Тишина, абсолютная тишина и спокойствие – это как глоток свежего воздуха в ежедневной суете и шуме большого города. Она позволяет очистить разум и никуда не спеша поразмышлять о том, что вас волнует в данный момент.
Действительно, тишина всегда считалась источником вдохновения и необходимым условием творческого процесса, научных исследований, обучения. Она - вечное «звучание» гармонии сфер, и вечный контекст любого высказывания. Но ведь некоторые люди любят работать при каком-либо шуме. А как же творческие натуры?
Когда я думала, какую тему выбрать для научно-исследовательской работы, я задумалась о том, как нынешнее поколение подростков, мои одноклассники относятся к тишине в процессе обучения: при выполнении домашних заданий, при самостоятельной работе на уроках. В наше время тишина почти недосягаема:шум машин, разговор людей,теле- и радиовещание и многое-многое другое. Мешает тишина или помогает? Ведь мы - все разные. Среди нас есть и творческие личности, и «мыслители».
Вложение | Размер |
---|---|
nir_po_psihologii_10_klass.zip | 296.86 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 1 г. Павлово
Тема: «Тишина-залог успешности в обучении»
Психологическая секция
Работу выполнила ученица 10 класса А
Савинова Анна (15 лет)
Научный руководитель:
Педагог-психолог Жидкова Наталья Ивановна
Павлово
2013
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы творческой и интеллектуальной личности исследователей
Глава 2. Звук и тишина в жизни людей
Глава 3. Анализ результатов исследования условий успешности в обучении десятиклассников МБОУ СОШ № 1 г. Павлово
Список использованной литературы
Тишина, абсолютная тишина и спокойствие – это как глоток свежего воздуха в ежедневной суете и шуме большого города. Она позволяет очистить разум и никуда не спеша поразмышлять о том, что вас волнует в данный момент.
Действительно, тишина всегда считалась источником вдохновения и необходимым условием творческого процесса, научных исследований, обучения. Она - вечное «звучание» гармонии сфер, и вечный контекст любого высказывания. Но ведь некоторые люди любят работать при каком-либо шуме. А как же творческие натуры?
Когда я думала, какую тему выбрать для научно-исследовательской работы, я задумалась о том, как нынешнее поколение подростков, мои одноклассники относятся к тишине в процессе обучения: при выполнении домашних заданий, при самостоятельной работе на уроках. В наше время тишина почти недосягаема: шум машин, разговор людей, теле- и радиовещание и многое-многое другое. Мешает тишина или помогает? Ведь мы - все разные. Среди нас есть и творческие личности, и «мыслители».
В своей работе я поставила цель:
Определение влияния тишины на успешность обучения старшеклассников.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Подобрать серию методик.
3. Провести диагностику и эксперимент для анализа условий успешности
в обучении десятиклассников с помощью выбранных методик.
4. Проанализировать полученные данные.
Изучение влияния тишины на успешность обучения десятиклассников проходило при помощи диагностического исследования и эксперимента.
В исследовании добровольно приняли участие учащиеся 10 класса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово (16 чел). Тестирование проходило в групповой форме в 18 кабинете 18.01.13 с 13.00 до 13.30. Эксперимент проводился индивидуально 19.01.13 с 10.00.
В ходе работы мы ответим на следующие вопросы:
Глава 1. Теоретические основы творческой и интеллектуальной личности исследователей личности — «Человека творческого».
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые, так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.
Творчество есть выход за пределы заданного. Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.
Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.
Работы психологов в последние годы достаточно определенно выделяют два типа одаренные людей. Вот мнение по этому поводу советского врача-психиатра В. Леви: «Можно выделить два полюса гениальности, между которыми лежит гамма постепенного перехода. Представителей одного полюса можно было бы назвать, по традиции, гениями «от Бога», представителей другого — гениями «от себя».
Современная наука утверждает — потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм.
Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?
Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность. Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек.
Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.
Интеллектуальные способности человека (мыслительные), как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать, рассуждать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.
Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
Итак, чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению, к творчеству.
Глава 2. Звук и тишина в жизни людей
Звук — одно из самых древних ее проявлений, такое же древнее, как и сама Земля. Само рождение нашей планеты шло под несмолкаемый аккомпанемент звуков чудовищной силы и мощи. Природа не затихла и потом, когда Земля остыла и возникла жизнь. По-прежнему шумели волны, гремел гром, свистел ветер, шелестела листва. Голоса природы звучали четко и явственно. Человек всегда жил в мире звука и внес в мир звуков речь и музыку. Сделал звук своим помощником. Еще в давние времена рев зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев, журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич помогал устрашить неприятеля. Рог, труба, барабан служили средством связи и искусства.
Шум давно пришел и в сельскую местность вместе с ростом числа машин. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления,— децибелах. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 становится для него непереносимым.
Звук в 180 децибел вызывает усталость металла, а в 190— вырывает заклепки из конструкций. Неспроста в средние века существовала казнь «под колокол». Шум колокольного звона медленно убивал человека. На многих оживленных магистралях больших городов даже ночью шум не бывает ниже 70 децибел, в то время как санитарные нормы для ночного времени устанавливают предел в 40 децибел. Чтобы эти цифры стали более понятны, приведем такие данные: шум нормального дыхания, шелест травы составляет 10 децибел, громкая речь — 60—70, шум уличного транспорта (мотоцикл, автобус, грузовик) —80—100 децибел. Шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 децибел. Шум и живые организмы
Исследованиями установлено, что шум наносит весьма ощутимый вред организму человека. Его влияние еще более усиливается, если шум действует одновременно с другими неблагоприятными факторами — вибрацией и пылью. Давно замечено также, что шумы природного происхождения— шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие естественные шумы — благотворно влияют на человеческий организм, они успокаивают, усыпляют. Записанные на носители эти «приятные» шумы можно использовать вместо снотворных средств. В Японии, например, продаются подушки, в которые вмонтирован аппарат, имитирующий звуки дождевых капель, падающих в ритме человеческого пульса.
Совсем другое действие оказывает транспортный или производственный шум. Он утомляет, раздражает, давит, мешает сосредоточиться. Как только такой шум смолкает, человек испытывает ощущение облегчения и покоя. Шум нередко играет зловещую роль и в возникновении заболевания сердечно-сосудистой системы. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторную деятельность.
Тишина — одно из важнейших условий творческого труда и отдыха. Недаром тишину часто называют целебной, творческой. Многие выдающиеся деятели науки и искусства считали тишину, природу источником творчества и вдохновения. Бетховен всерьез и не раз повторял, что свои музыкальные идеи он улавливает в природе, в лесу, в тишине. Великий Гёте был убежден, что «талантливое рождается в тиши...» .
Тишина — одно из важнейших условий творческого труда и отдыха. Недаром тишину часто называют целебной, творческой. Многие выдающиеся деятели науки и искусства считали тишину, природу источником творчества и вдохновения. Бетховен всерьез и не раз повторял, что свои музыкальные идеи он улавливает в природе, в лесу, в тишине. Великий Гёте был убежден, что «талантливое рождается в тиши...» Тишина-источник творчества и вдохновения.
Глава 3. Анализ результатов исследования условий успешности в обучении десятиклассников МБОУ СОШ № 1 г. Павлово
Проанализировав теоретические данные, мы провели диагностическое исследование условий запоминания материала для десятиклассников нашей школы на основе следующих методик:
И.П. Павлов предложил классифицировать характер в зависимости от направления деятельности нервной системы, обусловив такое разделение механизмами работы и взаимодействием левого и правого полушарий головного мозга.
Были выделены следующие типы характера человека:
Художественный тип - когда человек воспринимает мир не особо анализируя, видит его таким каким он предстает в его глазах (активное правое полушарие, в чистом виде редкий тип).
Мыслительный тип - когда на восприятие окружающего мира сильно накладывается отпечаток аналитического подхода (активное левое полушарие, в чистом виде редкий тип).
За определенное время (3 минуты) нужно было выучить 4 строчки стихотворения в разных условиях: при чтении сказки, при звучании современной музыки и в полной тишине.
Результаты теста «Художник или мыслитель» для определения группы творческих личностей и мыслителей зафиксированы на Гистограмме 1:
Гистограмма 1. Процентное соотношение учащихся эксперимента «Художник или мыслитель»
Вывод: среди десятиклассников нашего класса «художников» и «мыслителей» одинаковое процентное соотношение.
Результаты эксперимента «Попробую запомнить» зафиксированы в Таблице 1 на Гистограмме 2:
Таблица 1
Обстановка | «Художники» | «Мыслители» |
Чтение сказки | 50% (4 человека) | 82,5% (7 человек) |
Современная музыка | 62,5% (5 человек) | 75% (6 человек) |
Полная тишина | 62,5% (5 человек) | 75% (6 человек) |
Гистограмма 2. Процентное соотношение учащихся эксперимента «Попробую запомнить»
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:
Я опросила тех людей, которые участвовали в эксперименте: в какой обстановке лучше запоминалось стихотворение.
Большинство «художников» (5 человек) ответили, что при чтении сказки стихотворение запоминалось лучше, хуже в тишине (2 человека).
Большинство «мыслителей»(6 человек) привыкли работать в тишине, 2 человека- при каком-либо шуме.
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:
Анализ опроса в социальной сети показал, что:
Анализируя данные опроса можно сделать следующий вывод:
большинство опрошенных предпочитают работать в тишине.
Анализируя научную литературу, я пришла к выводу, что многие учёные считают тишину источником вдохновения и необходимым условием творческого процесса, научных исследований, обучения.
После опроса в социальной сети и проведения эксперимента я пришла к выводу, что тишина является лишь частью творческого процесса, помогает сконцентрироваться при выполнении какой- либо работы, в том числе и умственной, но не является основой залогом успешности в обучении.
В наше время современная молодежь может работать в любой обстановке. Все люди разные и потребности у всех разные, то есть кому-то нравиться работать в тишине, а кому-то при каком-либо шуме.
Список использованной литературы
Приложение 1
Тест «Художник или мыслитель?»
А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?
В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?
Интерпретация
Художники | Мыслители |
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. | ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения. |
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. | ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. |
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. | ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. |
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. | ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт. |
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию. | ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. |
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. | ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен. |
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. | ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. |
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. | ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость. |
Приложение 2
Стихотворения, которые использовались при эксперименте для заучивания.
1. Аполлон Майков
«Ласточка примчалась ...»
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!
2. Михаил Лермонтов
Осень. Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
3. Александр Блок «Ворона»
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки,
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Снежная сказка
Что такое музыка?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Весенняя гроза