Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья. Решили в этой работе определить экологическое сотояние школы и пришкольного участка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_4_klass.doc | 88.5 КБ |
МОУ
«Яснополянская средняя общеобразовательная»
Эколого-исследовательский проект
«Экологическое состояние школы и пришкольного участка»
Выполнили:
Усова Юлия
Безносова Светлана.
Руководитель:
Стеблева Наталья
Станиславовна
Село Ясные Поляны
2010 год
Введение.
Обоснование актуальности.
Все мы пассажиры одного корабля
по имени «Земля», значит пересесть
из него просто некуда. Вот потому-то
все жители должны вместе спасать
свой общий дом…
Антуан де Сент-Экзюпери
Характерной особенностью современной жизни является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения, развитие промышленности и обилие транспорта отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Всё это негативно влияет на состояние здоровья населения, значительная часть которого – школьники.
Нам хочется больше узнать о жизни, о нашей планете «Земля», голубой от океанов и зелёной от лесов.
Наша учительница нам говорила, что благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
А в условиях современной жизни ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии окружающей среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт.
Наша школа находится в селе Ясные Поляны. В нашем селе нет промышленных предприятий, но недалеко от села есть автотрасса, а школа расположена рядом с проезжей дорогой.
Мы, Усова Юлия и Безносова Света решили узнать, способствует ли это накоплению вредных выбросов от проезжавших автомобилей. Мы обобщили результаты своих исследований и вместе с учителем составили рекомендации по проблеме.
В качестве объекта исследований выбрали школу (здание школы и пришкольный участок)
Тема исследования: Экологическое состояние школы и пришкольного участка.
Гипотеза исследования: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
Цель исследования: определить экологическое состояние школы и пришкольного участка.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный.
На этом этапе наша учительница объяснила цель, задачи проекта, провела беседу. На подготовительном этапе мы составили план своей работы.
Второй этап – исследовательский.
Он состоял из ряда заданий:
Третий этап – обобщение материалов.
Мы в классе писали сочинение «Моя школа», рисовали школу, писали письмо школе. Свой проект представили ребятам 3 класса.
Исследовательская часть.
Определение уровня загрязнения воздуха
внутри здания школы.
Мы решили определить уровень загрязнения воздуха
внутри здания школы. (Приложение 1)
Для этого мы:
Полученные результаты и выводы:
После изучения уровня загрязнения воздуха мы обнаружили, что самыми чистыми оказались кабинеты врача и директора. Это мы объяснили частой влажной уборкой и малым количеством посещений. Средний уровень загрязнения отметили в классе, в учительской и столовой, что объясняется двухразовой (за день) уборкой этих помещений и соблюдением режима проветривания. Самыми грязными оказались раздевалка, спортзал и коридор школы. Мы это объясняем большой загруженностью данных помещений.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в грязных кабинетах и помещениях школы небезопасно находиться, так как пыль оседает на стенках лёгких человека и вызывает различные заболевания. Поэтому во всех помещениях необходима более тщательная уборка, а на занятия нужно ходить в сменной обуви.
Рекомендуем дежурным по школе следить за наличием второй обуви у всех школьников, а Совету Старшеклассников начать проводить «рейды чистоты» в школе.
Определение уровня загрязнения воздуха
на пришкольном участке.
На следующем этапе мы попытались установить уровень загрязнения воздуха на пришкольном участке. (Приложение 3)
По санитарно-гигиеническим нормам [2] от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м., до магазинов и предприятий – 50 м., до жилых домов – не менее 10 м. Соответствует ли расположение нашей школы этим нормам?
Для этого:
Полученные результаты и выводы:
Исследования показали, что от центрального входа школы до дороги примерно 60 м., жилые дома находятся за дорогой (значит дальше), но с южной стороны школы почти вплотную к пришкольному участку, магазин на расстоянии примерно 130 м., а машинно-тракторная мастерская – 500-700 м. Следовательно, расположение школы соответствует санитарным нормам почти по всем показателям.
Согласно второму пункту исследования было установлено:
Изменить данную ситуацию мы, школьники, не можем, поэтому рекомендуем всей семьёй для укрепления здоровья выезжать за пределы школы в чистые уголки нашей природы.
Определение плотности озеленения
пришкольного участка.
Далее мы уточняли плотность озеленения пришкольного участка. (Приложение 5)
Полученные результаты и выводы:
На пришкольном участке произрастает 180 деревьев и кустарников; в школе учатся 196 учащихся и 50 работников школы – всего 246 человек. Для данного количества людей необходимо наличие 82 древесных растений для полного восстановления, потреблённого кислорода. Значит, наша школа имеет необходимый уровень озеленения. Это достаточно и благоприятно отражается на здоровье учащихся. От медика нашей школы Лисовой Людмилы Васильевны мы узнали, что растения оказывают оздоровительные действия; их прохлада, гармония звуков и красок, многообразие запахов успокаивает нервную систему, снижают стрессовые ситуации. Каждая из нас заметила, что после общения с деревом силы прибавляются, поэтому мы решили провести опрос среди детей нашего класса, выяснить, как они относятся к деревьям. (Приложение 6)
В анкетировании участвовало 10 детей. Наталья Станиславовна помогла нам составить график.
Отношение детей к деревьям.
Из него видно, что 8 человек знают названия всех деревьев, растущих в школьном дворе. Трое любителей природы ухаживают за ними в летнее время. О том, что растения очищают воздух, знают все. Семь человек оберегают деревья на пришкольном участке.
Посоветовали всем в классе выбрать любимое дерево как друга. После обхода школьного двора, мы решили, что необходимо дополнительное украшение школы цветами. Весной этого года постараемся с учащимися нашего класса оформить и посадить несколько клумб на пришкольном участке перед начальной школой.
Определение степени интенсивности движения транспорта на дороге возле школы.
На последнем этапе мы решили определить степень интенсивности движения транспорта по дороге возле школы. (Приложение 7)
Вид транспорта | Количество проходящих автомобилей | ||
10.00 | 14.00 | 17.00 | |
Легковые автомобили | 14 | 21 | 26 |
Грузовые автомобили | 0 | 3 | 5 |
Всего: | 14 | 24 | 31 |
Полученные результаты и выводы:
Вместе с учителем мы подсчитали, что в среднем за 15 минут по дороге проходит 23 машины. Бывает и так, что машины едут на большой скорости, а учащимся школы приходится переходить дорогу довольно часто. Высокая нагрузка наблюдается в конце рабочего дня с 17.00 до 20.00, то есть, 3 часа, или 180 минут. В среднем за сутки проходит (23 * 3) 69 машин. Учитывая, что автомобиль движется по данному отрезку дороги около минуты, при подсчёте выясняем, что за сутки автотранспортом выбрасывается в окрестностях школы почти 1кг 150 г (69 авто * 3 кг : 180 минут) угарного газа, серы, сажи, токсичных веществ. За год количество выбросов составляет примерно 419 кг 750 г.
Мы сделали выводы, что интенсивность движения транспорта на дороге возле школы не слишком высокая, но всё таки затрудняет передвижение учащихся в школу и обратно по улице Школьная. За год автотранспорт выбрасывает в атмосферу около 500 кг вредных примесей, что усугубляет экологическую обстановку школы. Поэтому необходимо ограничить движение транспорта по улице Школьная. С целью сохранения экологической обстановки необходим перевод транспорта на объездные дороги.
Заключительная часть.
В ходе исследовательской работы мы очень многое узнали. Эта работа помогла нам понять, что мы тоже часть природы, научила нас правильно относиться к ней. Мы продолжим свои исследования, будем по-прежнему ухаживать за пришкольным участком.
В данной работе мы исследовали экологическое состояние школы и пришкольного участка. Можем смело утверждать, что экологическая обстановка школы и её пришкольного участка благоприятная. Значит, она положительно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Но школьники, всё же, должны бережнее относится к имеющимся посадкам, принимать участие в озеленении школы и в «трудовом десанте».
Власти поселения обязаны принять меры по улучшению экологических условий на улицах села.
Только тогда природа предстанет перед нами доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
Приложение №1
Инструкция для исследования определения уровня загрязнения воздуха внутри здания школы:
Приложение №
Инструкция для исследования установления уровня загрязнения воздуха на пришкольном участке:
Приложение №5
Инструкция для исследования уточнения плотности озеленения пришкольного участка:
Приложение №7
Инструкция для исследования определения степени интенсивности движения на дороге возле школы:
Приложение №6
Вопросы анкеты для детей.
Эта весёлая планета
Рисуем домики зимой
Волшебная фортепианная музыка
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"