Еще совсем недавно игровая деятельность была ведущей деятельностью в детских дошкольных учреждениях, в системе воспитания младших школьников игре и игровой деятельности уделяется все меньше внимания.Сегодня становится очевидным тот факт, что изгнание игры из жизни детей породило множество проблем:
-дети не развиваются полноценно духовно, нравственно и физически;
-дети и подростки по заключению врачей, педагогов, психологов «больны» такими болезнями как: «игровая дистрофия», «телемания», «компьютеромания», «игромания», «телефономания»;
-дети становятся все более замкнутыми и агрессивными.
Цель: использование русской народной игры в организации школьной перемены с первоклассниками
Задачи:
• научить первоклассников играть в русские народные игры;
• создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
• научить детей организованно проводить свободное время, бережно относиться к своему здоровью, стремиться к здоровому образу жизни.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Социально-значимый проект «Весёлая переменка»
Авторы: Дядиченко Екатерина, Воропаева Анастасия,
учащиеся 11 «А» класса ГБОУ СОШ № 9
г. Кинеля Самарской области
Руководитель: Автайкина Н.А., классный руководитель
11 «А» класса ГБОУ СОШ № 9
г. Кинеля Самарской области
Кинель 2013
Введение
Здоровье — это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования дети проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма, поэтому необходимо организовывать подвижные перемены. Подвижные перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. В организации перемен с первоклассниками применяем элементы игры, прежде всего русские народные игры, ведущая цель которых физическое развитие и оздоровление детей.
Проблемное поле
Еще совсем недавно игровая деятельность была ведущей деятельностью в детских дошкольных учреждениях, в системе воспитания младших школьников игре и игровой деятельности уделяется все меньше внимания.
Сегодня становится очевидным тот факт, что изгнание игры из жизни детей породило множество проблем:
-дети не развиваются полноценно духовно, нравственно и физически;
-дети и подростки по заключению врачей, педагогов, психологов «больны» такими болезнями как: «игровая дистрофия», «телемания», «компьютеромания», «игромания», «телефономания»;
-дети становятся все более замкнутыми и агрессивными;
-дети, лишенные возможности заниматься игровой деятельностью, перестали приобретать организаторский опыт, навыки самостоятельности, позитивный жизненный опыт.
Именно поэтому нельзя забывать об огромном воспитательном и здоровьесберегающем потенциале игр и игровой деятельности.
Актуальность
Возвращение игры в мир современного детства объясняется тем, что:
-игра является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка, является его жизненной лабораторией. Не пройдя уроков этой лаборатории, ребенок не может до конца состояться, стать полноценной личностью;
-игра органично сливается с трудом, познанием, общением, искусством, спортом и другими видами деятельности;
-игра развивает ум, мышление, фантазию, память, учит общаться, постигать законы товарищества, помогает познать окружающий мир;
-игра как часть культуры народа помогает ребенку в развитии его самосознания;
-игра помогает выплеснуть накопившуюся энергию, направить ее в нужное русло, избавиться от комплексов, проявить свои лучшие качества, проявить себя; -игра развивает ум, выдержку, силу, ловкость, находчивость, быстроту, смекалку, волю, выносливость, творческую выдумку и стремление к победе.
Цель: использование русской народной игры в организации школьной перемены с первоклассниками
Задачи:
Прогнозируемые результаты:
умение проявлять инициативу;
воспитание нравственных чувств;
воспитание чувства ответственности и умения работать в команде;
приобщение учащихся к спорту ;
воспитание волевых качеств.
Материально- техническое обеспечение проекта:
Место проведения:
игровая площадка (ИГ),
большой спортивный зал (БСЗ),
малый спортзал (МСЗ),
школьный стадион (Игродром - ИД)
детские рекреации (ДР)
Время проведения:
Подвижные перемены проводятся между 2-3 уроками и между 3- 4 уроками
(20 мин).
Ожидаемые результаты:
должны иметь представление:
должны знать:
должны уметь:
График проведения подвижных перемен
Подвижные перемены проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками (20мин) на игровой площадке (ИГ), в большом спортивном зале (БСЗ), в малом спортзале (МСЗ), на школьном стадионе (Игродром - ИД) или в детских рекреациях (ДР). В школе организован Игро-класс, где классные руководители, учителя физической культуры, вожатые - игровики-затейники - составляют график проведения подвижных перемен, ребята разучивают русские народные игры и изготавливают игровой инвентарь. График составляется на один месяц или учебную четверть и выглядит следующим образом:
Класс/Дата | 3.09 | 4.09 | 5.09 | 6.09 | 7.09 | 10.09 | 11.09 | 12.09 |
1а (2 пер.) | ИП | БСЗ | МСЗ | ИД | ИД | ДР | БСЗ | ДР |
16 (2 пер.) | БСЗ | МСЗ | ИП | ДР | МСЗ | ИП | МСЗ | ИД |
1в (2 пер.) | МСЗ | ИП | ДР | МСЗ | БСЗ | ИД | ДР | МСЗ |
1г (2 пер.) | ИД | БСЗ | МСЗ | ДР | ИП | ДР | ИП | МСЗ |
В какие игры мы играем? Наш Игро-банк
1.Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе.
У медведя во бору
Наседка и коршун
Гуси-лебеди
Лягушка
Змейка
Зайки
Роща растет
Укротитель диких зверей
Волки во рву
Волк и овцы
Воробьи и вороны
Кошки и мышки
2. Русские народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
Удочка («Ловись, рыбка», «Поймай
рыбку»)
Каравай
Числа
Золушка
Золотые ворота
Мышеловка
Крыночки
Чёт — нечёт
Первенчики
Дедушка-рожок
Охотник и утки
Невод
3. Русские народные игры, где нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
Городки
Съедобное-несъедобное
Кто останется в круге.
Вышибала
Колечко
Попугайчики
Десяточки
Я знаю...
Картошка
Одиннадцать
Елы
В ногу
Тише едешь - дальше будешь
Классики
Ляпка
Чай-чай - выручай
Пятнашки
Выбивалы
Стенка
4.Русские народные игры, отражающие стремление детей помериться силой и ловкостью
Прыганье со связанными ногами
Кондалы (Цепи кованы)
Гуси
Бой петухов
Перетяжка
Как тебя зовут?
Переездной конь
Перетяни за черту
Али-Баба и разрывные цепи
Анкетирование
Цель: определение отношения учащихся 1-х классов к играм на перемене; целесообразность вовлечения их в игры
№ | ВОПРОСЫ * | ОТВЕТЫ | |
Кол-во уч-ся | % | ||
1. | Любишь ли ты играть на перемене? | ||
А) да | 100 | ||
Б) нет | |||
2. | В какие игры ты предпочитаешь играть? | ||
А) длительные | 47 | ||
Б) короткие | 53 | ||
3. | Нравится ли тебе играть с детьми старше по возрасту? | ||
А) да | 92 | ||
Б) нет | 8 | ||
4. | Хочешь ли ты быть главным (ой) в игре? | ||
А) да | 86 | ||
Б) нет | 14 | ||
5. | Когда пропадает интерес к игре? | ||
А) когда вмешиваются взрослые | 12 | ||
Б) когда скучно | 88 |
Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:
В связи с этим наблюдается, что можно уменьшить (или искоренить) возникновение конфликтных ситуаций, если умело организовать игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
Чему вас научит игра? – первоклассники ответили:
Чему мы научимся?
10.Уважать старших и защищать младших; вести диалог и
работать в группе.
Список использованной литературы:
3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге (игры в школе, дома, во дворе), Ярославль «Академия развития», 1997.
4. Козак О. Н. Простые словесные игры. – СПб.: СОЮЗ, 1998.
5. Козак О. Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000.
6. Козак О. Н. Летние игры для больших и маленьких. СПб.: СОЮЗ, 1997.
7. Коротков И. М. Подвижные игры детей. – М.: Сов. Россия, 1987.
8. Куприянов Б. В., Рожков М.И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебно-метод. Пособие. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001.
9. Панкеев И. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998.
10. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб.: Издательство «Фирма «ЛАНС», 1995.
Интернет-ресурсы:
Свадьба в Малиновке
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Повезло! Стихи о счастливой семье
Госпожа Метелица
Домик зимней ночью