Работа носит практический характер. Полученные знания помогают автору ответить на волнующий его проблемный вопрос и сравнить привычные нам меры со старинными мерами длины.
По результатам работы автор делает вывод о том, какие старинные меры измерений живут в быту до сих пор и как следует понимать пословицы и поговорки, содержащие названия старинных мер измерений.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.65 КБ |
![]() | 1.57 МБ |
КАК ИЗМЕРИТЬ СВОЙ РОСТ?
« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
Марсилио Сичино.
Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Поэтом, Садовником и вообще настоящим очень трудно. Не всякому удаётся сделать это за всю жизнь, но если говорить о чём – то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что – либо измерять. Измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. О них и пойдет
речь в моей работе.
Почему я выбрала эту тему? Недавно наш класс проходил медосмотр: измеряли наш рост, взвешивали. Мы с девочками подумали : а что если наш рост перевести в другие единицы измерения? Возможно ли это?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно выяснить, что такое сажень и ярд, а так же аршин и фут, и как они связаны с сантиметром и метром.
ЦЕЛИ моего исследования:
1.Узнать о мерах длины как можно больше.
2.Установить связь между различными единицами длины.
3.Возможно ли измерить рост в разных единицах длины?
ЗАДАЧИ
1. Изучить как измеряли величины в древности.
2. Рассмотреть старинные русские меры.
3. Изучить метрическую систему мер.
4. Попробовать перевести рост девочек 6а класса в разные единицы длины.
Мне придется найти ответы на такие вопросы:
· Когда и почему появились меры длины.
· Что такое мера?
· Как измеряли в старину?
· Почему в разных странах разные меры измерений и как люди понимают друг друга?
· Какого роста дюймовочка?
· Что значит: ≪От горшка два вершка≫?
ГИПОТЕЗА:
Если учащиеся будут больше знать о мерах длины, то лучше будут
понимать язык математики и литературы.
Как измеряли в древности
У разных народов и даже в разных селениях раньше могли быть свои меры. Это затрудняло общение людей между собой. Чтобы не запутаться, люди всегда выражали одни меры через другие.
Вообще, измерить, значит узнать, сколько раз одна величина (мера)
укладывается в другой.
Поэтому с героями мультфильма ≪38 попугаев≫ я согласна: измерять можно и в мартышках и в попугаях и в слонах. Вот только в наших лесах таких животных нет, значит, нам эти меры не подойдут.
В старину почти все меры измерений были связаны с размерами разных частей тела человека (ведь он всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях)
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний служила миля. А ещё большие расстояния измеряли переходами. Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Но рост человека и рулон ткани шагами не измеришь.
Наряду с локтем применяли сажень. Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.
Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки.
Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца. А также был Фут - средняя длина ступни человека. Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км). А когда надо было измерять малые предметы, пользовались пальцами, составлявшими 1/30 локтя или линиями – 1/60 локтя.
А например за основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
Старинные русские меры
Мер было так много, что трудно было в них не запутаться. Для облегчения
вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. При Петре I русские меры были приведены в определенную систему. Она выглядела так:
1 верста = 500 саженям (1,06 км);
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам (2,13 м);
1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам (0,71 м);
1 вершок = 4,45 см;
1 миля = 7 верстам (7,47 км)
1 фут = 12 дюймам (30,48см)
1дюйм = 10 линиям (2,54 см)
Линия = 10 точкам ( 2,54 мм).
Или иначе выполнялось равенство:
1 САЖЕНЬ = 3 АРШИНАМ = 12 ПЯДЯМ = 48 ВЕРШКАМ = 7 ФУТАМ =
= 84 ДЮЙМАМ.
Современные меры длины.
В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.
Метр – основная единица метрической системы.
Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до Экватора.
А в 1875 году в России и других 17 странах была принята новая мера длины – метр.
Эталоны мер, по которым сверяются все страны, хранятся в Палате мер и весов в Париже.
Практическая работа «Определение своего роста в разных мерах
измерений»
Полученные знания я могу применить на практике в жизни.
И могу выразить, например свой рост и рост моих одноклассниц, в разных мерах длины.
Сравнительный анализ изменения роста девочек 6а класса
1 класс
Фамилия уч-ся | см | сажень | аршин | фут | ярд |
Шемит А. | 130 | 0,61 | 1,8 | 4.3 | 1,4 |
Кобзева А. | 142 | 0,67 | 2 | 4,7 | 1,56 |
Мельгузова Ю. | 124 | 0,58 | 1,7 | 4,1 | 1,36 |
Алова М. | 126 | 0,59 | 1,77 | 4,2 | 1,38 |
Заржицкая Е. | 126 | 0,59 | 1,77 | 4,2 | 1,38 |
Сайфулина К. | 126 | 0,59 | 1,77 | 4,2 | 1,38 |
Шестёркина А. | 116 | 0,54 | 1,6 | 3,87 | 1,27 |
Дмитриева И. | 127 | 0,60 | 1.78 | 4,23 | 1,39 |
Дубкова Е. | 135 | 0,63 | 1,9 | 4,5 | 1,48 |
Ткач В. | 118 | 0,55 | 1,66 | 3,9 | 1,29 |
Старовойтова Е. | 126 | 0,59 | 1,8 | 4,2 | 1,38 |
Сравнительный анализ изменения роста девочек 6а класс
6 класс
Фамилия уч-ся | см | сажень | аршин | фут | ярд |
Шемит А. | 157 | 0,73 | 2,21 | 5,23 | 1,73 |
Кобзева А. | 142 | 0,67 | 2 | 4,73 | 1,56 |
Мельгузова Ю. | 160 | 0,75 | 2,25 | 5,33 | 1.76 |
Алова М. | 157 | 0,74 | 2,21 | 5,23 | 1.73 |
Заржицкая Е. | 157 | 0,74 | 2,21 | 5,23 | 1.73 |
Сайфулина К. | 156 | 0,73 | 2,20 | 5,2 | 1.71 |
Шестёркина А. | 148 | 0,69 | 2,08 | 4,93 | 1.63 |
Дмитриева И. | 127 | 0,60 | 1.79 | 4,23 | 1,40 |
Дубкова Е. | 163 | 0,77 | 2,30 | 5,43 | 1.79 |
Ткач В. | 146 | 0,69 | 2.06 | 4,87 | 1,60 |
Старовойтова Е. | 152 | 0,71 | 2,14 | 5,07 | 1,67 |
Средний рост учащихся
Средний рост девочек 1 класса | ||||
см | сажень | аршин | фут | ярд |
127 | 0.59 | 1.78 | 4.22 | 1.39 |
Средний рост девочек 6 класса | ||||
см | сажень | аршин | фут | ярд |
151 | 0.71 | 2.13 | 5.04 | 1.66 |
В среднем девочки моего класса за пять лет выросли на: | ||||
см | сажень | аршин | фут | ярд |
24 | 0.12 | 0.35 | 0.82 | 0.27 |
На уроках математики мы решали задачи с использованием старинных мер длины, на уроках литературы разбирали смысл многих пословиц и поговорок, связанных с измерениями. Я нашла много таких пословиц и поговорок.
В результате я сделала следующие выводы:
-для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;
-установлена связь между различными единицами длины;
-доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
-многие меры измерений устарели и уже не используются, но живы
в литературе и истории
- теперь я понимаю, смысл выражений:
Пишешь аршинными буквами (крупно)
Косая сажень в плечах (широкоплечий)
Коломенская верста (шутливое о высоком человеке).
Считаю, что гипотеза о том, что знание измерений поможет лучше учиться подтвердилась.
Ведь когда понимаешь, о чем идет речь – учиться легче.
Некоторые забытые нами меры измерений возвращаются.
Так все чаще слышим о дюймах в технической
терминологии, измеряя дискеты, диски, длину диагонали монитора и
телевизора.
История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства
и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества.
Желаю всем быть с семью пядями во лбу!
Литература
МБОУ СОШ №49 г.Мурманска
Как измерить свой рост.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по разделу естественные науки
Автор: Сайфулина Карина Равильевна, ученица 6А класса
Руководитель: Орехова Марина Вячеславовна , учитель математики
Никто меня не любит
Нарисуем попугая цветными карандашами
Хризантема и Луковица
Прекрасное далёко
Будьте как солнце!