Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мне самому захотелось узнать об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.
Вложение | Размер |
---|---|
dom-kosmos.doc | 161.5 КБ |
Министерство образования РФ
Управление образования Орехово-Зуевского района
Московской области
МОУ «Щетиновская средняя общеобразовательная школа»
ПО ИСТОРИИ
Выполнил ученик 7класса
Жигарев Иван
Научный руководитель
Лебедева Марина Александровна
2011 – 2012 учебный год
Содержание
Введение
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мне самому захотелось узнать об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.
Актуальность исследования
Мы считаем, что знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать.
Цель: учиться самостоятельно добывать знания о конструкции и декоре традиционного русского жилища; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны; привлечь внимание к сохранению памятников деревянного зодчества.
Предмет: русская изба
Задачи:
1. познакомиться с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной; 2. провести анализ научной литературы в аспекте исследования; 3. выявить традиции строительства и декора русской избы;
4.выступить перед аудиторией учащихся и обратить их внимание на проблему сохранения памятников деревянного зодчества.
Гипотеза: использование данного комплексного подхода позволит, изучив все элементы русской избы и ее декора, выступить перед аудиторией. Приобщаясь к истокам культуры своего народа мы начинаем ощущать себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Метод проведения исследования: изучение на местном материале сохранившиеся памятники деревянного зодчества и декора; изучение литературы; фиксирование элементов декора на фотоснимках ; выполнение рисунков.
Основная часть
Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «ледами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.
Были и чужие мертвые – «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду.
Но есть у человека надежная защита - его мир , его дом. « Мой дом – моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.
После Покровских праздников выбиралось место под усадьбу. Оно должно находиться поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Место должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали ее сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в XVII веке в своей книге « Лечебник» писал: «… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай ее. И полежит та кора три дня, и на четвертый день подымешь и посмотри под корою, и если найдешь под корою паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иные хоромы: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку черную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место». Неудачным для строительства считалось то место, где раньше проходила дорога (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте. Где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!
После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнал. Это была специальная символика: участок опахивали по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначали внутри круга квадрат усадьбы, делили крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень – валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то бревна будут отсыревать, а позже – трескаться, а еще, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мертвые, значит им не больно. Еще мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали «буйное» дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы, Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать «священные» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мёртвыми, - от них у домашних будет «сухотка».
Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали шерсть, зерно, деньги – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвующих в работе.
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром.
Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах. Сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть внутрь жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
Мне удалось запечатлеть красивые наличники на окнах домов, которые сохранились в наших окрестных деревнях. С какой любовью и мастерством они выполнены!
Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами.
Крышу завершал «охлупень», или «конек». «Коньки» на крышах русских изб отнюдь не « для красоты». В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уподоблялась коню. Мне стало интересно, почему именно конь?
Оказывается славяне, как и другие народы, «разворачивали» строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого «образца» бревна не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. «Строительная жертва» как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное… «В идеале» строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях – например при закладки крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Ученые пишут, что вместо деревянного «конька» некогда укрепляли настоящий лошадиный череп.
Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина.
Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените.
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Дом – космос. , Единство конструкций и декора в народном жилище», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках
Основательно, без сумятицы
Избу ставили на века.
Узнаю по надёжной матице
Богатырскую крепь мужика.
Я люблю избу неоклеенной,
Чтобы дерева видеть цвет,
Чтоб душою вбирать рассеянный,
Заповедный, целебный свет.
Я люблю избу вековечную,
С красотой, неизменной в цене:
С Богородицею сердечною,
И Георгием на коне!
В ходе работы над проектом я узнал много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства и декора русской избы, и, наконец, выступая перед аудиторией учащихся, привлек их внимание к сохранению памятников деревянного зодчества.
Список используемой литературы
1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.
2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
8. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900
9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор
Волшебная фортепианная музыка
Загадочная система из шести экзопланет
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Валентин Берестов. Аист и соловей
Именинный пирог