II Дистанционный конкурс социально-значимых проектов.
Проект
«Модель жилища славян»
Вложение | Размер |
---|---|
g513-nazarova.doc | 201 КБ |
Жилище славян.
Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, приготовить пищу, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, соорудить очаг. Способов создания таких жилищ существует множество, но, как правило, народ одного племени придерживается определенных правил, связанных с традицией и с верованиями. Традиционным для определенной местности и определенного народа является и выбор строительного материала.
Я уделила свое внимание жилищу X - XI веков – это наземные постройки, то есть избы. Основным строительным материалом является дерево. Культ дерева у них был очень сильным.
Одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие - приносящими неудачу. Безусловно, на формирование таких верований оказываали влияние и природные особенности самого дерева, его склонность к гниению или влагостойкость. Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна.
Срубить дерево для славянина было равносильно убийству, поэтому у души дерева просили прощения, приносили ей угощение, дары. Вернувшись из леса, непременно постились и тщательно мылись в бане, чтобы смыть грех и чтобы души деревьев не нашли обидчиков.
Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались "рубить дом"
Первые наземные избы славян состояли, как правило, из одной утепленной комнаты - клети, к которой могли примыкать сени (неотапливаемый придел к жилищу – от общеславянского *sěnь «тень, защита»). Изба имела одну дверь и маленькие оконца, размером около 20-40 см. Они закрывались деревянной дощечкой и служили для проветривания избы. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют курной или черной, избу с трубой – белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или “красный” угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями.
Бревенчатая изба с четырехскатной вальмовой крышей, крытой землей | Бревенчатая изба с двускатной крышей, крытой тесом | Бревенчатая изба с четырехскатной вальмовой крышей, крытой тёсом |
Постепенно дома разрастались: кроме собственно избы-клети, появилась еще и горница, отделяемая от основного жилья стеной. Такие жилища назвали «пятистенок». В северных районах появились и шестистенки, или избы-двойни, образованные из двух самостоятельных срубов - жилых клетей, перекрытых одной крышей и имеющих общие сени.
Постепенно дома разрастались: кроме собственно избы-клети, появилась еще и горница, отделяемая от основного жилья стеной. Такие жилища назвали «пятистенок». В северных районах появились и шестистенки, или избы-двойни, образованные из двух самостоятельных срубов - жилых клетей, перекрытых одной крышей и имеющих общие сени.
Как и прежде, наиболее распространенными оставались двускатные крыши, крытые тесом, соломой и землей, однако нередко встречаются и четырехскатные крыши шатровой или вальмовой формы. Кроме теса, соломы и земли, для покрытия кровли славяне используют лемех - деревянную черепицу. Он представляет собою тонкие (гнутые или прямые) продолговатые осиновые дощечки, нижний конец которых имеет фигурную обработку (городковую, полукружье или треугольник). Лемех применялся обычно при покрытии криволинейных крыш, а также шеек глав, барабанов, шатров. Вполне естественно, что лемехом кроют не обычные жилые строения, а княжеские хоромы, культовые сооружения.
Одним из важнейших мест в доме был очаг. В первых славянских поселениях очаг открытый, выложен камнями; позднее славяне начинают делать закрытые очаги – печи, сооружая их в дальнем от входа углу из камня или глины. Печи лучше сохраняли тепло в доме, а вот приготовление пищи в первых печах было делом проблематичным. Печи обычно делали прямоугольными или круглыми, сужающимися кверху. Первоначально в печи было только одно небольшое отверстие, сбоку, куда закладывали дрова и откуда выходил дым, распространяя по помещению тепло (топка по-черному). В это отверстие можно было просунуть полено, но для того, чтобы поставить туда горшок с варевом или испечь хлеб, оно не годилось. Постепенно печь совершенствовалась. Славяне научились класть печи, пригодные не только для отапливания помещения, но и для выпекания хлеба, запекания, томления продуктов и приготовления жидкой пищи. Печь стала центром, вокруг которой сосредоточивалась жизнь. Если изначально размеры печи были относительно небольшими (примерно метр на метр), то позднее ее стали делать как можно больше, устраивая на печи спальное место.
Переместив печь от задней стены жилища к противоположной, к самому выходу, славяне добились того, что тепло стало равномерно распространяться по всему жилищу, а дым стал быстрее уходить из помещения. Несколько позднее над печью появилась труба-дымоход (отапливание жилища «по-белому»), благодаря которой воздух в избе стал значительно чище. Но такая печь тепла давала все-таки меньше, поэтому на протяжении многих веков у славян сохранялись «курные избы», в которых так или иначе приходилось спасаться от дыма. Выход нашли в том, что избы стали строить очень высокими – три-четыре метра от пола до крыши. Дым в таких высоких строениях поднимался вверх, а внизу воздух оставался мало задымленным.
Вообще же, не смотря на то, что цивилизация древних славян не может поспорить, скажем, со средиземноморской по количеству каменного, а уж тем более, монументального строительства, нельзя говорить о некой отсталости наших предков. Не исключено, что говорить-то как раз надо о превосходстве, благодаря которому праславянскими народами был найден оптимальный вариант сосуществования с окружающим миром, когда человек берёт от мира только то, что нужно, и не пытается захламить мир бездумными постройками, тешащими лишь человеческое тщеславие.
Но какие бы споры не возникали по этому вопросу, ни у кого нет разночтений по поводу того, что Русь конца первого тысячелетия нашей эры была тем влиятельным государством, с правителями которой хотели породниться все правящие династии средневековой Западной и Восточной Европы.
Золотая хохлома
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Лист Мёбиуса
А теперь — мультфильм
Агния Барто. Сережа учит уроки