Исследовательская работа учащегося о судьбах репрессированных п.Таксимо Муйского района. оставшихся в живых
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_pro_repressirovannyh.doc | 60.5 КБ |
Районная краеведческая конференция «Летопись родного края»
Экскурсия по посёлку
Судьбы репрессированных
Автор:
Апрелков Алексей,
ученик 9 «А» класса
МОУ ТСОШ № 3
Научный руководитель:
Рундина Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
П.Таксимо
2011г
Содержание
А) День памяти жертв политических репрессий
Б)Жертвы репрессий:
Юферова Т.С.
Дехант Р.Р.
Ульянова М.А
Бондаренко А.П.
Парамонова В.И.
3.Заключение. Сохраним историю нашего края
Введение
При Советской власти в волну репрессий были втянуты разные слои общества: инеллигенция, военные, крестьяне и другие. Эти события не обошли стороной и Муйскую долину.
Краеведы нашей школы с 2000 года занимаются сбором информации о судьбах репрессированных. Для этого мы встречаемся с семьями, обращаемся в отдел соцзащиты, берём информацию из газетного материала, работаем с похозяйственными книгами.
За это время появились новые фамилии, и, к сожалению, некоторые ушли из жизни.
Сегодня я бы хотел провести экскурсию по некоторым из репрессированных, оставшихся в живых.
Основная часть
30 октября Россия отмечает День памяти жертв политических репрессий. Репрессии сталинских времен – одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Краеведы нашей школы с 2000 года занимаются сбором информации о судьбах репрессированных. Мы встречались с семьями, собирали газетный материал, обращались за помощью в отдел соцзащиты и районную музейную комнату.
Первые советские репрессированные в Муйской долине появились в 20-е годы ХХ века. Их называли «спецпереселенцами» или «спеконтингентом». В первую волну попали кулаки, а точнее – предприимчивые крестьяне. Местом жительства для них стала Кедровка. Сюда были высланы Тарасюк Трифон и Антон, Ципина Елизавета, Качурина Ираида и другие. В это же время в волну репрессий попали священнослужители. Это было время воинствующего атеизма, закрывались церкви, а священнослужителей, в лучшем случае, отправляли в Сибирь.
В 30-е годы в волну репрессий были втянуты интеллигенция и военные. Приток спецпереселенцев усиливается после 1937 года, когда был установлен лимит на 258 950 человек, подлежащих осуждению по первой и второй категориям (первая – расстрел, вторая – 10 лет лагерей). Этот лимит был распределен на все края и области страны, в т.ч. и на Бурятию. В результате, одних ждал расстрел, других – лагеря, третьих - переселение.
Перед войной и во время войны началась депортация народов, переселяли татар, чувашей, мордву, корейцев, российских немцев и т.д. По похозяйственным книгам мы установили, что в Муйскую долину переселяли чувашей, мордву и немцев. По словам
Верхотуровой Г.А., примерно в 1946 – 1948 годах в Усть – Мую прибыла большая партия
спецконтингента, человек 27 – 30, в основном это были российские немцы. Судьбы этих людей различны, Усть – Муя объединила их.
На новом месте спецпереселенцы обязаны были отмечаться в комендатуре. Ульянова
М. Е. /Райхер/ рассказывала, что 25.10.1954 г. она родила дочь и не могла идти в
комендатуру, в результате чего её чуть было не арестовали.
Жизнь депортированных была очень тяжёлой. Местное население относилось к ним
враждебно. Лидия Давыдовна Лебедева вспоминала: «Наступила зима, а тёплой одежды не было. Был страшный голод. Люди умирали семьями, а хоронить было некому. Летом
дали трактор. Вырыли 2 большие ямы, куда стали сбрасывать умерших за зиму и весну
людей».
На стендах вы видите биографии репрессированных.
У каждого своя судьба и у каждого своя трагедия. Но люди не просто выживали в этих условиях, они оставались людьми, не теряли человеческого достоинства. Молодежь влюблялась, создавала семьи, дети репрессированных тоже оказались втянутыми в испытания.
На сегодняшний день в Муйском районе зарегистрировано 20 репрессированных по политическим мотивам, впоследствии реабилитированных.
В п.Таксимо проживают 10 человек: Ульянова Мария Емельяновна, Юферова Тамара Сергеевна, Гольцман Владимир Георгиевич, Бондаренко Анна Павловна, Дехант Розалия Романовна, Волкова Людмила Августовна, Черкашин Александр Михайлович, Земрау Виктор Людвигович, Виско Павел Вернерович, Парамонова Валентина Ивановна.
Судьба их была ужасающая. Была очень высокая смертность среди репрессированных. Питание было очень скудным. К спецпереселенцам на местах относились враждебно, особенно к поволжским немцам, т.к. видели в них врагов народа и предателей.
Условия переселений тоже были нечеловеческими. Сборы проходили стремительно, взять с собой разрешалось только самое необходимое.
Остановимся подробнее на судьбах некоторых из них.
Краеведы нашей школы встречались с дочерью раскулаченных, Юферовой Тамарой Сергеевной. Родилась она в селе Черова, Алтайского края. Ее отец, Сергей Тихонович, в 30-х годах был объявлен кулаком. Семья их имела дом и мельницу. Отца расстреляли как кулака, а семью, мать с пятью детьми, выслали в Томскую область, в Нарым. Разрешено им было поселиться в тайге в заброшенном домике вдали от жилья. Питались в основном грибами и ягодами. Иногда ходили побираться в близлежащие поселки (в радиусе 10-12 км.) Местные жители относились к ним по-разному: одни сочувствовали и кормили, другие травили собаками. Зимой старшие братья охотились, ставили петли на зайцев. И все равно еды не хватало, смешивали опилки и толченые грибы, из этой смеси пекли хлеб.
Жизнь в тайге была невыносимой, и они тайно сбежали, работники НКВД их поймали и мать избили. Только вторая попытка бегства оказалась удачной. Но и поселившись в Барнауле, семья еще долго бедствовала.
Главным трудом детей должна быть учёба, но детям переселенцев это было не всегда под силу, им было просто не до этого. Им нужно было прокормить себя и не дать умереть с голоду своим младшим братьям и сёстрам.
В нашем посёлке живёт Дехант Росалия Раймундовна.
Когда её семью вместе с другими поволжскими немцами отправили в Алтайский край. Ей было 17 лет.
Всем эвакуированным дали жилье и работу. Росалия стала работать комбайнером. В октябре 1941 года всех мужчин-немцев забрали в Трудовую армию. Отец Росалиии попал на север в Архангельскую область. В колхозе остались одни женщины и дети. Мать из-за туберкулеза не работала, младшей сестренке было всего 5 лет. Росалии пришлось кормить семью, она молотила хлеб, работала прицепщиком на пашне, садила огородные культуры для колхоза.
В декабре 1942 года в Трудовую армию отправили и женщин-немок от 16 до 50 лет. Новый 1942 год Росалия встречала в вагоне, который вез ее на север, в Кировскую область. В Киров прибыли 17 января 1943 года. Всех прибывших отправили в баню, пока мылись, сгорели все вещи. Оделись во что попало, ноги обмотали мешками. Пока бегали мокрые по морозу в поисках одежды, волосы на голове все смерзлись. Но Киров был только промежуточной станцией. Полуголых женщин тут же отправили дальше. Ехали еще 3 часа. Выгрузили в лесу, на лесоповале. Пока добрались до жилья, столовая уже закрылась, пришлось ложиться спать голодными. Утром погнали в столовую, выдали баланду, кусок хлеба и немного каши. Переоделись в спецовки, которые получили на складе. Выдали ватные штаны, рукавицы, бушлат, шапку, ватные чулки, брезентовые башмаки на деревянной подошве.
Женщины валили лес, укладывали его в штабеля. За день работы одежда вся промокала, за ночь высохнуть не успевала, утром одевались в сырое. Так жили до окончания зимы 1944 г. Потом отправили работать на покос. Летом косили, зимой прессовали сено. Еще когда работали на лесоповале, вышел приказ об отпуске всех домой – нечем было кормить. Ели овсянку и пили иван-чай. Когда собрались в путь, выяснилось, что планировали немок посадить в поезд и пустить под откос. Приказ отменили и всех опять погнали на работу.
В 1947 году немцев из Трудовых лагерей отправили в разные места, в основном в Сибирь. Росалия попала в Бурятию, на золотые прииски, там она и познакомилась со своим будущим мужем, Грицановым Петром Степановичем. В середине 50-х годов семья Грицановых с двумя детьми переехала в Багдарин. В 1956 году Росалия пошла работать в школу-интернат, была истопником, прачкой, ночной няней. В 1974 году вышла на пенсию, но продолжала работать до 1988 г. Односельчане высоко оценили труд простой женщины, Росалия – Ветеран труда.
В Таксимо переехала в 1998 году после смерти мужа. У Росалии Раймундовны 14 внуков и 6 правнуков, по жилам которых течет и немецкая, и русская, и бурятская, и эстонская, и еврейская, и украинская, и мордовская кровь.
Ульянова (Райхерт) Мария Емельяновна — немка. Именно поэтому она попала в волну репрессий. В 1937 году отец Марии Емельяновны был арестован, и Райхерт Елизавета Андреевна с маленькой Машей остались одни. В то время они жили в с. Константиновка под городом Пятигорском. 5 декабря 1941 года стало трагической датой для
Марии Емельяновны. Ее вместе с матерью отправили из г.Пятигорска до г. Томска на станцию Асино. Затем на лошадях увезли в деревню. Елизавета Андреевна также стала работать в колхозе, а в 1943 году ее забрали в трудармию. Жили они в бараках, отмечались в комендатуре. Никакого специального жилья для них не было предусмотрено, их селили, где придется (амбары, сушилки для хомутов), или даже в тайге в землянке, которую делали они сами. Кто не успел вырыть землянки, погибали в первую же зиму. Приходилось использовать старые хозпостройки, стеклить окна, утеплять двери, перекрывать крыши, конопатить, но это было позднее.
25 октября 1954 года Мария Емельяновна родила дочь и не могла идти в комендатуру; в результате чего ее чуть не арестовали.
Документов и фотографий тех лет у Марии Емельяновны не сохранилось, так как все их имущество было отобрано.
30 апреля 1991 года еще один удар нанесла судьба. Мама Марии Емельяновны, Райтхерт Елизавета Александровна, погибла в автокатастрофе.
Сейчас Мария Емельяновна с мужем проживает в п.Таксимо.
Бондаренко Анна Павловна ( 13.03.1929)
Родилась в Новосибирской области, Коченевском районе, с.Владиславка. В семье было пять детей. Семья была репрессированная.
В феврале 1941 года переехали в Казахстан, а в июне началась война.
Когда началась война, Ане шел тринадцатый год. Работала в колхозе: выращивали хлопок, собирали колосья хлеба на полях.
Было очень голодно – в буквальном смысле пухли от голода. На коже появлялся белый мох). Мама пухла, брат – с 34-ого года. Но брата люди добрые увидели и отдали в сад, так спасли от голодной смерти. Он потом выучился на лётчика, умер 2 года назад, почти в 75 лет. Все преодолели. Дождались Победы.
В Таксимо переехала в 1996 году – перевезла дочь, когда заболела артритом. Сейчас инвалид-колясочник.
М.ужу, как участнику войны, дали благоустроенную квартиру. Мужа нет в живых.
Верхотурова Галина Александровна в книге «Золотой край Бурятии» поведала интересную историю про её деда, Суханова Феоктиста Николаевича. О том, как власти, не разобравшись, что к чему, осудили его по доносу на 10 лет. А дед был тружеником. В германской воевал, в революции участвовал, Советскую власть восстанавливал, колхоз организовывал. Мать Галины Александровны вспоминала, что не права была Советская власть, забрав отца, а его детей загоняли на покосы в воду и готовить дрова. Забрали всё – дом, корову. Из колхоза пришлось уйти. Выжить и не умереть с голоду помогли орочёны. Якуты. Они приносили мясо, рыбу, хлеб. Слава Богу, недалеко была заброшенная избушка, куда и переселились Сухановы.
Парамонова В.И.
Отец Мартишевский Иван Яковлевич и мать Антонюк Матрёна Антоновна в 30-ые годы были сосланы в Амурскую область Тыгдинский район п. Кировский. Посчитали, что у них богатые родители. А в семье было 7 детей и хозяйство: коровы,куры, свиньи. Всё забрали.
Маме тогда было 14 лет. Начала рано работать. Мыли золото. Работали по колено в воде. А как коснулось нас? Мы были невыздные – нам нельзя было никуда выезжать. Поэтому, пока не исполнилось 17 лет и не поехали поступать учиться, сидели дома.
Заключение
Мы занимаемся этой работой для того, чтобы узнать и сохранить историю нашего края, историю его жителей.
Все репрессированные – пожилые люди, их возраст от 60 до 88 лет. С их уходом из жизни уйдут воспоминания о нелёгком времени. Мы должны помнить о волне террора, прокатившейся по всей стране.
Государство, хотя и поздно, но все-таки проявляет заботу об этих людях. Но никакими материальными благами невозможно компенсировать душевные страдания этих людей и их искалеченные судьбы.
Как бы жестоко не обходилась с ними жизнь, как бы не ломала их судьба, но все же в этих жестоких нечеловеческих условиях они остались людьми, не потеряли человечности и являются уважаемыми людьми нашего района.
Литература
Под парусами
"Разделите так, как делили работу..."
Голубая лягушка
Отчего синичка развеселилась
Госпожа Метелица