Цель работы: Исследовать влияние неправильно организованного питания на здоровье подростков.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить заболевания подростков, связанные с нерациональным питанием.
2.Выяснить в каком режиме и чем питаются старшеклассники нашей школы.
3.Подобрать оптимальные методики и определить опытным путем органолептические и физико-химические показатели продуктов, популярных среди подростков, а затем сопоставить данные эксперимента с литературными данными.
4.Разработать буклет «Советы по питанию» и распространить его среди старшеклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
2009_neracionalnoe_pitanie_podrostkov_gruppovoy.doc | 243.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г.Лузы Кировской области
Влияние нерационального питания на здоровье подростков.
Работу выполнили
ученики 9 классов:
Сокольникова К.,
Гороховская А.,
Левкина В.,
Григорьева К.,
Черняев Р.,
Писаренко Ф.
Руководитель:
учитель химии, ОПД
Винокурова С.А.
Г.Луза
2009 год
Содержание:
Стр.
Введение…….……………………………………………………………..............................3
1. Обзор литературы………………………………………………………………………...4
1.1. Заболевания детей, связанные с неправильным питанием…………..………………………………………………..………………....5
1.2. Полезные или вредные сладости?........................................................................6
1.3. Продукты с искусственными консервантами и пищевыми добавками……………………………………………………………...........................8
1.4. Каким должно быть правильное питание школьников и подростков……………………………………………………………….………….10
2.Материалы, объекты и методика исследования………………………………………..11
3.Результаты и их обсуждение…………………………………………………………......16
4.Выводы…………………………………………………………………….........................21
5.Заключение…………………………………………………………………………...……22
6.Литература………………………………………………………………………………...23
7.Приложения………………………………………………………………………………..24
7.1.Приложение 1. Протоколы исследований.
7.2.Приложение 2. Диаграммы по результатам исследований.
7.3.Приложение 3. Буклет «Советы по питанию».
7.4.Приложение 4. Визитные карточки мини-проектов.
Введение
В последнее время динамично развивается наука о питании человека, появляется много статей, научных и популярных книг в этой области. Однако на практике теоретически обоснованные рекомендации применяются далеко не всегда. Проблема здорового питания стала важна особенно в настоящее время, так как изменился образ жизни современного человека, экология и качество потребляемой пищи. Продукты, которые человек употребляет в молодости и, казалось бы, без особого вреда для организма, в зрелом возрасте вдруг становятся активными разрушителями здоровья. С возрастом потребление этих продуктов неизбежно приводит к ухудшению иммунитета и росту числа заболеваний; появляются новые болезни, которые невозможно вылечить, потому что в их основе лежит общее нарушение обмена веществ. [5.8]
Возникает противоречие между желанием питаться правильно и незнанием о том, как наш режим питания и привычные продукты могут навредить растущему организму. Мы выбираем продукты по вкусу, либо по цене, доверяя телевизионной рекламе, или позарившись на яркую упаковку, совсем не задумываясь о том, как они могут повлиять на наши зубы, пищеварение и т.д.. Но, если мы изучим заболевания, связанные с неправильным питанием, проведем физико-химическую экспертизу некоторых популярных у подростков продуктов и сопоставим данные эксперимента с данными ученых, то мы сможем ответить на вопрос, как питаться правильно. Так мы поставили перед собой проблему и, исходя из неё, определили тему нашего исследования.
Тема нашего исследования: «Влияние нерационального питания на здоровье подростков».
Объект исследования: режим питания подростков, образцы наиболее популярных среди подростков продуктов питания (snack – легкая пища).
Предмет исследования: выявление взаимосвязи между физико-химическим составом некоторых продуктов и степенью воздействия на здоровье подростка.
Цель нашей работы: Исследовать влияние неправильно организованного питания на здоровье подростков.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить заболевания подростков, связанные с нерациональным питанием.
2.Выяснить в каком режиме и чем питаются старшеклассники нашей школы.
3.Подобрать оптимальные методики и определить опытным путем органолептические и физико-химические показатели продуктов, популярных среди подростков, а затем сопоставить данные эксперимента с литературными данными.
4.Разработать буклет «Советы по питанию» и распространить его среди старшеклассников.
Мы выдвигаем следующую гипотезу: если изучить режим питания подростков и провести физико-химическую экспертизу наиболее популярных среди подростков продуктов, то выяснится, что такое питание пагубно воздействует на растущий организм.
Методы исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.
2.Эксперимент: физико-химические методы исследования
3.Обработка и анализ данных эксперимента.
4. Сопоставление данных эксперимента с литературными данными
1. Обзор литературы
1.1. Заболевания детей, связанные с неправильным питанием
Среди болезней подростков одни из самых распространенных болезни органов пищеварения, а именно язвенная болезнь, гастрит, избыточный вес, недостаток веса, дисбактериоз, авитаминоз.
ГАСТРИТЫ одно из самых распространенных заболеваний органов пищеварения. Иногда они возникают из-за неправильной или некачественной пищи, а иногда от аллергии к некоторым пищевым продуктам. Простой гастрит - самый распространенный из всех видов гастрита среди подростков, всё чаще встречается острый гастрит, а иногда даже и хронический
Причинами простого гастрита являются грубые погрешности в питании, пищевые токсикоинфекции, употребление спиртных напитков, индивидуальная непереносимость некоторых лекарственных средств (например, антибиотиков). При гастрите появляется чувство полноты, боль (разной интенсивности) в подложечной области, тошнота, рвота, головокружение, общая слабость, сухой язык. Большую роль при развитии гастритов играет употребление в пищу газированных напитков, жевательных резинок и других продуктов, содержащие вредные ингредиенты.
Большое разнообразие газированных напитков привлекает внимание детей, и родителям не раз приходилось сталкиваться с просьбами их купить. Но не все родители знают, что газированная вода - это угольная кислота. И поэтому не следует использовать их регулярно, так как они не только содержат довольно большое количество сахара, но и то, что углекислота, содержащаяся в них, способствует выведению из организма кальция, столь необходимого в период роста и формирования скелета и зубов. Кроме того, газированные напитки обычно готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, различных подсластителей.
Также во все газированные напитки, а также сосательные конфеты, шоколадные батончики, жевательные резинки, добавляют эмульгаторы. Многие из них опасны или даже запрещены. Например: если вы купите пачку конфет «Бон-Пари», и посмотрите на состав этих конфет, то вы увидите, что для их изготовления используются опасные эмульгаторы. В одной пачке жевательной резинки DIROL или ORBIT используют примерно 11 эмульгаторов. Конечно, их действие скажется не на каждом человеке, но если у вас чувствительный желудок, гастрит, язва, то вполне возможно, что у вас появится сыпь или другие признаки аллергии.
В последнее время встречается достаточно большое количество детей, имеющих НЕДОСТАТОК ВЕСА Многие родители всеми силами заставляют, есть детей. Одна из причин нежелания детей есть в том, что человек рождается с инстинктом отвращения к той пище, с которой у него возникают неприятные ассоциации. Так же человек не любит один и тот же продукт постоянно употреблять в пищу. Но не всегда проблема аппетита возникает в процессе уговоров. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре или из-за какого-нибудь другого переживания.
Плохой аппетит не слишком опасен для подростка. Главное чтобы это не перешло в «манию». Но плохой едок нуждается в наблюдении врача, который осмотрит ребенка, решит каких веществ ему не хватает, даст рекомендации, чем заменить те продукты, которые ребенок отказывается употреблять в пищу, посоветует, как с ним обращаться.
Переедание так же опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса ребенка, поскольку все излишние вещества откладываются в организме в виде жиров. Превышение веса на 10% обуславливает рост заболеваемости ребенка в 2 раза. При избыточном питании вес тела ребенка начинает превышать норму.
ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС – это не только косметический дефект, это, прежде всего, начало серьезного нарушения обмена веществ даже при самой легкой его степени, это заболевание с его морфологическими и функциональными изменениями в различных органах и системах. Избыточный вес исподволь готовит почву для возникновения в недалеком будущем таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ранний атеросклероз, воспаление почек, печени. Ожирение отрицательно отражается и на половом развитии, а в будущем – на детородной функции.
Ожирение – болезнь обмена веществ и, как и всякую болезнь, ее надо лечить. К сожалению, ожирение не считают серьезным заболеванием и обращаются к врачу тогда, когда проявляются тяжелые формы заболевания.
Одно из важнейших причин ожирения – не только и даже не столько переедание, сколько преобладание в рационе углеводсодержащей пищи – булочных изделий, сахара, круп, картофеля. Родители ребенка, имеющего повышенный вес, должны заменить в питании эти продукты на хлеб грубого помола или продукты, содержащие клетчатку, обезжиренный творог, фрукты, кефир.
Также наиболее часто встречающееся заболевание у детей ДИСБАКТЕРИОЗ. Заболевание происходит из-за изменения соотношения количества полезных и вредных микробов в кишечнике.
Причины развития дисбактериоза различны: изменение окружающей среды, характера питания, употребление алкоголя и т.п. Одной из наиболее частых причин дисбактериоза является самовольное и бесконтрольное применение антибактериальных препаратов, приводящих к гибели значительной части представителей нормальной микрофлоры чувствительных к препарату. В любом случае в основе развития дисбактериоза – нарушение механизма иммунологического статуса организма. При дисбактериозе могут исчезать некоторые представители нормальной микрофлоры (бифидобактерии, молочнокислые бактерии) и появляться редко встречающиеся микроорганизмы (грибки рода кандида, стафилококки и т.п.)
Главный синдром дисбактериоза – расстройство пищеварения. Он проявляется, прежде всего, дискомфортом в животе (вздутие, распирание, повышенное газообразование).
Из-за повышенной нагрузки детей во время обучения, с приходом осени, требуется большее количество витаминов. Недостаточное употребление продуктов, содержащих определенное количество витаминов, приводит к АВИТАМИНОЗУ. К сожалению, сегодня только за счет продуктов питания большинство не могут, обеспечить свой организм необходимым количеством витаминов. Недостаток витаминов приводит ко многим нарушениям работы организма ребенка.
Недостаток витамина А приводит к нарушению работы эндокринной системы, ухудшению зрения и замедлению реакции организма. Признаками недостатка витаминов В1, В2, В3, В5, В6, В12 в организме является расстройство нервной системы, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ. Витамин Д необходим для полного усвоения кальция и свертываемости крови. К нарушению работы сердца, слабости и быстрой утомляемости приводит недостаточное употребление в пищу продуктов питания содержащих витамины С и Е. [2.3.5]
1.2. Полезные или вредные сладости?
В повседневной жизни нас постоянно подстерегают различные сладости. - печенья, пирожные, пироги, мороженое, конфеты… Сладости повсюду. А где сладости, там и калории, и простые углеводы, из которых и состоит всё сладенькое. Известно, что при чрезмерных дозах употребления, в том числе и виде сахаристых продуктов, особенно при низкой физической активности, сахароза может привести к тяжелым нарушениям углеводного и жирового обмена. Она способствует развитию заболеваний, связанных с избыточной калорийностью рациона (сахарный диабет, атеросклероз и др.). Кроме того, сахароза является одним из патогенных факторов кариеса зубов. Для людей, страдающих диабетом или желающих похудеть, слова "не содержит сахара" - просто музыка для ушей.
К середине XIX века сложилось представление, что сахароза - единственное природное сладкое вещество, пригодное для промышленного производства. Позже это мнение изменилось, и для специальных целей (питания больных, спортсменов, военных) были разработаны методы получения и других натуральных сладких веществ, конечно, в меньших масштабах.
Популярность подсластителей, обеспеченная их экономичностью и простотой применения, привела к тому, что они охватили все отрасли пищевой промышленности и используются не только в производстве продуктов диетического и диабетического направления.
Первым заменителем сахара стал САХАРИН, который был синтезирован в 1879 году русским эмигрантом Фальбергом. Представляет по химической структуре о-сульфобензойную кислоту. При кипячении в водном растворе теряет сладкий вкус. Сахарин плохо растворяется в воде. Поэтому обычно используют натриевую соль сахарина, так называемый сахарин растворимый.
Новоявленное вещество было в 450 раз слаще сахара. Американские дельцы очень скоро наладили промышленное производство сахарина и начали его «внедрять в массы». Выпускается в таблетках по 0,05 г - одной вполне хватает, чтобы сделать сладким стакан чая, компота, кофе, кефира.
Злоупотреблять сахарином не следует, дневная норма потребления его 1-2 таблетки, так как в больших дозах он отрицательно действует на работу почек.
Другой популярный сахарозаменитель – АСПАРТАМ. При повышенной температуре аспартам разрушается с выделением метанола, который является довольно агрессивным химическим веществом. Аспартам не годится для запекания и готовки. Его можно добавлять в блюда только после приготовления. При длительном нагревании он просто теряет свой сладкий вкус.
Из побочных эффектов наблюдается крапивница и другие аллергические реакции. Описаны случаи развития повышенного аппетита и мигрени. Его не рекомендуется использовать физически здоровым людям, имеющим умеренно избыточный вес.
Проведенные независимые исследования показывают отрицательное влияние длительного использования аспартама на организм человека. Подавляющее большинство независимых экспертов подтверждают, что длительное использование аспартама может вызывать головную боль, звон в ушах, аллергию, депрессию, бессонницу, а у животных и рак мозга. Аспартам, возможно, канцероген. Употребление аспартама людьми, страдающими повышенным весом, как бы с целью похудания ввиду малой калорийности аспартама может привести к обратному эффекту и еще бoльшему набору массы тела в последующем. Исследования, проведенные доктором Расселом Блейлоком, показали, что аспартам повышает аппетит. Отрицательное действие аспартама может проявиться у 35% населения.
Аспартам таит в себе потенциальную опасность. Проблема заключается в химическом строении этого вещества: оно состоит из двух аминокислот, соединенных между собой молекулой метилового спирта. В процессе проводимых исследований метанол трансформировался в формальдегид, который является канцерогеном класса А. Так что специалисты не отрицают вероятных осложнений, связанных с употреблением больших доз этого сахарозаменителя. К нему очень подозрительно относятся и запрещают подслащивать им адаптированное питание, предназначающееся детям младше четырех лет. Врачи не рекомендуют аспартам и подросткам, однако добиться исключения этого заменителя из их рациона очень сложно.
АЦЕСУЛЬФАМ в 200 раз слаще сахара и называется Свит Уан (Sweet One), Санетт (unett) и Свит энд Сейф (Sweet & Safe). Не подвержен влиянию высокой температуры. Надо сказать, что этот заменитель достаточно редко используется в чистом виде. Чаще всего его смешивают с аспартамом. Считается, что вкусовой профиль такого тандема максимально приближен к натуральному сахару: ацесульфам-К отвечает за «мгновенную сладость», а аспартам обеспечивает длительное послевкусие. Именно поэтому смесь этих веществ лежит в основе большинства промышленных аналогов сахара. Ацесульфам также наносит вред здоровью, приводит к нарушениям работы кишечника и аллергическим заболеваниям. Запрещен для употребления в Канаде и Японии. Одно уже название не внушает доверия.
Важной группой заменителей сахарозы являются сахарные спирты, или ПОЛИОЛЫ, получаемые путем гидрирования моносахаридов с помощью катализаторов, ферментативным путем из дисахаридов, в последнее время - путем полной или частичной гидрогенизации продуктов с использованием высокомальтозной патоки. Использование сахарных спиртов в качестве подслащивающих средств не требует для их усвоения выделения организмом инсулина, что позволяет применять их для приготовления диабетических продуктов. Сахарные спирты практически полностью усваиваются организмом, но довольно медленно, поэтому употребление их ограничено.
Только 36 % полиолов идет взамен сахара на изготовление пищевых продуктов, в основном, твердой карамели, шоколада, драже, а также жевательных резинок. К полиолам относится всем известный КСИЛИТ - это пятиатомный спирт, представляющий собой (кристаллическое вещество белого цвета, сладкого вкуса, хорошо растворимое в воде. Выпускается в виде порошка. Калорийность одного грамма ксилита составляет 4 ккал. Ксилит по сладости равен белому сахару (сахарозе), быстро усваивается. Не оказывает стойкого влияния на уровень сахара в крови у здоровых людей, а у больных сахарным диабетом снижает уровень глюкозы в крови. Это свойство ксилита позволяет использовать его для больных, которым запрещается или ограничивается потребление сахара - при сахарном диабете, ожирении, избыточном весе. Из побочных эффектов следует знать о желчегонном и послабляющем действии препарата.
Не стоит забывать, что существуют и НАТУРАЛЬНЫЕ ПОДСЛАСИТЕЛИ (лактит, мальтоза, фруктоза, мед натуральный, сахар кленовый и другие), которые не так вредны для здоровья, но их нечасто использует производитель.
Многие считают сахар одним из самых вредных продуктов. Специалисты утверждают, что это не так. Здоровому организму природный сахар необходим. Физиологическая потребность взрослого человека — 55–65 г. Имеется в виду сахар во всем выпитом и съеденном за день: чае, кофе, мороженом, сладком йогурте, лимонадах, соках, выпечке. Такое количество не только не повредит, но и зарядит организм энергией. Сахар и сладости повышают эффективность умственной деятельности, стимулируют выработку гормонов радости, поэтому могут служить своеобразным лекарством в периоды депрессии и хандры. Если вы не страдаете диабетом и не склонны к полноте, заменители использовать не стоит. В продуктах детского питания подсластители вообще запрещены. Если ребенок здоровый, нормально развивается, нельзя лишать его природного источника сахара. [8.9.10]
1.3. Продукты с искусственными консервантами и пищевыми добавками
За последние десятилетия качество пищи изменилось настолько быстро, что простой человек, не связанный с наукой, плохо представляет, чем ему это может грозить. Полезных искусственных ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК не может быть в принципе, и мы надеемся, что вы уже понимаете, почему. Многие люди сегодня боятся лишних калорий в своём рационе, боятся загрязнения пищи и воды вредными веществами, радиоактивными элементами; боятся овощей и фруктов, выращенных на удобрениях. Но в то же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества. Производители убеждают нас в том, что искусственные добавки третьего поколения безвредны. То же самое они говорили о пищевых добавках первого и второго поколений, многие из которых сейчас признаны не просто вредными, а опасными для здоровья, и их производство запрещено в цивилизованных странах. Можно быть уверенным, что через некоторое время это произойдёт и с пищевыми добавками третьего поколения.
Почему пищевые добавки так любимы производителями продуктов? Все очень просто. Например, добавки, используемые в колбасном производстве, при расходе от 0,5 до 1,5 кг на 100 кг мяса увеличивают выход готового продукта до 150% и снижают потери при термообработке. К тому же они увеличивают срок хранения продукта, улучшают вкус, цвет и пр. За счет добавления соевого изолята содержание белка в колбасе соответствует ГОСТу, но этот белок не приносит пользы здоровью.
Вредное воздействие на организм каждой пищевой добавки, так же, как и лекарства, проверяют отдельно, и сегодня никто не может сказать, как они действуют на организм в разных сочетаниях (да ещё с алкоголем, молоком, сахаром, маргарином и т.п.). Есть такое понятие, как "кумулятивный эффект", когда какое-то вещество (малотоксичное) может постепенно накапливаться в организме и приводить к его отравлению. Существует и такое явление, как "синергизм", когда вещества могут взаимно влиять друг на друга, многократно увеличивая свою биологическую активность. Учитывая громадное количество добавок в пищевой промышленности, исследования по их взаимодействию в организме человека практически невозможны - количество их сочетаний выражается шестизначным числом. По сути добавки превращают натуральное пищевое сырье в искусственные продукты питания. Например, мы думаем, что сыр - натуральный продукт, изготовленный из молока. Но известно, что при изготовлении некоторых сыров, в частности, голландских, в качестве консервантов используют фосфаты и нитраты. Фосфаты вредны тем, что нарушают выработку энергии в клетках организма и препятствуют усвоению кальция. Фосфаты добавляют и в некоторые прохладительные напитки. Усиливать вредное влияние фосфатов на организм могут пищевые добавки, которые попадают в организм из других продуктов питания. При изготовлении колбас для сохранения красного цвета и лучшей консервации применяются нитрит и нитрат калия или натрия. В больших дозах нитраты и нитриты вызывают отравления, отрицательно влияют на печень и приводят к аномалиям плода во время беременности. К тому же любые консерванты убивают полезные бактерии в кишечнике, что способствует развитию дисбактериоза.
Помимо консервантов, в продукты добавляют всевозможные красители. Они служат декоративным целям, и часто изготавливаются из тех же пигментов, что губная помада, тени или тушь, Например, диоксид титана используется для придания белизны сахарной глазури, конфетам, жевательной резинке, косметическим кремам, а также белилам, которыми красят стены. Диоксид титана относится к вредным для здоровья химическим веществам, об этом можно прочитать в соответствующих справочниках.
Стоит прислушаться к совету врачей: продукты, содержащие более 3-4 так называемых Е-добавок, можно употреблять лишь изредка и стараться не включать их в рацион детей и подростков.
Не лучше перечисленных вредных продуктов и СОЕВЫЙ БЕЛОК. Соя, хотя и является пищей растительного происхождения, никогда не была традиционным продуктом питания для европейцев. А традиции в питании очень много значат для здоровья. В Европу "мода" на сою пришла вместе с увлечением азиатской кухней. Но немногие знают, что в Азии сою раньше употребляли преимущественно бедные слои населения в голодные годы, а сами соевые бобы были особым образом обрабатывались (проходили процесс ферментации) для разрушения вредных веществ, содержащихся в сое. Кроме того, сейчас на востоке соя используется не как основной продукт, а как дополнение к пище, в основном, в виде соусов. А соевые шницели, биточки, фарш не приносят пользы, так как содержат концентрированный соевый белок. К тому же все чаще для приготовления соевых продуктов используют генетически модифицированную сою.
Постоянное употребление сои может нанести непоправимый вред здоровью, а сегодня она используется в качестве белковой добавки во множестве продуктов - от гамбургеров до мороженого. Однако последние исследования указывают, что соя и соевые продукты могут стимулировать развитие камней в почках. Было протестировано более десяти разновидностей сои на предмет образования оксалатов - веществ способствующих образованию почечных камней. Во время испытаний исследователи выявили самые высокие уровни оксалатов в текстурированном белке сои, который содержит до 638 миллиграммов оксалатов на 85 грамм общего веса. Оксалаты не выводится из организма при обмене веществ и выделяются только через мочу. Оксалаты не имеют никакого пищевого значения для организма, они затвердевают, формируют почечные камни, которые могут блокировать мочевую выделительную систему (почки, мочеточники, мочевой пузырь). Оксалаты токсичны, их максимальное содержание в водоёмах хозяйственно-бытового пользования не должно превышать 0,2 мг/л. (По данным журнала "Agricultural and Food Chemistry", сентябрь 2001).
В сое содержится также большое количество изофлавонов, которые принадлежат к биофлавоноидной химической группе и способны оказывать воздействие на гормональную, в частности, эндокринную систему. В 1997 году ученые Национального центра токсикологических исследований в США определили, что изофлавоны сои несут потенциальное негативное влияние на щитовидную железу, понижая её иммунитет и подавляя функции, и тем самым вызывают или усугубляют гипофункцию железы. Подобные выводы подтверждались и дальнейшими работами американских исследователей и обнародовались в прессе (например, "Natural Health magazine", № 3, 1999). В 1996 году Британский Департамент здравоохранения предупреждал, что изофлавоны, содержащиеся в сое, могут быть опасными для детского развивающегося организма. Соевое молоко и другие продукты содержат большое количество фитоэстрогенов, поэтому такое питание является риском для еще слабой эндокринной системы малыша. Президент Ассоциации диетологов Мэриленда (США) Мэри Эниг также считает, что высокая концентрация изофлавонов в соевом детском питании приводит к раннему половому созреванию девочек и, наоборот, подавляет половое созревание мальчиков. Кроме того, большое количество протеинов (белков), содержащихся в сое, может вызвать аллергические реакции разной степени, в том числе крапивницу, риниты, дерматиты, астму, диарею, колиты и др. Сервер www.soyfoods.com предоставляет информацию о наиболее распространенных продуктах, в которых в той или иной степени содержатся соевые компоненты-аллергены. Среди них растительное масло, натуральные ароматизаторы, соевые молоко, йогурт, сыр, масло, сосиски и др.
Из опросов выясняется, что чаще всего сами производители пищи индустриального производства её не едят, стараются покупать натуральную, экологически чистую пищу. На деле получается так, что разрабатывают лекарства и искусственные продукты питания одни люди, производят другие, продают третьи, а четвёртые потребляют их без разбора, часто не имея даже желания узнать что вредно, а что полезно. Здоровье всегда было и будет личным делом каждого. Никто и никогда не сможет заботиться о вашем здоровье больше, чем вы сами. А для этого каждый человек имеет право получать объективную информацию и на ее основе делать свой выбор. [8.9.10]
1.4. Каким должно быть правильное питание школьников и подростков
В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков питанием и правильно организовать режим питания. Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, занятий спортом, общественной работой и другие моменты. Рекомендуемые типовые режимы питания для школьников схематично может представить так:
Для учащихся I смены:
7:30–8:00 – завтрак дома;
11:00–12:00 – горячий завтрак в школе;
14:30-15:30 – обед дома (или в школе для учащихся групп продленного дня);
19:30-20:00 - ужин дома.
Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от времени посещения дополнительных занятий, спортивных секций, кружков по интересам. Может быть использован дифференцированный по возрасту, примерный суточный набор продуктов, разработанный институтом питания АМН РФ.
Однако при составлении рационов питания для учащихся следует следить за правильным распределением продуктов и калорийности пищи в течение суток. Как и в дошкольном возрасте, школьникам лучше в первую половину дня давать продукты, богатые белком, а на ужин в основном молочно – растительные блюда.
Распределение калорийности в течение суток рекомендуется следующее: завтрак – 25%, обед – 35-40%, школьный завтрак (или полдник) – 10-15%, ужин – 25%. Очень важно обеспечить разнообразие рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раза. И хотя в этот период используются все существующие продукты питания, преимущество все же отдается полноценным белковым продуктам, легкоусвояемым углеводам, количеству сливочного масла и растительных жиров (20% всех жиров в рационе).
Натуральное мясо всех сортов можно лишь частично заменять колбасными изделиями и консервами. Очень полезно использовать мясо морских животных (морские гребешки, кальмары, креветки, мидии). Рекомендуется употреблять наиболее ценные специальные хлебобулочные изделия: булочки, хлеб, обогащённый обезжиренным молоком, молочным белком или белково – минеральными обоготителями с добавлением железа, йода. Полезны так же специальные, улучшенного состава крупы, т.к. они обладают повышенной биологической ценностью. Желательно включать в рацион сливочное масло (75% молочного и 25% растительного жира), сметану (с повышенным содержанием ненасыщенных жирных кислот). Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно. Питание должно быть разнообразным.
При недостатке какого–либо продукта можно заменить его равноценным особенно по содержанию в них белков и жиров: мясо – рыбой, творогом, натуральное молоко – порошковым или сгущенным, желательно
несладким, но не чаем, киселём, компотом. Неправильно заменять мясо хлебом или крупой, молоко – супом, овощи – кашами или мучными изделиями. Замену продуктов необходимо проводить с таким расчетом, чтобы химический состав рациона оставался неизменным, энергетическая ценность пищевого рациона детей и подростков должна соответствовать их суточным энерготратам.
Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу) затем обязательно горячее блюдо: мясо или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, в редких случаях – чай с молоком. На обед - максимальное количество овощей, в т.ч.сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью), первое горячее блюдо (но не слишком объёмное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – лучше фруктовый сок, свежие фрукты, компоты из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. В полдник – молоко, кефир или ацидофилин, выпечку, фрукты. На ужин – блюдо из творога, овощей, яиц и питьё.
В этом возрасте, к сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто всухомятку, на ходу. Эти вредные привычки оказывают пагубное действие на растущий организм. [3]
2.Материалы, объекты и методика исследования
1.Были обработаны и сопоставлены данные по заболеваемости подростков, обучающихся в МОУ СОШ №1, взятые за последние 5 лет.
2. Проведено анкетирование 50 старшеклассников (в возрасте 14-16 лет). Анкета «Проблемы питания» - Приложение 1.
3.Составлен список продуктов, наиболее популярных среди подростков (так называемая легкая пища – snack).
4.Закуплены образцы продуктов питания и проведена физико-химическая экспертиза наиболее популярных брендов жевательной резинки, мороженного, шоколада (Приложение 2. Протоколы исследований)
5.Данные эксперимента сопоставлены с литературными данными.
Исследованы следующие образцы:
№1.«Орбит» со вкусом эвкалипта,
№2.«Дирол» мятный,
№3.«Затерянный мир».
№1.«Сливочное»,
№2. «Сливочное со сгущенным молоком»,
№3. Крем-брюле «Бородино»,
№4.«Пломбир»,
№5. «Ладушка» (эскимо).
№1.«Люкс»,
№2.«Аленка»,
№3.«Альпен Гольд».
Сроки проведения исследования: октябрь 2008 года - январь 2009 года.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ РЕЗИНКИ. [1.8]
1. Определение многоатомных спиртов (полиолов).
Поместить в пробирку измельченную оболочку одной подушечки жвачки и приливаю 2-3 мл дистиллированной воды. Закрыть пробирку пробкой и встряхивать в течение 1 минуты. В мутный раствор добавить 1 мл 2 М раствора гидрооксида натрия NaOH и 2-3 капли 10%-ного раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхнуть содержимое пробирки и наблюдать появление сине-фиолетового окрашивание. Изменение цвета объясняется образованием комплексных соединений катионов меди(II) с многоатомными спиртами, входящими в состав оболочки жевательной резинки. Поместить в пробирку нарезанную жевательную резинку (1 подушечку или пластинку) и прилить 5 мл 96%-ного этилового спирта. Закрыть пробирку пробкой и встряхивать в течение 1 мин. Фильтровать смесь и определить в фильтрате присутствие многоатомных спиртов.
2. Свойства резиновой основы жвачки.
Разделить жевательную резинку, оставшуюся после жевания, на пять частей и поместить каждую в отдельную пробирку. Прилить в пробирку соответственно 96%-ный этиловый спирт, бензин, ацетон, концентрированные серную, азотную и соляную кислоты так, чтобы кусочек жвачки был полностью покрыт. Оставить пробирки на 30-60мин. Сделать вывод о сравнительной устойчивости полимера в различных средах, учитывая, что бутадиеновый и изопреновый каучуки отличаются плохой устойчивостью к маслам, растворителям алифатической и ароматической природы. Они также нестойки к действию концентрированных кислот.
3. Обнаружение остатка фенилаланина в аспартаме.
Содержащийся в некоторых жвачках подсластитель аспартам (Е951) реагирует с концентрированной азотной кислотой с появлением характерного желтого окрашивания. Поскольку эта реакция высокочувствительная, для её поведения брать 2 мл спиртового экстракта из жвачки и приливать к нему, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной азотной кислоты. Осторожно нагревать смесь на водяной бане (пробирка со смесью в горячей воде).
4. Свойства ментола.
Для опыта взять подушечку жевательной резинки с ментолом, мелко нарезать и поместить в пробирку. Добавить 5 мл 96%-ного раствора этилового спирта. Взболтать смесь в течение 1 минуты и фильтрую.
Добавить к спиртовому экстракту жвачки воду. Сразу происходит помутнение, так как растворимость ментола в воде низкая (0,05%). Добавить к мутному раствору 96%-ный раствор спирта. Осадок исчезает, так как ментол хорошо растворяется в спиртах.
Прилить к 2 мл спиртового экстракта жвачки 5-10 капель концентрированной серной кислоты с добавкой ароматического альдегида (к 2-3 мл кислоты добавляю 1-2 капли бензальдегида ) так, чтобы жидкости не перемещались. Более тяжелая серная кислота опустилась вниз, и на границе жидкостей появилась фиолетовая окраска. Это качественная реакция на ментол, проходящая с образованием окрашенных продуктов конденсации ментола с альдегидами.
Поместить измельченную жвачку в фарфоровую чашку и залить концентрированной серной кислотой с добавкой ароматического альдегида. Также наблюдается появление фиолетового окрашивания.
5. Свойства красителей, входящих в состав жвачки.
Поместить в пробирку окрашенную жевательную резинку (Bubble gum (Hubba Bubba, Big Babol) и др.), нарезанную на небольшие кусочки, и прилить 2-3 мл дистиллированной воды. Нагревать пробирку в пламени спиртовки или на водяной бане до получения окрашенного раствора. Разлить раствор в две пробирки, в одну из них добавляю 1 мл 1М раствора серной кислоты, в другую 1 мл 2 М раствора гидрооксида натрия. Наблюдать, происходит ли изменения окраски красителя в зависимости от среды. Затем нагревать пробирку, в которую добавили раствор щелочи. С некоторыми красителями в этом случае наблюдается образование желто-коричневого раствора. Например, краситель синего цвета Е 133 – бриллиантовый синий FCF (жевательная резинка Hubba Bubba – Фантастические фрукты) в кислой среде становится красным, а при нагревании с раствором щелочи приобретает желтый оттенок). Это говорит о химических реакциях, которые могут произойти и в ротовой полости.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОРОЖЕННОГО. [1.8]
А.Определение органолептических показателей качества мороженного. (рассмотреть, попробовать на вкус, определить запах)
1) Появление привкуса в молоке и в молочных продуктах обусловлены условиями получения молока на ферме. Молоко обладает способностью воспринимать различные запахи (бензина, красок, смазочных масел и др.) из окружающей среды.
2) В молоке может появиться металлический привкус из-за неудовлетворительного состояния металлической тары или оборудования (ржавая поверхность, плохая посуда, открытые медные поверхности) при длительном контакте молока с металлом.
3) Привкусы часто обусловлены развитием микробиологических процессов в молочных продуктах при неправильном или излишнем длительном хранении, приводящих к изменению составных частей молока и молочных продуктов. В результате в них могут появиться масляный, солистый привкус появляются в результате окисления жиров, ускоряемого растворенными молочных продуктах металлами (медь, железо).
4) В мороженом может появиться привкус, если во время закаливание в эскимогенераторах попадает рассол.
Структура. К порокам структуры мороженого относятся – строение грубая или льдистая, снежистая или хлопьевидная структура, крупитчатость, песчанистость, комочки маслянистого стабилизатора или нерастворившихся сухих молочных продуктов.
Грубая структура мороженого обусловлена образованием в продукте относительно крупных кристаллов льда в результате главным образом недостаточно быстрого проведения процесса замораживания смеси и закаливания, а также нарушением условий хранения мороженого.
Снежистая или хлопьевидная, структура формируется в мороженом с высокой взбитостью при относительно крупных воздушных пузырьках. Образование таких воздушных пузырьков наблюдается чаще всего в мороженом с небольшим содержанием сухих веществ, а также в случае недостаточно содержания стабилизатора или при использовании стабилизаторов с плохой стабилизирующей способностью.
Крупитчатость может образоваться при фрезеровании плохо гомогенизированных смесей, особенно с высоким содержанием жира.
Песчанистость появляется в результате образования в мороженом органолептических ощутимых кристаллов лактозы, медленно растворяющихся во рту. На ранней стадии появления он характеризуется как мучнистость.
Комочки стабилизаторов в мороженом являются результатом неправильной подготовки последних к внесению с смесь. Комочки нерастворившихся молочных продуктов в мороженом обуславливаются их плохой растворимостью или недостаточно тщательной перемешиванием смеси в период ее заготовки.
Консистенция. К порокам консистенции мороженого относятся чрезмерно плотная, тестообразная, тягучая, жидкая, водянистая, пенистая консистенция.
Чрезмерно плотная консистенция характерна для мороженого с низкой взбитостью, особенно при высоком содержание сухих веществ в продукте. Тестообразная, тягучая консистенция мороженого при использовании смеси с высокой вязкостью, содержащие излишнее количество стабилизатора. Жидкая и водяная консистенция мороженого после его таяния свойственно продукту с недостаточным количеством стабилизатора и сухих веществ. Такое мороженое быстро тает. Пенистая консистенция характерна для мороженого, в подтаявшем виде содержит много пузырьков воздуха, напоминает пену.
Цвет. К пороком цвета относят недостаточно или сильно выраженную окраску продукта, неровную окраску, а также ненатуральную окраску.
Б.Обнаружение в мороженном белков, углеводов.
1. Обнаружение белков (биуретовая реакция).
В пробирку налить 1мл. растаявшего мороженного и добавить 5-7 мл. чистой воды, перемешать.
К 1мл. полученной смеси прилить 1мл. раствора гидроксида натрия, затем несколько капель 10%-ного раствора медного купороса. Содержимое пробирки встряхнуть. Появляется ярко-фиолетовое окрашивание, связанное с взаимодействием пептидных связей белковых молекул со свежеосажденным гидроксидом меди(ΙΙ) Cu(OH)2.
2.Обнаружение остатков ароматических a- аминокислот.(ксантопротеиновая реакция).
Поместить в пробирку 1мл. раствора, приготовленного в предыдущем опыте, и прилить к нему осторожно 3-5 капель концентрированной HNO3. Смесь нагреваю. Появляется желтое окрашивание из-за нитрирования остатков ароматических аминокислот (фенилаланин, тирозин, и триптофан), образующих белки. После охлаждения добавить к смеси 3-5 капель 25%-ного раствора аммиака. Происходит изменение цвета с желтого на оранжевый.
3.Обнаруживание углеводов.
Фильтровать 2 мл. смеси, оставшейся после опыта 1., и добавить к фильтрату 1 мл. раствора NaOH и 2-3 капли 10%-ного раствора CuSO4 . Перемешать. Образуется ярко- синий раствор (качественная реакция на многоатомные спирты). Реакцию дают углеводы, входящие в состав мороженного, например лактоза и сахароза. Полученный раствор нагреть на спиртовке . Дисахарид лактоза, содержащийся в молоке, в альдегидной форме окисляетсяCu(OH)2 c образованием различных продуктов окисления и деструкции. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, которыйзатем разлагается до Cu2O красного цвета . В ходе реакции может образоваться и медь(«медное зеркало»).
4.Обнаружение крахмала вафельном стаканчике из-под мороженного.
Взять вафельный стаканчик и покапать на него1-2 капли спиртового раствора йода из аптечки. Появляется темно-фиолетовое окрашивание – Качественная реакция на крахмал.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ШОКОЛАДА. [7]
Экспертиза шоколада
А.Определение органолептических показателей качества шоколада.
Определите вкус, привкусы, запах, консистенцию (однородная или нет, плотная, пенистая, какие включения различимы), цвет шоколада.
Б.Определение химического состава шоколада.
1.По данным на упаковке определите состав шоколада.
2. Обнаружение в шоколаде непредельных жиров. Кусочек шоколада оборачиваем фильтровальной бумагой и надавливаем на него, чтобы на бумаге появились жировые пятна. Помещаем на пятно каплю 0,5 н. раствора перманганата калия KMnO4. Образуется бурый оксид марганца (II) MnO2 вследствие протекания окислительно-восстановительной реакции.
3. Обнаружение в шоколаде углеводов. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливаем 2 мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл 2М раствора едкого натра NaOH и 2-3 капли 10%-ного раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
4. Фосфорсодержащие компоненты шоколада. Измельчаем 1 кубик шоколада и помещаем в небольшую колбу, затем приливаем 15 мл 96%-ного раствора этилового спирта. Взбалтываем смесь и нагреваем её в течение 15-20 мин, не доводя до кипения. Охлаждаем смесь и фильтруем. Переносим полученный фильтрат в другую колбу, добавляем 5 мл 1М раствора серной кислоты H2SO4 и кипятим в течение 15 мин. Охлаждаем смесь и затем фильтруем. Получаем розово-коричневый раствор. После охлаждения наливаем 1 мл полученного раствора в пробирку и приливаем 1 мл молибденового реактива (7,5 молибдата аммония (NH4)6 Mo7O24 растворяем в 100 мл 32%-ного раствора азотной кислоты). Нагреваем смесь на водяной бане. Образуется жёлтый мелкокристаллический осадок. При кислотном гидролизе фосфопротеидов молока (если шоколад молочный) и фосфатида лецитина (эмульгатора шоколада) образуются фосфат-ионы, которые реагируют с молибдатом аммония.
5.Моделирование сахарного поседения шоколада. Опрыскиваем несколько кубиков шоколада водой, заворачиваем в фольгу и помещаем на 1-2 недели в холодильник (не в морозильное отделение). В результате на поверхности шоколада появился налёт. Это выступили кристаллики сахарозы. Смываем налёт 3-5 мл дистиллированной воды, добавляем к смыву 1 мл раствора щёлочи и 1-2 капли раствора сульфата меди (II) CuSO4. Появляется характерное ярко-синее окрашивание.
6. Ксантопротеиновая реакция. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1см по высоте) и приливаем 2-3 мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к 1 мл фильтрата, соблюдая осторожность, 0,5 мл концентрированной азотной кислоты HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.
6.Обнаружение кофеина и выделение масла какао. Помещаем на часовое стекло (или в фарфоровую чашку) смесь чёрного шоколада и оксида магния в соотношении 2,5 : 1 (по массе). Накрываем его стеклянной пластиной и ставим на электроплитку (используем огнезащитную прокладку). Нагреваем содержимое, не допуская обугливания. Происходит возгонка кофеина (tвозг < tпл; tпл = 235 – 237°С). Он кристаллизуется по краям стеклянной пластинки, а в центре её конденсируется жёлто-коричневое масло. Кристаллы кофеина наблюдаем под микроскопом. Снимаем масло со стекла ватой, помещаем её в другую пробирку и приливаем 2 мл хлороформа. Получаем жёлтый раствор. Аккуратно, чтобы не попала вата, переливаем его в другую пробирку и добавляем 2-3 капли 0,5 н. раствора перманганата калия KMnO4. Происходит восстановление KMnO4 содержащимися в масле непредельными жирами до бурого MnO2, выпадающего в осадок (см. опыт 1).
3.Результаты и их обсуждение
3.1.Заболевания учащихся МОУ СОШ №1, связанные с неправильным питанием.
По данным, полученным от медицинского работника школы, была составлена следующая таблица:
Таблица 3.1.1..Заболеваемость учащихся МОУ СОШ №1 г.Лузы
Учебный год | Количество учащихся в школе (чел.) | Количество учащихся | Желудочно-кишечные заболевания | Заболевания эндокринной системы | ||||||
1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | ||
2003-2004 | 641 | 174 | 353 | 114 | 1 | 14 | 6 | 3 | 7 | 5 |
2004-2005 | 571 | 163 | 322 | 86 | 2 | 11 | 5 | 0 | 6 | 7 |
2005-2006 | 537 | 176 | 287 | 74 | 3 | 12 | 4 | 4 | 13 | 3 |
2006-2007 | 495 | 161 | 267 | 67 | 3 | 8 | 3 | 3 | 10 | 2 |
2007-2008 | 509 | 166 | 285 | 58 | 3 | 6 | 3 | 2 | 6 | 2 |
Учитывая постоянное снижение общего количества учащихся в школе, картина будет нагляднее, если сделать перерасчет в %.
Таблица 3.1.2.Заболеваемость учащихся МОУ СОШ №1 г.Лузы
(в % от общего количества).
Учебный год | Желудочно-кишечные заболевания | Заболевания эндокринной системы | ||||
1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | |
2003-2004 | 0,006% | 0,04% | 0,05% | 0,02% | 0,02% | 0,04% |
2004-2005 | 0,01% | 0,03% | 0,06% | 0% | 0,02% | 0,08% |
2005-2006 | 0,02% | 0,04% | 0,05% | 0,02% | 0,05% | 0,04% |
2006-2007 | 0,02% | 0,03% | 0,04% | 0,02% | 0,04% | 0,03% |
2007-2008 | 0,02% | 0,02% | 0,05% | 0,01% | 0,02% | 0,04% |
По таблице видно, что с возрастом увеличивается количество детей с заболеваниями ЖКТ, доля таких детей в старших классах заметно выше по сравнению с младшими школьниками. Кроме этого, такая же картина и с заболеваниями эндокринной системы, т.е. с возрастом школьник рискует попасть в группу детей с нарушением обмена веществ, что также связано, может быть, и с нерациональным питанием. За последние 5 лет резкого роста случаев подобных заболеваний не наблюдается ни в одной возрастной группе, что можно объяснить тем, что такая легкая пища, как чипсы, мороженное, жевательная резинка и т.д. появились на потребительском рынке гораздо раньше.
(См. Приложение 3. Диаграммы по результатам исследований)
3.2.Режим питания подростков
Таблица 3. 2.1.Результаты обработки анкеты
Вопрос анкеты | Ответы | Обсуждение |
Сколько раз в день едите? | 60% - 3-4раза 24% - 5-6 раз 12% - 1-2 раза 4% - 1 раз | Большинство подростков соблюдают режим питания, однако есть и такие, которые принимают пищу 1-2 раза в день, что является причиной гастрита, язвы желудка, дефицита веса. |
Завтракаете регулярно? | 64% - да 32% - нет 4% - иногда | Довольно большая группа подростков не завтракает, что пагубно сказывается на здоровье, ведь 25% калорий должны поступать утром. |
Плотно ли вы ужинаете? | 68% - да 8% - нет 24% - иногда | Плотный ужин незадолго до сна – это грубая погрешность в питании, вызывает нарушения сна, расстройства ЦНС. |
Едите ли в промежутках между едой? | 52% - да 46% - нет 2% - иногда | «Перекусы» между основными приемами пищи допустимы, но нежелательно, чтобы это были чипсы, сладости, и т.п. Лучше взять йогурт, фрукты. |
Питаетесь ли в школьной столовой? | 64% - да 8% - нет 28% - иногда | Обед – самый главный приём пищи, пропускать его недопустимо. |
Для вас характерно: (в анкете представлен длинный список нарушений здоровья) | Дискомфорт в желудке – 15% Снижение внимания -14% Ухудшение зрения – 12? Снижение иммунитета – 8% Быстрое утомление – 8% Расстройство НС – 4% Снижение внимания -14% | С неправильным питанием могут быть связаны все перечисленные нарушения здоровья. Либо нарушен режим питания, либо в организм поступают небезвредные вещества. Для обеспечения всех потребностей организма и сохранения здоровья человек должен получать пищу определенного качества и в нужном количестве. |
Вы употребляете такие продукты как газированная вода, мороженное, шоколад, чипсы, сосательные конфеты, жевательные резинки? Что предпочли бы из списка в качестве продукта между основными приемами пищи, выделите восклицательным знаком. | Предпочитают: Шоколад – 32% Мороженное – 28% Жевательную резинку – 26% Другое – 14% | Не задумываясь о составе потребляемого продукта, подросток выбирает вкус, яркую упаковку. |
Вы когда-нибудь «сидели» на диете? | Да – 4% Нет – 96% | В подростковом возрасте диеты недопустимы, за исключением случаев, когда диету прописал врач, и она проходит под наблюдением. |
Как вы считаете, какой наиболее быстрый способ сбросить вес: голодание, раздельное питание, занятие спортом, другое ___________. | Занятие спортом –70% Голодание – 26% Раздельное питание – 4% | Многие из подростков в наше время недостаточно внимания уделяют физкультуре и спорту, хотя и знают об их пользе. На смену этим занятиям пришли мобильные телефоны, компьютер, Интернет. |
Ваш вес: не превышает норму, нормальный, превышает норму? | Нормальный – 80% Превышает норму –12% Недостаточный – 8% | По сравнению со странами запада доля детей с повышенным весом у нас невелика. |
Принимаете ли вы витамины, поливитамины? | Да – 12 Нет – 78% Иногда – 10% | К сожалению, многие не принимают витамины регулярно, что может негативно сказаться на здоровье. |
Следят ли родители за вашим питанием? | Нет – 60% Да – 40% | Ответы не радуют. Подросток не может серьезно относиться к питанию. Поэтому родители как никто другой должны контролировать этот вопрос. |
3.3.Результаты исследования продуктов питания, популярных среди подростков
(См. Приложение 1.Протоколы исследований)
Таблица 3.3.1.Результаты исследования жевательной резинки,
мороженного, шоколада.
Результаты экспертизы (что обнаружено) | Возможные последствия для здоровья |
ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА: 1)Во всех образцах жевательной резинки (№1,2,3) обнаружено: большое количество пищевых добавок с буквенным кодом Е: Е320 – антиоксидант Е420 – сорбит Е421 – маннит Е 422 – стабилизатор Е903 – глазурь Е950 - ацесульфам Е951 – аспартам Е953 – изомальтит. 2)в образце №1, 2 – нестойкая резиновая основа, 3)в образце №3 – нестойкий краситель. 4)в образце №2 – лецитин соевый | Подслатители сорбит и маннит – многоатомные спирты (полиолы), вызывают расстройство ЖКТ, обладают слабительным и желчегонным эффектом. Сахарозаменители: аспартам – при нагревании превращается в метанол, канцероген класса А, запрещен в детском питании, вызывает аллергию, головные боли, бессонницу, звон в ушах, у животных – рак мозга; ацесульфам – приводит к нарушениям работы кишечника, аллергическим реакциям, запрещен в Японии, Канаде. Нестойкая резиновая основа и нестойкий краситель могут под действием пищеварительных соков дать непредсказуемые химические реакции. Регулярное потребление соевых белков вызывает рост камней в почках, нарушения работы эндокринной системы, аллергические реакции (ринит, дерматит, колит и др.), нарушения работы мочеполовой системы вплоть до бесплодия. [8.9.10] |
МОРОЖЕННОЕ: 2)В образце №1 обнаружен соевый компонент. 3)В образце №1 обнаружен порок вкуса (масляный солистый привкус) что может быть обусловлено развитием микробиологических процессов в молочных продуктах при неправильном или излишнем длительном хранении, приводящих к изменению составных частей молока и молочных продуктов в результате окисления жиров, ускоряемого растворенными молочных продуктах металлами (медь, железо). 4) В образце №1 обнаружены пороки структуры (льдистая), что обусловлено образованием в продукте относительно крупных кристаллов льда в результате главным образом недостаточно быстрого проведения процесса замораживания смеси и закаливания, а также нарушением условий хранения мороженого и другой порок (песчанистость) в образце №4 - появляется в результате образования в мороженом органолептических ощутимых кристаллов лактозы, медленно растворяющихся во рту. На ранней стадии появления он характеризуется как мучнистость. | В мороженном могут содержаться: Вещества, нарушающие пищеварение – Е407, 466. Аллергены - Е131, Е 141, Е 215, Е 218, Е 230, Е 232, Е 239 (вызывают аллергические реакции кожи, в том числе прыщи, нарушение работы органов дыхания (аллергический ринит, астму и т.п.). Яды - Е 121, Е 123 (вызывают отравления при большой дозе и расстройство желудка - при небольшой). Канцерогены- Е 211, Е 240, Е 330, Е442 (способствует образованию злокачественных опухолей). Масляный солистый вкус – признак некачественного мороженного, которое может вызвать нарушения работы ЖКТ. Пороки структуры для здоровья не опасны, но существенно ухудшают качество мороженного, его вкус. [5] |
ШОКОЛАД: 1)Во всех образцах шоколада присутствуют непредельные жиры, кофеин и масло какао. 2)Обнаружены лишь две пищевых добавки с буквенным кодом Е: Е322 и Е476. 3)Образец №3 содержит большее количество компонентов, чем №1 и 2 (более 28), что может вызвать такое явление как "синергизм", когда вещества могут взаимно непредсказуемо влиять друг на друга, многократно увеличивая свою биологическую активность. 4)Во всех образцах обнаружены непредельные жиры, белки (кроме образца №1), углеводы, фосфорсодержащие компоненты. | В любом шоколаде содержатся полезные компоненты: антиоксиданты (помогают сохранить здоровье сердца и сосудов); флавоноиды (улучшают кровообращение); шоколад стимулирует выброс так называемых гормонов счастья – эндорфинов, которые, воздействуя на центр удовольствия, они улучшают настроение человека; оказывая бодрящее воздействие, шоколад содержит меньше кофеина, чем кофе; Однако, при злоупотреблении шоколадом из-за повышенного содержания сахара может быть нарушен углеводный и жировой обмен, возрастает риск сахарного диабета, атеросклероза, кариеса зубов. [8.9.10] |
Выводы
Заключение
Пищевые привычки человека формируются в детстве и влияют на всю его последующую жизнь. Привычки бывают полезные и вредные, причём последние более устойчивы. Греческий учёный, философ и мудрец Пифагор сказал об этом кратко и определённо: "Человек своими вредными привычками приводит в движение силы, которые его, в конце концов, и губят". Сегодня на наш стол попадает достаточно много продуктов, оказывающих на организм негативное воздействие. С возрастом потребление этих продуктов неизбежно приводит к ухудшению иммунитета и росту числа заболеваний; появляются новые болезни, которые невозможно вылечить, потому что в их основе лежит общее нарушение обмена веществ.
Поэтому мы считаем, что наша работа очень важна и своевременна. Она может быть продолжена в дальнейшем.
Перспективы для дальнейшей работы:
Литература:
7.Приложения
Приложение 1. Протоколы исследований.
Протокол №1.
Результаты исследования жевательной резинки.
№ образца | Название образца | Дата исследования | Производитель | Состав по данным на упаковке | Внешний вид | Консистенция | Вкус | Запах | Определение полиолов | Свойства резиновой основы | Обнаружение остатка фенилаланина в аспартаме | Устойчивость вкуса |
1. | «Орбит» со вкусом эвкалипта | 8.10. 08. | ООО «Ригли» Россия | Изомальтит Е953, резиновая основа, сорбит Е420, манит Е421, ароматизаторы натуральные и идентичные натуральным, стабилизатор Е422, эмульгатор соевый лецитин, подсластители: аспартам Е951, ацесульфам Е950, глазурь Е903, , антиоксидант Е320 | Поду-шечка правиль-ной формы белого цвета | По-рис-тая | Притор-ный эвкалипта | Эвка-липта | + | Обуглилась серной кислотой, с азотной - выделился б/ц газ, пожелтение, с трихлорметаном – выпал мутный осадок | + | Около 20 минут |
2. | «Дирол» со вкусом мяты | 15.10. 08 | ООО «Ригли» Россия | Сорбит Е420, мальтит Е965, резиновая основа, манит Е421,стабилизатор Е422, , мальтитный сироп Е965, эмульгатор соевый лецитин, кислоты6 лимонная, яблочная, фумаровая, краситель Е171, подсластители: аспартам Е951, ацесульфам Е950, глазурь Е903, , антиоксидант Е320 | Поду-шечка правиль-ной формы белого цвета | По-рис-тая | Резкий мятный | Мяты | + | Обуглилась серной кислотой, с азотной - выделился б/ц газ, пожелтение, с трихлорметаном – выпал мутный осадок | + | Около 15 минут |
3. | «Затерянный мир» | 6.12. 08. | ООО «Кондитер ская фабрика» К.Артель | Сахар, полимерная основа, глицерин, краситель, ароматизатор натуральный, мята (бумажная этикетка обрезана так, что состав читается наполовину) | Прямоу-гольная, с желобками, зеленого цвета | Оч. твердая | Мятный | Неопре-деленный | + | Нет реакций | + | 2-3 минуты |
Протокол №2. Результаты исследования мороженного.
Название сорта мороженного | Дата исследования | Производитель | Состав по данным на упаковке | Запах | Вкус | Структура | Консистенция | Цвет | Обнаружение белков | Обнаружение ароматических аминокислот | Обнаружение углеводов (крахмала) | Обнаружение полиолов |
Мороженное растительно-сливочное «Ванильное» в вафельном стаканчике (6 руб.) | 08.11. 08. | ООО «Вологод-ское морожен-ное» г.Великий Устюг | Молоко коровье, вода, сахар, масло кокосовое, вафельный стаканчик (мука пшеничная, вода, масло растительное, порошок яичный, лецитин соевый Е 322, сода, питьевая соль), молоко обезжиренное сухое, сыворотка сухая, молоко цельное сухое, стабилизаторы и эмульгаторы Е407, Е410, Е412, Е471, Е433, Е466, ароматизатор, идентичный натуральному – ванилин. | Молоч-ный, масля-ный солис-тый | Ва-ниль-ный | Грубая, льдистая | Нормальная, с небольшим количеством пузырьков воздуха | Белый | + | - | + | - |
Растительно-сливочное «С вареной сгущенкой» с шоколадной глазурью в вафельном стаканчике (11 руб.) | 15.11. 08. | ООО «Вологод-ское морожен-ное» г.Великий Устюг | Молоко коровье, вафельный сахарный рожок (мука пшеничная, вода питьевая, эмульгатор лецитин Е322, какао-порошок, Эмульгаторы, стабилизаторы: Е476, Е412, Е471, Е433, Е466, ароматизатор «Ваниль» | Молоч-ный | Ва-ниль-ный, варе-ной сгу-щенки | Нормальная | Пенистая | Неровный | + | - | + | - |
Мороженное сливочное во взбитой глазури крем-брюле «Бородино» (18 руб.) | 27.12. 08. | А-ОАО «Айс-Фи» Г.Москва | Молоко цельное, молоко сухое, глазурь, сахарная пудра, сироп крем-брюле, стабилизаторы и эмульгаторы: Е471, Е412, Е466, Е407, ароматизатор, идентичный натуральному «Ваниль» | Молоч-ный | Ва-ниль-ный | Песчанистая, льдистая | Тягучая, немного пенистая | Белый | + | - | - | + |
Мороженное «Пломбир» жирный, ванильный в вафельном стаканчике | 10.01. 09. | ОАО «Кировский хладоком-бинат» г.Киров | Молоко коровье натуральное, масло коровье, сахар, вода, молоко сухое, стабилизаторы и эмульгаторы: Е 471, Е466, Е412, Е407, вкусоароматная добавка, ванилин, мука, лецитин, поваренная соль, натрий двууглекислый. | Молоч-ный | Сли-воч-ный | Песчанистая | Пенистая | Белый | + | + | + | + |
Мороженное «Эскимо» растительно-сливочное нормальной жирности крем-брюле в шоколадной глазури «Ладушка» | 17.01. 09. | ОАО «Кировский хладоком-бинат» г.Киров | Молоко коровье натуральное, сахар, масло кокосовое, вода, молоко сгущенное, цельное, молоко сухое, стабилизаторы и эмульгаторы: Е471, Е466, Е412, Е407, шоколадная глазурь с арахисом (кокосовое масло, сахар, какао-порошок, эмульгаторы, ароматизаторы, ванилин, идентичный натуральному, арахис) | Молоч-ный, шоко-ладный | Сли-воч-ный | Нормальная | Пенистая | Бежевый | + | - | + | + |
Протокол №3.Результаты исследования шоколада.
Название сорта шоколада | Дата исследования | Производитель | Состав по данным на упаковке | Внешний вид | Консистенция | Вкус, привкус | Запах | Моделирование сахарного поседения шоколада | Ксантопротеиновая реакция | Обнаружение непредельных жиров | Обнаружение углеводов | Фосфорсодержащие компоненты |
«Аленка» | 08.11. 08. | ОАО «Красный октябрь» | Сахар, молоко сухое цельное, какао-масло, какао тертое, эмульгаторы: Е322, Е476, ароматизатор идентичный натуральному. | Плитка коричневого цвета, без дефектов формы. | Однородная, плотная | Вкус какао, привкус молока | Шоколадный | + | - | + | + | + |
«Люкс» | 17.01. 09. | ОАО Кондитерский концерн «Бабаевский» | Сахар, какао тертое, масло, эмульгаторы: Е322, Е476, ароматизатор, идентичный натуральному. | Плита коричневого цвета, с рисунком | Однородная, плотная | Вкус какао, привкус молока | Запах какао с молоком, далее неприятный, резкий, неопределнный | + | + | + | + | + |
«Альпен Гольд» (печенье, изюм» | 17.01. 09. | ООО «Крафт Фудс Рус» г.Покров | Сахар, какао тертое, какао-масло, молоко сухое цельное, сыворотка сухая молочная, печенье дробленое [мука пшеничная, сахар, масло сливочное, крахмал пшеничный, волокна пшеничные, молоко сухое цельное, соль, регулятор кислотности (кислота лимонная), улучшитель муки (цистеин), разрыхлители (гидрокарбонат аммония, карбонат натрия), ароматизатор ванилин идентичный натуральному), изюм, жир молочный, эмульгаторы(лецитин соевый, Е 476), ароматизатор ванилин идентичный натуральному, может содержать следы фундука, миндаля, арахиса, яичного белка. Содержание какао-продуктов в шоколадной массе – не менее 27% | Плитка коричневая, заметны включения | Однородная, плотная, содержит включения орехов | Вкус какао, молока, кисленный от изюма | Какао с молоком | + | + | + | + | + |
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Зимний лес в вашем доме
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Что общего у травы и собаки?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари