского. В ХV веке завершился процесс формирования казачьих войск. Сформированы Запорожское и Донское войска. На психологию поведения, нравственные качества влияние оказывали православные традиции. Казаки были рыцарями православия.
Процесс этнического формирования казачества происходил быстрыми темпами в ХVI – ХVII веках. Казачество представляло собой этническое обособление народа православного вероисповедания со своими корнями. При формировании важна была и социальная значимость казачества. Казачество несло службу по охране рубежей государства.
Таким образом, в казачестве переплелись этническая значимость – формирование казачества как народа и социальная – обеспечение ими безопасности южных границ России. Научная общественность нашего государства относит казаков к этнической группе, называя их славянским народом.
В чем же сущность казацкого характера и каковы его основные черты? Уже по внешнему виду казаков можно было судить о их натуре. Просторные одежды, удобные в бою и на пиру, и в обыденной жизни. Плечистые, статные, смуглые и полнолицые. На темени лихо заломленная барашковая шапка. Форменная одежда казачества была национальным костюмом, также выражали казачью нравственность, бытовой и хозяйственный уклад предметы и обычаи, окружавшие казака. Обязательно у казака было оружие – кинжал (или другое), которое носилось на поясе. Приложение II.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры, гостеприимны. Наряду с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью, глубоким уважением к старым заслуженным воинам. Одной из замечательных черт казаков является способность к искренней дружбе. В быту казаки были просты, умерены и необыкновенно изобретательны. От лихорадки они пили водку с ружейным порохом, к ранам прикладывали растертую со слюной землю. Более всего ценили хлеб: от каши до выпечки. Это исконно славянская черта. На войне казаки отличались изобретательностью и маневренностью. У них была беспримерная отвага и вера в победу. Будучи в душе поэтами и мечтателями, казаки всегда выбирали для своих жилищ самые живописные места. Были в их характере и недостатки, унаследованные от древних предков. Любили прихвастнуть, приукрасить, прибавить чего от себя, щегольнуть своим нарядом, не отказывали себе и в питии. Однако, среди атаманов всех уровней пьяниц не было, ибо им тут же отказали бы в доверии. В основе характера казака, как и вообще русского человека была какая-то двойственность: то он довольно весел, шутлив, то молчалив, недоступен. Ведь казаки, постоянно глядя в глаза смерти, не пропускали выпавшую на их долю короткую радость. Часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном уходе из этой жизни.
Научная общественность России относит казаков к этнической группе, называя их славянским народом или отдельной группой славянского населения России.
Казаки – переселенцы, основатели станицы Ясенской.
В сентябре 1871 года было начато обследование местности Горькой Балки для
предполагаемого поселения. Старший землемер Межевого Учреждения Кубанской
области есаул с депутатом и понятыми урядником и казаком составили «Актъ», который
заканчивался такими словами «вообще местность эта для поселения весьма удобная». Затем был составлен рапорт наказного атамана Кубанского казачьего войска 14 марта 1872 года № 22-28, в котором были предложения о необходимости заселения данной местности и выкопировки с карты границ Ясенского юрта. Увидеть и прочитать копии журнального постановления хозяйственного правления Кубанского казачьего войска нам пришлось в станичном музее. Интерес вызывает распоряжение окружного штаба Кавказского военного округа Наказному атаману Кубанского казачьего войска о водворении станицы Ясенской от 28 июня 1872 года № 1567. 140 лет назад в станицу прибыли казаки-добровольцы и переселенцы из 10 малоземельных станиц Темрюкского и Екатеринодарского уездов. Вот перечень станиц Кубани, откуда прибыли переселенцы при её образовании:
- Ивановская -23 семьи; Кореновская - 3 семьи
- Марьянская - 12 семей; Нововеличковская - 18 семей;
- Новомышастовская - 41 семья; Петровская - 10 семей;
- Роговская - 19 семей; Старовеличковская - 12 семей;
- Староджерелиевская - 5 семей; Старонижестеблиевская - 30 семей;
Обозы с семьями и домашним скарбом медленно тянули волы, направляясь на место будущей станицы. В списке, подписанным Ясенским станичным атаманом Близнюк, было 1316 человек. Назначенный временно исполнять эту должность урядник Нестор Близнюк из станицы Новощербиновской, раздал плановые места прибывшим казакам. Сначала они жили в шалашах, землянках, затем начали строить турлучные, а позже саманные дома. Станица строилась и расширялась. По предписанию войскового начальства селение казаков полагалось выстраивать прямыми и широкими улицами с центральной площадью посередине. На центральной площади станицы, на месте красивого станичного парка деревьев и кустарников и построенного в 1975 году сельского дворца культуры на 600 мест была построена деревянная церковь «В имя Казанской Божьей матери». В станице имелось несколько торговых лавок, была кузница, сапожная мастерская, церковноприходская школа, двуклассное училище, две церкви, аптека и магазин. Первый посемейный список составлял 1316 человек людей казачьего сословия, а в 1916 году население составило 7557 человек, из казаков 5214, иногородних 1054(пятая часть людей, не имеющих казачьего звания). В настоящее время проживает около 4000 человек. Ясенская относилась к Ейскому полковому округу, центр которого находился в станице Уманской (ныне Ленинградская). В 1903 году по сообщению атамана Ейского отдела в частной собственности Ясенцев находились одна молотилка, 218 плугов, 310 буккарей, 323 веялки, 180 косилок, 3 конные молотилки, 54 конных граблей, 33 сеялки. В пользовании станичников был большой земельный надел - юрт, который состоял из 16648 десятин, в том числе 2000 десятин плавней.
Приложение III. Приложение IV.
У каждой казачьей семьи своя судьба.
Продолжая работать над проектом, мы искали информацию о знаменитых людях станицы и, делая запрос в местный поселковый совет, нам прислали ответ с таким содержанием: «Дорогие ребята, постарайтесь найти журнал «Волна Приазовья» № 8 за 2009 год, на странице 40 вы найдёте интересную информацию. Мы нашли. В этом журнале было опубликовано сочинение Попадиной Екатерины, ученицы 7 «Б» класса МОУ СОШ № 1 ст. Ясенской, победившей в конкурсе «Мысль семейная», посвященному Году семьи. «Семья моего учителя». Так называлось её сочинение. Мы узнали много интересного о семье нашей учительницы. Самое главное мы для себя подчеркнули то, что Ольга Викторовна воспитывалась в семье, где знают и чтят кубанские традиции, основанные на уважении и любви, которые стали законом в семье Раисы Макаровны и Виктора Михайловича, родителей Ольги Викторовны. Приложение VI.
Предпосылки и причины возрождения казачества на Кубани.
Узнав правду о репрессиях, массовых расстрелах и гонениях, общество начало постепенно менять своё отношение к казачеству. В Краснодарском крае стали появляться люди, желающие восстановить правду о казачестве, о героическом прошлом. Население Кубани уже было готово к этническому возрождению, предполагающему подъём казачьей культуры, традиций, духовности и самосознанию. В 1988 году на историческом факультете КубГУ доцент кафедры дореволюционной отечественной истории В.П. Громов создал кружок «Вопросы военной истории и казачества». В него вошли студенты Ф. Бунин, А. Горбань, А. Берлиозов. Сначала члены кружка изучали военную истории, традиции и униформу казачества. Позже возникла идея создания казачьей организации. Первым зарегистрированным казачьим объединением в Краснодарском крае стал Кубанский казачий клуб, начавший свою работу в 1989 году. В течение следующего года на Кубани оформились около 40 казачьих организаций. На территории Краснодарского края в школах начали образовываться казацкие классы. 12 октября 1990г. в городе Краснодаре состоялся Учредительный съезд казаков Кубани. На него прибыли 455 делегатов из 48 районов края и 197 гостей. На съезде была создана многочисленная общественная организация, названная Кубанской казачьей радой (ККФ). ЕЁ атаманом был избран В.П. Громов.
Очень важным являлось не только помочь разным поколениям, особенно молодому, совершить экскурсию в казачью историю, но и то, как нынешнее поколение казаков, воспринимает историю, как расценивает себя. Казачество заявило, что оно народ с собственной традицией. С самого возрождения казачества, с 1990 года, участники первого съезда казаков Кубани приняли программу возрождения казачества как народа. А в 1991 году российское казачество добилось принятия Закона о реабилитации репрессированных народов, в том числе и казачества. Закон был принят 26 апреля 1991 года. В законе даётся определение казачества как исторически сложившиеся культурно-этнической общности людей. У нынешнего поколения казаков нет иного пути, кроме как возрождение, сохранение и дальнейшее развитие культурно-этнической общности – народа. Осенью 1992-го на съезде 1199 делегатов от городов, станиц и хуторов Кубани путём объединения лучших и наиболее результативных казачьих организаций было образовано Всекубанское казачье войско (ВКВ). Всекубанское казачье войско являлось единственным сплочённым, сильным и авторитетным казачьим объединением в крае и республиках.
В 1993 году в Краснодаре прошел I Международный конгресс кубанских казаков, в котором участвовали 750 делегатов из разных стран. На конгрессе выступал атаман Кубанского казачьего войска за рубежом А.М. Певнев. Он предложил переименовать ВКВ в Кубанское казачье войско как единственного правопреемника.
Благодаря пониманию и поддержке со стороны администрации края, Законодательного собрания сегодня с уверенностью можно сказать, что возрождение казачества на Кубани удалось, хотя это был сложный исторический процесс, у которого были и есть противники. Главные задачи Кубанского казачьего войска – сохранить мир и спокойствие в регионе, а также возрождать традиции, в том числе крепкой большой семьи.
«Казачему роду нэма пэрэводу»
Это известная кубанская пословица нашла свое подтверждение и в современных условиях. Мы являемся свидетелями и участниками программы возрождения казачества. В нашей школе осуществляется военно-патриотическое воспитание на протяжении десятков лет.
Анкетирование учащихся 4-5-х классов (190 учащихся, 195 родителей) по следующим вопросам показало:
Нужно ли изучать школьникам кубановедение, историю кубанского казачества и основы православной культуры?
- Все единогласно ответили, что «да». Изучение этих предметов способствует формированию не только познавательного интереса к истории Кубани и традициям кубанского казачества, но и укреплению связей с семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.
Отмечают ли в вашей семье праздники, почитаемые у казаков? (Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу)
- Ответ также был единогласным. Отмечаем и с нетерпением ждем их. Посещаем вместе со старшими в дни праздников церковь в городе. Именно изучение православия и православные праздники, отмечаемые в семье, в школе, помогут поднять уровень духовности у молодого поколения и возродить у старшего.
Поддерживаете ли вы создание в школе классов кадетов казачьей направленности?
- Большинство опрашиваемых ответили положительно.
Проявление интереса и желания у школьников учиться в таких классах, говорят те факты, что учащихся некоторых школ Краснодарского края посвящают в казачата.
Приложение I.
Казачье движение и великое будущее нашего Отечества.
«Российское казачество – уникальный и неотъемлемый пласт нашего общества, пронизанный идеями подлинного патриотизма, традиционных духовных ценностей и самобытной народной культуры». (В.В. Путин, 2000г.)
Казачество в нашей стране, особенно на Кубани, по-настоящему возрождается, и казачье движение проникло уже во все большие и маленькие города и станицы Кубани.
Созданная в Кубанском казачьем войске система военно-патриотического воспитания и допризывной добровольной подготовки к военной службе не только объединила молодёжь в казачьих обществах, но и привлекла остальную молодёжь Краснодарского края, которая не является казачьей, но имеет православные духовные убеждения.
С целью качественного процесса воспитания казачат и их обучения в первичных казачьих обществах в структуре Кубанского казачьего войска организованы в школах классы казачьей направленности, школы Абинского района получили статус казачьих. В Ейском районе в школах № 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 14 функционируют также классы. Работа по возрождению казачьих традиций начинается уже в дошкольных образовательных учреждениях. Приложение V.
Сотни тысяч казаков Российской Федерации несут воинскую службу по защите государственной собственности, природных ресурсов и окружающей среды, охраняют общественный порядок, казаки участвуют также в соблюдении Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» 01.08.2008.
Казачьи общества восстанавливают православные храмы. В 2006 году в Краснодаре состоялось освещение воссозданного войскового собора Святого Благоверного князя Александра Невского. Возведенный по подлинным старинным чертежам братьев Черных, известных талантом, войсковой собор – это символ кубанского казачества, так как именно с этого места, где он находится, началось строительство Екатеринодара, началась история кубанских казаков.
В торжественных парадах, казачьих праздниках всегда принимают участие губернатор Краснодарского края А. Ткачев, председатель Законодательного собрания края В. Бекетов. В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края №1307 от 18 ноября 2002 года «О деятельности военно-патриотических центров обучения казачьей молодежи основам военной службы» в казачьих обществах осуществляется преемственность поколений по вопросам военно-патриотического воспитания молодого поколения. Приложение II.
«И потому не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества. Не сомневаюсь, что у казачьего движения большое будущее, которое неразрывно связано с великим будущим нашего Отечества». (В.В. Путин, 2000г.)
Заключение.
В богатейшей и славной истории нашей Родины история казачества одна из самых интересных её страниц. «Граница родила казачество, а казачество создало Россию» - такую оценку роли казачества дал Л.Н. Толстой. В нашей стране и на Кубани ширится возрождение казачества. Главным направлением деятельности кубанского казачьего войска признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.
Мы проследили на примере казачьей семьи, как сильны эти традиции. Принадлежность к казачеству прививается с детства. В традициях наша сила, от них идет мораль, нравственность, духовность, патриотизм. В казачьих семьях не бывает разводов, брошенных детей, родственники живут дружно и приходят друг к другу на помощь.
Многолетнее проживание нескольких семейных поколений казаков в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Именно казачество сделает национальной идеей путь к великому будущему России.
Поэтому содержание нашей исследовательской работы подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что возрождение казачества способствует формированию личности патриота Кубани, а значит это связано с великим будущим нашей Родины.
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин я настоящий.
Большой отдачи ждет от нас страна.
Злая мать и добрая тётя
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Снеговик
Белый лист
Пустой колос голову кверху носит