Научно- практическая работа, исследует Конституцию РФ и подводит к выводам о необходимости пересмотра некоторых положений Конституции.
Городская конференция
обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Шаги в науку»
Научное общество учащихся «Поиск»
«БОУ «Лицей «Бизнес и информационных технологий»
Образовательная область «Право»
«Проблемы Конституционного строя Российской Федерации»
Омск 2013
Содержание.
4. Глава 2. Отличия Конституции 1993 от Конституции 1978 года в последней редакции……………………………………………………..………….......7стр.
5. Глава 3. Конституции Российской Федерации 1993 года.…….....….9стр.
3.1. Структура……………………………………………………………9стр.
3.2.Характерные особенности…………………………………………10стр.
3.3. Недостатками Конституции РФ…………………………………..14стр.
Введение.
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Конституция России, бесспорно, содержит ряд положительных черт, но, как показывает почти двадцатилетняя практика действия Конституции, она не лишена ряда существенных недостатков, требующих исправления. Как справедливо отмечает известный ученый Д.А.Керимов, и опыт реализации Конституции и «сам Основной закон, страдают множеством недостатков…»[1]. В этом заключается актуальность данной темы.
Цели работы.
Задачи работы.
Методы.
Глава 1
История разработки Конституции.
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.
По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса[3], но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы.Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева[4][5]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.
1.2 Принятие (1993)
15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. 12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.
Глава 2.
Отличия Конституции 1993 от Конституции 1978 года в последней редакции.
Глава 3.
Конституции Российской Федерации 1993 года.
3.1. Структура
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
3.2.Характерные особенности
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
Рассмотрим эти черты более подробно:
В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты). Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г.
В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью.
политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т. д. Конституция РФ содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. Конституция имеет прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.
4.1) В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось.
Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.
Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции.
4.2) В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
4.3) Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.
Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
4.4) К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.
4.5) Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.
Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст. 134 Конституции).
В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8. Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
Следовательно, Конституция является фундаментом системы права. На основе Конституции РФ и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства.
Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.
3.3. Недостатками Конституции РФ.
Основные недостатки Конституции РФ:
Таким образом, все имеющиеся проблемы можно классифицировать следующим образом:
1. Вопросы, касающиеся правового статуса личности (особенно проблемы декларативности норм).
2. Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.
3. Затрагивающие вопросы федерализма.
Рассмотрим данные недостатки более подробно и постараемся найти пути их законодательного исправления.
1. Вопросы, касающиеся правового статуса личности.
Вопрос о правах человека и гражданина – это составная часть вопроса фактического положения личности, ее правового статуса.
В сущности, понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности близки. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством[2].
Правовой статус человека и гражданина обусловлен его правами и свободами, данными, прежде всего, Конституцией.
Непосредственно под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [3].
Как показывает практика, сегодня часть прав и свобод человека реально не используется, и эта проблема тесно связана с вопросом обеспечения действия Конституции.
К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ, как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна[4].
Несомненно, что Конституции РФ не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений.
Прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. Получается, что «сколько людей, столько и мнений».
Прежде всего, несмотря на то, что прошло уже более 10 лет после принятия действующей Конституции, достаточного числа необходимых актов, либо прямо предусмотренных ею, либо обусловленных логикой конституционных предписаний, еще не появилось.
Приняты практически все требуемые федеральные конституционные законы, однако из предусмотренных в самой Конституции федеральных законов, существовавших ранее, еще не все получили новую редакцию, а в «культурном» конституционном государстве после появления новой Конституции требуется все без исключения законодательство обновить хотя бы в формально-юридическом плане. Причем по некоторым таким законам нужна их тщательная переработка не столько с учетом самой Конституции РФ, сколько исходя из идей, предложений и появившейся практики их применения.
Так, ст.31 Конституции говорит о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. То есть, здесь заложена идея, что они делают это по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях.
На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции.
В ч.3 ст.40 Конституции РФ сказано о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Местные власти часто игнорируют положение Конституции о возможности бесплатного предоставления жилья, а понятие доступной платы трактуется так, что для многих нуждающихся делает невозможным приобретение квартиры.
Такие примеры можно было бы продолжить, однако вывод будет все равно тот же: ценности и идеи Конституции не могут быть отданы «на откуп» органам и должностным лицам, применяющим ее положения и позволяющим себе такую ее трактовку, которая им кажется реалистичнее и, тем более, удобнее.
К сожалению, ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции в области защиты прав и свобод человека и гражданина. А это, как видится, могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации.
В отношении отдельных положений Конституции о правах и свободах человека сложность их воплощения в жизни и текущем законодательстве связана с тем, что, включая эти положения в Основной Закон, его создатели не очень-то представляли, как их далее развить в более детальных нормах. Им казалось, что вполне достаточно того, что записано, и на этой основе пойдет «плавное» развитие, но этого не получается.
В связи с этим Конституционному Суду РФ приходится своими постановлениями формулировать пути применения принципов Конституции.
Таким образом, можно сделать обобщающий вывод: по каждому праву человека и гражданина, сформулированному в Конституции, необходимо обсудить, не требует ли оно для реализации отдельного закона или хотя бы комплексного акта для группы родственных прав.
2. Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.
Важнейшей проблемой конституционного регулирования являются положения о «ветвях» власти. Так, очевидно противоречие ст.10 и ст.11 Конституции: в первой говорится о трех традиционных ветвях власти (законодательной, исполнительной, судебной), а во второй упоминается президентская государственная власть.
Несмотря на обширную литературу по этому вопросу, на практике для исправления этого недостатка ничего не сделано.
В ст.10 Конституции говорится о самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, но нет принципиального положения о единстве государственной власти, хотя еще Ш.Монтескье подчеркивал, что ветви власти должны находится в единстве, дополняя друг друга.[5]
В ч.3 ст.5 говорится лишь о том, что федеративное устройство России основано наряду с другими моментами на «единстве системы государственной власти». Это лишь часть проблемы, хотя и очень важная, к тому же слово «система» в данном контексте не очень удачно.
Из единства власти вытекает положение о субсидиарности «ветвей»: ради достижения общих целей каждая ветвь своей деятельностью дополняет другую, если последняя не обладает достаточными возможностями и если это допускает конституция.
Таким образом, отсутствие единства власти не позволяет говорить и о соблюдении принципа разделения властей, что явно требует конституционного вмешательства.
В качестве мировой тенденции можно отметить усиление парламентского контроля (особенно со стороны нижней палаты) по вопросам управления при любой форме правления, неодинаковы лишь способы контроля. Государственная Дума, как и иные нижние палаты парламентов, имеет контроль в отношении правительства в России, однако, несомненно, требуется его расширение, что и должно быть отражено в российской Конституции.
3. Затрагивающие вопросы федерализма.
Необходимость внесения поправок в Конституцию Российской Федерации обусловливается и началом крупномасштабных реформ федеративных отношений в России.
В ходе реформы 2000 года институт полномочных представителей Президента РФ претерпел значительные изменения, причем особенно существенно были модифицированы критерии определения компетенции соответствующих полномочных представителей. Подведение юридического обоснования под эту трансформацию отсылает нас к ст.ст.80, 83 и 85 Конституции РФ, которые определяют, что Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно п.«к» ст.83 Президент РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. Ч.1 ст.85 Конституции РФ устанавливает, что Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Как свидетельствует вышеизложенное, конституционные нормы о полномочных представителях являются лишь рамочными, поэтому очевидно, что для нормально (в конституционном, правовом смысле) функционирования данного института функции полномочного представителя должны получить более четкую правовую регламентацию на более высоком юридическом уровне – в специальном федеральном законе[6]. Как справедливо подчеркивает Н.М.Добрынин, наиболее приемлемым в этой ситуации стало бы принятие федерального конституционного закона и внесение соответствующих изменений в Конституцию России[7].
Кроме этого, актуальной сегодня является и дискуссионная проблема совершенствования субъектного состава Российской Федерации. Все больше говорится о необходимости укрупнения субъектов Федерации, что вытекает из существующей асимметричности федеративных отношений.
Однако гораздо больше вопросов вызывают различия в правовом статусе субъектов Федерации. Как отмечает Д.А.Керимов, «Конституция устанавливает равноправие субъектов Федерации, однако в Основном законе содержатся нормы, противоречащие этому установлению. Правовой статус субъектов различен».[8] Субъектный состав России сегодня весьма разнообразен: республики, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции России; автономные округа и автономная область, чей статус весьма отличается от статуса республик меньшим объемом прав; края, области и города федерального значения, опять же обладающие полной государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации, однако если автономный округ входит в состав края или области, то «отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области» (ч.4 ст.66 Конституции РФ). Получается, что один равноправный субъект входит в состав другого. «Государство в государстве»?
Как видится, выходом из этой ситуации могут стать следующие предложения. Например, по мнению Н.М.Добрынина[9], без какого-либо ущерба для государственного устройства страны необходимо придать всем субъектам равный конституционно-правовой статус и значительно сократить количество их видов: до республик и исторически сложившейся формы – губерний. Другая точка зрения, поддерживаемая многими авторами, - разумное укрупнение регионов, создание, к примеру, таких субъектов, как Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад, Большая Волга и т.д. По нашему мнению, оба предложения заслуживают самого пристального внимания законодателя.
Заключение
Подытоживая вышесказанное, отметим, что мы полностью достигли поставленных нами целей и задач.
В данной работе был проанализирован ряд наиболее общих вопросов, касающихся недостатков Конституции РФ, требующих дополнительного обсуждения и решения.
Очевидно, что пересмотр Конституции Российской Федерации неизбежен, причем в обозримом будущем.
Это носится практически ко всем основным разделам Конституции: правам и свободам человека, полномочиям государственным органов, форме государственного устройства России.
Библиографический список.
Белогубец Анастасия Витальевна, Мудрикова Екатерина Викторовна
9 «В» класс, БОУ «Лицей «БИТ»
Руководитель –
Дорофеева Ольга Юрьевна
Учитель обществознания и экономики,
БОУ «Лицей «БИТ»
[1] Керимов Д.А. Конституции России 10 лет – опыт реализации: Сб.научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2003.
[2] Конституционное право/Отв.ред. В.В.Лазарев. – М.: Юристъ, 1999. – 123.
[3]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра*М, 2001. – С.159.
[4]Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию – главное условие правопорядка//Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М.: 1999; Баймаханов М.Т. К вопросу о роли текущего законодательства в обеспечении реализации Конституции//Теоретические вопросы реализации Советской конституции. – М.: 1982 и др.
[5] В кн.: Разделение властей и парламентаризм/Под общ.ред. Глушко Е.К. - М.: ИГПАН,1992. - С.17
[6] Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти//Журнал Российского права. 2001. № 1. – С.115.
[7] Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен//Журнал Российского права. 2004. № 3. – С.10.
[8] Керимов Д.А. Конституции России 10 лет – опыт реализации: Сб.научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2003.
[9] Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен//Журнал Российского права. 2004. № 3. – С.12-13
Городская конференция
обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Шаги в науку»
Научное общество учащихся «Поиск»
«БОУ «Лицей «Бизнес и информационных технологий»
Образовательная область «Право»
«Проблемы Конституционного строя Российской Федерации»
Омск 2013
Содержание.
4. Глава 2. Отличия Конституции 1993 от Конституции 1978 года в последней редакции……………………………………………………..………….......7стр.
5. Глава 3. Конституции Российской Федерации 1993 года.…….....….9стр.
3.1. Структура……………………………………………………………9стр.
3.2.Характерные особенности…………………………………………10стр.
3.3. Недостатками Конституции РФ…………………………………..14стр.
Введение.
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации.
Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Конституция России, бесспорно, содержит ряд положительных черт, но, как показывает почти двадцатилетняя практика действия Конституции, она не лишена ряда существенных недостатков, требующих исправления. Как справедливо отмечает известный ученый Д.А.Керимов, и опыт реализации Конституции и «сам Основной закон, страдают множеством недостатков…»[1]. В этом заключается актуальность данной темы.
Цели работы.
Задачи работы.
Методы.
Глава 1
История разработки Конституции.
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.
По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса[3], но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы.Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева[4][5]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.
1.2 Принятие (1993)
15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. 12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.
Глава 2.
Отличия Конституции 1993 от Конституции 1978 года в последней редакции.
Глава 3.
Конституции Российской Федерации 1993 года.
3.1. Структура
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
3.2.Характерные особенности
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
Рассмотрим эти черты более подробно:
В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты). Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г.
В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением учредительной властью.
политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т. д. Конституция РФ содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. Конституция имеет прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются, в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.
4.1) В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось.
Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.
Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции.
4.2) В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
4.3) Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.
Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
4.4) К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.
4.5) Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.
Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст. 134 Конституции).
В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8. Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
Следовательно, Конституция является фундаментом системы права. На основе Конституции РФ и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства.
Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.
3.3. Недостатками Конституции РФ.
Основные недостатки Конституции РФ:
Таким образом, все имеющиеся проблемы можно классифицировать следующим образом:
1. Вопросы, касающиеся правового статуса личности (особенно проблемы декларативности норм).
2. Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.
3. Затрагивающие вопросы федерализма.
Рассмотрим данные недостатки более подробно и постараемся найти пути их законодательного исправления.
1. Вопросы, касающиеся правового статуса личности.
Вопрос о правах человека и гражданина – это составная часть вопроса фактического положения личности, ее правового статуса.
В сущности, понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности близки. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством[2].
Правовой статус человека и гражданина обусловлен его правами и свободами, данными, прежде всего, Конституцией.
Непосредственно под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [3].
Как показывает практика, сегодня часть прав и свобод человека реально не используется, и эта проблема тесно связана с вопросом обеспечения действия Конституции.
К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ, как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна[4].
Несомненно, что Конституции РФ не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений.
Прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. Получается, что «сколько людей, столько и мнений».
Прежде всего, несмотря на то, что прошло уже более 10 лет после принятия действующей Конституции, достаточного числа необходимых актов, либо прямо предусмотренных ею, либо обусловленных логикой конституционных предписаний, еще не появилось.
Приняты практически все требуемые федеральные конституционные законы, однако из предусмотренных в самой Конституции федеральных законов, существовавших ранее, еще не все получили новую редакцию, а в «культурном» конституционном государстве после появления новой Конституции требуется все без исключения законодательство обновить хотя бы в формально-юридическом плане. Причем по некоторым таким законам нужна их тщательная переработка не столько с учетом самой Конституции РФ, сколько исходя из идей, предложений и появившейся практики их применения.
Так, ст.31 Конституции говорит о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. То есть, здесь заложена идея, что они делают это по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях.
На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции.
В ч.3 ст.40 Конституции РФ сказано о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Местные власти часто игнорируют положение Конституции о возможности бесплатного предоставления жилья, а понятие доступной платы трактуется так, что для многих нуждающихся делает невозможным приобретение квартиры.
Такие примеры можно было бы продолжить, однако вывод будет все равно тот же: ценности и идеи Конституции не могут быть отданы «на откуп» органам и должностным лицам, применяющим ее положения и позволяющим себе такую ее трактовку, которая им кажется реалистичнее и, тем более, удобнее.
К сожалению, ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции в области защиты прав и свобод человека и гражданина. А это, как видится, могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации.
В отношении отдельных положений Конституции о правах и свободах человека сложность их воплощения в жизни и текущем законодательстве связана с тем, что, включая эти положения в Основной Закон, его создатели не очень-то представляли, как их далее развить в более детальных нормах. Им казалось, что вполне достаточно того, что записано, и на этой основе пойдет «плавное» развитие, но этого не получается.
В связи с этим Конституционному Суду РФ приходится своими постановлениями формулировать пути применения принципов Конституции.
Таким образом, можно сделать обобщающий вывод: по каждому праву человека и гражданина, сформулированному в Конституции, необходимо обсудить, не требует ли оно для реализации отдельного закона или хотя бы комплексного акта для группы родственных прав.
2. Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.
Важнейшей проблемой конституционного регулирования являются положения о «ветвях» власти. Так, очевидно противоречие ст.10 и ст.11 Конституции: в первой говорится о трех традиционных ветвях власти (законодательной, исполнительной, судебной), а во второй упоминается президентская государственная власть.
Несмотря на обширную литературу по этому вопросу, на практике для исправления этого недостатка ничего не сделано.
В ст.10 Конституции говорится о самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, но нет принципиального положения о единстве государственной власти, хотя еще Ш.Монтескье подчеркивал, что ветви власти должны находится в единстве, дополняя друг друга.[5]
В ч.3 ст.5 говорится лишь о том, что федеративное устройство России основано наряду с другими моментами на «единстве системы государственной власти». Это лишь часть проблемы, хотя и очень важная, к тому же слово «система» в данном контексте не очень удачно.
Из единства власти вытекает положение о субсидиарности «ветвей»: ради достижения общих целей каждая ветвь своей деятельностью дополняет другую, если последняя не обладает достаточными возможностями и если это допускает конституция.
Таким образом, отсутствие единства власти не позволяет говорить и о соблюдении принципа разделения властей, что явно требует конституционного вмешательства.
В качестве мировой тенденции можно отметить усиление парламентского контроля (особенно со стороны нижней палаты) по вопросам управления при любой форме правления, неодинаковы лишь способы контроля. Государственная Дума, как и иные нижние палаты парламентов, имеет контроль в отношении правительства в России, однако, несомненно, требуется его расширение, что и должно быть отражено в российской Конституции.
3. Затрагивающие вопросы федерализма.
Необходимость внесения поправок в Конституцию Российской Федерации обусловливается и началом крупномасштабных реформ федеративных отношений в России.
В ходе реформы 2000 года институт полномочных представителей Президента РФ претерпел значительные изменения, причем особенно существенно были модифицированы критерии определения компетенции соответствующих полномочных представителей. Подведение юридического обоснования под эту трансформацию отсылает нас к ст.ст.80, 83 и 85 Конституции РФ, которые определяют, что Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно п.«к» ст.83 Президент РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. Ч.1 ст.85 Конституции РФ устанавливает, что Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Как свидетельствует вышеизложенное, конституционные нормы о полномочных представителях являются лишь рамочными, поэтому очевидно, что для нормально (в конституционном, правовом смысле) функционирования данного института функции полномочного представителя должны получить более четкую правовую регламентацию на более высоком юридическом уровне – в специальном федеральном законе[6]. Как справедливо подчеркивает Н.М.Добрынин, наиболее приемлемым в этой ситуации стало бы принятие федерального конституционного закона и внесение соответствующих изменений в Конституцию России[7].
Кроме этого, актуальной сегодня является и дискуссионная проблема совершенствования субъектного состава Российской Федерации. Все больше говорится о необходимости укрупнения субъектов Федерации, что вытекает из существующей асимметричности федеративных отношений.
Однако гораздо больше вопросов вызывают различия в правовом статусе субъектов Федерации. Как отмечает Д.А.Керимов, «Конституция устанавливает равноправие субъектов Федерации, однако в Основном законе содержатся нормы, противоречащие этому установлению. Правовой статус субъектов различен».[8] Субъектный состав России сегодня весьма разнообразен: республики, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции России; автономные округа и автономная область, чей статус весьма отличается от статуса республик меньшим объемом прав; края, области и города федерального значения, опять же обладающие полной государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации, однако если автономный округ входит в состав края или области, то «отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области» (ч.4 ст.66 Конституции РФ). Получается, что один равноправный субъект входит в состав другого. «Государство в государстве»?
Как видится, выходом из этой ситуации могут стать следующие предложения. Например, по мнению Н.М.Добрынина[9], без какого-либо ущерба для государственного устройства страны необходимо придать всем субъектам равный конституционно-правовой статус и значительно сократить количество их видов: до республик и исторически сложившейся формы – губерний. Другая точка зрения, поддерживаемая многими авторами, - разумное укрупнение регионов, создание, к примеру, таких субъектов, как Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад, Большая Волга и т.д. По нашему мнению, оба предложения заслуживают самого пристального внимания законодателя.
Заключение
Подытоживая вышесказанное, отметим, что мы полностью достигли поставленных нами целей и задач.
В данной работе был проанализирован ряд наиболее общих вопросов, касающихся недостатков Конституции РФ, требующих дополнительного обсуждения и решения.
Очевидно, что пересмотр Конституции Российской Федерации неизбежен, причем в обозримом будущем.
Это носится практически ко всем основным разделам Конституции: правам и свободам человека, полномочиям государственным органов, форме государственного устройства России.
Библиографический список.
Белогубец Анастасия Витальевна, Мудрикова Екатерина Викторовна
9 «В» класс, БОУ «Лицей «БИТ»
Руководитель –
Дорофеева Ольга Юрьевна
Учитель обществознания и экономики,
БОУ «Лицей «БИТ»
[1] Керимов Д.А. Конституции России 10 лет – опыт реализации: Сб.научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2003.
[2] Конституционное право/Отв.ред. В.В.Лазарев. – М.: Юристъ, 1999. – 123.
[3]Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра*М, 2001. – С.159.
[4]Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию – главное условие правопорядка//Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М.: 1999; Баймаханов М.Т. К вопросу о роли текущего законодательства в обеспечении реализации Конституции//Теоретические вопросы реализации Советской конституции. – М.: 1982 и др.
[5] В кн.: Разделение властей и парламентаризм/Под общ.ред. Глушко Е.К. - М.: ИГПАН,1992. - С.17
[6] Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти//Журнал Российского права. 2001. № 1. – С.115.
[7] Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен//Журнал Российского права. 2004. № 3. – С.10.
[8] Керимов Д.А. Конституции России 10 лет – опыт реализации: Сб.научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2003.
[9] Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен//Журнал Российского права. 2004. № 3. – С.12-13
Домик зимней ночью
Упрямый зяблик
Сочинение
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Тигрёнок на подсолнухе