В последнее время очень часто в общественных местах: на рынке, в парке на автовокзале мы видим бродяжничающих и побирающихся детей. С каждым годом количество таких детей значительно увеличивается. По-моему, именно они -дети, оказавшиеся в критической ситуации должны пользоваться наибольшей защитой со стороны государства. Поэтому, меня заинтересовала проблема: «Социальные права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей». Я поставила цель: попытаться выяснить, что необходимо сделать в государстве, чтобы эта проблема не стояла так остро: усиливать гарантии таким детям или искать другое решение. Для реализации цели своего исследования я поставила перед собой следующие задачи: изучить законодательную базу по проблеме, проанализировать положение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в районе, выяснить мнение детей и специалистов. Исследуя законы, я выяснила, что такие дети действительно на особом внимании у государства. Узнала мнение специалистов: начальника отдела по охране прав детства Управления образования Барабинского района Зарембо Т. В., заместителя директора по воспитательной работе Старощербаковской СОШ Чечиковой Г.М. интересовалась деятельностью Комиссии по делам несовершеннолетних детей. Исследуя проблему, провела социологический опрос, среди учащихся 8-11 классов МОУ Старощербаковской СОШ, что значительно помогло мне при выполнении работы. Работа вызвала интерес и некоторые трудности. Но главное то, что я пришла к выводу: сегодня основа государства - институт семьи болен и ему нужна помощь.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_konoplyannikovoy.doc | 258 КБ |
IV районный конкурс творческих исследовательских работ.
«Социальные права детей и
подростков, оставшихся
без попечения родителей».
Выполнила:
Роор Анастасия Алексеевна
Ученица 11 класса
МОУ Старощербаковской СОШ
Руководитель:
Коноплянникова Елена Владимировна
. учитель истории
I категории
МОУ Старощербаковской СОШ
Барабинский район 2008 года
Оглавление
I. Введение.
II.Основная часть.
ВВЕДЕНИЕ.
В последнее время очень часто в общественных местах: на рынке, в парке на автовокзале мы видим бродяжничающих и побирающихся детей. С каждым годом количество таких детей значительно увеличивается. По-моему, именно они -дети, оказавшиеся в критической ситуации должны пользоваться наибольшей защитой со стороны государства. Поэтому, меня заинтересовала проблема: «Социальные права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей». Я поставила цель: попытаться выяснить, что необходимо сделать в государстве, чтобы эта проблема не стояла так остро: усиливать гарантии таким детям или искать другое решение. Для реализации цели своего исследования я поставила перед собой следующие задачи: изучить законодательную базу по проблеме, проанализировать положение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в районе, выяснить мнение детей и специалистов. Исследуя законы, я выяснила, что такие дети действительно на особом внимании у государства. Узнала мнение специалистов: начальника отдела по охране прав детства Управления образования Барабинского района Зарембо Т. В., заместителя директора по воспитательной работе Старощербаковской СОШ Чечиковой Г.М. интересовалась деятельностью Комиссии по делам несовершеннолетних детей. Исследуя проблему, провела социологический опрос, среди учащихся 8-11 классов МОУ Старощербаковской СОШ, что значительно помогло мне при выполнении работы. Работа вызвала интерес и некоторые трудности. Но главное то, что я пришла к выводу: сегодня основа государства - институт семьи болен и ему нужна помощь.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В Р.Ф. И МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ ПО ПРОБЛЕМЕ
Принятая, ООН 5 декабря 1989 года Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Верховным Советом СССР, определяет развитие системы социально-правовой охраны детства в России. Права человека, а тем более ребенка - это законы, которые никто не в праве нарушать. Каждый ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Ребенок и его родители должны знать свои права и обязанности, для того чтобы чувствовать себя уверение, спокойнее на своем пути, для того чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав. Основная идея Конвенции - наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей:
Конституция Российской Федерации в ст. 38 гарантирует защиту материнства и детства государством . Также эта статья говорит, что забота и воспитание детей - равное право и обязанность родителей. Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса''. Права и законные интересы ребенка нарушаются при невыполнение или ненадлежащим выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию. Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотреблением родительскими обязанностями служит основанием для лишения родительских прав. В таких случаях ребенку предоставляется право обратиться за защитой своих прав. В первую очередь это касается органов опеки и попечительства, которые обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомится с его просьбой и принять необходимые меры. Ребенок может обратиться за защитой к прокурору.
Ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда ребенок проживает с лицами, их заменяющими. Однако если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка, можно его запретить или отложить на время. Если по истечении 6 месяцев после ограничения родительских прав, родители не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав1. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. Согласно ст. 31 Гражданского кодекса Р.Ф. и ст. 121 Семейного кодекса Р.Ф. органы местного самоуправления должны осуществлять свою деятельность на основе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Р.Ф2. В уставе муниципального образования, других документах, регламентирующих работу органов опеки и попечительства, обязательно должны быть отражены основные задачи и функции органов опеки и попечительства, круг вопросов, решения, которых относятся к его компетенции, закреплены полномочия, права и обязанности главы муниципального образования или его заместителя как руководителя органов опеки и попечительства, сотрудников соответствующего отдела, на который возложено выполнение работы по опеке и попечительству над детьми. Существует и практика создания при органах опеки и попечительства Комиссий по защите прав детей, в состав которых рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для рассмотрения таких сложных и спорных вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на сделку с жилыми помещениями и другим имуществом, споры о воспитании детей, осуществлением родителем своих прав при раздельном проживании и т.д.3 В соответствии со ст. 32, 33, 34 Гражданского кодекса Р.Ф., ст. 121 Семейного кодекса Р.Ф., необходимо тщательно проводить работу по сбору и обработке информации о детях, оставшихся без родительского попечения, учитывать нормы Семейного кодекса Р.Ф. и нормативных правовых актов субъектов Р.Ф. при принятии решений о наличии (отсутствии) над ребенком родительского попечения. Проблема соблюдения прав ребенка является актуальной в связи с тем, что согласно всем международным и российским документам усыновление является самой предпочтительной формой устройства ребенка- сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, при невозможности возвращения его в биологическую семью.
Усыновление- это переход правил обязанностей от биологических родителей (родителя) к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Права ребенка в семье определяются Семейным кодексом Р.Ф., и их соблюдение подразумевает создание условий для воспитания и полноценного развития ребенка. Гарантом соблюдения прав выступают органы опеки и попечительства. В связи с существованием тайны усыновления многие сложные и негативные процессы, происходящие в семье усыновителей, остаются внутрисемейным делом и, соответственно, без поддержки и помощи со стороны специалистов: педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков. Обычная семья, часто с несколькими своими детьми, добровольно, согласившаяся принять рожденного другими людьми ребенка на временное совместное проживание, нуждаются в более внимательном и теплом к себе отношении. Условия, процедура, ответственность и другие аспекты, связанные с пребыванием чужого ребенка в приемной семье установлены главой 21 Семейного кодекса Р.Ф., постановлением Правительства Р.Ф. от 17.07.96 № 829 «О приёмной семье», законами субъектов Р.Ф. «Об оплате труда приёмных родителей». Однако, как показывает практика, для функционирования приёмной семьи недостаточно только придания ей правового статуса. На примере этих семей, впервые решившихся стать приёмными, мы можем убедиться, что очень важным фактором, обеспечивающим успех (или неуспех) подобного начинания, является обеспечение позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им соответствующих льгот и преимуществ. Основными причинами лишения родительских прав в Р.Ф. являются: злоупотребление родителей спиртными напитками, ненадлежащие выполнение родительских обязанностей (бросают детей без присмотра, заражают хроническими заболеваниями (сифилис, туберкулез)) и просто бросают новорожденных в роддоме и т.п.1 Анализируя законодательную базу, я сделала вывод, что государственные законы в полной мере защищают права и интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1. Семейный кодекс Р.Ф ст. 56
АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ПРОБЛЕМЕ
в Барабинском районе
Анализ статистических данных по Барабинскому району показал, что количество детей, состоявших на учете по опеке, уменьшилось, но незначительно. Так в 2010 году на учете стояло 49 детей, 2011- 46детей.
По информации начальника отдела управления образования в Барабинском районе по охране прав детства Зарембо Т.В. сейчас преобладает «социальное сиротство»- сиротство при живых родителях. Истинные сироты составляют в интернатных учреждениях не более 5%.(см. Приложение 1). Причины роста сиротства в неблагоприятной социально-экономической обстановке. С каждым годом отмечается также рост неблагополучных семей. Это явление говорит о невнимании государства к институту семьи. В неблагополучных семьях родители ведут неправильный образ жизни, и дети в таких семьях обделены лаской, заботой родителей. По данным Щербаковского Муниципального образования идет увеличение количества неблагополучных семей. (Таблица 1 Рост неблагополучных семей по Щербаковскому Муниципальному образованию см . приложение 2) В ходе беседы с Зарембо Т.В. я выяснила, что для детей, оставшихся без попечения родителей, для их поддержки государство создало множество гарантий. Губернатором Новосибирской области создано постановление № 21. от. 12.03.07 « О порядке выплат ежемесячных денежных средств на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Согласно данного постановления на территории Новосибирской области на содержание одного ребенка выплачивается в месяц 7197 рублей. Кроме этого данная категория детей имеет льготы: бесплатный проезд, 50% скидка на жилье, 100%, субсидии на жилье, вне конкурса поступление в ВУЗы1.
В исследовании проблемы детей, оставшихся без попечения родителей мне помог социологический опрос учащихся 8-11 классов Старощербаковской СОШ. Мною было опрошено 26 респондентов. В результате опроса было выявлено, что значительное количество детей (75%) живёт в полных семьях (см. Приложение 2 диаграмма №1.).
1.Постановление губернатора НСО № 21. от. 12.03.07 « О порядке выплат ежемесячных денежных средств на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»
Неутешительно то, что есть семьи, в которых крик или наказание являются нормой (100%). (см. приложение 2 диаграмма № 2). К сожалению пугает , то факт, что 60% детей страдают от грубого обращения со стороны родителей ( см. приложение 2 диаграмма № 3) На вопрос куда вы обращаетесь в случае грубого обращения? 76% детей оставили вопрос без ответа. 13% доверились бы друзьям, 11% к родственникам. Большинство детей в конфликтных ситуациях ни к кому не обращаются за помощью. ( см. приложение 2 диаграмма №4). Что же лучше, жить с плохими родителями или быть в безопасности вдали от них?». Жить с родителями предпочли бы 15%. Быть в безопасности, но вдали от них -79%. У 6% - нет мнения ( см приложение 2 диаграмма №5) Но все же, как показала практика органов опеки и попечительства, в жизненных ситуациях дети предпочитают остаться с родителями .
Заключение.
Мои предложения для решения проблемы
Государство пытается дать защиту и гарантии детям, оставшимся без попечения родителей, а их количество увеличивается из года в год. Государству будет выгоднее создать условия для жизни обычной семьи, чем содержать детей, оставшихся без попечения родителей. Надо поддерживать институт семьи. Проблемы безработицы, алкоголизации населения, в том числе и женщин-матерей, влияет на рост неблагополучных семей. В результате проведенной работы, я могу выделить следующие причины роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мне кажется, что для разрешения проблемы надо принять меры для поддержания института семьи в стране, не давая разрушаться новым семьям. Оказывать поддержку, как духовную, так и материальную. Увеличить детские пособия, создать все условия для существования нормальной и здоровой семьи, как основы общества, в котором мы живём.
Приложение 1.
Интервью с начальником отдела управления образования Барабинского района по охране прав детей Зарембо Т.В.
1. Какова законодательная база по вопросу «Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей»?
- Законодательная база по вопросу защиты прав детей и законных интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: Семейный кодекс РФ, Гражданский и Жилищный кодексы РФ, Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «О социальных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»
2. Достаточно ли этих законов?
- Все принятые законодательные документы достаточно хорошо предусматривают всестороннюю защиту и охрану детей указанной, категории.
3. Что предпринимается в Барабинском районе для обеспечения интересов детей?
- Одним из приоритетных направлений деятельности отдела по охране прав детства Управления образования администрации Барабинского района является защита прав и законных интересов не совершеннолетних.
За 2010г выявлено и поставлено на первичный учет 46 несовершеннолетних (2009г - 49 детей). Из них определены под опеку 28 человек (60,8%), 15 (32,6%) детей устроены в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 (2,2%) - в учреждения профессионального образования, 2 (4,4%) - в приемную семью. По сравнению с прошлым годом (2009) уменьшилось число выявленных и устроенных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на 3 человека. В рамках этого отдела деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи был обеспечен поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами, приемными родителями. В 2010г в качестве кандидатов в приемные родители были поставлены на учет 17 граждан, 14 приемным родителям переданы на воспитание 19 детей, 3 кандидата общаются с 5-ю воспитанниками МОУ «Кадеты Барабы», 8-ми кандидатам были даны отрицательные заключения о постановке их на учет в качестве кандидатов в приемные родители. В 2010г 36 воспитанников МОУ «Кадеты Барабы» были переданы на воспитание в приемные семьи, из них в другие районы НСО - 19 детей.
Отличается тенденция увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан, что способствует усилению правой связи с семьей.
Приоритетными формами устройства стали семейные формы устройства: опека и приемная семья. Следует отметить, что приемная семья, наиболее динамично развивающаяся форма, в 2010г было создано 14 семей, в них - 19 детей.
4. Какие органы существуют в Барабинском районе по социальному, устройству детей и подростков, оставшихся без попечения родителей? - Отдел по охране прав детства Управления образования - обеспечивает выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Существует 3 формы устройства детей данной категории:
А так же при невозможности устройства детей по этим 3-м формам, их определяют в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации (низкое материальное обеспечение семьи, нет взаимопонимания с родителями, временное отсутствие родителей (болезнь) ), могут находиться в стационарном отделении для детей Центра социальной помощи семье и детям Барабинского района (приют) на срок до 6 месяцев.
Координируют работу по охране и защите прав детей, по их устройству - комиссии по делам несовершеннолетних Барабинска и Барабинского района. Вся работа строится на Федеральном законе об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними от 24 июня 1999года № 120 (ст. 4 и ст. 5)
5.Имелись ли случаи, когда родителям были возвращены родительские права? Случаи восстановления в родительских правах есть, но их мало. 2009г. - восстановились родители в отношении 4-х детей, а было лишено родительских прав 29 родителей в отношении 38 детей. 2010г.- таких случаев не было.
6. По каким-либо причинам родители в основном лишаются своих родительских прав? - Основными причинами лишения родительских прав граждан в отношении своих детей, являются: злоупотребление спиртными напитками, ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (бросают детей без присмотра, заражают хроническими заболеваниями), просто бросают новорожденных в роддомах и т. п.
7. Что Вы можете сказать о ситуации, сложившейся в стране, области и районе? - По мнению большинства детей, с которыми мне приходится общаться по долгу службы лучше жить дома ,с родителями, какими бы эти родители не были. Много случаев, когда дети сбегают из интернатов, приютов , детских домов, куда они были определены. Почему эти дети сбегают? Семья- это ячейка общества, которую не может заменить ни одно государственное учреждение. Дети, которые воспитываются в детских домах, отличаются жестокостью. Они не получают полноценного воспитания, которое может дать им семья. Были случаи, когда после усыновления или удочерения, эти дети не могли привыкнуть к новым условиям. Но в случаях, когда жизни ребенка, в таких семьях, угрожает опасность, для таких детей конечно лучше быть в дали от семьи. Это касается в первую очередь малолетних детей, которые не могут защитить себя. Но начиная с 9-10 летнего возраста дети из неблагополучных семей благотворно влияют на своих родителей, эти дети быстрее взрослеют, чем их сверстники. И они уже могут защищать себя, обращаясь за помощью. И какими плохими бы не были их родители, для них лучше нет никого. Сейчас уже стал привычен термин «социальное сиротство»- сиротство при живых родителях. Истинные сироты составляют в интернатных учреждениях не более 5%. Сейчас в России нет войны, а количество сирот увеличивается. В чем причина этого явления? Причина, по-моему, в неблагоприятной социально-экономической обстановке. Проблема безработицы, алкоголизация населения, в том числе женщин-матерей. С каждым годом отмечается рост количества неблагополучных семей. И это говорит о невнимании государства к институту семьи. Поэтому в этом плане государству необходимо принять ряд мер по укреплению и поддержанию здоровой семьи, как основы общества, в котором мы живем.
Приложения 2
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ ДЕТЕЙ 8 - 11-ЫХ КЛАССОВ (26 ЧЕЛОВЕК).
Диаграмма №1.
1. УКАЖИТЕ СОСТАВ ВАШЕЙ СЕМЬИ:
Диаграмма №2
2.БЫВАЮТ ЛИ В ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ВАМИ И ВАШИМИ РОДИТЕЛЯМИ?
Диаграмма №3
3. БЫВАЮТ ЛИ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ СЛУЧАИ ГРУБОГО ОБРАЩЕНИЯ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ?
Диаграмм №4
4. К КОМУ ВЫ ОБРАЩАЛИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ В СЛУЧАЕ ГРУБОГО ОБРАЩЕНИЯ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ?
Диаграмма №5
5.Что лучше жить с плохими родителями или быть в безопасности в дали от них?
(Таблица 1 Рост неблагополучных семей по Щербаковскому Муниципальному образованию)
год | Количество неблагополучных семей |
2008г. | 7 семей |
2009г. | 9 семей |
2010г. | 13 семей |
Список используемой литературы
1. «Вестник образования» №8; №20 2001 г, №16 2002г.
2. Гражданский кодекс РФ ( статьи 31,32,33,34).
Пятёрки
Ах эта снежная зима
Знакомимся с плотностью жидкостей
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Крутильный маятник своими руками