Международный язык — язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.
В Античности международным был древнегреческий язык, затем более тысячи лет латинский язык являлся важнейшим международным языком, использовавшимся для международного общения во всех сферах человеческой жизнедеятельности. На нём велись переговоры, заключались торговые сделки, писались научные работы.
В XVI—XVII веках как международный использовался испанский язык. В начале XVIII века французский язык стал важнейшим языком международного общения в Европе. В XIX веке большое значение приобрёл также немецкий язык, не в последнюю очередь благодаря высоким достижениям немецких учёных того времени. Параллельно шло развитие английского и испанского как международных языков, благодаря колониям этих стран, разбросанным по всему миру. В конце XX века английский язык утвердился как важнейший международный язык.
«Английский язык как глобальный?» Теперь заголовками подобного рода пестрят тысячи газет и журналов последних лет. Данное утверждение представляется настолько очевидным, что большинство из нас едва ли будет оспаривать его справедливость. Английский – это на самом деле язык международного общения. На нем выступают по телевидению политические деятели всех стран мира. Где бы вы ни оказались, повсюду можно видеть вывески и рекламные объявления, написанные по-английски.
То, что происходит с английским языком, - действительно совершенно новое явление. Он продолжает быть в центре внимания прессы многих стран мира.
Сегодня на английском языке говорит огромное количество человек во всем мире, а в ряде стран он стал вторым официальным языком наряду с родным.
Актуальность данной проблемы определяется тем огромным значением, которое сыграли такие социальные параметры как «общение», «информация», «культура» в развитии человеческого общества и ролью языка в этом развитии.
Целью моей работы является исследование причины глобализации английского языка.
Для достижения этой цели мне было необходимо решить следующие задачи:
1.проанализировать данные из книг и других источников информации
2.составить план для исследования моей темы
3.ответить на три важных и основных вопроса проблемы: каким образом язык становится средством международного общения, почему именно английский является основным претендентом на эту роль и сохранит ли он свои позиции в будущем.
Вложение | Размер |
---|---|
2013-05-26issledovatelskaya_rabota_alye_parusa.doc | 184 КБ |
ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II
Исследовательская работа
на тему:
Глобализация английского языка
Работу выполнила:
ученица 10 класса Баканова Валерия
Руководитель:
учитель английского языка Кожеурова В.Л.
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
I. Введение
II. Нужен ли английский язык в международном общении.
Что такое язык международного общения……………………………………… 4
III. Глобализация английского языка. Историко-географический аспект проблемы……………………………………………………………………………10
IV. Распространение английского языка за пределы Англии………………….. 12
V. Социально-культурный аспект проблемы …………………………………15 V1. Будущее английского языка как глобального………………………………. 21
Заключение………………………………………………………………………….23
I.Введение
Международный язык — язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.
В Античности международным был древнегреческий язык, затем более тысячи лет латинский язык являлся важнейшим международным языком, использовавшимся для международного общения во всех сферах человеческой жизнедеятельности. На нём велись переговоры, заключались торговые сделки, писались научные работы.
В XVI—XVII веках как международный использовался испанский язык. В начале XVIII века французский язык стал важнейшим языком международного общения в Европе. В XIX веке большое значение приобрёл также немецкий язык, не в последнюю очередь благодаря высоким достижениям немецких учёных того времени. Параллельно шло развитие английского и испанского как международных языков, благодаря колониям этих стран, разбросанным по всему миру. В конце XX века английский язык утвердился как важнейший международный язык.
«Английский язык как глобальный?» Теперь заголовками подобного рода пестрят тысячи газет и журналов последних лет. Данное утверждение представляется настолько очевидным, что большинство из нас едва ли будет оспаривать его справедливость. Английский – это на самом деле язык международного общения. На нем выступают по телевидению политические деятели всех стран мира. Где бы вы ни оказались, повсюду можно видеть вывески и рекламные объявления, написанные по-английски.
То, что происходит с английским языком, - действительно совершенно новое явление. Он продолжает быть в центре внимания прессы многих стран мира.
Сегодня на английском языке говорит огромное количество человек во всем мире, а в ряде стран он стал вторым официальным языком наряду с родным.
Актуальность данной проблемы определяется тем огромным значением, которое сыграли такие социальные параметры как «общение», «информация», «культура» в развитии человеческого общества и ролью языка в этом развитии.
Целью моей работы является исследование причины глобализации английского языка.
Для достижения этой цели мне было необходимо решить следующие задачи:
1.проанализировать данные из книг и других источников информации
2.составить план для исследования моей темы
3.ответить на три важных и основных вопроса проблемы: каким образом язык становится средством международного общения, почему именно английский является основным претендентом на эту роль и сохранит ли он свои позиции в будущем.
II. Нужен ли английский язык в международном общении.
Что такое язык международного общения
Язык становится средством международного общения, когда его особая роль признается всеми странами.
Существуют два основных пути обретения языком официального статуса. Во-первых, он может быть признан официальным языком любой страны для использования в качестве средства общения в таких областях, как управление, судопроизводство, средства массовой информации и система образования. Во-вторых, определенному языку, даже при отсутствии у него официального статуса, может быть отдано предпочтение при изучении иностранных языков.
В этом случае в стране создаются условия для его приоритетного освоения как детьми, так и взрослыми, которые по разным причинам не имели возможности заниматься им или недостаточно освоили его в прошлом. Так, русский язык, в течение многих лет занимал привилегированное положение в странах бывшего Советского Союза, китайский продолжает играть важную роль в Юго-Восточной Азии, а английский наиболее широко преподается в качестве иностранного более чем в 100 странах, в том числе, в Китае, России, Германии, Испании, Египте и Бразилии. При этом в большинстве из них он изучается в школах как основной иностранный язык, зачастую вытесняя из учебных программ другие языки. В 1996 г. английский язык начали преподавать в школах Алжира как основной иностранный (в этом качестве он заменил французский – язык бывшей метрополии).
Когда мы задумываемся над этими примерами, то важно обратить внимание на существование нескольких вариантов официального языка. Он может быть единственным или делить этот статус с другими языками, иметь «полуофициальное» положение и использоваться лишь в некоторых сферах, находиться на вторых ролях и, тем не менее, выполнять отдельные официальные функции.
Поскольку язык международного общения развивается одновременно по трем направлениям (родной, официальный и иностранный), то неизбежно со временем он превзойдет любой язык по числу говорящих. Именно так и обстоит дело в настоящее время с английским. Почти четверть населения земного шара уже владеет им в достаточной степени. Более того, этот показатель постоянно увеличивается. К началу XXI века он составит 1,2 – 1,5 млрд. человек. Ни один язык в мире не может похвастаться такими темпами распространения. Даже китайский с его восьмью разговорными диалектами знают лишь около 1,213 млрд. человек.[1]
Причины возникновения языка международного общения
Причины, по которым тот или иной язык превращается во всемирный, мало зависят от числа говорящих на нем людей. Так, латинский язык стал международным на всей территории Римской империи не потому, что римляне были более многочисленны, чем порабощенные ими народы, - просто они оказались сильнее. Позже, когда римское военное могущество пришло в упадок, латинский язык еще целое тысячелетие продолжал оставаться международным языком в системе образования, но уже благодаря другой силе – духовной власти римско-католической церкви.
Без сильной власти, будь то политическая, военная или экономическая, никакой язык не разовьется в средство международного общения. Он не может существовать сам по себе в некоем виртуальном пространстве и в отрыве от говорящих на нем людей. Если носители
языка добиваются успехов на мировом поприще, то возрастает и роль их языка.
Эта мысль может показаться вам очевидной, тем не менее, следует вначале остановиться на ней, потому что за последние годы появилось множество расхожих и вводящих людей в заблуждение представлений относительно причин успеха того или иного языка на мировом поприще. Стало весьма обычным слышать слова о том, что некий язык – это образец совершенства из-за его неоспоримых функциональных свойств, ясности изложения, богатого литературного наследия или особой роли в религиозной жизни. О таких языках, как иврит, греческий, латинский, арабский, французский и о некоторых других, к числу которых относится и английский, всегда высказывались именно в таком хвалебном тоне. Чтобы объяснить широкое распространение последнего, часто упоминают о том, что в его структуре есть нечто особо привлекательное и логически правильное. Некоторые обращают внимание на более простую, чем у других языков, грамматику, небольшое количество флексий, отсутствие необходимости запоминать различия между мужским, женским и средним родом, то есть что он проще для изучения.
Подобные доводы несостоятельны. Ведь в прошлом основным международным языком был латинский, несмотря на наличие у него многочисленных флексий и грамматических родов. Французский также был и остается таким языком, хотя его существительные могут быть мужского и женского рода.
В разное время и в различных местах эту роль играли и играют такие высокофлективные языки, как греческий, арабский, испанский и русский. Следовательно, критерий простоты изучения языка здесь не подходит. Конечно, не следует отрицать, что язык может обладать определенными свойствами, делающими его привлекательным для международного общения. Так, учащиеся иногда отмечают «понятность» им английского словаря. Это объясняется тем, что в течение нескольких веков английский заимствовал тысячи новых слов из языков, с которыми он находился в тесном контакте. Английский язык еще в раннем Средневековье принял большое количество заимствований из скандинавских языков (включая такие базовые слова, как skin «кожа», ill «больной» и даже she «она»). Существуют также некоторые латинские заимствования: слова, попавшие в английский язык в ходе торговых контактов ещё на континенте, например: wine «вино», pear «груша», «pepper» перец и слова, заимствованные при христианизации: mass «масса», school «школа», priest «священник», devil «дьявол» и другие. Тот факт, что английский, не в пример некоторым другим (особенно французскому) не препятствовал проникновению в собственный словарь иностранных слов, придает ему некоторый космополитический характер, в котором многие видят преимущество для его использования во всемирном масштабе. В том, что касается лексики, он по сути дела, в большей степени романский, нежели германский.
Обращают на себя внимание и другие аспекты структуры английского языка, например, отсутствие в его грамматике системы обозначения социальных и классовых различий между людьми, что придает ему более «демократичный» характер в глазах людей, говорящих на языках, где подобные системы существуют (например, яванский). Однако эти предполагаемые элементы привлекательности не являются главными и должны быть сопоставлены с трудностями того или иного языка, которые могут оказаться менее предпочтительными при его использовании в глобальном масштабе. В случае с английским – это наличие большого количества исключений из правил орфографии. Например, известное буквосочетание ough, оно произносится как минимум десятью различными способами, шесть из которых показаны во фразе Though the tough cough and hiccough plough him through. Роберт Хайнлайн использовал её в романе «Дверь в лето» чтобы проиллюстрировать сложности автоматического чтения и распознавания речи. Ough само по себе тоже является словом, это возглас отвращения, аналог русского «фу».
though: /oʊ/ как в toe
tough: /ʌf/ как в cuff
cough: /ɒf, ʌf/ как в off
hiccough (нераспространённый вариант слова hiccup): /ʌp/ как в up
plough: /aʊ/ как в cow
through: /uː/ как в boo
nought: /ɔː/ как в «naught»
Язык становится международным не в силу свойственных ему структурных особенностей или богатства словаря, не вследствие его передовой в прошлом литературы или того, что некогда он был проводником великой культуры и религии. Конечно, любой из этих факторов может побудить нас заняться его изучением, однако ни какой-то из них в отдельности, ни все в совокупности не смогут способствовать его распространению во всемирном масштабе. Более того, все они не могут гарантировать даже выживания языка, что очевидно на примере классической латыни, изучаемой сегодня лишь небольшим числом ученых и религиозных деятелей. И наоборот – отдельные трудности, например сложные правила орфографии, могут не быть препятствием, для получения языком статуса глобального.
Одна из главных причин, по которой язык обретает международный статус - политическое могущество говорящих на нем народов и, особенно, их военная мощь. Об этом свидетельствует вся история человечества. Почему более двух тысячелетий назад, греческий язык был международным языком стран Ближнего Востока? Вовсе не из-за гения Платона и Аристотеля. Ответ на этот вопрос мы находим в блестящем владении копьем и мечом воинов армии Александра Великого. Почему арабский язык получил столь широкое распространение в Северной Африке и на Ближнем Востоке? Изучите пути принудительного насаждения ислама арабскими завоевателями, начиная с XIII века.
Однако влияние и авторитет международного языка не есть результат лишь одной военной мощи говорящих на нем народов, которые могут навязать другим свой язык, для сохранения и дальнейшего его распространения требуется наличие сильной экономики. Тем не менее решающее значение экономические факторы приобрели только в начале XX века, когда они начали действовать в глобальном масштабе благодаря совершенствованию техники связи и возникновению крупных транснациональных корпораций. Развитие конкурентоспособных отраслей промышленности и подъем деловой активности привели к бурному росту международной торговли и развития рекламы. Беспрецедентного уровня достигло и влияние прессы. Однако вскоре первое место заняли средства радиовещания, поскольку передаваемая ими информация пересекала национальные границы с легкостью, на которую способны лишь электромагнитные волны. Кинематограф и звукопись способствовали появлению в мире новой массовой индустрии развлечений. Стремление к достижению прогресса в науке и технике стимулировало международное сотрудничество в гуманитарных и научных областях. Большое значение стало придаваться вопросам образования и просвещения. В этих условиях любой язык, оказавшийся в эпицентре мировой экономической жизни, мог внезапно стать международным. Именно английский язык оказался в нужном месте в нужное время. К началу XIX века Великобритания превратилась в ведущую промышленную и торговую державу. К концу XIX века население США население США превосходило население любой страны Западной Европы, а их экономика была самой динамичной и производительной в мире. На протяжении XIX века британская политическая система способствовала распространению английского языка по всему земному шару. На территории англоговорящих стран «никогда не заходило солнце». В XX веке его распространение всячески поощрялось и осуществлялось практически без нажима извне, благодаря, прежде всего экономическому превосходству новой супердержавы – Соединенных Штатов Америки. За американским долларом стоял английский язык.
Для чего нам нужен язык международного общения
На протяжении тысячелетий главную роль в общении людей друг с другом играл перевод с одного языка на другой. Когда монархи или послы вели международные переговоры, рядом с ними неизменно присутствовали переводчики. Однако их возможности имеют свой предел. Чем больше языков в стране, тем меньше можно полагаться на таких специалистов в деле взаимопонимания между различными национальными группами. В странах, население которых говорит на двух – трех языках, одно из решений проблемы – знание этих языков, что вполне достижимо. Однако в странах с большим количеством языков, например, во многих государствах Африки и Юго-Восточной Азии, такой естественный путь практически невозможен.
Традиционно подобные проблемы решаются с помощью использования одного языков в качестве лингва франка. Лингва франка (итал. lingua franca — франкский язык) — язык, используемый как средство межэтнического общения в определённой сфере деятельности. Исторически термин лингва франка впервые стал использоваться для обозначения смешанного языка, на котором некогда говорили в средиземноморском регионе. Это название, представляет собой, итальянский перевод арабского lisan al-ifrang, арабское же название возникло из-за того, что ещё со времени крестовых походов арабы называли всех западноевропейцев франками; франкскими они называли и романские языки.[2]
Когда между общинами устанавливались торговые отношения, они обменивались сообщениями на упрощенном языке, известном под названием пиджин и состоящем из элементов различных языков взаимодействующих групп. Многочисленные пиджины существуют и сегодня на территориях, некогда принадлежавших европейским метрополиям, выполняя при этом роль лингва франка – например, западноафриканский пиджин-инглиш широко используется этническими группами западного побережья Африки. Иногда в качестве лингва франка выступает один из местных языков. Обычно это язык наиболее сильной этнической группы на данной территории, например мандаринский диалект в Китае. В этом случае другие группы населения постепенно и с переменным успехом учатся говорить на нем и таким образом в той или иной степени становятся двуязычными. Однако наиболее часто в этих целях используются языки «со стороны», например английский или французский, что объясняется политическим, экономическим или религиозным влиянием той или иной иностранной державы.
Размер территории, на которой может существовать лингва франка, полностью зависит от политических факторов. Многие языки такого рода применяются лишь несколькими этническими группами в небольшом регионе какой-либо одной страны или населением, занимающимся торговлей, на территориях ограниченного числа стран, как это происходит в Западной Африке. В противоположность этому латинский язык был некогда общим, государственным языком в Римской империи. В наше время такие языки, как суахили, арабский, испанский, французский, английский, хинди, португальский и ряд других также используются на ограниченных территориях в качестве лингва франка при международном общении.
К пониманию того факта, что в будущем язык лингва франка может оказаться необходимым для всего мира, стали серьезно относиться только в XX веке, а точнее, в 50-х годах.
Этому способствовало создание в 1945 году главного политического форума – Организации Объединенных Наций.
Опасности использования языка международного общения
Преимущества языка международного общения весьма значительны. Однако некоторые специалисты указывают на возможные опасности. Существование такого языка может привести к появлению моноязычной элитной группы людей, с высокомерием и пренебрежением относящейся к другим языкам. Возможно, что лица, владеющие им, особенно те, для кого он родной, смогут быстрее мыслить и лучше работать – и, следовательно, получат преимущества за счет тех, кто им не владеет, усугубляя тем самым различия между богатыми и бедными. Вполне вероятно, что использование языка международного общения не будет стимулировать изучение других языков или ограничит такие возможности.
Существование универсального языка может ускорить процесс постепенного
исчезновения языков национальных меньшинств или, что еще хуже, сделать ненужными все другие языки.
III. Глобализация английского языка.
Историко-географический аспект проблемы
Почему именно английский, а не другой стал языком международного общения? Этот вопрос надо рассматривать с двух точек зрения: историко-географической и социально-культурной. Первая показывает нам, каким образом английский язык достиг преимущественного положения. Вторая - объясняет, почему именно он продолжает сохранять лидирующие позиции. В результате сочетания этих двух факторов и возник английский язык.
С помощью исторических свидетельств можно проследить распространение английского языка по всему миру со временем первых экспедиций английских мореплавателей в Америку, Азию, Австралию и Новую Зеландию.
Английский язык возник из англо-фризских наречий, которые входили в состав западногерманской группы языков. Германцы, завоевавшие в V веке Британию, принадлежали, как сообщают древние историки, к трем племенам: англам, саксам и ютам. Эти племена занимали на материке следующую территорию: англы жили в южном Шлезвиге[3], севернее реки Шлей; саксы – к югу от англов, в современной Гольштинии; юты – к северу от англов, на территории северного Шлезвига, ныне принадлежащей Дании. С этой группой племен были тесно связаны фризы, занимавшие берег Северного моря между реками Рейном и Эмсом, и хавки, жившие между Эмсом и Эльбой. Около IV века н.э. эти племена распространились дальше на запад; саксы появились на северном побережье Галлии, а отдельные дружины их проникли в V веке даже до устья реки Луары, на берегу Атлантического океана.
Первое в истории известие о Британских островах относится к IV веку до н.э., когда греческий путешественник Пифей из города Массилии, совершая на своем судне путешествие вокруг Европы, пристал к берегам Кента, на юго-востоке Британии. В эту эпоху Британия была населена кельтскими племенами – бриттами и гаэлами, которые говорили на различных кельтских языках.
IV. Распространение английского языка за пределы Англии.
Английский язык в Шотландии
Кельтское племя скоттов, пришедшее сюда в эпоху общего переселения кельтов с материка, встретилось здесь с пиктами[4], населявшими современную Шотландию. Борьба скоттов с пиктами закончилась в IX веке победой скоттов. С этого времени началось объединение в Шотландии. В конце XII века английский король Эдуард I впервые сделал попытку подчинить себе Шотландию. Эта попытка имела временный успех; однако в 1314 году шотландцы, под предводительством Роберта Брюса, разбили англичан в битве при Баннокберне. Шотландия соединилась с Англией в 1603 году, когда шотландский король Иаков VI из династии Стюартов стал королем Англии под именем Иакова I. До 1707 года Шотландия сохраняла свой особый парламент и была независима, но с 1707 года ее автономия была уничтожена.
В южной, равнинной Шотландии еще до нормандского завоевания население состояло не только из скоттов, ни и из англов, принесших свой язык. Этот язык широко распространился в Шотландии, которая стала, таким образом, двуязычной: гаэльский язык, на котором говорили в течение многих веков в горной Шотландии, существует там и сейчас, хотя шотландский все время распространяется за счет гаэльского.
Шотландский язык возник на базе нортумбрийского диалекта и еще в среднеанглийском имел много общего с ним. Позиция лингвистов по отношению к шотландскому языку различна: одни считают его диалектом английского, другие – самостоятельным языком. В XIV веке он мало отличался от северного, и, видимо, можно считать его в эту эпоху диалектом. Однако с развитием английского национального языка, территориальные диалекты превратились в бесписьменные диалекты; между тем, шотландский является языком шотландской нации и используется в письменности.
Английский язык в Ирландии
Особым вариантом английского является также английский язык в Ирландии, где он существует как второй государственный язык, наряду с гаэльским. Английский язык систематически насаждался английским правительством, начиная со времени завоевания Ирландии в XII веке. Ирландский продолжал быть родным языком ирландцев; однако английский внедрялся путем административных распоряжений во все области государственного функционирования языка. В конце XIX века, однако, борьба за ирландский приняла организованные формы: было основано общество, ставившее своей целью сохранение ирландского языка, и в XX веке была основана «Гаэльская лига».
В 1992 году многовековая борьба ирландцев за самостоятельность увенчалась созданием Ирландского Свободного Государства, в рамках доминиона Соединенного Королевства; оно включало всю Ирландию, за исключением северной части – Ольстера. В 1937 году Ирландия, кроме Ольстера, стала полностью независимой и приняла название «Эйре».
Английский язык, веками функционировавший в Ирландии, оказался довольно широко внедренным. Большинство ирландцев говорит на обоих языках или на английском. Правда, число говорящих только на ирландском увеличивается; этому способствует то, ирландский является одним из двух равноправных государственных языков.
Английский язык в США
Первые попытки колонизации Северной Америки были предприняты уже в XVI веке, однако они не привели к возникновению постоянных поселений. Только в 1606 году была создана колония Джеймстаун в южной части Северной Америки (современный штат Виргиния). Эта колония пользовалась покровительством английской короны и ее поддержкой; уже в 1619 году голландский корабль привез туда рабов – африканских негров. Это было началом работорговли в Америке. Виргинская колония была первой точкой в Новом Свете, где утвердился английский язык; однако она не сыграла существенной роли в процессе его распространения.
В 1620 году от берегов Англии отошел корабль Mayflower, на котором ехали англичане – мужчины, женщины и дети – принадлежавшие к религиозному направлению пуритан; пуритане, выступившие против злоупотреблений и пороков священнослужителей, призывавшие к суровости нравов, подвергались преследованию со стороны господствующей церкви. Пуритане, отплывшие на Mayflower, были только первым отрядом эмигрантов; в дальнейшем эмиграция в Новый Свет стала развиваться и приняла особенно широкий размах после крушения буржуазной революции в Англии в середине XVII века.
Англичане, приплывшие на Mayflower, высадились на восточном берегу североамериканского материка, где они основали колонию «Новая Англия». Новая Англия расположена к северу от Виргинии и включает 6 штатов на побережье Атлантического океана. Население колонии увеличивалось; в Америку эмигрировали не только англичане, но и представители других стран и национальностей, в частности голландцы и немцы. В поисках новых земель многие колонисты устремились на запад; это продвижение сопровождалось боями с исконными поселенцами – индейскими племенами. Шансы были неравными, так как колонисты владели огнестрельным оружием. Многолетнее продвижение на запад закончилось тогда, когда американские колонисты захватили всю территорию современных Соединенных Штатов. В 1776 году США объявили себя самостоятельным государством; война за независимость окончилась поражением Англии. С конца XVIII до середины XIX века, в широких масштабах шла вторая волна иммиграции; в составе иммигрантов были главным образом ирландцы и немцы; в конце XIX века вновь оживилась иммиграция англичан и немцев; в начале XX века среди иммигрантов было много итальянцев и представителей западнославянских национальностей. Эти различные волны иммиграции оставили четкий след в гетерогенном составе лексики американского варианта.
Некоторые исследователи высказывали мысль о том, что именно английский язык был тем главным фактором, который позволил сохранить единство американского народа на протяжении периода поразительного многообразия культур в стране. Он стал своеобразным «клеем», скрепившим людей, равно как и средством, предоставившим всем американцам равные возможности. В то же время некоторые национальные меньшинства ощущали беспокойство относительно сохранения своего культурного и языкового наследия внутри общества, которое во все возрастающей степени превращалось в моноязычное. В этих условиях начало расти недовольство, вызванное необходимостью понимать друг друга и потребностью сохранить свои национальные особенности, которое в течение последнего XX века постоянно подпитывало и стимулировало движение за признание английского языка официальным языком США.
Английский язык в Канаде
Первым европейским языком, принесенным в Канаду, был французский язык колонистов из Франции, основавших там колонию в XVI веке; экспансия осуществлялась в вооруженных столкновениях, от которых больше всего пострадали племена индейцев-аборигенов. Начиная с середины XVIII века, происходило интенсивное увеличение английского иммиграционного населения. В иммиграции участвовали ирландцы и шотландцы, заселившие территорию, которая получила название «Nova Scotia». Борьба между французскими и английскими поселенцами была решена вооруженным вмешательством Англии, и в 1763 году Канада была присоединена к английским владениям. В 1867 году Канада стала доминионом. С 1931 года по Вестминстерскому статусу Канада является страной Британского Содружества Наций.
Французский язык продолжает быть основным в некоторых частях Канады, в
частности – в Квебеке. Государственным языком является английский. Язык Канады мало отличается от языка США.
Английский язык в Австралии и Новой Зеландии
К концу XVIII века в результате усилий Великобритании по дальнейшему исследованию нашей планеты, английский язык проник в Южное полушарие. Число носителей языка в этом полушарии никогда не было столь значительным, как в Северном, однако, появившиеся здесь варианты английского языка также обладали рядом специфических черт.
Английский мореплаватель Джеймс Кук прибыл в Австралию в 1770 году. Двадцать лет спустя Англия основала в Сиднее первую колонию заключенных, частично освободив свои переполненные тюрьмы.
Поскольку основным поставщиком поселенцев для Австралии были Британские острова, английское влияние на местный язык оказалось решающим. Осужденных отправляли в Австралию не только из Лондона, но и из Ирландии, особенно после восстания 1798 года. Именно поэтому и сегодня в речи австралийцев можно услышать и носовые звуки, характерные для лондонского кокни[5], и провинциальный ирландский акцент. Австралийский вариант английского содержит много слов и выражений, возникших на местной почве, в том числе определенное число заимствований из языков австралийских аборигенов. В последние годы стало также весьма заметным влияние американизмов. По указанным причинам английский язык Австралии весьма неоднороден.
Проникновение английского в Новую Зеландию началось значительно позже и происходило медленнее. Капитан Джеймс Кук нанес на карту эти острова в 1769-1770 годах. В это же время на островах стали селиться европейские купцы и китобои. Приблизительно с 1814 года христианские миссионеры начали свою деятельность среди коренного населения страны маори. Однако официально страна была объявлена британской колонией лишь в 1840 году после заключения договора Вайтанги между вождями маори и Британской короной. За этим последовало быстрое увеличение притока на острова европейских иммигрантов. Уже в самом начале XX века посещавшие страну отмечали возникновение новозеландского варианта английского.
V. Социально-культурный аспект проблемы
На новом этапе культурного наследия колониальной эпохи и достижения технической революции английский начал проявлять себя как средство общения в быстроразвивающихся сферах деятельности, то есть в тех областях, которые постепенно должны были определять характер бытовой и профессиональной жизни XX века.
Международные отношения
Лига наций была первой среди многочисленных международных организаций, предоставивших английскому языку особый статус. Он стал одним из двух официальных языков Лиги. К моменту проведения сессии ее членами были 42 государства, в том числе несколько неевропейских стран. При таком составе значение языка международного общения было очевидным. В 1945 году возникла Организация Объединенных Наций, где роль языка международного общения еще больше возросла. В настоящее время в состав ООН входят более 50 различных организаций, целевых и специализированных агентств, а также многочисленные региональные и функциональные комиссии, постоянные комитеты, экспертные группы. Английский – один из официальных языков этих структур.
Средства массовой информации. Пресса
В течение почти 400 лет английский язык был главным орудием прессы. Уже в первые десятилетия XVII века несколько европейских стран издавали небольшие и примитивные по содержанию газеты на английском, однако цензура, налоги, войны и иного рода ограничения не способствовали их популярности. В Англии прогресс в этой области был более значителен, хотя даже здесь цензура вплоть до конца XVII века контролировала содержание газет. «Weekly News» начала выходить с 1622 года, «London Gazette» - в 1666 году. Англия начала XVIII века стала свидетельницей взлета и падения «Temler» (1709) и «Spectator» (1711). В конце века появились «The Times» (1788) и «The Observer» (1791).
В XIX веке наблюдался наибольший прогресс в этой области вследствие внедрения передовых технологий печати, новых методов массового производства и доставки продукции. К этому времени относится появление действительно независимой прессы, главным образом в США, где к 1850 году издавалось около 400 ежедневных газет, а к концу XIX века – около 2 тысяч. Что касается континентальной Европы, то в первые десятилетия XIX века там господствовала цензура и некоторые другие ограничения. А это, в свою очередь, означало, что обеспечение населения новостями на других языках, кроме английского, происходило значительно медленнее.
Массовыми тиражами печатались такие издания, как «New York Herald» (1833) и «New York Tribune» (1841). Публикация сенсационных новостей увеличивали тиражи. Газетная империя начала разрастаться. В Англии первой половины XIX века развитие прессы тормозила система налогообложения. Тем не менее в течение этого времени продолжал увеличиваться тираж «The Times». Отмена в 1855 году гербового сбора дала возможность увеличить объем новых публикаций. К концу столетия массовая журналистика, выразителем идей которой была «Daily Mail» (1896), вывела Англию на уровень США. Начиная с этого момента, ни один газетный заголовок в мире не привлекал большего внимания читателей, чем написанный по-английски.
Значение английского языка для прессы продолжало увеличиваться по мере развития и совершенствования методов сбора информации. В середине XIX века резко возросла роль крупнейших информационных агентств. В это время предприниматель Рейтер основал первое информационное агентство в городе Аахен (Германия), затем в 1851 году в Лондоне создал новое, носящее его имя. К 1870 году Агентство Рейтер обладало наиболее значительной корреспондентской сетью, по сравнению с любым из конкурирующих с ним на Европейском континенте. С возникновением в 1856 году в США информационного агентства New York Associated press большая часть мировой информации, передаваемой по телеграфу, была на английском языке.
Реклама
К концу XIX века социальные и экономические факторы привели к поразительному увеличению использования рекламы в публикациях самого различного характера. Прежде всего, это произошло в развитых промышленных странах.
Английский язык стал использоваться в рекламе очень рано, с того момента, когда еженедельные газеты начали помещать материалы о книгах, лекарствах, чае и о других материалах товарного производства. В 1666 году в «London Gazette» появилось первое рекламное приложение. Затем на протяжении 100 лет количество и стиль рекламных изданий изменились настолько, что доктор Джонсон язвительно высказался по поводу их «великолепных посулов и …красноречия, то возвышенного, то весьма трогательного». На протяжении XIX века реклама, как и знаменитые торговые марки, прочно вошли в обиход. В 20-х годах XX века лозунг «Реклама всегда окупается» стал американским боевым кличем. В эти годы получило стремительное развитие производства многих товаров, названия которых позже стали нарицательными («форд», «кока-кола», «кодак» и другие).
Средства массовой информации получали прибыль от скорости, с какой теперь сведения о рекламируемых товарах доходили до потребителя, даже если он находился в новом скоростном виде транспорта. Объявления, электронные табло, вывески магазинов и другие виды рекламы стали частью повседневного быта. По мере развития международных рынков товаров и услуг начали свое триумфальное шествие по свету и «наружные средства массовой информации». Их присутствие практически в каждом городе и населенном пункте стало одним из важнейших доказательств распространения английского во всемирном масштабе. При этом в странах, где он не имел особого статуса, рекламные объявления были обычно не столь широко представлены, однако наиболее приметны.
Но что ни говори, все же «бал правил» именно тот английский, на котором «говорили» с потребителями американские товары. Ведь именно в США в 50-х годах XX века доля рекламной индустрии в валовом национальном продукте была значительно выше, чем в любой стране мира.
В Европе влияние рекламы на потребителя было меньшим, чем в США, поскольку на телевидении она строго контролировалась. Однако с развитием коммерческого телевидения для рекламы наступил период «захвата» рынков товаров и услуг с применением американского опыта и напористости. Наконец-то заокеанские рекламные агентства «почуяли добычу». В результате к 1972 году лишь три из тридцати крупнейших рекламных агентств мира не являлись собственностью США. Официальным языком международных рекламных организаций, таких, как Европейская ассоциация рекламных агентств, неизменно был и остается английский.
Производство кинофильмов
Технологии, разработанные после открытия электроэнергии, коренным образом изменили природу домашних и общественных развлечений, а также открыли новые возможности для распространения английского языка. Очевидно, что радиовещание было одной из них, однако, согласно авторитетному мнению Джона Рита, его никогда не отождествляли лишь с индустрией развлечений. Этого нельзя сказать о кинопромышленности.
Решение технических проблем, связанных с демонстрацией фильмов, было достигнуто еще в XIX веке в Европе и Америке. Начиная с 1885 года Англия и Франция способствовали развитию художественного и коммерческого кино. Однако рост европейского кинопроизводства резко сократился в предвоенные годы и в первую мировую войну, и Америка, начиная с 1915 года, стала играть основную роль в создании художественных фильмов. Именно в этот период появились первые знаменитые кинозвезды, киномагнаты и киностудии в Голливуде.
В результате в 20-х годах с возникновением звукового кино главенствующее место в кинематографе занял английский язык. В настоящее время трудно найти точные статистические данные о роли английского в этой области. Однако несколько публикаций того периода дают нам ключ к решению проблемы. В 1933 году вышло первое издание «Кто есть кто для кинозрителя» и «Энциклопедия киноэкрана сегодня». Из 44 перечисленных в нем киностудий 32 были американскими или британскими; из внесенных в список 2466 артистов лишь 85 (3%) говорили в фильмах не на английском языке; 318 из 340 кинорежиссеров ставили только англоязычные фильмы. Поскольку указанный справочник написан по-английски, его составителям, конечно, не удалось избежать некоторой предвзятости и необъективности. Так, в нем мало сведений о ведущих артистах европейского кино. Однако сделанные в нем общие выводы, скорее всего, не так уж далеки от истины.
Несмотря на рост в последующие десятилетия кинопроизводства в других странах мира, на рынке кинопродукции продолжают господствовать кинофильмы на английском. В 1994 году, согласно данным справочника по кинофильмам и телевизионным программам Британского института кинематографии, 80% театральных постановок, отснятых на пленку, было на английском.
По мнению кинокритика Дэйвида Робинсона, к середине 90-х годов США контролировали около 85% мирового кинорынка. В большинстве кинотеатров мира преобладали голливудские картины. В Дании шли практически те же фильмы, что и в Испании. Большинство из них было на английском с субтитрами. Примечательно, что преимущественно американские фильмы демонстрировались даже в тех странах, которые изчестны своими сильными национальными кинематографическими традициями (Япония, Франция, Италия и Германия). До 1990 года французские киноленты смотрело большинство зрителей Франции. Однако в последние годы в репертуаре французских кинотеатров национальные фильмы составляют не более 30%.
До настоящего времени не совсем ясно, каким образом кино влияет на зрительскую аудиторию. Тем не менее, многие наблюдатели согласны с мнением немецкого режиссера Вима Вендерса: «Зрители все больше и больше верят тому, что видят на экране. Они покупают то, во что верят. Они употребляют, носят, едят и приобретают то, что видят в кино. Они водят те же автомобили, что и герои фильмов». Если все это правда, то тот факт, что большинство фильмов сейчас снимается на английском, безусловно, знаменателен, по крайне мере, с точки зрения долгосрочной перспективы.
Народная музыка
Кинематограф был одним из двух новых направлений сферы развлечений, появившихся в конце XIX века. Другим стала звукозапись, где с самого начала также нельзя было обойтись без английского языка.
Большинство изобретений в этой области были сделаны в США. Запись на граммофонные пластинки пришла на смену записи на вращающиеся валики. Уже в 1927 году американцы запатентовали магнитную ленту. В 1948 году компания «Columbia records» начала выпускать долгоиграющие пластинки. В то время все крупнейшие компании, занимавшиеся записью популярной музыки, были англоязычными. Старейшей и активно работающей американской компанией звукозаписи была «Columbia» (1898). К другим относятся американская «» (1916) и английская «» (1929).
Радиопередачи из всех стран мира ежечасно подтверждают приоритетную роль английского языка современной популярной музыке. Многие впервые познакомились с ним именно таким образом. Это специфическое явление XX века. Однако на самом деле английский начал играть ведущую роль значительно раньше. Еще в XIX веке в танцевальных залах, пабах и на сценах народных театров огромного числа европейских городов звучали самые разные песни на английском языке – от комических и сатирических до откровенно сентиментальных. Британские мюзик-холлы оказали огромное влияние на развитие популярных музыкальных жанров.
Ведущие английские эстрадные исполнители посещали США, где в то время развивались собственные традиции мюзик-холла в форме варьете. Гастролирующие группы артистов стали популярными в середине XIX века. Сочинения поэтов-песенников таких как Стивен Фостер («Старики дома», «О, Сюзанна», «Русоволосая Джинни», «Мой старый дом в Кентукки»), распространялись в беспредельном масштабе через быстро развивающуюся сеть театров. В начале XX века возникли так называемые «улицы дребезжащих жестянок», где были расположены магазины грампластинок и популярные музыкальные издательства. Они стали скоро известны во всем мире как основные поставщики грампластинок с записями американской народной музыки.
В 90-х годах роль английского языка в международном мире поп-музыки приобретает исключительный характер. По данным весьма авторитетной «Энциклопедии популярной музыки» издательства «Пингвин», вышедшей в 1990 году, из 557 поп-групп 549 работают полностью или в основном на английском языке.
Образование
Английский язык открывает доступ к сокровищнице мировых знаний, особенно в таких областях, как наука и техника, а это основа образования. Когда мы задумываемся о том, почему в последние годы так много стран придали английскому языку официальный статус или выбрали его в качестве основного иностранного языка в своих школах, то одной из главных причин видится именно возможность получения образования в самом широком смысле этих слов.
В настоящее время преобладает мнение, что, только изучая английский, можно получить доступ к новейшей информации о гуманитарных и научных достижениях в любой области человеческой деятельности.
За прошедшие 40 лет преподавание английского языка превратилось в быстро развивающуюся «индустрию» мирового значения. Свидетельством масштабов этого явления может служить деятельность Британского совета, который в 1998 году располагал сетью своих представительств в 109 странах мира.
VI. Будущее английского языка как глобального
Никогда прежде не существовало языка, столь широко распространенного и на котором говорило бы так много людей, как английский. Поэтому нет прецедента, который помог бы нам понять, что будет происходить с ним после получения всемирного статуса. Что касается предсказания на будущее, то, как видно из работ Ноя Уэбстера и Генри Свита, такого рода прогнозы обычно не сбываются. Равновесие между необходимостью взаимопонимания и сохранения национальной самобытности весьма неустойчиво. На него легко могут оказать влияние перемены социально-политического характера, такие, как изменение иммиграционной политики, создание новых политических альянсов или новые тенденции в демографической политике правительства той или иной страны.
В 2004 году 9 декабря журнал "
К 2015 году половина населения мира будет говорить на английском языке или изучать его, утверждают британские исследователи. Как ожидается, в течение следующего десятилетия два миллиарда людей начнут учить английский язык, и три миллиарда будут говорить на нем. Такие данные содержатся в оценке Британского совета.
Другие языки, такие как французский, рискуют стать жертвами этой "лигвистической глобализации". Однако к 2050 году этот бум окончится, и индустрия обучения английскому языку станет жертвой собственного успеха, замечает Дэвид Грэддол, автор доклада "Будущее английского языка".
Исследование Грэддола, обнародованное вчера на конференции по международному обучению в Эдинбурге, организованной Британским советом, было основано на компьютерном моделировании ситуации с целью оценки спроса на преподавание английского языка в мире. Грэддол, который работает в области образования и обучения языкам уже 25 лет, говорит, что с помощью этой компьютерной модели удалось просчитать количество потенциальных студентов до 2050 года.
В модели учитывались данные ЮНЕСКО, демографические сведения и правительственные данные о передвижениях студентов. Также принимались во внимание воздействие инноваций в образовании и другие факторы, влияющие на население мира, например демографическая политика китайского правительства "одна семья - один ребенок".
Грэддол предсказывает, что мир вот-вот захлестнет волна английского языка. "Многие правительства, особенно в странах, которые получили независимость относительно недавно, вводят изучение английского языка под знаменем прагматизма. Родные языки таких стран, как Малайзия и Шри-Ланка, часто отождествляются с их новообретенной независимостью и как таковые подлежат защите. Однако английский доминирует в сфере бизнеса, и, чтобы быть в состоянии конкурировать, заключать прибыльные контракты, в таких странах требуется изучать английский с детского сада".
Иногда это приводит к тому, что в Малайзии даже математика и другие предметы преподаются в средней школе на английском языке, добавляет он. Однако спрос на дальнейшее расширение преподавания английского сократится, когда эти дети поступят в высшие учебные заведения и когда больше университетов мира выберут английский основным языком обучения, предсказывает автор доклада.
По утверждению Грэддола, бум изучения английского окончится в 2050 году. "Тогда количество изучающих английский сократится с 3 млрд. до 500 млн., - говорит он. - По мере распространения английского на планете все больше людей будут двуязычными и даже многоязычными, а такие качества высоко ценятся в бизнесе. Однако у Великобритании далеко не лучшая репутация в сфере изучения других языков".
В докладе подчеркивается, что в мире распространяется не только английский, и что мир становится все более многоязычным. "Популярны китайский, арабский и испанский, и они вполне могут стать языками будущего".
Заключение
Так что же можно сказать после всестороннего изучения вопроса о роли английского языка в современном мире? Существует ли та объединяющая идея, которая поможет нам понять причины поразительного роста его влияния? Такой причиной стало то, что английский язык неоднократно оказывался в нужном месте в нужное время.
В XVII – XVIII веках он является языком ведущей колониальной державы – Великобритании, в XVIII – XIX веках – самой развитой страны эпохи промышленного переворота (опять-таки Великобритании), в конце XIX – начале XX веков – высокоразвитой индустриальной Америки. В результате с возникновением новых технологий у английского языка появляются новые возможности. Он становится совершенно необходимым в тех сферах человеческой деятельности, которые оказывают влияние на жизнь общества (пресса, реклама, радио, кино, звукозапись, транспорт и связь). Одновременно идет создание новых международных организаций и альянсов, что приводит к беспрецедентной потребности в языке международного общения. И снова ни у кого не возникает вопросов с выбором языка. В течение первой половины XX века английский постепенно становится основным языком множества международных политических, научных и образовательных организаций.
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki (11 мар.2013, 22:18)
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/, (19 мар.2013, 23:20)
Весёлые польки для детей
Сказка об одной Тайне
Рисуем "Ночь в лесу"
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Мастер-класс "Корзиночка"