В настоящее время наша страна переживает один из самых непростых исторических периодов. Необходимость духовно-нравственного образования учащихся осознана на государственном уровне. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих учащихся, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Высокий уровень детской агрессии вызван общим ростом жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_nauchno.docx | 109.08 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Представления о доброте в личности и культуре современных учащихся
Автор работы
Знаенок Вячеслав Ученик 8 класса
Руководитель:
Соловьёва Валентина Александровна
Учитель МБОУ Хазанская СОШ
Иркутской области,
Зиминского района, п. Ц-Хазан
Зиминский район, 2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Представления о доброте на современном этапе развития школы………...7
1.2. Изучение понятий «добро», «доброта» в произведениях культуры…………………8
Глава 2. Организация исследования представлений о доброте в структуре личности и культуре учащихся…………………………………………………………………………10
2.1. Характерные особенности представлений о добре у учащихся 13-17 лет………...10-13
2.2. Особенности культурных познаний доброты учащимися….. ……… … ……….. 14-15
Заключение………………………………………………………………………………...16
Литература……………………………………………………………………………..……18
Приложения………………………………………………………………………….……19-22
Введение
Социальная адаптация выпускников является главной задачей школы, решение которой напрямую зависит от нравственного воспитания и развитии личности. Я.А. Коменский в своем трактате “ наставление нравов” приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись, сперва, добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.
В настоящее время наша страна переживает один из самых непростых исторических периодов. Необходимость духовно-нравственного образования учащихся осознана на государственном уровне. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих учащихся, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Высокий уровень детской агрессии вызван общим ростом жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Во все века люди высоко ценили доброту. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы «добра», «доброты» школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, добро и зло тесно связаны с другими моральными понятиями – счастье, совесть, долг не могут быть адекватно поняты и тем более не могут стать актуальными принципами поведения, если у личности не сформировано правильное понимание добра.
Нами были изучены толкования понятий «добро» и доброта» в 3-х «Толковых словаря русского языка» В.И.Даля[1] С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Универсальный словарь по русскому языку под редакцией ИГ «Весь» [2].
1-ое толкование (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
2-ое толкование (словарь В.И. Даля)
ДОБРЫЙ, –ая, –ое; добр, добра, добро, добры и добры.
1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне.
2. Несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.
3. Хороший, нравственный. Добрые дела.
3-е толкование – (универсальный словарь по русскому языку под редакцией ИГ «Весь») – повторяет толкование № 1
В толковых словарях нет четкого определения этим словам, но, по-нашему мнению, они отображают некие стороны жизни человека, характер поведения человека, отличительные черты душевного содержания людей, чувства людей, которые связаны с какими-то событиями в их жизни. Эти понятия имеют много оттенков (например, от положительного до высоконравственного).
В научной литературе дано определение понятию «структура личности»[3]. «Структура личности» представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств.
Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Становление личности – это прямой процесс социализации человека.
Названная тема нами выбрана не случайно. При подготовке значимого мероприятие в нашей школе, опрашивая учащихся старших классов на важность качеств личности при социализации выпускников, мы выяснили, что понятия «добро», «доброта», учащиеся понимают не точно или не понимают вообще. Поэтому мы решили более глубоко исследовать данную проблему.
Цель исследования: выявить характер представлений о добре, доброте имеющиеся в структуре личности учащихся и их культурные потребности для духовного совершенствования.
Объект исследования: представления о доброте в личности и культурных потребностях учащихся.
Предмет исследования: структура личности и духовно-нравственные потребности учащихся.
Гипотеза исследования:
Кем станет сегодняшний ученик по отношению к окружающему нас миру завтра? Творцом или разрушителем? Какой будет его готовность к решению жизненных проблем? Ведь жизнь и деятельность каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей. Добрый, понимающий и применяющий это качество, сумеет жить в обществе без конфликтов, действовать с учетом интересов других людей.
Задачи: В ходе исследовательской работы решались следующие задачи:
Методы исследование
В ходе исследования проводилась диагностика и исследование нравственной и личностной сферы школьник. Учащимся предлагались проектированные тест-опросники на значимость качеств личности, значимость ценностей, проводились беседы с педагогами, библиотекарем школы о художественных, литературных интересах учащихся, о читаемости, учащиеся трактовали пословицы о доброте, поясняли значение этих понятий, называли свои добрые поступки, знакомые произведения о доброте, называли людей «добра» в мировом значении, проживающих рядом.
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ Хазанская СОШ, с учащимися 13-17 лет изъявившими желание с нами сотрудничать, таких оказалось 53 человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в школе: материалы исследования могут быть использованы учителями при планировании внеклассных мероприятий, классных часов, при составлении воспитательной программы школы, классов, волонтёрского движения. Исследовательская работа расширяет представления о том, что истинная ценность человека заключается в его добрых делах и поступках.
Глава 1. Представления о доброте на этапе современного развития школы
В педагогической литературе мы нашли советы взрослым, как воспитать доброго ребёнка [4].
1. В первую очередь любое воспитание начинается с личного примера. Можно часами внушать ребенку, что надо быть добрым, но это так и останется пустыми словами, если вы сами это качество не особо проявляете. Воспитывать доброту можно только добротой.
2. Доброте нужно учить ненавязчиво, привлекая внимание ребенка, прежде всего, к личности другого человека, к его душевному состоянию. «Не надо обижать других, надо помочь, успокоить». Сначала необходимо воспитать в ребенке доброе заботливое отношение к членам семьи. С двух лет приучать помогать родителям. И здесь важно, чтобы ребенку было в радость то, что он делает, поэтому не ругайте его, если что-то не получается. Постепенно малыш привыкнет, и помогать, сочувствовать близким станет для него нормой.
3. Проявите терпение. За один день доброте не научишь. Используйте жизненные ситуации, мультфильмы, книги, которые помогут показать, что же такое доброта.
4. Старайтесь не разговаривать с ребенком с позиции взрослого. Присядьте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами малыша. Первые уроки доброты ребенку дают родители. Взглядом, выражающим любовь, ласковым голосом. Малыш копирует поведение взрослых, поступает по вашему образцу. А часто ли ваше чадо видит вас улыбающимися, спокойными? Задумайтесь об этом.
5. Дети 3-5 лет очень отзывчивы. Охотно откликаются на переживания других: радуются, плачут вместе с другими детьми. Воспользуйтесь этим моментом. В этом возрасте активно формируются эмоции: любовь, нежность, жалость, сострадание.
6. Хороший эффект дает игра «Хорошие поступки», когда ребенок делает небольшие сюрпризы, дарит цветы, свои рисунки близким или друзьям, угощает других ребят на детской площадке печеньем, конфетами. Таких небольших и приятных для ребенка и для окружающих заданий-поступков вы можете придумать довольно много. Совершая их, ваш малыш поднимает самооценку, учится не только требовать и брать от жизни, но и отдавать.
7. Разговаривайте «по душам», учите детей выражать свои чувства, обозначать их словами, проговаривать их. Так он научится не только разбираться в своих эмоциях, но и чувствовать других людей.
8. Избегайте при детях всякого осуждения.
Насколько добры наши учащиеся ?
Чем мы руководствуемся, совершая добрый поступок? Не всегда легко распознать природу этого качества – не только в окружающих, но и в себе самих.
Понятие добра соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно – похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются. Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.
И помните: круговорот добра в природе — реален. Потому что существует круговорот зла. И с этим нужно что-то делать!
1.2. Изучение понятий «добро», «доброта» в произведениях культуры
Наши родители иногда говорят, что мы смотрим по телевизору глупости, что современные фильмы «пустые, и ничему не учат». Что в их молодости и во времена наших бабушек и дедушек смотрели сказки и фильмы, которые рассказывали про добро, любовь, показывали красоту человеческих отношений.
Вот и исследователь русской истории и культуры А.В. Терещенко [5] в своей энциклопедии «История культуры русского народа» пишет, что «в старинных русских песнях и сказках, сохранена народная мудрость, отражена сила и простота чувств русского народа».
Добро в литературных произведениях русского народа – понятие собирательное. В нем мудрость, красота человека внешняя и внутренняя, красота родной природы, любовь к Родине.
Все эти качества свойственны одному персонажу, который часто встречается в сказках – Василисе Премудрой. Это красавица, наделенная умом, волшебной силой. Образ этот собирательный. В русских народных сказках у неё разные имена – Василиса Прекрасная, Марья – царевна, Царь-девица. Её изображение можно встретить в картинах художников: Н.В. Неврева «Василиса Мелентьева», 1886г., К.Е. Маковского «Боярыня у окна», 1885 г.,И.П. Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме», 1784 г. Эта несравненная красавица наделена вещим умом, волшебной силой, властью над природными стихиями. Она готова сделать все ради дома, семьи. Простому человеку с ней не совладать. Но для героя - чистого сердцем, умом, любящего свою родную землю, она готова отдать свою чародейскую силу и даже расстаться с ней. Она может превращаться в зверя, в птицу. Она – волшебница, повелительница, дает мудрые советы, загадывает загадки.
Всем известно, что некоторые слова могут иметь огромное количество лексических значений. Мы сделали попытку найти в различных источниках (толковых словарях, словарях русских пословиц и поговорок [6], словарях афоризмов и высказываний, словарях синонимов [7]) толкование слов «добрый» и «доброта». Дается определение этих слов, с точки зрения использования в пословицах, поговорках, метких выражениях, в художественной литературе.
Известный литературовед и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих избранных работах «Заметки о русском» [8] утверждал, что доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек, по его мнению, уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
Проблему доброты затрагивали еще классики отечественной литературы. Это А.С.Пушкин, призывающий «милость к падшим», и А.П.Чехов, который презирал самодовольное счастье мещан. Не оставили без внимания эту тему и писатели 20 века [10]. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Вспоминая об этом времени, он написал пронзительные, трогательные произведения.
Попрание законов милосердия приводит к тому, что оно обесценивается, об этом в повести «Чучело» В. Железникова [11], где слабое существо, девочка Лена становится жертвой бездушия своих одноклассников. Пусть поздно, но к ребятам приходит сознание того, что нельзя жить по звериным законам. Для Матрены, из произведения Солженицына [12], добро – неспособность к злу, любовь и сострадание, она старается держать в чистоте свою совесть.
Сейчас таких бескорыстных людей, как Матрена, нам кажется, уже нет. И только великие мастера слова напоминают нам об этом и пытаются вернуть нас к вечным нравственным понятиям — доброте, милосердию, душевной красоте – их истинное значение, учат делать добро так, чтобы оно стало обыкновенным, привычным делом.
Глава 2. Организация исследования представлений о доброте в личности и культуре учащихся
2.1. Характерные особенности представлений о доброте в структуре личности у учащихся школы
Цель констатирующего эксперимента заключалась в том, чтобы выявить характер представлений о доброте имеющиеся в структуре личности учащихся и их культурные потребности для духовного совершенствования.
Для реализации этой цели нами разработано 2 блока проектированных тест-опросов и заданий (Приложение 1, 2): 1) по изучению характера представлений понятия «добра» у учащихся; 2) духовные потребности учащихся.
Рис.1 Результаты тестирования учащихся «Добрый ли вы человек?»
По результатам теста « Добрый ли Вы человек?» большинство учащихся 49,05% набрали от 4 до 8 баллов. Из чего следует, что доброта – вопрос случая. Добры эти учащиеся далеко не со всеми. Общение с набравшим 38,30% , порой бывает просто мукой даже для самых близких им людей.
При изучении структуры личности на первое место вышли указанные в таб.1, 2 личностные качества и ценности.
Таблица 1.
Результаты изучения качеств личности учащихся (%)
доброта | 25,34% |
честность | 18,45% |
милосердие | 15,22% |
доброжелательность | 12,45% |
Умение прощать | 9,23% |
общительность | 7,33% |
ответственность | 5,45% |
вежливость | 4,34% |
Таблица 2
Результаты изучения личностных качеств учащихся (%)
счастливая семья | 23,12% |
хорошее здоровье | 22,45% |
счастье близких | 20,11% |
хорошее образование | 14,67% |
хорошая работа | 12,35% |
дружба | 6,45% |
По итогам ранжирования: учащиеся в большинстве понимают, что такие качества как «доброта» , «честность», «милосердие»; ценности: «счастливая семья», «хорошее здоровье», «счастье близких» - необходимые для жизни в современного общества, вечные ценности.
По результатам опроса порадоваться за других смогут 86,34% учащихся.
50,94% учащихся изобразили доброту виде цветных шаров, солнца, неба, травы, мамы.
Не встретили в своей жизни добрых людей 26,41% учащихся.
Смогли назвать реальное доброе дело – 28,30% учащихся ( 15 человек).
Итоги тестирования на предпочтения цвету [13] показали, что на момент исследования, большинство учащихся (28,30%) предпочитают черный цвет.
Рис.2 Результаты тестирования «Ваш любимый цвет?»
Предпочтение черного цвета означает (Приложение 3): нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство тревоги, неуверенности, подавленности, наступление депрессии, отвержение окружающих.
Возможно: выражение протеста, негативизм, агрессия. Способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам. Обладает возможностью тормозить принятию решений и изменению в жизни.
Доброта является привлекательным качеством для большинства учащихся ( таб.1). Они считают это качество социально ценным и стремятся быть добрыми (таб.2). Существует как общее в понимании добра так и различия в представлениях учащихся. Как категория морали добро имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю. К внешней стороне относится отношение учащихся к самому понятию добра: что считать добром, и каково его значение для людей. Внешняя сторона добра регулирует также отношения между людьми. Здесь мы выяснили, что большой % учащихся (26,41%) не смогли назвать Человека Добра? Понятие добра предусматривает основу отношений. На какой же основе строятся отношения с людьми у этих школьников . Предпочтение черному цвету (28,30%) подтвердило отсутствие в жизни этих ребят цели, чтобы делать мир лучше. У них отсутствует понятие, определяющее добрые дела как ценность человека.
2.2. Особенности культурных познаний доброты учащимися
Внутренняя сторона предполагает размышления самого человека о действиях, которые имеют категории добра. Пояснить пословицу «Доброта не остаётся безнаказанной» смогли – 11,32% учащихся (6 человек); вспомнили пословицу или поговорку, просто хорошие слова о добре, доброте 9,43% (5 человек); настоящую доброту в произведениях (литературном, фильме, мультфильме, игре, песне и т.д.) встретили - 39,61% учащихся. 28,92% обследуемых учащихся знакомы с перечисленными произведениями, из них:
Таблица 3
Результаты исследования учащихся знакомых (28,92%) с предложенными произведениями (%)
№ п/п | Автор и название произведения | Прочитано в % |
1. | В.Распутин «Уроки французского» | 50,94% |
2. | В. Железников «Чучело» | 30,18% |
3. | Б.Екимов «Живая душа». | 30,18% |
4. | А. Солженицын «Матренин двор» | 13,20% |
5. | А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» | 30,18% |
6. | Оскар Уайльд о Звездном Мальчике | 18,86% |
ВЫВОДЫ. Результаты исследования показали, что понятия добра и доброты известны многим (Приложение 5), но у большинства эти качества никак не проявляются, многие учащиеся не смогли пояснить, что такое доброта, как она проявляется у них, у друзей, у близких и знакомых людей.
Очень много произносится красивых слов о доброте, но они не всегда доходят до сердца учащихся. Мало реальных примеров доброты, поэтому результаты нашей исследовательской работы такие:
А) По результатам теста «Добрый ли Вы человек?» Для 87,3% опрошенных учащихся доброта – вопрос случая. Общение с некоторыми, порой бывает просто мукой даже для самых близких людей;
Б) Большинство учащихся имеют правильные представления о понятиях «добро» «доброта» и социальных качествах личности, т.к. на первое место при ранжировании качеств поставили значимые личностные ценности (счастливая семья, счастье близких, хорошее здоровье, хорошее образование);
В) Умеют учащиеся порадоваться за других, но доброты со стороны окружающих замечают мало, и сами назвать своё реальное доброе дело не могут (помощь по дому старшим – это ежедневная обязанность);
Г) Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру не легка. Начнем с анализа пословиц о добре и чтения произведений, которые изучают в школе. (В.Распутин «Уроки французского», В. Железников «Чучело», Б.Екимов «Живая душа».А. Солженицын «Матренин двор», А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» , Оскар Уайльд о Звездном Мальчике )
Сейчас всё чаще можно услышать, что зло побеждает добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других, денежные отношения стали вытеснять отношения, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому. Всё это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по формированию этических представлений о добре.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы рассмотрели представления о доброте, освещенные в научно-педагогической литературе и художественных произведениях, изучаемых в школьной программе и самостоятельно прочитанных учащимися.
Мы констатировали низкий уровень представлений о доброте у учащихся 13-17 лет. Анализируя данные личностных представлений и культурных потребностей, подводя итоги, можно привести высказывания великих людей. Ф.М. Достоевского восклицал: «Кто из нас по совести знает теперь, что есть добро и что есть зло?». Н. В. Гоголь написал в «Дневнике»: «Грусть от того, что не видишь добра в добре».
Эти высказывания доказывают, что понятия добра, доброты вырабатывались человечеством столетиями, чтобы всем было легче жить. Опираясь на результаты исследования, мы доказали, что доброта – высшая моральная и нравственная ценность, в отношении которой все остальные категории являются вторичными. Понятие доброты требуют воспитания. Главное в воспитании доброты – это привитие высокой оценки самих этих качеств и негативного отношения к качествам противоположным, так как обратная сторона добра, есть зло.
Достоверность полученных при исследовании результатов обеспечена достаточным объемом и качеством методов и приемов .
Рекомендации
Список литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т.1. – М.: Дрофа, 2008. 348 с.
2. Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008. – 169 с.
3. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е.Щуркова. –М., 1998.
5. История культуры русского народа, А.В. Терещенко, Москва,2007, 411 с.
6. Зимин В.И. Словарь – тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. М.: ООО АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 619 с.
7. Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь синонимов русской речи. М.: ООО АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 326 с.
8. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.134 с.
8. Русский народный календарь, Наталия Будур, РООССА, 2007, 221 с.
9. Альбома очерков «Сибирь, Сибирь» Восточно-Сибирское книжное издательство 1991 г. 310 с.
10. Б. П.Екимова сборники рассказов «За теплым хлебом»,— М.: Советский писатель. 1987 210 с.
11. Железников В.К. Повести - М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2002. 234 с.
12. Солженицын А.И. Рассказы. – М.: Современник, 1989 г. – 302 с.
13. Психологические тесты для всех/Злата Королёва. – М.:ФАИР-ПРЕСС,2006. – 336с. – Популярная психология
Приложение 1
Тест «Добрый ли вы человек?» «да» или « Нет» напротив каждого вопроса
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. С желанием ли вы применяете свои способности для пользы других людей?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, то будете ли выслушивать аргументы другого человека?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
Приложение 2
Напиши свой возраст и пол, подписываться не обязательно.
1. Какие ценности ты поставишь на первое место, на второе и по поряду.
Поэт Николай Заболоцкий, рассказал простую историю о детях, катающихся с упоением на своих велосипедах, не замечая, что за ними с восторгом бегает некрасивая девочка:
"...Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо..."
Доброта = как внутренняя способность к сорадованию, радоваться за других…А ты умеешь радоваться за других? Подчеркни нужное. Да Нет ( только честно)
«В миру не без добрых людей». Кто по-твоему Человек Добра? – в мире, рядом, в школе, дома, Напиши его имя, если нет таких, то слово «нет»________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
10. Какие из указанных произведений ты читал, видел как фильм, просто слышал, пост В.Распутин «Уроки французского»
В. Железников «Чучело»
Б.Екимов «Живая душа».
А. Солженицын «Матренин двор»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»
Оскар Уайльд о Звездном Мальчике
авь напротив знак «+»
Приложение 4
Результаты обследования учащихся знакомых с предложенными произведениями (%)
Приложение 5
Высказывания учащихся
Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, "добро”, но потом его выбор выливается «злом». От этого человек считает себя несчастным. Добро — это, когда человек может радоваться за других. Зло — это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Деньги — зло. Деньги — добро». (15 лет)
«Добро — не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло — обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)
«Добро — это, когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло — это, когда люди издеваются друг над другом». (13 лет)
«Я думаю, что добро — это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро — это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья — это добро. Если есть у тебя хорошие друзья — это добро. Добро — это, когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость — то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми.(14 лет)
Акварельные гвоздики
Почта
"Разделите так, как делили работу..."
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Яблоко