Работа «Системы счисления» посвящена изучению систем счисления, арифметических операций в различных позиционных системах счисления, переводу чисел из одной системы в другую. Составленные таблицы учащимися, позволяют более быстро и удобного умножать и делить числа в различных системах счисления.
Актуальность данной темы обусловлена информатизацией и компьютеризацией нашего общества, связью с таким предметом как информатика.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 46.72 КБ |
Всероссийская интернет-выставка достижений учащихся
Раздел - учебные проекты
математика
Системы счисления
Авторы: Семакина Маргарита Сергеевна
Исаева Аида Мукаиловна
ученицы 5Г класса
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа
№ 6» г. Когалым ХМАО-Югра
Руководитель: Плашевская Светлана
Григорьевна
учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Когалым
ХМАО-Югра
г. Когалым, 2013
Оглавление
Введение | стр.2 |
| стр.2 |
| стр.3 |
2.1 Непозиционные системы счисления | стр.3 |
2.2 Позиционные системы счисления | стр.3 |
3. Практическая часть | |
3.1 Сложение и вычитание | стр.4 |
| стр.4 |
| стр.5 |
Заключение | стр.7 |
Список используемой литературы | стр.7 |
Приложение | стр.8 |
1
Введение
На протяжении всей своей жизни мы сталкиваемся с числами и выполняем над ними арифметические действия. Нас это не удивляет. Мы воспринимаем это, как факт, как само собой разумеющееся. А откуда возникли числа и счет? Что такое система счисления? Где сейчас мы сталкиваемся с ними? Нам стало очень интересно, и мы решили изучить эту тему.
Данная тема нам интересна еще и потому, что в настоящее время двоичная система счисления приобрела большое значение в связи с ее применением в электронных вычислительных машинах. Системы счисления с основанием 8 и 16 применяются в программировании различных процессов на вычислительной технике.
Мы поставили перед собой цель: познакомиться с историей возникновения счета и систем счисления, изучить перевод чисел из одной системы в другую и арифметические действия в различных системах счисления.
1. Из истории
В древности людям приходилось считать на пальцах. Кроме пальцев считать нужно было много предметов, к счету привлекали больше участников. Один считал единицы, второй – десятки, третий – сотни. Очевидно, такой счет лег в основу системы счисления, принятой почти у всех народов, она называется десятичной системой. Счет с основанием десять применяли и у восточных славян.
Где люди ходили босиком, по пальцам легко было считать до 20. Сохранились следы использования при счете основания двадцать. Например, во французском языке число 80 в дословном переводе на русский язык звучит как «четырежды двадцать».
Так же был распространен счет дюжинами, то есть счет, при котором пользовались системой с основанием 12 (приложение 1). Её происхождение связано с 12 фалангами на четырёх пальцах руки (кроме большого). Еще и сейчас некоторые предметы принято считать дюжинами. Столовые приборы состоят из полудюжины или дюжины комплектов.
В древнем Вавилоне, где математика была очень высоко развита, существовала весьма сложная шестидесятеричная система счисления. В наше время мы тоже используем эту систему. Например: 1 час=60 минут; 1 минута=60 секунд.
Самой древней из пальцевых систем счисления считается пятеричная. Эта система зародилась, и наибольшее распространение получила в Америке. Ее создание относится к эпохе, когда человек считал по пальцам одной руки. До последнего времени у некоторых племен пятеричная система счисления сохранилась еще в чистом виде.
2
Все системы (пятеричная, двенадцатеричная, двадцатеричная) связаны с тем или иным способом счёта по пальцам рук (или рук и ног). Переход человека к пальцевому счету привел к созданию различных систем счисления.
2. Система счисления
Система счисления - это способ записи чисел с помощью цифр.
Цель создания системы счисления - выработка наиболее удобного способа записи количественной информации.
Системы счисления, которые использовали ранее, и которые используются в настоящее время можно разделить на две большие группы: позиционные и непозиционные.
2.1. Непозиционные системы счисления.
В настоящее время и в технике и в быту широко используются как позиционные, так и непозиционные системы счисления.
В непозиционных системах счисления вес цифры не зависит от позиции, которую она занимает в числе. Пример непозиционной системы счисления – римская система счисления (приложение 2). Возникшая в древнем Риме она просуществовала до наших дней. Традиционно применяют ее при нумерации веков или при составлении оглавлений печатных трудов. Римские цифры можно встретить на циферблатах часов.
В современной жизни наиболее яркий вариант использования непозиционной системы счисления - это денежные отношения. Мы с ними сталкиваемся каждый день. Здесь никому не приходит в голову, что сумма, которую мы выкладываем в магазине за продукты, может зависеть от того, в каком порядке мы расположим монеты на столе. Номинал монеты не зависит от того, в каком порядке она была вынута из кошелька. Это классический пример непозиционной системы счисления.
2.2. Позиционные системы счисления.
В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее позиции в последовательности цифр, изображающих число. Любая позиционная система характеризуется своим основанием. Основание позиционной системы счисления - это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе. За основание можно принять любое натуральное число - два, три, четыре, шестнадцать и т.д. Следовательно, возможно бесконечное множество позиционных систем: двоичная, состоящая из цифр 0 и 1; троичная, состоящая из цифр 0,1,2; и так далее.
3
Позиционные системы удобны тем, что они позволяют записывать большие числа с помощью небольшого числа знаков, просто и легко выполняются арифметические действия.
3. Практическая часть.
Для чисел, записанных в десятичной системе, мы пользуемся правилами сложения и умножения чисел «столбиком», деления – «углом». Эти же правила полностью применимы и для чисел, записанных в любой другой позиционной системе. Считать мы будем в каждой системе своей меркой. Например в троичной системе мерка 3, в пятеричной мерка 5, в восьмеричной мерка 8.
3.1 Сложение и вычитание. | ||
Пример 1 4435 + 345; Решение: 4435 345 10325 | Пример2 2478 + 6538; Решение 2478 6538 11228
| Пример 3 75428 – 7568; Решение: 75428 7568 65648 |
3.2 Умножение и деление. При умножении и делении, можно использовать мерки, но для более быстрого счета мы составили таблицы умножения ( приложения 3; 4; 5; 6; 7 ). | ||
Пример 1 2458 ∙ 318; Решение: 2458 318 245 757 100358 | Пример 2 6337 ∙ 2547; Решение: 6337 2547 3465 4431 1566 2410057 4 | Пример 3 2234 ∙ 324; Решение: 2234 324 1112 2001 211224 |
Пример 4 14126 : 356; Решение: 14126 356 114 246 232 232 0
| Пример 5 130325 : 145; Решение: 130325 145
43 33 102 102 0 | Пример 6 3228 : 168; Решение: 3228 168 16 178 142 142 0 |
3.3. Перевод чисел из одной системы в другую
Как перевести число, записанное в одной системе, например в четверичной, в десятичную?
Любое число можно разложить по разрядам и каждый разряд измеряется своей меркой. В десятичной системе у единиц мерка 1, у десятков 10, у сотен 100. Следовательно, в четверичной системе счисления, у единиц мерка 1, у десятков – 4, у сотен – 16, у тысяч – 64,
у восьмеричной системы мерками будут 1; 8; 64 и так далее.
Пример 1 Пример 2
Перевести 1378 в десятичную систему. Перевести 3124 в десятичную систему.
Решение: Решение:
1378 = 1 ∙ 64 + 3 ∙ 8 + 7 ∙ 1 = 95. 3124 = 3 ∙ 16 + 1 ∙ 4 + 2 ∙ 1 = 54.
Пример 3
Перевести 1011012 в десятичную систему.
1011012 = 1∙ 32 + 1 ∙8 + 1 ∙ 4 + 1 = 45.
Пример 4
Перевести число 860 в восьмеричную систему счисления.
В данном примере мы воспользуемся меркой 8. Но если при переводе в десятичную систему мы умножали каждый разряд, то теперь будем делить число на мерку. Если частное больше мерки, то мы частное опять делим на мерку и так делим, пока частное не
5
станет меньше мерки. Остатки от деления как раз и есть разряды в данной системе счисления. Первый остаток – это разряд единиц, второй остаток – это разряд десятков и так далее.
Решение:
60 8 13 8
56 27 8 1
4 24 5
3
Пример 5 Пример 6.
425 = 1156 382 = 30125
Решение: Решение:
5 6 1 32 5 15 5
1 30 26 15 3
2 25 0
1
При переводе чисел из троичной системы счисления в семеричную, мы сразу переводили из троичной в десятичную, а потом в семеричную. Этот способ занимает больше времени. Мы предположили, а что если при переводе из одной системы в другую сразу считать мерками той системы, в которую переводим. Проверили на нескольких примерах, и оказалось, что наше предположение верно. Тогда мы записали правило перевода.
Чтобы перевести число из одной системы счисления в другую, нужно каждый разряд считать той меркой, в которую переводим данное число.
Пример 7.
Перевести 1425 в семеричную систему.
1425 = (3 ∙ 7 + 4 ) + (2 ∙ 7 + 6) + 2 = 30 + 20 + 15 = 657;
Число 15 считаем следующим образом: 4 + 6 + 2 =12 = 157.
Проверка: 1425 = 1∙ 25 + 4 ∙ 5 + 2 = 47; 47 : 7 = 657
Пример 8.
Перевести 3234 в шестеричную систему.
3234 = (8 ∙ 6 + 0) + (1 ∙ 6 +2) + 3 = 120 + 10 + 5 = 1356;
6
Проверка: 3234 = 3 ∙ 16 + 2 ∙ 4 + 3 = 59; 59 = 1356
54 9 6
5 6 1
3
Пример 9.
Перевести 689 в пятеричную систему.
689 = (10 ∙ 5 + 4) + (1∙ 5 + 3) = 200 + 10 + 12 = 2225
Проверка: 689 = 6 ∙ 9 + 8 = 62; 62 : 5 = 2225
5 12 5
12 10 2
10 2
2
Заключение
При выполнении данной работы мы самостоятельно изучили математические операции сложения, вычитания, умножения и деления в различных системах счисления. Составили таблицы, которые помогают гораздо быстрее умножать и делить числа.
Познакомившись с системами счисления, мы узнали очень много нового и полезного, и считаем, что эта наука необходима для развития общества. Сложно представить мир без вычислительной техники. Ведь именно двоичная система получила широкое распространение в различных областях техники, в особенности в современных вычислительных машинах и компьютерах.
Числа правят миром.
Пифагор
Список литературы
7
Приложение 1
8
Приложение 2
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
I | V | X | L | C | D | M |
Примеры римских чисел.
7 | VII |
13 | XIII |
27 | XXVII |
45 | VL |
90 | XC |
120 | CXX |
9
Приложение 3
Таблица умножения в четверичной системе счисления.
Х | 2 | 3 |
2 | 104 | 124 |
3 | 124 | 214 |
10
Приложение 4
Таблица умножения в пятеричной системе счисления.
х | 2 | 3 | 4 |
2 | 45 | 115 | 135 |
3 | 115 | 145 | 225 |
4 | 135 | 225 | 315 |
11
Приложение 5
Таблица умножения в шестеричной системе счисления.
х | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 46 | 106 | 126 | 146 |
3 | 106 | 136 | 206 | 236 |
4 | 126 | 206 | 246 | 326 |
5 | 146 | 236 | 326 | 416 |
12
Приложение 6
Таблица умножения в семеричной системе счисления.
х | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 47 | 67 | 117 | 137 | 157 |
3 | 67 | 127 | 157 | 217 | 247 |
4 | 117 | 157 | 227 | 267 | 337 |
5 | 137 | 217 | 267 | 347 | 427 |
6 | 157 | 247 | 337 | 427 | 517 |
13
Приложение 7
Таблица умножения в восьмеричной системе счисления.
х | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 48 | 68 | 108 | 128 | 148 | 168 |
3 | 68 | 118 | 148 | 178 | 228 | 258 |
4 | 108 | 148 | 208 | 248 | 308 | 348 |
5 | 128 | 178 | 248 | 318 | 368 | 438 |
6 | 148 | 228 | 308 | 368 | 448 | 528 |
7 | 168 | 158 | 348 | 438 | 528 | 618 |
14
Приложение 8
Таблица умножения в девятеричной системе счисления.
х | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 | 49 | 69 | 89 | 119 | 139 | 159 | 179 |
3 | 69 | 109 | 139 | 169 | 209 | 239 | 269 |
4 | 89 | 139 | 179 | 229 | 269 | 319 | 359 |
5 | 119 | 169 | 229 | 279 | 339 | 389 | 449 |
6 | 139 | 209 | 269 | 339 | 409 | 469 | 539 |
7 | 159 | 239 | 319 | 389 | 469 | 549 | 629 |
8 | 179 | 269 | 359 | 449 | 539 | 629 | 719 |
15
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Прекрасная арфа
Цветок или сорняк?
Иван Васильевич меняет профессию
Швейня