Каждый человек стремится к обеспечению достойного уровня жизни, которого он может достичь не только посредством собственного труда и сбережений, но и с помощью механизмов социальной защиты. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового национального продукта. Наиболее развитые системы социального обеспечения имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Как показывает опыт западно-европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.
Бедность всегда являлась актуальной проблемой. Повышение уровня жизни населения - основная цель социальной политики и главный критерий ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этой цели. И, наоборот, ее распространение пагубно отражается на развитии как конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Бедность ведет к ухудшению качественных характеристик населения, усилению социально-экономического неравенства, что чревато социальными катаклизмами.
Цель исследования – выявить проблемы и рассмотреть пути преодоления в современной России.
Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть тенденции развития социальных отношений;
-предложить варианты решения борьбы с бедностью;
Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ, анализ статистических данных и документации, анализ и обобщение опыта, сравнительный и системный анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
problema_bednosti_i_puti_preodoleniya_v_sovremennoy_rossii.docx | 42.68 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………..2
Глава 1.Тенденции развития социальных отношений………………..3
1.1Социальный вызов…………………………………………………...3
1.2. Маргинализация -противоречивый процесс. Миграции……….. 5
Глава 2 Стратегии борьбы с бедностью……………………………….9
Заключение…………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………..15
Введение
«Проявить мудрость в чужих делах куда легче,нежели в своих собственных» (Ф.Ларошфуко)
Каждый человек стремится к обеспечению достойного уровня жизни, которого он может достичь не только посредством собственного труда и сбережений, но и с помощью механизмов социальной защиты. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового национального продукта. Наиболее развитые системы социального обеспечения имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Как показывает опыт западно-европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.
Бедность всегда являлась актуальной проблемой. Повышение уровня жизни населения - основная цель социальной политики и главный критерий ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этой цели. И, наоборот, ее распространение пагубно отражается на развитии как конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Бедность ведет к ухудшению качественных характеристик населения, усилению социально-экономического неравенства, что чревато социальными катаклизмами.
Цель исследования – выявить проблемы и рассмотреть пути преодоления в современной России.
Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть тенденции развития социальных отношений;
-предложить варианты решения борьбы с бедностью;
Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ, анализ статистических данных и документации, анализ и обобщение опыта, сравнительный и системный анализ.
Глава 1.Тенденции развития социальных отношений.
1.1Социальный вызов.
В процессе формирования рыночной экономики в России проявились специфические проблемы, которые связаны с высоким уровнем трудовой активности населения при низком уровне жизни и эффективности труда, недостаточной территориально-отраслевой циркуляцией, неразвитостью инфраструктуры рынка труда и несоответствием структуры профессиональной подготовки нуждам современной экономики.
Социальная структура современного общества как совокупность относительно устойчивых отношений дифференцированных социальных групп представляет собой порождение различий условий развития индивидов, неравенства социального статуса и доступа к экономическим ресурсам и благам. У нас еще не сформировался средний класс, который по численности доминирует в развитых странах Запада и Востока и придает стабильность их обществам. Социальная структура России в первом десятилетии 21 века.
-высший класс составляет не более 2-3 % населения;
-срединные социальные слои(прообраз среднего класса) не превышают
20-25 % населения;
-половина россиян – тот слой, чьё благосостояние лишь незначительно
превышает официально признаваемый уровень бедности;
-около четверти наших соотечественников живут за чертой бедности.
Разумеется, такая социальная и имущественная структура не соответствует представлениям большинства россиян о справедливом обществе. Массовая бедность ,безусловно ,представляет собой шаг назад даже по сравнению со структурой советского общества. Такой разрыв между богатыми и бедными постоянно порождает конфликты, отнимает силы у общества, усиливает недоверие граждан к государству. Понятна озабоченность общества и власти тем, что в России велика доля людей, проживающих в условиях бедности, включая состояние нищеты. В таких условиях сегодня в России живет почти каждый пятый. Больше всего, что разделяет в реальной жизни богатых и бедных - это потребительские характеристики. По социологическим замерам разрыв в душевых доходах между богатыми и обездоленными слоями населения достигает 30 крат, хотя многое из практики позволяет сделать вывод, что разрыв еще больше.[1]
Обращает на себя внимание то, что формирование человеческого капитала и появление в нем качественных сдвигов представляет собой основу совершенствования социальной структуры общества, перехода одного социального слоя в другой, формирования новых общественных слоев. Переход к каждому новому уровню человеческого капитала приводит к росту результативности трудовой деятельности, изменению социальной структуры общества, и, как следствие, – социальному изменению всего социума. В результате происходит изменение социальной структуры общества, совершенствование деятельной характеристики того или иного общественного слоя, закрепление новых качественных характеристик, способностей и видов деятельности. При формировании человеческого капитала осуществляется совершенствование общественной структуры. Указанные социальные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Занимая определенное место в профессионально-квалификационной структуре, люди постоянно стремятся к улучшению своего положения, что сопровождается их переходом из одной общественной страты в другую, модернизацией совокупной общественной структуры. Данные процессы определяются понятием социальной циркуляции, которая может рассматриваться на индивидуальном, групповом, общественном уровнях.
Социальная циркуляция охватывает не только индивидов, но и социальные группы, а проблема массовых перемещений в вертикальном направлении связана, во-первых, с изменениями в социально-экономической структуре общества, а во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм.
Анализ динамичного развития социально-структурных процессов и выявление в них количественных и качественных изменений свидетельствует о динамике взаимодействия различных социальных групп, слоев, страт, становлении классовых и групповых интересов; изменении основ социальной идентичности и факторов социальной дифференциации. Изменение реальных социогрупповых общностей (по разным критериям) и изучение стилей их поведения, отношений равенства-неравенства находит отражение в сознании людей.
1.2. Маргинализация - противоречивый процесс. Миграции.
Специфика российского общества, кроме прочего, состоит в том, что процесс глобализации накладывается на противоречивый процесс трансформации, сопровождающийся углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Трансформация российского общества не только с неизбежностью повлекла за собой изменения в социальной структуре, но и остро поставила перед традиционными общностями вопрос об осознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности, системе ценностей.
Особая роль среди проблем социальной циркуляции в России принадлежит процессам миграции, которые представляют собой изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп.
Подавляющее большинство людей принимают решения о переезде по экономическим причинам. Следовательно, выводы теории человеческого капитала могут быть проверены на рынке труда. В качестве главного стимула миграции выступают выгоды от повышения заработной платы после переезда, поэтому наблюдается миграция населения из районов с низким уровнем оплаты труда и узкими возможностями трудоустройства в те регионы, где эти факторы существенно выше. В течение десятилетий в Советском Союзе шли два основных потока миграции: из сельской местности в города и из давно освоенных регионов в Сибирь и другие районы нового освоения (в основном, на Север и на Дальний Восток). В начале 90-х годов проявились новые тенденции, связанные с распадом СССР, – потоки беженцев и вынужденных переселенцев идут в Россию из бывших союзных республик, а внутри России – с европейского севера, Сибири и Дальнего Востока в южные и западные районы России. Большие масштабы приняла и эмиграция из России в развитые страны, например, в Германию, Израиль, США и т.п.
Среди концепций, объясняющих миграционное поведение на микроуровне, широкое распространение получила теория человеческого капитала, ставшая основой различных подходов в моделировании территориальной подвижности населения и рабочей силы. В соответствии с этой концепцией, решение о перемещении мигранта основано на рациональном сравнении имеющегося уровня жизни с возможным его изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Теория человеческого капитала предсказывает, что люди будут перемещаться из регионов с относительно низкими доходами в районы с более высокими уровнями заработков и благоприятными условиями для проживания.
На мой взгляд, мигрант, сделав определенные затраты и понеся определенные потери (в их числе транспортные расходы, потери от возможной безработицы или снижение заработной платы), предполагает достичь в районе вселения более высокого уровня благосостояния. Такая концепция предполагает рациональное поведение мигранта: его информированность, возможность сравнивать уровень жизни, оценивать ожидаемые выгоды. При этом под выгодой в широком смысле понимается как материальная, так и нематериальная, как текущая, связанная непосредственно со временем переезда, так и долговременная, охватывающая весь период проживания в данном регионе.
Подвижность, согласно теории человеческого капитала, наиболее высока среди молодежи и образованных людей. Чем моложе человек, тем больше временной горизонт, на котором он может получать выгоды от инвестиций в свой человеческий капитал. Поэтому у молодых людей выше отдача от любых инвестиций в человеческий капитал.
Миграция требует издержек. Во-первых, необходимы затраты на сбор информации о районах с наилучшими возможностями для заработков и об условиях трудоустройства. Во-вторых, денежные затраты на переезд увеличиваются с ростом расстояния, поэтому люди чаще переезжают на небольшие расстояния. Кроме того, люди стремятся переехать в районы, где у них имеются родственники и знакомые или, по крайней мере, где живут люди, говорящие на одном с ними языке и имеющие одинаковые обычаи. Это позволяет снизить моральные и информационные издержки мигрантов.
Поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другой социальный слой, группу, стремится найти на новом месте лучшие политические, экономические, социальные условия существования, миграционный процесс тесно связан как с «горизонтальной», так и с «вертикальной» мобильностью.
Приток трудоспособных мигрантов является серьезной проблемой для российского общества. Появление большого количества вынужденных мигрантов в условиях безработицы ведет к обострению противоречий между местным населением и приезжими. Не менее важная проблема, оказывающая влияние на социальную циркуляцию в России, - движение депортированных народов из мест насильственного переселения на свою историческую Родину. Это движение, безусловно, оказывает влияние и на политическую сферу, и на социальную структуру, и на российский рынок труда. Эмиграцию также можно считать одной из существенных проблем, негативно влияющих на процессы социальной циркуляции в современной России. Интенсивное наращивание добровольной миграции приводит к потере людей трудоспособного возраста, квалифицированных специалистов, т.е. контингента, который просто необходим в современной России[2] Следует указать также и на отток интеллектуального потенциала. Для России в период формирования рыночной экономики потеря специалистов мирового уровня может оказаться невосполнимой.
Таким образом, современное российское общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижений индивидов, социальных групп как по «вертикали», так и по «горизонтали». Социальная циркуляция выступает базовым элементом всей теории социальной стратификации. Она отражает в себе основные каналы социальных перемещений индивидов и социальных групп из одной социальной страты в другую, весь механизм изменений социальной структуры общества. Она – важнейший показатель не только социальных переходов, но и показатель социального процесса, один из основных источников общественного развития.
Процессы, происходящие сегодня в российском обществе, подтверждают актуальность данной темы и указывают на необходимость дальнейшей научной разработки теоретической основы для изучения феномена социальной циркуляции. Своевременное конкретное решение этих проблем, как на местном, так и федеральном уровне, может способствовать стабилизации в российском обществе.
Глава 2 Стратегии борьбы с бедностью
В стране только по официальным данным насчитывается свыше 27 млн. бедных граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
Проблема борьбы с бедностью многогранна и многочастна. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.[3] Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения.
Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:
первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам.
Надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.
В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.
Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество[4].Реализация программ преодоления бедности сопряжена со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей к самостоятельному зарабатыванию на жизнь[5].
Все те меры, которые были перечислены выше, являются одним из вариантов решения проблемы бедности. Но хотелось бы привести еще одну точку зрения доктора экономических наук, директора Всероссийского центра уровня жизни Бобкова В.:
К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.
Считаем, что сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.
Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которые возглавляют наемные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.
Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.
Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижения уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.
Огромные межрегиональные различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также в численности бедного населения, подсказывают возможную последовательность снижения уровня бедности. На наш взгляд, было бы целесообразно выделить следующие приоритеты в решении этой задачи.
Для более быстрого сокращения бедного населения в целом по стране федеральному центру надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.
Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее чем 50% всего бедного населения страны. В качестве таких регионов могли бы быть определены и поддержаны федеральным центром те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее количество бедного населения.
В завершение, усилия государственных органов управления должны быть сосредоточены на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.
В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.
Надо ли помогать более сильным? Некоторые считают, что помогать нужно слабым, а сильные сами решат свои проблемы. У нас иная логика.
Если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объемах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности[6].
В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать террор против тех, кто ворует. Это тоже не панацея, но можно и нужно срочно выправить ситуацию! Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда. Из всего вышесказанного напрашивается вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности являются правильными. Но между ними имеются некоторые расхождения.
Допустим, в одной точке зрения говорится, что первоочередная задача – это поддержка наиболее бедных и уязвимых слоев населения. А вот Бобков В. считает иначе. Он ориентирует прежде всего на решение проблем сильных, а уже потом – слабых. Здесь имеется в виду, как мне кажется, тот факт, что, помогая тем лицам, которые потенциально могут выйти из положения бедности, нам уже проще будет решать проблемы тех, кому реально сложнее в этом плане. И по нашему мнению Бобков В. прав, предлагая МРОТ устанавливать именно на региональном уровне, учитывая неравномерность распределения доходов в целом по стране.
Заключение
Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. В данном случае огромные усилия возложены на само государство и благодаря правильно, разумно проведенной социальной политики снизить степень ее остроты вполне реально.
При этом, нет единого метода как к определению бедности, так и к ее измерению. Необходимо использовать комплексный подход, чтобы наиболее полно отразить состояние общества на данный момент.
В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины). При этом нельзя исключать и другие способы измерения бедности.
Но само внутреннее состояние русского человека говорит нам о том, что бедность в нашей стране не является пороком и в этом нет ничего постыдного (в отличие от восприятия бедности европейцами, для которых быть бедным приравнивается к позору и отчуждению от общества). Скорее наоборот считается, что нищенство – «это особый христианский подвиг», который необходимо уважать и почитать.
Главной особенностью бедности в России является то, что большинство лиц из данной категории – это семьи трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).
И поэтому, необходим пересмотр трудового законодательства. И будет лучше и эффективнее, если МРОТ будут устанавливать на региональном уровне, в зависимости от конкретного его социального и экономического положения, сопоставляя его с прожиточным минимумом.
А в целом, необходима координация совместных усилий как государства в целом, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).
Список литературы
1. Васильев Ю.Г., Бедные о бедных // Социальная работа, - №3, - 2007г., с. 19-21.
2. Давыдова Н.М., Седова Н.Н., Богатые и бедные в современной России // СОЦИС, - №3 – 2004г., с.23-44.
3. Тихонова Н.Е., Особенности дифференциации и самооценки статуса в полярных слоях населения // СОЦИС, - №3, - 2004г., с.22-23.
4. Чинакова Л.И., Об отличительных признаках бедности и нищеты //СОЦИС, - №1, - 2005г., с.139-141.
5. Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2005г., с.71-78.
6. Николаев Л.Е., Бедность в России: экономический анализ //Общество и экономика, - №7-8, - 2005г., с.262-305.
7. Белоусова С., Анализ уровня бедности // Экономист, - №10, - 2006г., с.65-71.
8. Максимова Т.Н., Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, - №6, - 1999г., с.53-58.
9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. М: Инфра-М, 1999г., с.173-175.
10. Социологический энциклопедический словарь, под. ред. Осипова Г.В., - М. – 1998г., с.17.
11. Литвинов В.А., Бедность населения: показатели и измерители // Преподавание истории и обществознания в школе, - №5, - 2006г., с.3-10.
12. Ржаницына Л., Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения //Экономист, - №4, - 2001г., с.71-73.
13. Разумов А., Классификация основных подходов к определению и измерению бедности // Человек и труд, - №9, - 2002г., с.27-28.
14. Словарь гендерных терминов, Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной
15. Иванова С. Т., Россия в состоянии кризиса //СОЦИС, - №6, - 2003г., с. 88-95.
16. Зубкова Л., Бедность – не порок! // Социальная защита, - №5, - 1997г., с.10.
17. Римашевская Н.М., Бедность и маргинализация населения // СОЦИС, - №4, - 2000г., с. 43-50.
18. Гуленкова А., Кринко Е., Как измерить бедность? // Социальная работа, - №2, - 2006г., с.37-39.
19. Шишков Ю., Уровень бедности в современном мире // МЭМО, - №1, - 2006г., с.3-14.
20. Фролов С.С., Основы социологии, М., Юристъ, 1997г., с.74-89.
21. Румянцева О., Опыт борьбы с бедностью в других странах // Экономист, - №3, - 2002г., с.71-77.
22. Шанин В., Подходы к решению проблемы бедности, // Человек и труд, - №5, - 2007г., с.12-17.
[1] Горшков М. Малообеспеченные в социальной структуре российского общества//Общество и экономика. 2008. №7. С. 37-56
[2]Беляева Л.А. Материальное неравенство в России//СОЦИС. 2007. № 11. С. 21
[3] . Васильев Ю.Г., Бедные о бедных // Социальная работа, - №3, - 2007г., с. 19-21.
[4] Шишков Ю., Уровень бедности в современном мире // МЭМО, - №1, - 2006г., с.3-14.
[6] Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, - №3, - 2005г., с.71-78.
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Невидимое письмо
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Простые новогодние шары из бумаги
Как напиться обезьяне?