Работа заняла 2 место в муниипальном конкурсе по правам человека
Вложение | Размер |
---|---|
prava_cheloveka-osnova_grazhdanskogo_obshchestva.docx | 722.6 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казачинская основная общеобразовательная школа» Первомайского района
658045 п.Казачий, ул.Ленина. 14
Первомайский район, Алтайский край
Телефон: 8-385-32-75-126
Номинация -
исследовательская работа
Тема работы:
«Права человека – основа гражданского общества»
Истратов Иван Сергеевич
9 класс, п.Казачий, ул.Строительная, 42
Первомайского района, Алтайского края
Телефон: 89132658809
Шишкина Татьяна Николаевна
МКОУ «Казачинская ООШ»
Первомайского района
Учитель истории и обществознания
Телефон: 89132462671
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
3. Гражданское общество и право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Гражданское общество есть сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся общественных организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти. Гражданское общество — это сфера жизни граждан страны, не контролируемая государством. Гражданское общество представлено развитой системой неправительственных организаций, в число которых входят общественные организации, церковь, семья, негосударственные средства массовой информации. Вмешательство государства в сферу гражданского общества сводится, как правило, к законодательному регламентированию и финансовой поддержке.
Идеалы свободы, уважение прав человека и принцип проведения периодических и нефальсифицированных выборов на основе всеобщего избирательного права являются важными элементами демократии. В свою очередь, демократия обеспечивает естественные условия для защиты и эффективной реализации прав человека. Эти ценности отражены во Всеобщей декларации прав человека и дополнительно разъяснены в Международном пакте о гражданских и политических правах, закрепляющем совокупность политических прав и гражданских свобод, которые являются опорой истинно демократических государств.
Связь между демократией и правами человека зафиксирована в статье 21(3) Всеобщей декларации прав человека, гласящей:
«Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и более поздние документы о правах человека, устанавливающие права групп населения (например, коренного населения, меньшинств, инвалидов), одинаково важны для демократии, так как они обеспечивают объективное распределение материальных ценностей, а также равенство и справедливость в отношении реализации гражданских и политических прав.
В течение нескольких лет Генеральная Ассамблея ООН и ранее существовавшая Комиссия по правам человека пытались при помощи международных инструментов защиты прав человека добиться общего понимания принципов, норм, стандартов и ценностей, являющихся основой демократии, чтобы помочь государствам-членам в развитии собственных демократических традиций и институтов, а также в соблюдении их обязательств по правам человека, демократии и развитию.
- 4 -
В результате этих усилий бывшая Комиссия по правам человека приняла несколько принципиально важных резолюций.
В 2000 году Комиссия рекомендовала ряд важных законодательных, институциональных и практических мер по консолидации демократии (резолюция 2000/47); а в 2002 году Комиссия выступила с заявлением о следующих важных элементах демократии:
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.
Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.
- 5 -
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Понятие "гражданское общество" возникло в глубокой древности. Его корни восходят к идее философа Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан или гражданское общество.
Эти понятия не разделялись до XV-XVIII веков. По мнению Никколо Макиавелли, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. Джон Локк отстаивает первенство гражданского общества, основой которого является собственность граждан. Более глубокую теоретическую разработку гражданскому обществу дал И.Кант. Он считал, что главным в формировании гражданского общества является соотношение свободы каждого со свободой другого. По его мнению, гражданское общество основано на следующих трёх принципах: свобода члена общества как человека; равенство его с другими как подданного; самостоятельность общества как гражданина. Ф.Гегель под гражданским обществом понимал единство различных лиц, связанных между собой материальными интересами. Он подчёркивал самостоятельность существования гражданского общества и государства.
Итак, гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для
самоорганизации индивидов и коллективов, через которые проявляются
и осуществляются их личные интересы и которые создают совокупность
неполитических отношений в обществе (экономических, социальных,
семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.). Если государство
представить вертикальной (иерархической) структурой, то гражданское общество будет являться горизонтальной структурой, находиться между личностью и государством. Возникновение гражданского общества связано с невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение интересов государства и интересов граждан.
Существующие в современной отечественной литературе две основные точки зрения на понимание гражданского общества вытекают из этой марксистской традиции.
Согласно одной из них, гражданское общество – это совокупность внегосударственных отношений и институтов. Понятие «гражданское общество» при этом рассматривается как противоположное понятию «государство». В совокупности они образуют дихотомическое деление общества, т.е. деление надвое без остатка. В этом случае каждое из указанных понятий может быть определено только через свою противоположность; таким образом, гражданское общество – это все, что не государство.
- 6 -
При таком подходе в сферу гражданского общества включаются и политические негосударственные институты. В этой связи исследователи ставят проблему «политического измерения» гражданского общества. К политической составляющей гражданского общества относятся:
1) деятельность политических партий;
2) деятельность профсоюзов и других общественных организаций;
3) свободная независимая пресса;
4) различные формы выражения общественного мнения.
Согласно другой точке зрения, гражданское общество представляет собой совокупность неполитических отношений и институтов. В этом случае противоположным понятию «гражданское общество» является понятие «политика». При таком подходе из сферы гражданского общества фактически «изымаются» все формы политической самодеятельности граждан, что представляется неверным.
Более распространенным в отечественной политологической литературе является первый подход. Гражданское общество в этом случае можно определить как совокупность независимых от государства отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Важно отметить, что данное определение содержит указание на функции гражданского общества, что освобождает нас от специального рассмотрения этого вопроса.
Содержательный анализ понятия «гражданское общество» позволяет выделить ряд его характеристик. К ним относятся следующие:
во-первых, гражданское общество – это все отношения в обществе, которые определяются самими индивидами, а не государством. Это сфера свободы индивида (в рамках определенного государством закона), сфера его самодеятельности в различных областях жизни, сфера частной жизни индивидов. Сфера частной жизни – это сфера убеждений индивида, его ценностей, культурных предпочтений, конфессиональной принадлежности, т.е. сфера, в которой индивид осуществляет тот или иной выбор, ставит и достигает цели, удовлетворяет свои потребности.
Во-вторых, гражданское общество – это отношения, которые возникают между людьми как представителями тех или иных социальных групп, как носителями тех или иных ролей, функций (учитель – ученик, продавец – покупатель, работодатель – наемный работник и т.п.).
Наконец, гражданское общество – это деятельность различных объединений и организаций, созданных по инициативе самих индивидов для выражения и защиты их интересов. Причем признаком гражданского общества является не просто наличие общественных организаций (они существовали в нашей стране и в период тоталитарного режима, но были созданы по инициативе партии и государства и выполняли в основном идеологические и политические функции – пионерская организация,
- 7 -
комсомол, профсоюзы, ветеранские организации), а именно характер их создания и выполняемые ими функции.
Гражданское общество не сводится к какой-либо одной из указанных характеристик, а представляет собой единство, т.е. одновременное сосуществование этих его проявлений. С этой точки зрения гражданское общество может быть определено как совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их добровольных объединений.
Права и свободы человека становятся реальной категорией общественно-политической жизни лишь в случае, если последняя представляет единство гражданского общества и правового государства (и то, и другое мы относим к важнейшим политико-правовым условиям реализации прав и свобод человека).
Права человека - это неотъемлемые возможности (социально-экономические, политические, культурные и др.) свободной жизнедеятельности, свободного самоопределения человека в обществе.
Современное представление о правах человека выражает так называемая универсальная концепция прав человека, первоначально закрепленная во "Всеобщей декларации прав человека" от 10 декабря 1948 г. Впоследствии появились и иные международно-правовые акты, документы соответствующего содержания и значения. Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
Концепция прав человека называется универсальной, потому что указанные в ней возможности свободной жизнедеятельности, свободного самоопределения относятся в равной мере к каждому человеку, независимо от его расовой, национальной принадлежности, пола, социального и имущественного положения и т.д. Концепция прав человека - это "говорящее" об общечеловеческих ценностях идеологическое отражение меры свободы человека, стандартов его свободы на современном этапе развития человеческой цивилизации и культуры.
Разграничение прав гражданина и прав человека связано с различием государства и гражданского общества, для которого характерно наличие системы отношений в которые государство не вмешивается, ограждает эти отношения от незаконного вмешательства (своего, иного).
Гражданское общество предполагает реализацию человеком индивидуальных интересов, здесь права человека - основа автономии (самоопределения,
самореализации) личности. Права гражданина относятся к сфере отношений индивида с государством. Правовой статус гражданина обусловлен институтом гражданства, т.е. особой устойчивой правовой связью индивида с государством, выражающейся в их взаимных правах и обязанностях. Понятия «права человека», «права гражданина» предполагают как различие правовых статусов у человека и гражданина, так и то, что, например, права человека,
- 8 -
предусмотренные разделом Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», признаются за каждым человеком, находящимся на территории государства (не только гражданином, но и лицом без гражданства, иностранцем).
Одной из форм проявления гражданской активности является социальная переписка, в которой наряду со взрослыми участвуют и несовершеннолетние граждане. Когда появляется социальная проблема, требующая решения, люди, применяя свои знания об обществе, пытаются ее осознать, высказывают свою позицию, свое мнение. В сопоставлении этих взглядов и позиций рождается общественное мнение. Гражданин, желающий, чтобы его мнение было учтено, прибегает к социальной переписке. Очень часто граждане всех возрастов пишут письма в средства массовой информации для того, чтобы выразить сочувствие другим людям, ставшим жертвами социальных трагедий, природных или технических катастроф. Выражение приветствия или сочувствия развивает понимание гражданского единства, чувства общей принадлежности к гражданскому обществу.
Социальная переписка как способность человека передавать в письменной форме свои идеи, свое мнение по проблемам общественной жизни является одним из способов участия человека в жизни гражданского общества.
Человек, пользуясь возможностями, которые ему предоставляет социальная переписка, может убеждать других членов гражданского общества в правильности определенной точки зрения. Социальная переписка может иметь разные цели. Одной из типичных ее форм являются письма-мнения. Например, 15-летняя школьница написала в редакцию одной из газет: «Я рада, что мне 15 лет, а не 50 и не 75, как моим маме и бабушке, потому что мне не с чем сравнивать. Пару недель назад я пробегала мимо книжного магазина и увидела картину: молодой человек сидел среди свечей и цветов на асфальте, держал плакат и плакал — на этом месте был убит его друг. 10 декабря — День прав человека. В этот день в 1948 году Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая провозгласила столько свобод, что поневоле задумаешься: нужны ли они нам, если мы не можем пользоваться даже малым?! Какие умные мысли в этом утопическом документе! Статья 3 гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. А как же убитый юноша?»
Примером писем-протестов являются «открытые письма» современных деятелей культуры к властям, цель которых состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности к конкретной общественной проблеме.
С помощью писем-предложений их юные авторы, обращаясь к другим гражданам, призывают их к поддержке или критике, например, существующих законодательных актов, проектов или реформ. Еще одной целью письменной деятельности граждан может быть получение информации или помощи, в которой они нуждаются.
- 9 -
Так, несовершеннолетние граждане с помощью писем-просьб запрашивают информацию о потерявшемся четвероногом друге, потерянных ключах или документах, ищут добровольцев для оказания помощи в лечении.
Жизнь в демократическом государстве, а Россия именно такое государство, предполагает, чтобы российские граждане, в том числе и юные, имели собственную позицию по отношению к власти, личной свободе, гражданской ответственности, законности и самоуправлению, то есть имели собственное мнение и умели его представить, используя возможности социальной переписки.
Другой возможностью участия в жизни гражданского общества является участие несовершеннолетних в общественных объединениях.
Общественные объединения граждан составляют важнейший элемент гражданского общества. В российском обществе существует множество разнообразных общественных организаций. Они представляют интересы самых различных групп населения, а их деятельность основывается на принципах добровольности, законности, равноправия и самоуправления. Граждане имеют право создавать свои объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин имеет право на объединение, которое включает в себя право создавать объединения либо воздерживаться от вступления в них.
Несовершеннолетние граждане не наделены правом учреждать объединения, но они могут быть членами и участниками уже существующих объединений. В молодежные общественные объединения подростки могут вступить по достижении возраста 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут стать граждане с 8 лет. Общественные объединения создаются в форме общественных организаций, движений или органов общественной самодеятельности, члены которых совместными усилиями решают различные проблемы, возникающие у граждан по месту учебы, жительства, работы. Особыми видами общественных объединений являются благотворительные, религиозные организации, а также профессиональные союзы.
Подобно другим общественным организациям, профсоюзы являются независимыми. В своей деятельности они не подчиняются государственным органам, работодателям, другим общественным объединениям и отчитываются только перед своими членами. В профессиональные союзы люди объединяются по профессиональным интересам для защиты своих трудовых и социальных прав. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают коллективные договоры с работодателями, контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, и имеют право на организацию и проведение забастовок. Таким образом, профсоюзы ограничивают власть работодателя и делают производственную жизнь демократичнее.
- 10 -
Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду их деятельности. Профсоюз создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, кто достиг возраста 14 лет и осуществляет трудовую (профессиональную) деятельность, вправе стать членом профсоюзной организации.
Порядок вступления в общественное объединение можно узнать из его устава — документа, в котором закреплены цели деятельности объединения, права и обязанности его членов. Общественное объединение вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Подростки могут совершенствовать свою школьную жизнь, участвуя в ученическом самоуправлении. Ученическое самоуправление — управление жизнедеятельностью школьного коллектива, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется законами РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка и уставом школы.
Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня, на социализацию учащихся, на воспитание у ребят гражданственности, уважения к правам и свободам человека, толерантности, трудолюбия, бережного отношения к природе.
Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления может быть: обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями; содействие в удовлетворении потребностей учащихся в дополнительных образовательных услугах.
Для достижения своих целей ученическое самоуправление решает следующие задачи: организация взаимопомощи в целях достижения целей обучения; формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности; оказание помощи учащимся в социальный защите их прав.
Организация деятельности ученического самоуправления строится на интересах учащихся и не входит в противоречие с уставом школы. Органы ученического самоуправления создаются в целях осуществления взаимодействия учащихся и педагогического коллектива. Органы ученического самоуправления подразделяются на классные и общешкольные. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Периодически, не реже одного раза в полугодие, классные органы
- 11 –
ученического самоуправления должны отчитываться и частично обновляться с тем, чтобы каждый ученик за годы пребывания в школе поработал не один раз в органах ученического самоуправления.
Органы ученического самоуправления создаются на добровольных началах, выборной основе. Ученическое самоуправление строится на принципах: взаимопомощи и доверия, равноправия всех учащихся, коллегиальности принятия решений, гуманности по отношению к каждой отдельной личности.
Так, в нашей школе высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция школы, норма представительства от каждого класса куда определяется школьным Президентским Советом.
Президентский Совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Он принимает решения по всем вопросам деятельности школьного ученического самоуправления простым большинством голосов представителей и осуществляет общее руководство деятельностью ученического самоуправления в период между работой ученической конференции школы. Президентский Совет является исполнительным органом общешкольного ученического самоуправления.
Как члены гражданского общества подростки также имеют право на участие в публичных мероприятиях. Публичное мероприятие — это открытая, доступная каждому акция, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Его целью является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение различных требований.
Школьники могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав во внеучебное время. Организатором митингов и собраний могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Организатор публичного мероприятия обязан в установленный законом срок подать уведомление о проведении публичного мероприятия в органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. Уведомление — это документ, которым сообщается органам власти о проведении мероприятия для того, чтобы обеспечить безопасность и правопорядок при его проведении. Участники публичного мероприятия, то есть те, кто добровольно в нем участвует, должны соблюдать общественный порядок и выполнять законные требования организатора акции. В противном случае публичное мероприятие может быть прекращено, особенно, если при его проведении создается реальная угроза для жизни, здоровья, имущества граждан или участники акции совершают противоправные действия. Закон устанавливает время проведения публичного мероприятия: не ранее 7 часов утра и не позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Школьники могут проводить собрания и митинги на территории или в помещении школы при условии соблюдения правил проведения собраний и митингов. Собранием считается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.
- 12 –
Организаторами демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Во время демонстраций граждане организованно и публично выражают общественные настроение и используют во время передвижения плакаты и транспаранты. Для того, чтобы привлечь внимание к каким-либо проблемам, граждане прибегают к такой форме публичных акций, как шествие. Шествие — это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту. Достаточно часто граждане организуют пикетирование для того, чтобы публично выразить свое мнение. Во время акции пикетирующие размещаются у определенного объекта и могут при этом использовать плакаты. Закон устанавливает места, где проводить публичные мероприятия запрещено. Например, около зданий судов, резиденций Президента РФ, высоковольтных линий электропередач.
Таким образом, как представители гражданского общества взрослые и подростки могут создавать общественные объединения, участвовать в таких публичных акциях, как собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикеты.
Участие в жизни гражданского общества позволяет гражданам России оказывать влияние на общественную жизнь, на деятельность государства в интересах граждан. Осознавая себя независимыми, самостоятельными личностями, наделенными неотчуждаемыми правами и свободами, граждане активно участвуют в социальной переписке. По собственной инициативе они создают различные негосударственные общественные организации. Очень важно, чтобы все граждане России могли беспрепятственно пользоваться своими конституционными правами и свободами, а также выполняли свои обязанности. Отношения между гражданами и государством должны строиться только на основе закона. Достижению этих целей во многом способствует деятельность негосударственных общественных организаций.
Умение участвовать в жизни гражданского общества дает возможность несовершеннолетним гражданам привлечь внимание властей к решению социальных проблем, защитить свои права, права других людей, заявить свою гражданскую позицию.
Итак, в нашей стране существуют разные способы заявить свое мнение по проблемам общественной жизни, защитить свои права и права других людей: социальная переписка, законные способы самозащиты, обращение граждан в судебные органы, органы государственной власти и самоуправления.
3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является "просто право, равное право".
- 13 -
Становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее начало Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории, как разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира.
Гражданское общество основано на равном для всех законе, охраняющем общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство - это не фактическое равенство, а равенство возможностей - неодинаковость людей и их социальных статусов. Более того - в начальный период существования гражданского общества формальное равенство людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, не способных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем ликвидация сословных привилегий и законодательное закрепление равных для всех правовых возможностей создавало совершенно новые условия развитию социальных отношений. Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Билля о правах (Англия, США) или Декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.
В процессе становления гражданского общества и современного государства основным источником права Нового времени становилось законодательство, основанное на принципах индивидуализма, отражающего раскрепощение личности, ее освобождение от сословных, корпоративных и иных феодальных уз. В центре правовой системы Нового времени был поставлен именно человек, личность, а не сословно-корпоративные образования. В связи с этим и права человека стали рассматриваться как естественные и неотчуждаемые. С развитием представительного государства они подкреплялись все более обширной совокупностью прав граждан.
Гражданскому обществу соответствует правовое государство. В отличие от полицейского государства (получившего название "административно-командная система") правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечить их системой гарантий. Эти права и свободы понимаются не как "дозволения" члену гражданского общества что-то делать, а как его возможность делать все, что не запрещено законом (свобода), и обеспеченные системой юридических гарантий возможности осуществлять свои интересы (права).
Отделение общества от государства и подчинение государства закону обусловливает деление права гражданского общества на частное и
- 14 –
публичное. Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений.
Государственные органы и должности создаются правом, существуют и должны действовать строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений может регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.
Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.
Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование права не является обязанностью гражданина*(398). Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для достижения поставленной перед ними цели, решения задачи.
Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах равенства, свободы, координации. Их связи и отношения основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен вышестоящему начальству (органу, учреждению).
В отношениях между частными лицами или объединениями, регулируемых частным правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; он обязательно должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание) за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния.
- 15 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными проблемами в эффективной реализации прав человека являются дефицит демократии, слабость лидеров и демократических институтов. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) и Программа развития ООН (ПРООН) изыскивают способы решения этих проблем посредством консультативных услуг и программ технического сотрудничества, главными задачами которых являются: укрепление правовой основы защиты прав человека (институциональная и правовая реформы); наращивание потенциала; расширение прав и возможностей уязвимых и обездоленных слоев общества; пропаганда, повышение информированности и просвещения в области прав человека.
В странах, находящихся на пути к демократии и возрождающихся после конфликтов, УВКПЧ сотрудничает с правительствами и другими участниками в целях преодоления прошлого для укрепления общественного доверия и восстановления мира и верховенства права.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы в отношении прав человека:
Отчеты о работе этих семинаров могут служить руководством по разработке национальных и региональных структур и стратегий по реализации демократии как целостного принципа на основе строгого соблюдения прав человека и принципов верховенства права.
Кроме того, УВКПЧ опубликовало сборник соответствующих документов и текстов, который можно использовать как справочное пособие и аналитический инструмент при подготовке конституции, пересмотре/подготовке проектов национальных законов и стратегий укрепления прав человека и демократических устоев.
УВКПЧ совместно с другими учреждениями системы ООН разрабатывает согласованный общесистемный подход к поддержке демократии и конституционных норм. Кроме того, УВКПЧ стремится наладить
- 16 -
партнерские отношения с такими межправительственными организациями, содействующими развитию демократии, как Межпарламентский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и региональные межправительственные организации. Управление оказывает специальную поддержку Фонду демократии ООН, предлагая свои рекомендации в процессе принятия решений по критериям финансирования программ и по предлагаемым проектам.
Современное гражданское общество имеет следующую структуру:
1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).
2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.
Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.
Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.
Во-первых, экономическая организация гражданского общества — это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
Второй структурный элемент гражданского общества — его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп — важное направление социальной политики.
- 17 -
Наемным работникам необходимо создавать экономические, социальные и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.
В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного производства товаров и услуг. Что же касается нетрудоспособных граждан, то им должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, которые позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни.
Третий структурный элемент гражданского общества — его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей — «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации.
Но это не означает тождества свободы личности «и правового положения гражданина. Свобода обладает таким свойством, как нормативность. Из этого следует, с одной стороны, что человек обретает свободу в результате своей способности подчиняться ее нормативным требованиям (общеобязательным правилам поведения). С другой стороны, это означает, что внешней формой бытия свободы личности являются социальные нормы, определяющие меру, допустимые границы свободы.
- 18 –
И только в наиболее важных, имеющих повышенную значимость для общества или для самого человека областях меру свободы определяет, нормирует само государство. Это делается при помощи правовых норм, законов. Законы, если они носят правовой характер, являются в этом плане, по словам Маркса, «библией свободы». Главным же юридическим средством закрепления, признания со стороны государства достигнутой свободы личности является конституция.
При этом сами права и свободы, в том числе конституционные, с одной стороны, определяются уровнем развития гражданского общества, зрелостью его экономической, социальной, общественно-политической организации; ведь гражданское общество — социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, от полноты прав и свобод человека и гражданина, степени их гарантированности, последовательности реализации во многом зависит развитие, углубление важнейших характеристик гражданского общества как правового, демократического общества, как общества подлинной свободы и социальной справедливости. Права человека н гражданина являются в этом плане инструментом саморазвития гражданского общества, его самоорганизации. Эта двуединая взаимосвязь находит свое закрепление и на государственно-правовом, юридическом уровне, когда Конституция и другие законы устанавливают ответственность не только гражданина перед государством, но и государства перед личностью.
- 19 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алтайском крае, № 9, 2010 г.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
1. Сайт «Президент России - гражданам школьного возраста»:
http://kids.krernlin.ru/
2. Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам
ребенка: http://www.rfdeti.ru/
3. Сайт Уполномоченного при Губернаторе Алтайского края по правам
ребенка: http://altaisky.rfdeti.ru
4. Сайт Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае
http://www.protmen.ru/
5. Сайт автономной некоммерческой организации «Институт прав человека»:
h ttp://www. hrights.ru/
6. Сайт «Права и дети»: http:// wwvv.School-sector.relarn.ru/prava
- 20 -
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОМ КЛУБЕ «ПЕРЕКРЕСТОК»
ПРАВОВАЯ ИГРА
- 21 -
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ
- 22 -
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем белые грибы пастелью
Стеклянный Человечек
Воздух - музыкант