Презентация на тему "Древний Египет".
Вложение | Размер |
---|---|
drevniy_egipet.pptx | 1.03 МБ |
Слайд 1
Древний Египет Ученицы 10 «А» класса Гаврось НикольСлайд 2
Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Хора на земле. Первым фараоном был Менес , объединивший Верхний и Нижний Египет.
Слайд 3
В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид — гробниц фараонов. Пирамидальные гробницы с вложенными внутрь оружием, утварью, драгоценностями и, конечно, самой мумией умершего были характерны для погребения высших классов египетского общества. Но никогда они не достигали таких размеров, как знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина . Затраты на их строительство оказались непосильными для государства, и пирамиды следующих фараонов стали значительно меньше, но украшались внутри и содержали несметные богатства, которые подвергались разграблению еще в древнее время.
Слайд 4
За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полу самостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. История Египта хорошо известна из многочисленных папирусов и надписей на камне, дошедших до нашего времени. Египтяне пользовались иероглифическим письмом, изменявшимся от изображения предмета к условному значку. Иероглифы были расшифрованы в начале XIX века французским ученым Франсуа Шампольоном.
Слайд 5
Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена — гиксосы . Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию. Удачные военные походы привели к невиданному обогащению аристократии и жречества. Жрецы стали так могущественны, что начали угрожать власти фараонов. Поэтому фараон Аменхотеп IV выступил против них и провел религиозно-политическую реформу.
Слайд 6
Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила и кошки) он заменил культом одного бога — Атона , олицетворявшего Солнце и изображавшегося в виде круга, а себя назвал Эхнатоном. Роль жречества свелась на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Реформа привела к изумительному взлету искусства. Вместо плоских безжизненных рельефов появились прекрасные изображения с изысканными формами. К этому времени относится знаменитый бюст Нефертити , жены Эхнатона. Художники начинают изображать бытовые сцены, передавать внутренний мир человека.
Слайд 7
Но реформа была обречена на неудачу: сельское население не хотело перемен и поддержало жрецов. После смерти Эхнатона (возможно, насильственной) произошел возврат к традиционной религии. Преемник Эхнатона Тутанхамон вошел в историю как человека, который возродил культы традиционных египетских божеств. Его гробница, открытая в начале XX века, оказалась первой нетронутой грабителями, дошедшей до нас. Найденные там предметы быта и искусства вошли в сокровищницу мирового искусства, подробно рассказали о жизни Египта в период Нового царства.
Слайд 8
В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей. Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в VI веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В IV веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птолемей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период — эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима.
Слайд 9
Египетские пирамиды
Слайд 10
Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь, конечно, пирамиды. Что же они из себя представляли? Сначала рассмотрим чисто архитектурное строение пирамид. В додинастический период в Египте были распространены сооружения, которые были позже названы мастаба (в переводе с арабского — скамья). Это было прямоугольное, трапециевидное сооружение, сужающееся к верху. В них хоронили племенных вождей, жрецов. Уже тогда сложились основные положения расположения данного сооружения. Оно было ориентировано по сторонам света. Это связано с первобытными верованиями. Люди считали, что так же, как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света.
Слайд 11
До сих пор не известно точно почему, но внутри пирамиды, ориентированной по сторонам света проявляется эффект мумификации любой органики. Тела мелких животных, умерших в пирамиде даже без бальзамирования, мумифицируются и сохраняются очень длительное время. Кроме того, в пирамиде тупые лезвия бритвы, положенные с сохранением ориентировки по сторонам света, в короткое время затачиваются. При этом совершенно неважно, из чего сделана пирамида и какие она имеет размеры. Можно даже сделать пирамиду из картона, и она все равно будет создавать эффект мумификации. Важно заметить, что данный эффект мумификации наиболее сильно наблюдается в центре пирамиды, примерно на высоте 1/3 всей высоты пирамиды.
Слайд 12
Пирамиды строились в период с 1-й половины III тыс. до н.э. по XVIII век до н.э. Наиболее известны три пирамиды в Гизе, так называемые большие пирамиды, которые были построены фараонами IV династии. Они вошли в состав Семи Чудес Света. Самая большая пирамида — Хуфу (греческая форма — Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен ), а затем пирамида Менкаура (греч. Микерин ). Высота пирамиды Хеопса — 146 метров, длина стороны основания — 230 метров. На ее сооружение ушло 2.000.000 каменных блоков, каждый из которых весом 2,5 тонн. Греческий историк Геродот сообщал, что эта пирамида строилась 20 лет и на ее строительстве было занято около 100.000 человек, которые сменялись каждые три месяца.
Слайд 13
Фараоны
Слайд 14
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер— аа , что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.
Слайд 15
По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура . Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц — богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора". В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.
Слайд 16
Считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким-либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины-фараоны. В истории известна царица Хатшепсут . В всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросетл в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут . В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения в различных областях Египта.
Слайд 17
Боги Древнего Египта
Слайд 18
Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум . Согласно легенде, он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару — бога Шу и богиню Тефнут . Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут — женское дополнение Шу . Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб — это бог Земли или, по сути, сама Земля. Нут — богиня Неба или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут . От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сетх и Нефтида .
Слайд 19
Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде, он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх , Исида и Нефтида . Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису и решил убить его. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила.
Слайд 20
Вскоре она родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида — великая богиня — мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх . Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро поднимался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг ( ). В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Слайд 21
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют Великой Живой Душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер, душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет . Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна. Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
Слайд 22
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире. Бог Себек , который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет , которая изображалась в облике женщины с головой льва.
Слайд 23
Но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха , Хит, Патэки , Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.
Слайд 24
Душа в представлении египтян
Слайд 25
У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований. Итак, душа по верованию египтян состояла из…
Слайд 26
1. Ба — так называлось воображаемое существо, представляющее собой душу человека и душу бога. Иногда ба являлось синонимом слова "бог" и одновременно слова "душа". Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось, как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подниматься на небо, однако в конце все же возвращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра — даже целых семь. 2. Ка — приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, чтобы ка нашла там убежище. Иногда слово ка переводят как "двойник" души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться в гробницу. 3. Ах — слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса. 4. Шу — это слово можно перевести как "тень". Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона. 5. Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина. 6. Сах — так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки".
Слайд 27
Спасибо за внимание !
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем тыкву
Лиса-охотница
Ворона
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики