Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Организация работы над учебным проектом по теме:
«В мире фразеологизмов».
Аннотация
Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Использован при изучении темы «Фразеология». Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_mire_frazeologizmov.doc | 138 КБ |
otchet_gruppy_4.ppt | 342.5 КБ |
otchet_gruppy_2.doc | 28 КБ |
slovari_otchet_gruppy5.doc | 1.15 МБ |
Учебный проект по русскому языку.
Тема «В мире фразеологизмов»
Учитель: Крыс Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.
Организация работы над учебным проектом по теме:
«В мире фразеологизмов».
Аннотация
Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Использован при изучении темы «Фразеология». Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.
Визитная карточка проекта
Автор проекта | |
Фамилия, имя, отчество автора | Крыс Ольга Анатольевна |
Регион, в котором находится школа | Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда |
Название учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение « Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2» |
Тема учебного проекта | В мире фразеологизмов |
Пункт тематического учебного плана школьного предмета | Фразеология |
Предметные области | Русский язык, информационные технологии |
Класс | 5 «а» |
Дидактические цели проекта | Формирование у учащихся высокой речевой культуры общения Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде. |
Методические задачи проекта | Сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего. Развить навыки сбора и обработки информации. Развить навыки исследовательской деятельности. |
Основополагающий вопрос | Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего? |
Вопросы учебной темы (проблемные) | Заварить кашу? Откуда и как появились фразеологизмы? Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах? Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному? Отражают ли пословицы и поговорки жизненный опыт русского народа? |
Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте? | Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания». Выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, проведите социологический опрос. Узнайте, какими путями появились в русском языке фразеологизмы. Выясните, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение. Проверьте, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному. Подберите пословицы и поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа |
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. | Группа 1 - сбор материала о свободных и несвободных словосочетаниях (Эгго Настя), социологический опрос учащихся 5, 9-го классов, учителей о значении фразеологизмов ( Развозжаева Ксения), создание буклета (Лукащук Максим, Стукань Миша) Группа 2 – сбор материала о путях появления в русском языке фразеологизмов (Митюкова Алена, Константинова Катя), создание опорного конспекта (Лбова Настя, Реутова Настя). Группа 3 – сбор материала о фразеологических единствах (Барахтенко Никита), сращениях (Гамаюнов Денис), сочетаниях (Токарев Алексей), создание бюллетеня (Москалева Татьяна). Группа 4 – сбор материала о фразеологической многозначности, синонимии, антонимии – работа со словарями – (Моловикова Люда, Линькова Таня ) и оформление презентации ( Евдокимова Полина). Группа 5 – подбирают крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа (Медведева Люда, Горбунова Юля), оформление словаря (Дудник Данил). |
Педагогическая поддержка | Консультирование учащихся. |
Оформление результатов проекта | Презентация, информационный бюллетень, буклет. |
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта. | Компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ в интернет. |
Техническое оснащение | Компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ в интернет. |
Программное обеспечение | Издательские программы, мультимедийные энциклопедии, текстовые процессоры. |
Время, требуемое для выполнения проекта | 2 урока |
Материалы на печатной основе |
|
Другие принадлежности. | Интернет, ресурсы. www. elhovka.narod.ru www. school-sector.relarn.ru www.traktat.com. ru www.uroki.net. ru |
Оценивание деятельности учащихся. | Деятельность учащихся оценивается по предварительно разработанным критериям (презентации, буклета, бюллетеня, текстовых документов), критерии предъявляются учащимся перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат. По критериям работают и сами дети, и жюри, которое подводит окончательные итоги. Итоговый контроль проводится по творческим заданиям. |
Ключевые слова. | Фразеологизм, фразеология, лексика, несвободные словосочетания, крылатые слова, синонимы. |
Краткую аннотацию проекта |
Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. УМП может быть использован при изучении темы «Фразеология». Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них высокой культуры речевого общения и развитие коммуникативных качеств. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи |
Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.
Задачи проекта:
Основополагающий вопрос:
Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?
Этапы работы над проектом.
Текст 1
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут!
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки догадались обо всем, лиса уже была далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!
Текст 2
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись - лиса. Съела сыр, под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
Вопросы:
Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любого человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.
Вопросы к учащимся: Давайте обратимся к параграфу 66 (учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. Практика. Развитие речи. 5 класс»).
1. Какие вопросы можно сформулировать по параграфу?
2. Что представляют собой фразеологизмы как лексические единицы?
3.Чем они похожи на другие лексические единицы — лексемы — и чем они отличаются от них?
4.Есть ли у них многозначность, как и у слов?
5. Бывают ли синонимические фразеологизмы?
6.Есть ли в языке фразеологические антонимы?
7.Отличаются ли фразеологизмы, как и лексемы, по сфере употребления?
8.Каково происхождение фразеологизмов, т. е. откуда и как они появляются в языке?
На все эти вопросы нам и предстоит ответить, изучая фразеологию — раздел лексики о фразеологических лексических единицах.
1. План работы по проекту в школе.
Подготовительный этап | Ответственные | Сроки выполнения |
Составить список необходимого оборудования | Крыс О.А. | 19 апреля |
Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать итоговый урок для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Процесс обучения | ||
Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности. | Крыс О.А. | 23 апреля |
Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей). | Крыс О.А. | 23 апреля |
Выставить отметки по результатам учебной работы. | Крыс О.А. | 24апреля |
Заключительный этап | ||
Вернуть оборудование, книги. | Крыс О.А. | 25 апреля |
Организовать презентацию итогов проекта | Крыс О.А. Выступление групп | 24апреля |
Наградить отличившихся учеников грамотами | Крыс О.А. | 24 апреля |
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. | Крыс О.А. |
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Состав группа 1 - Эгго Настя, Развозжаева Ксения, Лукащук Максим, Стукань Миша.
Тема проекта: В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Заварить кашу
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1. Составьте вопросы для опросника и выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами и понимают их значения
2. Проведите социологический опрос.
3. Проанализируйте полученные данные.
4. Подведите итоги.
5. Оформите результаты и сделайте отчет в виде буклета.
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. Ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Состав группы 2 - Митюкова Алена, Константинова Катя, Лбова Настя, Реутова Настя.
Тема проекта:
В мире фразеологизмов
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Пути появления фразеологизмов в русском языке?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания».
2.Выявите, какими путями образовались в русском языке фразеологизмы.
3.Оформите результаты в виде опорного конспекта
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Состав группы 3: Барахтенко Никита, Гамаюнов Денис, Токарев Алексей, Москалева Татьяна.
Тема проекта:
В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Проведите опыт: разделите каждый фразеологизм на части и определите, возможно ли такое разделение и как меняется его значение
2.Оформите бюллетень
Источники информации:
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова « Русский язык. Теория.Практика» 6 класс. 2005 год. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Состав группы 4: Моловикова Люда, Линькова Таня, Евдокимова Полина.
Тема проекта:
В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Используя словари, подобрать фразеологизмы
2.Проанализировать фразеологизмы и выявить, могут ли быть фразеологизмы многозначными
3.Подобрать к фразеологизмам синонимы, антонимы
4.Сделать выводы
5.Оформите работу в виде презентации
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
"1С: Репетитор. Русский язык"
www. elhovka.narod.ru
www. school-sector.relarn.ru
www.traktat.com. ru
www.uroki.net. Ru
Лист планирования самостоятельной деятельности
учащихся (индивидуально или в группе) по проекту
Состав группы 5 : Медведева Люда, Горбунова Юля, Дудник Данил.
Тема проекта:
В мире фразеологизмов.
Основополагающий вопрос:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Как крылатые слова, пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
1.Подберите крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа
2.Составьте словарь
Источники информации:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., Медиа, 2007.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение. 1990.
"1С: Репетитор. Русский язык" www. school-sector.relarn.ru www.traktat.com. ru
www. elhovka.narod.ru www.uroki.net. Ru.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Параметры | Критерии оценивания | ||||||||||||||||||||
Содержание | Выполнение цели | Полнота информации | Правильность информации | Логичность изложения | |||||||||||||||||
Общий дизайн | Соответствует содержанию | Фон сочетается с другими графическими объектами | Текст легко читается | Анимация рисунки | |||||||||||||||||
Техническая часть | Сложность используемых приемов | Ссылки работают. Текст не выходит за пределы границ | Качество графических объектов | Отсутствие грамматических ошибок | |||||||||||||||||
Группа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Общее количество баллов |
Отчет группы 2
Опорный конспект
Пути появления фразеологизмов в русском языке?
Пути появления | Примеры |
Метафорическое переосмысление свободных словосочетаний | белые мухи, мыльный пузырь, гладить по головке, брать за горло, гонять голубей. |
Устная разговорная речь, связанная с различными рода ремеслами,бытом, суеверным представлением | ни сучка ни задоринки, рыться в грязном белье, выносить сор из избы, гадать на кофейной гуще. |
Сокращения пословиц и поговорок | Не рой другому яму, сам не попадешь» - рыть кому-то яму, «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» - гнаться за двумя зайцами. |
Возникают по структурной схеме типа «от… до...», «ни… ни…» | от корки до корки, от рассвета до заката, |
Шаблонный ответа на поставленный вопрос | «Ты куда?» - «На кудыкину гору». |
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Фокус-покус! Раз, два,три!
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рисуют дети водопад