Исследовательская работа по русскому языку посвящена очень важной проблеме-экологии слова. Выдвинута гипотеза, что в нашей школе речевая культура находится не на высоком уровне. Проведено исследование и разработаны конкретные рекомендации по ее ликвидации.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_2013_hazanskaya_sosh.doc | 557.5 КБ |
Экология слова
Авторы работы:
Антипина Елена,
Быковская Виктория,
Учащиеся 8 класса
МОУ Хазанская СОШ
Иркутской области, с. Ц. Хазан
Руководитель:
Анисимова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МОУ Хазанская СОШ
Иркутской области,
Зиминского района, с. Ц. Хазан
Зиминский район, 2013 год
Содержание
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Экология и язык
Л. В.Щербы, В.Л. Янина…………………………………6
Глава 2. Организация исследования состояния экологической культуры слова
2.1. Уровень лингвистической культуры……………………………………………….10
2.2. Употребление нецензурной лексики…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………18
Литература…………………………………………………………………………19
Приложения………………………………………………………………………….20-25
Введение
Мы точно не знаем, когда и как люди начали разговаривать. Это было очень давно. Но представление о том, как относились к слову разные народы, сохранилось.
«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие», - поучал египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Человек же, который мог слово произнесённое зафиксировать на папирусе, почитался выше военачальника и вельможи. Однажды в истории Египта писец стал фараоном. В Древнем Риме ораторы, искусно владеющие словом, вершили политику. К их голосу прислушивались императоры, боясь обличения. Косноязычие считалось пороком.
В Средние века в Европе, когда свирепствовала инквизиция, существовали индульгенции. Расценки на папские грамоты об «отпущении грехов» были следующие: 2 дуката – убийца грабителя, 4 дуката – убийца священника,10 (!) дукатов – нарушивший слово.
Наши предки, славяне, понимали значение слова очень просто: то, что сказано, осуществится. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В понимании наших предков, хорошие и добрые слова могли излечить, помочь, спасти, защитить. Злые, плохие слова могли вызвать болезнь, могли причинить человеку вред, погубить его.
Не преувеличивали ли древние значение слов, ставя знак равенства между словом и жизнью человека? Пожалуй, нет. Человек выражает свои мысли и чувства при помощи слова. Грязные мысли и чувства ведут за собой грязные слова и плохие поступки. Чистые мысли и чувства сопровождают хорошие слова и добрые поступки. Эта связь закономерна. Древнегреческий философ Сократ говорил своим ученикам: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всём их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.
Вопросами «экологии слова» занимались многие русские лингвисты: Даль В. И., Щерба Л. В., Лихачев Д. С., Скворцов Л. И., Петровский Н. А., Головин Б. Н., Розенталь Д. Э. и многие другие. Основные положения исследований этих лингвистов легли в основу теоретической части нашей работы.
К сожалению, мы отучаемся от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда.… И так ли уж плохо стать на пути этого «отвыкания» сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности? Конечно же, нет. Мы очень долго разбрасывали родные камни, не заботясь о будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и – шире – экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.
Проблема очень актуальна, поэтому мы выбрали данную тему для исследования.
Цель: выяснить, существует ли проблема экологии слова в нашей школе и попытаться найти способы преодоления негативных явлений.
Гипотеза: состояние речевой культуры в наши дни вызывает озабоченность у многих людей. Упреки и претензии идут от писателей и журналистов, от педагогов и актеров, общественных деятелей, специалистов- языковедов, от рядовых любителей и ценителей классической русской речи. Нами выдвинуто предположение, что и в нашей школе уровень речевой культуры находится не на высоком уровне. Мы решили провести исследования, чтобы определить, существует ли действительно проблема экологии слова в нашей школе и разработать конкретные рекомендации по ее ликвидации.
В ходе исследовательской работы решались следующие задачи:
Методы исследования: в ходе исследовательской работы проводились наблюдения над речью учащихся с 2-11 классы, беседы с учащимися и учителями, анкетирование на выявление лингвистической культуры, употребление нецензурной лексики, жаргонизмов.
Ученикам 8- 11 классов были предложены тесты на проверку орфоэпических, лексических, граммматических норм. Полученные данные анализировались, сравнивались, обобщались для установления объективных результатов исследования.
Объект исследования: уровень языковой культуры учащихся
Предмет исследования: культура языка в экологическом аспекте
Место проведения исследовательской работы: МОУ Хазанская СОШ.
Структура работы:
Глава 1. Экология и язык
1.1. Язык народа – его историческая память
Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстаёт как неразрывная связь многих и многих поколений.
Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляют такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.
Подчёркивая одухотворённость русского языка, К.Д. Ушинский писал: «В языке своём народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слова. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».
Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком бережном подходе. Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического «снижения» и стилевого «усреднения», т.е. нивелировки или штампованности. Его надо оберегать от ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более – от ошибок и неправильностей, словом от всего, что ведёт к его оскудению, а, следовательно, к обеднению или омертвению мысли.
Именно поэтому культура языка может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования».
Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Всё это и составляет существо экологического аспекта культуры речи, если понимать его широко и обобщённо.
1.2. Лингвоэкологический подход к литературному языку. Система взглядов Л. В. Щербы, В.Л. Янина.
Лингвоэкологический подход предполагает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры. Л.В. Щерба справедливо сравнивал язык, у которого разрушена стилистическая структура, с совершенно расстроенным музыкальным инструментом, «с той только разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а стилистическая структура языка создаётся веками». А ведь стоит задуматься и над тем, что всякое потерянное, искажённое или непонятное нами слово – это потерянный для нас мир, звено нашей культуры».
К сожалению, мы отучаемся от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда.… И так ли уж плохо стать на пути этого «отвыкания» сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности? Конечно же, нет. Мы очень долго разбрасывали родные камни, не заботясь о будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и – шире – экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.
История самого термина (и понятия) экология восходит к 60-м годам XIX века. Как известно, термин экология, или ойкология (от греческого oikos «жилище», «место обитания» и logos «учение») предложил в 1866 году известный немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель (1834-1919). Это был один из крупнейших биологов XIX века, реформатор науки, сторонник эволюционного учения Чарльза Дарвина.
II половина XX века отмечена резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (учёные говорят об экологическом кризисе, о перспективе экологической катастрофы и т.п.). В этих условиях перед человечеством встали задачи сохранения самой экосистемы Земля, бережное и осмотрительное отношение к окружающей среде, ко всему животному.
В наши дни активно формируется экология культуры или, шире, духовная экология. Она связана с сохранением (или возрождением) накопленных ценностей, а также с рациональным регулированием технического прогресса, который не должен отрицательно влиять на человека. « Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины».
Весьма образно и точно раскрыл содержание понятия «экология культуры» историк-археолог В.Л. Янин. По его словам, если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое; но если мы разрушаем памятники культуры, стираем с географической карты исторические топонимические названия, то мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. Такие потери разрывают связь времён и поколений и приводят в конечном счёте к падению нравственности. К тому же, если памятники архитектуры можно восстановить (хотя это будет уже «новодел», по терминологии реставраторов), то сгоревшие рукописи и утерянные книги невосстановимы.
Культура языка, речевая культура входит в экологию культуры как важная составляющая часть. Литературный язык сам по себе служит свидетельством и показателем уровня духовного развития народа в тот или иной отрезок времени.
Состояние современного литературного языка волнует писателей, журналистов, ученых, широкие круги образованных людей, всех, кому небезразличны судьбы русской речи, кто всерьез озабочен состоянием ее культуры.
Заметим, что культура языка, как и любая культура, предполагает ее постоянное освоение и « возделывание», обработку и охрану. И тут, очевидно, уместно сказать, что целью лингвистической экологии является и сам литературный язык, и человек, пользующийся им. Цель эта состоит в заботе о воспитании мыслящего и действующего человека- творца, для которого традиционные литературные нормы – одновременно и нравственные требования, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, выдвигаемых потребностями духовной жизни общества. И здесь очень важна роль мастеров слова, роль художественной литературы в лучших ее образах.
Лингвоэкологическое « культивирование» родного языка как языка нации помогает духовному возрождению народа. Оно служит базой для укрепления экономической, хозяйственной, политической, государственной и других сторон общественной жизни. Оно и ведет к общему обустройству, к самоуважению нации, к стабильному и гармоничному общественному развитию и, в конечном счете, к экономическому и культурному процветанию народа и страны.
Причина многих экономических и политических трудностей, с которыми столкнулась наша страна в последние годы, состоит в заметном падении нравственного уровня общества. Мы утратили многие понятия о добре и милосердии, о терпимости к чужому мнению. Как никогда прежде общество наше нуждается в духовном возрождении, моральном развитии, в утверждении высокой нравственности. Это должно проявляться во всем, в том числе и в языке, в манере нашего повседневного общения и поведения, в понимании задач постоянного культурного совершенствования каждого из нас.
1.3. Нарушения экологии слова в современном русском языке
Употребление нецензурной лексики
С уверенностью можно сказать, что внутри многих из нас находится до десятка, а то и до сотни ругательных слов, мата. Тема матерных слов и выражений очень деликатна. Многие люди не считают сквернословие вредной для человека привычкой. Сказал – и сказал. Это сейчас. А раньше слово «мат» существовало только в выражении «кричать благим матом», что означало «вопить дурным голосом» и говорило о том, что человек находится явно не в здравом уме. Кстати, итальянцы словом «матто» и сейчас называют именно сумасшедших.
Отчего люди прибегают к сквернословию, к мату, употребляют грубые и неблагозвучные слова? Скорее всего, оттого, что у людей дурных мыслей и чувств больше, чем хороших.
А сколько таких слов, которыми мы пользуемся, даже не догадываясь об их значении и происхождении! Плохое стало хорошим, белое - черным. Д.С. Лихачёв считал, что в основе любых грубых выражений и слов лежит слабость, что бранную лексику используют очень слабые люди из чувства неуверенности в себе, из страха, из боязни, пытаясь таким весьма неудачным способом продемонстрировать свою силу. По-настоящему сильный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться матом. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Жаргонизмы
Лингвисты отмечают, что в жаргоне, как и в языке в целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, его культура, мораль и нравственный уровень.
Поэтому, несмотря на то, что жаргонизмы иногда допустимы в литературном языке для создания речевых характеристик героев, многие известные писатели относились к этому явлению с осторожностью. Ильф и Петров, например, при переиздании романа «Двенадцать стульев» от многих жаргонизмов отказались. Это еще раз доказывает недопустимость проникновения сленга в литературный язык.
Нарушение языковых норм
Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: «Наши жАлюзи красивеЕ ихних», «Вам завтра позвОнят», и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста». А. П. Чехов, признанный мастер языка, в заметке о красноречии писал: «Все лучшие государственные деятели в эпоху процветания государств, лучшие философы, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере».
То, что с русским языком происходит что- то неладное, заметно многим из нас. Учителя замечают, что детям все труднее даются сочинения, русская речь с ее традиционной напевностью, целомудренностью напрочь сметена агрессивным потоком. Всегда считалось, что в сибирских деревнях можно услышать тихий продуманный говор, правильную речь, за которой видна личность. Так ли это сейчас?
Мы решили в ходе своего исследования выяснить, существует ли проблема экологии слова в нашей школе и попытаться найти способы преодоления негативных явлений, обнаруженных в языке наших учащихся.
Глава 2. Организация исследования состояния экологии слова
2.1. Уровень лингвистической культуры
Для того чтобы установить уровень лингвистической культуры, мы провели беседы и анкетирование среди учащихся 2-11 классов, наблюдения над речью школьников, предложили выполнить тестовые задания, позволяющие сделать выводы о владении орфографическими, орфоэпическими, стилистическими, речевыми нормами.
Общепризнанно, что чтение классической литературы формирует личность, прививает любовь к «живому слову», является образцом правильной, чистой речи. Анкетирование среди учащихся 9- 11 классов Хазанской СОШ (Приложение 1) показало, что интерес к классической литературе находится на невысоком уровне. В лучшем случае наши ученики читают программные произведения к урокам литературы, предпочитая киноверсию книге.
Рисунок №1
Показатель интереса к книге учащихся 9, 11 классов по сравнению с киноверсией
Наша страна всегда считалась одной из читающей в мире, в каждом доме были библиотечки, которые передавались из поколения в поколения. Так ли обстоит дело сегодня? В результате бесед выяснили, что имеют личные библиотечки единицы, книги покупаются очень редко, их заменяют компьютерные игры, видеофильмы.
В результате анкетирования определили, что многие ребята не имеют ни одного словаря. А из опроса старшеклассников становится ясно, что в лучшем случае имеется орфографический или толковый словарь.
Рисунок №2
Наличие в личных библиотеках словарей у учащихся 11 класса
Среди опрошенных выпускников (11 человек) только в двух семьях выписывают журналы («Вокруг света»), в остальных случаях - это газеты, которые выписывают в основном из-за программы.
Уровень лингвистической культуры учеников 9 и 11 классов должен быть в основном сформирован. Фактический опрос показал, что имена лингвистов ребятам не известны, некоторые назвали В. И. Даля и Д. С. Лихачева.
Рисунок 3
Сведения учащихся 9- 11 классов о русских лингвистах
«Язык подонков и блатарей грозит стать нормой. Именно поэтому ему должна быть объявлена беспощадная война». ( Л. И. Скворцов) С этим высказыванием Л. И. Скворцова согласились многие опрошенные ребята. Также почти все признают, что существуют серьезные проблемы, связанные с чистотой русского языка, с экологией слова.
Рисунок 4
Отношение учащихся 9- 11 классов к состоянию русского языка
2.2. Употребление нецензурной лексики
«Дети слышат ее от взрослых, взрослые встревожены речью детей. Это стало сущим наказанием для нашего языка и общества», - к такому мнению единодушно пришли все опрошенные педагоги нашей школы.
То, что проблема сквернословия весьма актуальна, говорят исследования ученых на современном этапе.
Из материалов исследования сотрудника Института проблем РАН П.П. Гаряева.
Наблюдения над речью учащихся нашей школы неутешительные. «Грязные» слова дети произносят в адрес своих товарищей, невзирая на пол, ругаются не только дома и на улице, но и даже в школе.
Рисунок 5
Употребление нецензурной
лексики учащимися 2-11 класс
Рисунок 6
Употребление нецензурной лексики в семьях учащихся
Сравнив полученные результаты, пришли к выводу, что ненормативную лексику употребляют почти все ученики с 2- 11 классы. Что характерно, в семьях ребят тоже звучит нецензурная лексика, часто в адрес детей. Отсутствие речевой культуры в семье влечет за собой нарушение ее в школе, на улице, со сверстниками.
Из бесед выяснилось, что, когда нецензурная лексика обращена непосредственно в чей- то адрес, это обижает или вызывает гнев, а если при разговоре, то отношение к «грязным словам» равнодушное.
2.3. Жаргонизмы
А теперь о том, что, наверное, особенно близко многим молодым людям. Речь идет о молодежном жаргоне. По результатам анкетирования и из проведенных бесед понятно, что большинство из опрошенных не согласны с тем, что жаргонная лексика портит язык. Не будем настаивать, но выводы, сделанные в ходе исследования, однозначны.
Рисунок 7 Употребление жаргонных слов учащимися 2- 11 классов
Многие из опрошенных считают, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом деле, специалисты доказали: жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только оценки: положительную (что реже) и отрицательную.
Разрешите и нам поделиться наблюдениями над речью учеников нашей школы. Знакомьтесь, собирательный образ нашего сверстника, внешний вид которого определен согласно школьному жаргону.
Рисунок 8
Собирательный образ нашего сверстника согласно школьному жаргону
Посмотрите, неужели вы узнаете кого-то из своих знакомых? А хотелось бы увидеть здесь собственный портрет?
Уши- локаторы, рот – варежка, руки– клешни и грабли, ноги -костыль и копыто. Обозначение частей тела дано по аналогии со школьным жаргоном.
Употребление слов в несвойственном им значении - настоящая беда для русского языка.
Перечень таких слов огромен, самыми популярными, по нашим наблюдениям, являются:
прикол, блин, спалить, наехать, сдать, типа, тусоваться, подгребать, обломиться, втирать, лохануться.
Очень интересная история у распространившегося в последнее время слова «лох». Словари дают две основные трактовки этого слова. Предполагают, что происходит оно от слова «лоший», что значит «болезненный, несчастный крестьянин». Владимир Даль в своём словаре называет «лохом» истощённого после икрометания лосося. Так что когда вас в очередной раз обзовут этим словом, сами решайте, кто вы – болезненный крестьянин или лосось, отметавший икру.
Из бесед с учителями русского языка и по собственным наблюдениям мы предположили, что уровень владения языковыми нормами у учащихся нашей школы невысокий, хотя если сравнить со средними результатами сдачи ЕГЭ по району, то неплохой. Мы решили провести свое исследование и предложили ученикам 8 , 9 и 11 классов выполнить тестовые задания, которые позволяют проверить степень владения орфоэпическими, стилистическими, грамматическими, речевыми, лексическими нормами.
Приложение 2
Тест на проверку акцентологических и орфоэпических норм 8, 9 класс
Результаты теста 8 класс
Анкетируемый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | % выполненных заданий |
Слово | |||||||||||
1 августовский | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 100% |
2 заговор | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | 90% |
3 исподволь | - | - | - | - | - | + | - | + | - | + | 30% |
4 черпать | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | 70% |
5 клала | - | + | + | - | - | - | + | + | + | + | 40% |
6 боязнь | - | + | + | - | + | - | - | - | + | + | 50% |
7 давнишний | - | + | + | + | + | - | - | + | + | - | 60% |
8 красивее | - | - | - | + | - | + | - | + | - | + | 40% |
9 пуловер | - | - | + | + | - | - | + | + | + | - | 50% |
10 ходатайствовать | + | - | + | + | - | + | + | + | + | - | 70% |
11 договор | - | - | - | + | - | + | + | + | - | - | 40% |
12 истерия | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | 30% |
13 поутру | + | - | + | - | - | - | + | + | + | - | 50% |
14 избалованный | - | - | - | + | - | + | + | + | - | - | 40% |
15 мастерски | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | 20% |
16 премирование | - | + | - | + | + | - | - | - | - | + | 40% |
17 санитария | - | - | - | + | - | + | + | - | + | - | 40% |
18 христианин | - | - | - | + | + | + | - | + | - | - | 40% |
19 путепровод | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | 70% |
20 апартеид | - | - | - | - | - | + | + | + | - | - | 30% |
21 бомбардировать | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0% |
22 многоотраслевой | - | - | - | + | + | - | - | + | - | - | 30% |
23 реформировать | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - | 50% |
24 кинематография | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | 60% |
28% | 33% | 55% | 62% | 53% | 34% | 54% | 78% | 42% | 33% | 52% |
Результаты теста 9 класс
Анкетируемый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | % выполненных заданий |
Вопрос | |||||||||||
1 августовский | + | - | - | - | + | + | - | + | + | + | 60% |
2 заговор | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | 80% |
3 исподволь | - | + | - | - | - | - | - | + | + | - | 30% |
4 черпать | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | 40% |
5 клала | - | - | - | + | + | + | - | + | - | + | 50% |
6 боязнь | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | 90% |
7 давнишний | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | 80% |
8 красивее | + | - | + | - | + | + | - | + | - | - | 50% |
9 пуловер | - | + | + | + | - | + | - | - | - | - | 40% |
10 ходатайствовать | - | + | + | + | + | + | - | + | + | - | 70% |
11 договор | - | + | - | - | + | + | - | + | + | + | 60% |
12 истерия | + | + | - | + | - | - | - | - | + | + | 50% |
13 поутру | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | 80% |
14 избалованный | - | + | - | - | + | - | + | - | + | - | 40% |
15 мастерски | - | + | + | + | - | - | - | - | + | - | 40% |
16 премирование | + | - | + | + | - | + | - | + | - | - | 50% |
17 санитария | + | - | - | + | + | + | - | - | + | + | 60% |
18 христианин | + | - | - | + | + | - | - | - | - | + | 40% |
19 путепровод | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | 70% |
20 апартеид | + | + | + | - | - | - | + | - | + | - | 50% |
21 бомбардировать | - | + | + | + | - | - | - | - | - | - | 30% |
22 многоотраслевой | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | 70% |
23 реформировать | + | + | + | - | - | - | + | - | - | + | 50% |
24 кинематография | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | 90% |
78% | 62% | 78% | 50% | 60% | 25% | 58% | 58% | 58% | 58% | 58% |
При сравнении полученных данных можно увидеть, что уровень орфоэпической культуры у учеников 8 класса в среднем составляет 52 %, а у 9 класса- 58 %. Самый высокий результат при выполнении заданий теста у учеников 8 и 9 класса- 78 %, а самый низкий- 28 % у восьмиклассников, 25 %- у девятиклассников.
Приложение3
Тест на проверку лексических, речевых, грамматических норм
Результаты выполненных заданий в процентном отношении
9 класс
Количество анкетируемых | Нормы сочетаемости слов | Лексическое значение слова | Речевые нормы | Стилистика | Грамматические нормы | % выполненных заданий |
1 | 30 | 20 | 10 | 100 | 10 | 34 |
2 | 30 | 15 | 0 | 100 | 20 | 33 |
3 | 25 | 10 | 20 | 0 | 20 | 15 |
4 | 10 | 20 | 30 | 0 | 30 | 18 |
5 | 40 | 10 | 10 | 100 | 10 | 35 |
6 | 0 | 20 | 10 | 0 | 10 | 8 |
7 | 10 | 20 | 0 | 100 | 10 | 28 |
8 | 10 | 10 | 20 | 100 | 20 | 32 |
9 | 10 | 10 | 10 | 100 | 30 | 32 |
10 | 25 | 15 | 10 | 0 | 10 | 12 |
20 | 15 | 12 | 60 | 17 | 24 |
9 класс
Наибольшее затруднение вызвало задание на установление речевых норм- 12 % правильно выполенных заданий. Самый высокий показатель – 60 % за задание по определению стиля речи. Средний процент выполненных заданий- 24 %
11 класс
Средний процент выполненных заданий 34%. Лучшие результаты ученики 11 класса показали при выполнении заданий на нормы сочетаемости слов- 27 % и в задании при определении стиля речи- 80 % . Самым трудным оказалось задание на установление речевых норм- 14 %.
11 класс
Количество анкетируемых | Нормы сочетаемости слов | Лексическое значение слов | Речевые нормы | Стилистика | % выполненных заданий |
1 | 30 | 20 | 20 | 100 | 42 |
2 | 20 | 20 | 15 | 100 | 38 |
3 | 30 | 15 | 10 | 100 | 39 |
4 | 20 | 10 | 20 | 0 | 12 |
5 | 40 | 10 | 10 | 100 | 40 |
6 | 10 | 20 | 10 | 0 | 10 |
7 | 20 | 20 | 0 | 100 | 35 |
8 | 30 | 10 | 20 | 100 | 40 |
9 | 40 | 30 | 20 | 100 | 48 |
10 | 25 | 15 | 10 | 100 | 38 |
27 | 17 | 14 | 80 | 34 |
Выводы:
Заключение
В ходе исследовательской работы мы рассмотрели проблему экологии слова, освещенную в трудах ученых- лингвистов Щербы Л. В., Лихачева Д. С., Л. И. Скворцова. Языковеды считают, что культура языка, как и любая культура, предполагает ее постоянное освоение и « возделывание», обработку и охрану. Это выражается в заботе о воспитании мыслящего и действующего человека- творца, для которого традиционные литературные нормы – одновременно и нравственные требования, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, выдвигаемых потребностями духовной жизни общества.
Но сегодня русский язык находится в опасности. И точнее сказать, в опасности находится человек. Неразборчивость в выборе лексики, терпимость и даже оправдание нецензурных слов, искажение и коверкание великого русского языка, - вот причина нашего духовного и нравственного оскудения. Язык и слово- это составляющие человека, что делает по- настоящему человека человеком.
Мы констатировали уровень лингвистической культуры учащихся Хазанской СОШ и подтвердили существование данной проблемы. Анализируя данные анкетирования, тестирования, подводя итоги бесед с учителями, учащимися мы пришли к следующим выводам:
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1. Ударение неправильно поставлено в слове:
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:
О подготовке X Конгресса МАПРЯЛ.
Собрание постановило:
1) Подтвердить сроки проведения X Конгресса «Русское слово в мировой культуре» в
Санкт-Петербурге 30 июля - 5 июля 2003г. на базе Санкт - Петербургского университета.
2) Внести изменения в структуру и направляющий с учетом замечания Президиума.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1) Оплатить за обучение можно в 3 кассе.
7. Речевые ошибки допущены в предложении:
8. В предложении допущена следующая ошибка:
В скорее после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек, со стриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высокой жабо и в коричневом фраке.
9. В предложении допущена следующая ошибка:
В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху, да обилие багульника.
Приложение 4
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) облегчить, торты
2) крапива, кухонный
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) вступила на борьбу
2) гордиться за успехи
3)внушать страх для врага
4) убежденность в правоте
5) преклонить колени
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1) Аутсайдер — спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
2) Фиаско — ария в опере.
3) Генезис — обобщение, возведение частного и общее.
4) Превентивный — предупреждающий что-либо, предохранительный.
5)Аспираты — придыхательные согласные.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
3) Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.
4) Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.
5) Я не сделал задание, но у меня есть алиби.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
2) Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
3) Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.
4) ФРГ заключила договор о перемирии.
5) Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
2) Мой брат — человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
3) Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.
4) Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.
5) Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.
4) ошибок нет
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Стоило Харрису приблизиться к сковородке,
как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
3) газетно-публицистическому
Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило о якорь заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходил побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.
10. Укажите, как называется троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обрат
ном буквальному, с целью насмешки:
1) ирония
2) метафора
11. Укажите номера слов, которые в родительном падеже множественного числа оканчиваются на - ов (ев):
1) носки
2) сапоги
3)чулки
4) лимоны
5) апельсины
12. Укажите номера слов, которые относятся к женскому роду:
1) ботинки
2) плацкарты
3) коррективы
4) тюль
5) мозоль
Пейзаж
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
"Не жалею, не зову, не плачу…"
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Ветер и Солнце