Потеря знаний в области обычаев, традиций приводит к потере национального сознания. Цель нашей поисковой работы – сохранить эти знания. Объект изучения – свадебный обряд. Выбор данной темы не случаен именно потому, что народные традиции и ритуалы представляют интерес с точки зрения изучения. Актуальность темы состоит в том, что обрядовые традиции наиболее подвержены временным изменениям.
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 87.7 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Эпохи людей, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.
Удалённость древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. «Ведь древние цивилизации – не угасшие миры, свет от них ещё идёт к нам. Их достижения – часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями».1
Как любой элемент общественной жизни, традиции имеют своё рождение и долгий период утверждения и развития, специфика которого обусловливается, прежде всего, конкретно – историческими и этносоциальными условиями.
В образовании народных традиций важное место занимает обычай, т.е. привычка, принятое, усвоенное дело. У каждой местности были свои обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям наши предки, какое воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядом, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.
__________________________
Основы современной цивилизации /Под ред. Л.Н.Боголюбова. –М., 1992 г. –С. 49.
Потеря знаний в области обычаев, традиций приводит к потере национального сознания. Цель нашей поисковой работы – сохранить эти знания. Объект изучения – свадебный обряд. Выбор данной темы не случаен именно потому, что народные традиции и ритуалы представляют интерес с точки зрения изучения. Актуальность темы состоит в том, что обрядовые традиции наиболее подвержены временным изменениям. Местом исследования является наше село Каменная Балка. В работе мы использовали материал, собранный поисковым отрядом в течение двух лет.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Устное народное творчество русского народа богато и уникально. Уникальность его состоит в том, что это огромный пласт русской культуры, поэтому подбор литературы вёлся с учётом выбранной нами темы. Очень помогли общие теоретические знания по фольклору, собранные в книгах В.Аникина «Русский фольклор», Т.Ф.Кузиной «Занимательная педагогика народов России». Богатый практический материал мы почерпнули из книги Н.В.Чудаковой «Праздник для детей и взрослых».
Важным в работе является материал, собранный поисковым отрядом: устные рассказы, фонозаписи, фотодокументы – он и является основополагающим в нашем исследовании.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Используя литературные источники и материал, полученный в ходе опроса жителей, мы провели собственное исследование, в котором соединили научные знания с индивидуально полученной информацией.
В работе применяется методика поэтапного изучения.
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ
У всех народов сохраняются и развиваются традиции, в которых отражаются представления народа о дружбе и любви, семье и браке. Свадьба - одно из самых значительных событий в жизни каждой семьи, этим и был продиктован наш интерес к данному ритуалу.
Свадебный обряд - наиболее сложный по своему составу и в художественном отношении самый богатый из русских традиционных бытовых обрядов. Это многоактное драматическое действие, которое длилось да и длится не один день и по своей сути является сложным сочетанием обрядов, фольклорных и литературных текстов, драматических сцен, плясок. Современная свадьба носит весёлый игровой характер и содержит много действий, уходящих своими корнями в далёкую старину.
Мы часто слышали рассказы бабушек и дедушек, родителей об их свадьбах, о том, как в нашем селе проходил этот обряд, и решили подробнее узнать об этом. Проводя исследование, мы, прежде всего, хотели найти ответы на вопросы: «Каковы основные черты изучаемого ритуала?», «Каким изменениям он подвергся?» Поисковая группа провела опрос старожилов нашего села. Бабушки, вспоминая, оживлялись, глаза их начинали блестеть, иногда скатывались слезинки из глаз, ведь свадьба - самый счастливый день в жизни.
СВАДЕБНОЕ ДЕЙСТВО
Со слов Блохиной Марии Петровны свадьбы чаще происходили осенью в «мясоед», после окончания полевых работ. Категорически запрещалось играть свадьбы во время поста или христианских праздников. В старину женились и выходили замуж очень рано: родители стремились уберечь своих детей от соблазнов, непозволительных связей. Жених и невеста часто не видели друг друга до самой свадьбы. Родители жениха, посоветовавшись с родственниками, выбирали семейство, с которым хотели бы породниться, и засылали сватов или сваху. Родители девушки могли отказать, отговорившись молодостью дочери. Затем мать жениха приезжала посмотреть на невесту. Иногда невесту никто не видел до свадьбы, а порой случались обманы, когда вместо уродливой невесты показывали её младшую сестру или красивую работницу.
Проводя опрос, мы пришли к выводу, что вся свадьба, или свадебное действо, разделяется на три главные части: сговор, или заручины (позже сватовство), девич – вечер и брачное торжество, каждая из которых подразделяется на свои отдельные характерные моменты.
СВАТОВСТВО
После получения первого согласия через день или два происходило сватовство. Сваты (обычно крёстная мать и крёстный отец жениха) заходили в дом предполагаемой невесты, начинали разговор: « Сватушка, свахонька, мы пришли вашу дочку посватать. Прислал нас Иван Васильевич, велел нам кланяться, а у вас есть курочка, нельзя ли их загнать в один хлевушек?» Родители невесты отвечали: « Ну, это дело хорошее, но нам надо посоветоваться, невеста пойдёт ли?» Жених стоял в это время в сенях за дверью. Невеста пряталась за печь, а затем выходила и давала своё согласие. Если родители принимали просьбу, то отец будущей невесты вкладывал правую руку дочери в руку своего будущего зятя. От жениха предлагались подарки и угощение. Невесту и жениха сажали на почётное место в углу под образами, около них садились сваты: около жениха – сваха и его родители, около невесты, сидящей по левую сторону, - её дружки, т.е. девицы, составляющие свадебный персонал невесты. Тут же за столом молодые разрезали каравай на четыре части и отдавали родителям, называя их папой, мамой. (Приложение №1) После сватовства родители договаривались о дате свадьбы.
По воспоминаниям Пивневой Екатерины Фёдоровны, незадолго до свадьбы было принято устраивать выставку приданого – того имущества, которое молодая жена возьмёт с собой в дом мужа. Когда ехали забирать приданое, пели песню. (Приложение № 2)
По количеству и качеству приданого судили о достатке в семье невесты и о том, какой хозяйкой станет будущая жена.
Она же нам рассказала, что по старому русскому обычаю были встречи, устраиваемые в доме невесты с роднёй жениха. После этого родители невесты ехали к жениху «двора смотреть».
ДЕВИЧ-ВЕЧЕР
Об одном из составляющих свадебного ритуала «девиче» нам рассказала Слынько Таисия Михайловна: «Девич – вечер бывал обычно в субботу, накануне венчания, которое почти всегда назначалось на воскресенье.
Важной символической принадлежностью этого субботнего дня было гильце. Оно состояло из ветки, убранной цветами, лентами, колосьями, ягодами, которую втыкали в хлеб. Каравай готовили обязательно замужние женщины, специально приглашённые родителями для этой цели. И с этим караваем молодые, их друзья ходили по улицам, приглашали гостей на свадьбу и пели песни (Приложение № 3)
ОБРЯДОВАЯ ОДЕЖДА
Огромно значение в ритуале играл подбор обрядовой одежды.
Свадебное платье невесты обычно было белого цвета, который символизировал чистоту, нежность. С древних времён, по словам Фиденко Ольги Ивановны, невеста появлялась на свадьбе с покрытой головой. Сначала это был дорогой платок, затем его заменила фата. Рукава платья должны были прикрывать запястья, иначе совместная жизнь молодых будет короткой.
Смена времён сильно отразилась именно на обрядовой одежде
В 40-х годах прошлого века (из воспоминаний Калашник Екатерины Ивановны) свадебный наряд невесты состоял из короткого платья розового цвета, фаты из обычной накрахмаленной марли, украшенной венком из белых бумажных самодельных цветочков, выложенных в форме гребешка. (Приложение №4)
Спустя десятилетие (из воспоминаний Слынько Т.М.) платье невесты было преимущественно белым, сшитым из штапеля. Фата капроновая, украшенная белыми цветами в форме прямого венка была одной на всё село. Цветы в букете невесты должны быть белыми или розовыми. Белый цвет, символизирует чистоту, нежность; розовый – молодость.
Костюм жениха состоял из тёмных брюк, широкой навыпуск белой, чаще расшитой рубахи, надеваемой под кушак или ремень, что считалось предметом роскоши. По существовавшему в России обычаю, сорочку дарила жениху невеста. К костюму молодых прикрепляются одинаковые белые цветы. Позже костюм дополнил пиджак.
БРАЧНОЕ ТОРЖЕСТВО
И вот наступал день свадьбы. Раньше обязательным считалось венчание. Пивнева Екатерина Фёдоровна вспоминает о том, что невеста в день венчания поднималась до рассвета и плачем будила своих родных и подруг:
- Встань, проснись, мамочка, родимая,
В окно посмотри, много ли бояр во дворе. (Приложение № 5).
Свадьба игралась очень торжественно, потому что люди осознавали брак действительно как таинство, понимания, что этим шагом определяют свою жизнь до смерти и дороги назад не будет. Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль со множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя чётко определённая роль. Выбирались дружки, свахи, сопровождающие невесту и жениха, - так называемые чины, каравайщики, которые шли впереди свадебных поездов невесты и жениха с караваями.
Невесту (со слов Луценко Нины Фёдоровны) долго одевали, сваха расчёсывала ей волосы, по-особому их перекручивала, одевала специальный головной убор и покрывало, потом обращалась к родителям:
Светел месяц, родимый батюшка,
Красно солнышко, родимая матушка!
Мне не надо ни золота. ни серебра,
Прошу вашего честного благословения!
Сняв икону со стены, отец благословлял ею дочь, стоящую на шубе. После чего невеста кланялась всем родным, целовала родителей. В это время в доме жениха благословляли жениха, и он отправлялся к дому невесты.
Гореславец Нина Фёдоровна говорит, что в старину, прежде чем пойти за невестой, жениха наряжал дружок, а дружка жених. Затем украшали веник бантиками, лентами, цветочками. Подходя ко двору невесты, сват мёл дорожку, по которой жених шёл к невесте. Перед уходом молодых дорожку вторично выметали для того, чтобы смести всё плохое на их пути, чтобы их совместный путь был чистым и длинным. Затем, по приходу домой, сват выбрасывал веник через крышу дома.
Родственники жениха пели около дома сватов:
У нашего свата соломенна хата, одвирки с ганчирки,
Подай, сват, горилки.
Начиналось небольшое застолье, жених «выкупал» невесту с помощью дружка, сватов обычно цветами, конфетами, иногда деньгами.
Раньше, если предложенный выкуп не устраивал подруг, родственников невесты, то они выставляли «мнимую невесту», укрытую под шалью или покрывалом. Нередко случалось, что жених обнаруживал под покрывалом мужчину. По старинному поверью, если невеста хочет быть счастливой в замужестве, то должна на свадьбе много плакать. Существовали прощальные песни, причитания. (Приложение № 6)
Родители невесты в последний раз, вынося образа, благословляли своих детей, их осыпали хмелем и конопляным семенем, и жених с невестой уезжали в церковь для венчания. (Приложение № 7)
Специальный человек должен был следить, чтобы никто не прошёл между женихом и невестой – это было дурной приметой. Также невеста не должна была оглядываться назад, чтобы не вернуться домой.
ВЕНЧАНИЕ
Молодые на конях в разукрашенных кибитках отправлялись в церковь, там происходил обряд венчания. Венчание – это торжественный, красивый, немного таинственный религиозный обряд, сопровождающий таинство брака.
Раньше венчанию предшествовало обручение – обмен кольцами, теперь обручение и венчание совершают одновременно.
Когда жених и невеста приходили в храм, священник выяснял, нет ли препятствий к браку, согласны ли молодые вступить в брак, и надевал им кольца.
При венчании священник обязательно спрашивал: «Не обещался ли другой?», «Не обещалась ли другому ?», затем благословлял жениха и невесту и трижды обводил их вокруг аналоя (специального столика, на котором лежали Евангелие и Крест).
Во время венчания жених и невеста держали в руках зажжённые свечи – эти свечи принято было сохранять. Над головами новобрачных - венцы, головные уборы в форме короны (отсюда венчание). (Приложение № 8)
Молодожёны до венчания обязательно должны принять крещение. После венчания в доме жениха молодых встречали отец и мать с хлебом, солью и иконой.
Новобрачные кланялись, целовали родителей, хлеб и икону, стоя на расстеленной мехом вверх шубе. Затем начиналось свадебное торжество, состоящее из пиршеств, попоек, песен и плясок. По традиции первыми поздравляли новобрачных родители, затем к ним обращались бабушки и дедушки, а потом другие родственники.
В беседах с людьми старшего поколения мы узнали ещё об одном обычае: в конце свадебного вечера молодой супруг от себя и своей супруги произносил благодарственную речь и дарил подарки самым почётным гостям.
Согласно одному из обрядов молодому супругу нужно было быть готовым к тому, что в разгар пиршества супругу могут украсть. В этом случае он искал свою жену, а затем «выкупал» её.
Если молодой муж отлучался куда-либо без жены, то его место могли занять. Обычно это делали брат или сестра жены. По возвращении у него требовали выкуп.
Гориславец Нина Григорьевна рассказала о замечательном, старинном обряде- свадебном хороводе. Молодые ходили по кругу с завязанными глазами, и невеста давала свой венок кому-либо из девушек, а жених – одному из юношей. Эта игра предсказывала следующую свадьбу. Об этом поведала Нине Григорьевне её бабушка.
В составе свадебного обряда важное место занимали песни, причитания, величания, пословицы, поговорки и присказки. Их функция – пожелания благополучия, счастья невесте и жениху, родным и близким. (Приложение № 9)
Со слов Слынько Т.М. , утром на следующий день сваха рисовала на мазаной стене то, что подарили молодым: козу, тёлку, вышивку, чулки за 50 копеек, полметра ткани детишкам на рубашки и т.д., затем молодую жену заставляли мазать стену, чтобы старшие видели, хорошая ли она работница.
«РЯЖЕНЫЕ»
Второй день свадьбы как ритуальное действо начинался после полуночи, задолго до утра, он больше походил на балаганное представление, производившее впечатление спонтанного спектакля, но сценарий второго дня свадьбы был на самом деле строго регламентирован.
Ночью нужно было внимательно смотреть за хозяйственным двором, поскольку проворные сваты могли свести со двора скотину, птицу и т.д. К примеру, в эту же ночь могли заткнуть трубу. Утром вся округа будет знать о несостоятельности хозяев, что нежелательно.
Вообще второй день свадьбы в нашей местности принято называть «Куры». Это объясняется тем, что в этот день обычно едят вареное мясо кур и лапшу. Лапшу должна катать невеста, так проверялось, хорошая ли хозяйка молодая. Этот день сопровождался гулянием ряженых по селу, которые с песнями. Танцами и прибаутками обходили все дворы, как бы желая разделить радость события с окружающими. (Приложение № 10)
Утром ряженые со стороны невесты направлялись в дом жениха, там невеста должна по очереди умыть родителей жениха и на вопрос сватов: «Кого умываешь?» должна была ответить: «Маму», «Папу». Спустя какое-то время тот же ритуал повторялся в доме невесты, только теперь родителей невесты умывал жених. Данный ритуал свидетельствовал о покорности младшего поколения и показывал, что в семью входи новый человек, который публично подтверждает своё родство с новой семьёй. (Приложение № 11)
Весь день продолжались гулянья. Родителей жениха и невесты катали на санях (зимой) или в обычной повозке (летом), заставляли доить козу или чистить картошку и т.д. (Приложение № 12) Вообще, во второй день свадьбы главными участниками праздника становились родители молодых.
Если жених или невеста оказывались младшими в семье, старшие в присутствии всех гостей забивали у ворот кол. Это являлось подтверждением того, что родители выполнили свой основной долг перед детьми, что свадеб в этом дворе больше не будет. (Приложение № 13)
Затем гости садились за столы, ели лапшу и мясо, хвалили родителей молодожёнов.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАДИЦИИ
В основном, старинные обряды сохранились и в наше время. Но только сейчас уже не ходят с караваем («гильце»), а посылают письменные приглашения. Это либо открытки, приобретённые в магазинах, с заранее отпечатанным на них стандартным текстом, либо сделанные и написанные будущими молодожёнами. По традиции приглашения могут разослать и их родители. (Приложение № 14).
Многие современные молодожёны наряду с регистрацией брака в ЗАГСе (Отдел записи актов гражданского состояния) (Приложение № 15), возрождая древний обычай, тоже венчаются в церкви. (Приложение № 16)
По современному обычаю невеста бросает через голову свадебный букет, та девушка, которая его поймает, будет скоро невестой.
В нашем селе существует хорошая традиция, все молодожёны возлагают цветы к памятнику погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны. (Приложение № 17)
ЮБИЛЕИ СВАДЬБЫ
А вот Пивнева Нина Григорьевна рассказала, что этот праздник в жизни новобрачных не последний, впереди ещё много свадеб! Всем известны серебряная и золотая свадьбы – их принято торжественно отмечать, как важные вехи семейной жизни. Но между, этими вехами стоят и небольшие «вешки» - практически каждый год семейной жизни завершается особым праздником. Вот некоторые из тех, которые Нина Григорьевна знает, и которые они в семье постоянно отмечают.
День вступления в брак – зелёная свадьба, праздник молодости и любви.
Завершился первый год семейной жизни – празднуется ситцевая свадьба. В жизнь молодых уже вошла повседневность, в этот день дарят предметы из ситца.
Через пять лет отмечается деревянная свадьба. Подарки из дерева.
Десять лет супружеской жизни венчает день роз. Пусть все гости придут в этот день с красными розами в руках.
Через пятнадцать лет празднуется стеклянная свадьба. Стеклянные предметы напоминают о том, что отношения между супругами должны быть чистыми, как стекло.
Двадцать пять лет – серебряная свадьба. Рядом с золотым обручальным кольцом надевается серебряное.
Через тридцать лет семейной жизни отмечается жемчужная свадьба. Невесте дарят ожерелье.
Через сорок лет отмечается рубиновая свадьба. Кольцо украшается рубином – камнем любви и огня.
Золотая свадьба венчает полвека. Муж и жена обмениваются новыми золотыми кольцами.
Шестьдесят лет – бриллиантовая свадьба.
(Приложение № 18).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего. Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды … И мы начинаем превращаться в «Иванов, родства не помнящих».1
Многие ли из нас имеют своё родословное древо; многие ли смогут воссоздать в памяти хотя бы главные веки истории и развития культуры своей страны, этноса, нации; назвать выдающиеся литературные, художественные, архитектурные и другие памятники, авторские и безымянные, оставленные нам предками?
А ведь именно на этих памятниках, созданных трудом, фантазией, творчеством наших праотцов, воспитывались, развивались и обучались наши близкие и дальние предки, отцы и деды, матери и бабушки. И каждое новое поколение вносило в этот процесс своё, «просеивая через сито истории» трудовой, культурный и духовный опыт.
Проводя своё исследование, предметом которого был один ритуал, мы убедились в том, что в российской глубинке сохраняются народные традиции. Старожилы нашего села бережно хранят в своей памяти многое, что представляет огромную ценность для нас, ныне живущих, и кому завтра предстоит хранить и славить своё Отечество, свою Россию…
____________________________________
1Русский фольклор./Сост. В. Аникин.-М.: Худ.лит., 1986
ИСТОЧНИКИ
Ф.И.О. автора | Дата сбора материала |
Блохина М.П. | Декабрь 2010 |
Гореславец Н.Ф. | Май 2011 |
Калашник Е.И. | Сентябрь 2012 |
Луценко Л.Е. | Март 2011 |
Луценко Н.Ф. | Декабрь 2010 |
Пивнева Е.Ф. | Май 2011 |
Пивнева Н.Г. | Декабрь 2010 |
Слынько Т.И. | Сентябрь 2012 |
Фиденко О.И. | Март2011 |
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
На кошене, на колодеце
А там Маша воду черпала,
Ой-лю-лю, ой-лю-лю.
А там Маша воду черпала,
Уронила в воду зеркало.
Зачерпнула и поставила,
С дружком Ваней разговаривала:
- Ой ты, Ваня, ты мой миленький дружок,
Разведём с тобой зелёненький садок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
В поле лебёдушка кричала,
В тереме Марьюшка плакала,
В высоком Сергеевна гневалась:
- Бог судья моей матушке родимой!
Отдают меня, молоду, далеко,
Остаются мои светики здесь одни:
Аленький мой миленький цветочек,
Сизенький голубчик василёчек!
Уставай, моя матушка, раненько,
Поливай мои цветики мокренько
Утренней, вечернею зарёю,
Сверх того- горючею слезою.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Раскачалася грушица
Перед яблонкой стоючи,
Расплакалась Авдотьюшка
Перед батюшкой стоючи:
- Государь ты, мой батюшка,
Ты к чему рано вино куришь?
Ты к чему рано пиво варишь?
Ты к чему рано ставишь меды сладкие?
- Ты дитя ли моё, дитятко,
Ты дитя ли моё милое!
Я хочу тебя замуж отдать
Не за князя, не за барина-
За того ли сына гостиного.
-Государь ты, мой батюшка!
Нельзя ли думу раздумати,
А меня замуж не выдати?
-Ты дитя ли моё, дитятко,
Ты дитя ли моё милое!
У нас дело-то сделано,
По рукам у нас ударено,
Быть сговору-девичнику,
Быть девичьему вечеру.
В воскресенье тебе, дитятко,
К суду божию ехати,
Под златым венцом стояти
Со удалым добрым молодцем.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Ты садись-ка, добрый молодец,
Поплотнее со мной рядышком,
Чтобы век-то нам не разлучатися,
Друг на друга не пенятися.
Ты садись не с спесью-гордостью,
А садись с господней милостью,
Чтобы жить-то нам не маяться,
А проживши, не спокояться.
Приехала сваха дорогая, дорогая,
На ней шубонька голубая, голубая.
А фатынька шелковая, шелковая,
Сорочка золотая, золотая.
То-то свахонька убрана, убрана,
То-то свахонька снарядна, снарядна.
Слышишь ли ты, свахонька, песню поём,
Слышишь ли ты, свахонька, честь воздаём!
Народные пословицы и поговорки
1. Всякая невеста для своего жениха родится.
2. Бери пашню ближнюю, а жену дальнюю.
3. Жена не сапог, с ноги не скинешь.
4. Сосватав невесту, у людей не спрашиваются.
5. Не та счастлива, что у отца, а та, что у мужа.
6. На чужих жён не заглядывайся, а за своею присмотри.
7. Никуда не ходи без жены, только к тёще на блины.
8. Не надобен и клад, коль у мужа с женой лад.
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
ПРИЛОЖЕНИЕ №15
ПРИЛОЖЕНИЕ №16
ПРИЛОЖЕНИЕ №17
ПРИЛОЖЕНИЕ №18
Басня "Две подруги"
Хитрый коврик
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем домики зимой
Рождественский венок