Современным человека можно назвать только, тогда когда он одинаково хорошо разбирается в настоящих и давно минувших, важнейших этапах своей страны. Молодое поколение третьего тысячелетия должно глубже осознавать сопричастность к великому прошлому столицы России. В настоящее время в Москву приезжает много людей из других городов и стран. Они и коренные москвичи перестают интересоваться историей нашего города, дорожить ею, сохранять свои памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры. Ответственность за сохранение исторического наследия Москвы ляжет на плечи новых москвичей.
Мы очень любим наш Южный округ. Когда стоишь на Дьяковской круче берега Москвы-реки и видишь вокруг такой простор, что, кажется, «раскинул руки и полетел», ощущаешь явственно, почему здесь не одно тысячелетие селились люди. Коломенское, Царицыно, Симонов и Данилов монастыри, Крутицкое подворье - Южный округ по праву гордится своими памятниками старины, своей историей. Поэтому тема нашей исследовательской работы «Даниил Московский. Жизнь и достижения» выбрана не случайно. В школе есть музей, который мы решили обновить, частично заменив экспозицию. Нашей задачей являлось написать работу, посвящённую истории Даниловского монастыря и его возрождения в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_daniil_moskovskiy.doc | 137 КБ |
ВТОРАЯ ОТКРЫТАЯ ОКРУЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНЫХ НАУЧНЫХ РАБОТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Даниил Московский. Жизнь и достижения».
Грязнова Анастасия
ГБОУ СОШ № 494, 9 «А» класс
Руководитель проекта:
Грязнова М.Ф.
Москва 2012 год
Содержание работы:
Введение.
Современным человека можно назвать только, тогда когда он одинаково хорошо разбирается в настоящих и давно минувших, важнейших этапах своей страны. Молодое поколение третьего тысячелетия должно глубже осознавать сопричастность к великому прошлому столицы России. В настоящее время в Москву приезжает много людей из других городов и стран. Они и коренные москвичи перестают интересоваться историей нашего города, дорожить ею, сохранять свои памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры. Ответственность за сохранение исторического наследия Москвы ляжет на плечи новых москвичей.
Мы очень любим наш Южный округ. Когда стоишь на Дьяковской круче берега Москвы-реки и видишь вокруг такой простор, что, кажется, «раскинул руки и полетел», ощущаешь явственно, почему здесь не одно тысячелетие селились люди. Коломенское, Царицыно, Симонов и Данилов монастыри, Крутицкое подворье - Южный округ по праву гордится своими памятниками старины, своей историей. Поэтому тема нашей исследовательской работы «Даниил Московский. Жизнь и достижения» выбрана не случайно. В школе есть музей, который мы решили обновить, частично заменив экспозицию. Нашей задачей являлось написать работу, посвящённую истории Даниловского монастыря и его возрождения в наше время.
Теоретическая часть.
«Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным освободитель и нищим защититель. Моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наши». Тропарь, глас 3 |
Даниил Александрович Московский. Жизнь и достижения.
Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.
В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием.
Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве, и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством.
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды. В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".
Даниловский монастырь
Первый монастырь в Москве, основанный святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном святого князя Александра Невского. Как сообщает житие св. Даниила, "Святой Даниил родился в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, столице великого княжества Владимирского. Он был 4 сыном святого Александра Невского праведной Вассы. Первое время преставления его матери не указано. Известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре, и у окрестных жителей почиталась праведной.
1272 году юному Даниилу по жребию досталось в удел Московское княжество, скудное
по сравнению с другими, где правили его старшие братья. Во время, когда Русь находилась под тяжким монголо-татарским игом и была ослабляема княжескими междоусобицами, кроткий нравом, миролюбивый и добросердечный князь Даниил, как повествует о нем Степенная книга, Богом дарованною ему мудростью без кровопролития умирял вражду и устраивал мир. За 30 лет княжения святой Даниил только один раз участвовал в военных действиях. Разбив у Переславля Рязанского татарский отряд, приведенный Рязанским князем Константином для захвата Московских земель, князь Даниил не захватил по обычаю Разанское княжество. А князя Константина, взяв в плен, содержал в Москве с честью, как гостя, пока не было заключено перемирие. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали святому всеобщее уважение. В 1296 г. князю Даниилу была передана власть и титул Великого князя всея Руси, и вскоре после этого его правление распространилось и на обширную Переславь-Залесскую землю. Князь Даниил правил 30 лет и за это время сумел поднятьзначение Москвы до влиятельнейшего княжества Руси, положил начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси. Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и о стольном граде Москве. На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля не позднее 1282 года он основал первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника - ныне Московский Свято-Данилов монастырь. 17 (4 ст.ст.) марта 1303 г. в возрасте 42 лет святой благоверный князь Даниил преставился к Господу, приняв незадолго до этого монашеский постриг в схиму, и, согласно своего завещания, был похоронен в Даниловом монастыре".
История Свято-Даниловского монастыря была непростой и разнообразной. В 1330 году братия Данилова монастыря была переведена в Кремль, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь, Спасский. В 1490 году, при Иване III, Спасский монастырь был перемещен на Крутицкий холм над Москвой-рекой и стал называться Новоспасским. Так Данилов монастырь положил начало новому, одному из самых значительных монастырей Москвы. Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище. Но св. князь Даниил не оставил свою обитель. На его могиле стали происходить чудеса и совершаться исцеления больных. При царе Иоанне Грозном Данилов монастырь стал возрождаться, в нем была Отцов Семи Вселенских соборов.
В XVII веке Русская Православная Церковь причислила князя Даниила к лику святых и были обретены его нетленные мощи. С тех пор установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского 17 марта и 12 сентября (по старому стилю: 4 марта и 30 августа).
В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями. В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила. Обитель много раз пытались уничтожить, и каждый раз предстательством своего святого основателя она возрождалась заново.
На кладбище Данилова монастыря были похоронены Н.В.Гоголь, поэт Н.М.Языков, художник В.Г.Перов, музыкант Н.Г.Рубинштейн. Однако монастырское кладбище не сохранилось, а при восстановлении монастыря на его месте была построена поминальная часовня.
После 1917 года вокруг Свято-Данилова монастыря объединилась группа наиболее стойкого и преданного св. Патриарху Тихону (Беллавину) духовенства, неустанно боровшаяся против обновленцев, за чистоту святоотеческого Православия. Одними из даниловских подвижников были архиепископ Феодор (Поздеевский), выдающийся богослов и организатор церковной науки, ректор Московской духовной академии, и архимандрит Георгий (Лавров), известный духовный наставник множества монахов и мирян, которого некоторые духовные чада добровольно сопровождали в ссылку. После революции у обители постепенно стали отбирать храмы, и в 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт – последним в Москве. Братия монастыря в большинстве были расстреляны в 1937 году. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а даниловский некрополь был уничтожен. На территории монастыря были устроены детская колония и склады.
Предстательством св.князя Даниила Московского, монастырь, основанный в Москве первым, в 1983 году был первым возвращен Русской Православной Церкви. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. разрушенная почти до основания монашеская обитель была восстановлена и отреставрирована, и теперь является духовным центром Русской Православной Церкви. На территории монастыря находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Наместником Свято-Данилова монастыря является в настоящее время архимандрит Алексий (Поликарпов). О. Алексий очень известен в православной Москве как духовник, постоянный участник православных радиопередач, наставник молодых монахов и многих московских священников. Под его руководством Свято-Данилов монастырь издает большое количество разнообразной православной литературы, в том числе знаменитую серию "Даниловский благовестник", содержащую жизнеописания подвижников благочестия XX века и ответы на насущные вопросы духовной жизни.
Свято-Данилов монастырь ставропигиальный, т.е. настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему Уставу общежительный - общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, экскурсионная служба, разные мастерские.
Монастырь имеет два подворья: в Разянской губернии и в Подмосковье. В настоящее время обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Древнейший из храмов монастыря - храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, - сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Троицкий собор - самый большой собор монастыря. Построен в 1838 году по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма. Главный престол освящен святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). После реставрации интерьер собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери "Троеручица" и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения. Также в монастыре воссозданы или построены заново церкви: надвратная преподобного
Симеона Столпника (1732 г.), в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского; поминальная и надкладезная часовни. 4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. 17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.
Главная святыня монастыря - частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи
Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 г. архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.
Практическая часть.
Чтобы исследовать события, которые влияют на жизнь монастыря, мы прибегли к изучению хронологических событий, к литературным источникам, к архивным документам, ресурсам Интернета. Для лучшего видения сложившейся ситуации мы провели социологический опрос среди прихожан церкви. Данная исследовательская работа может использоваться на уроках истории, классных часах, пополнить экспозицию школьного музея об истории нашего района. Эту работу может рассматривать также каждый желающий.
Хронология.
Мы проанализируем хронологию основных исторических событий, от начала создания
монастыря до настоящего времени и рассмотрим их влияние на жизнь монастыря и отметим «чудеса» князя Даниила, который продолжал неотступно, даже после своей смерти, поддерживать своих людей и свой монастырь.
1282 - строительство монастыря
1293 - Данилов монастырь первым встретил нашествие на Русь князя Андрея совместно с татарами, был разграблен и сожжен
1303 - смерть Даниила Московского, забвение монастыря
1330 - перенос обители в Кремль И.Калитой
конец 15 века.- Иоанн III переносит обитель в Новоспасский монастырь
Первое чудо – явление князя Даниила юноше из свиты Иоанна III, после которого Иоанн III постановил служить панихиды по всем усопшим родственникам-князьям, а также раздавать на их помин милостыню, спустя несколько десятилетий произошло новое явление князя людям
Третье чудо – исцеление больного на могиле князя Даниила
1560 - Иван Грозный возрождает монастырь, строительство храма во имя Святых Отцов
Семи Вселенских соборов
1606 – у стен монастыря произошла крупная битва между войсками И.Болотникова и армией царя В.Шуйского
1610 - Лжедмитрий II поджег монастырь
1652 – была открыта могила князя Даниила и тело найдено нетленным – свидетельство святости, мощи перенесены в храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов
1729 - сильно перестроен, таким сохранён до нашего времени
1752 - строительство храма преподобного Даниила Столпника
1812 - французы ограбили монастырь
1830 - строительство Троицкого собора
1920 – открыта богадельня, уничтожен полностью некрополь
1930 – закрытие монастыря, открыт детский приемник-распределитель
1980 - новое чудо, возвращение монастыря Русской Православной церкви
1983 - реставрация монастыря
1986 - возвращены частицы мощей князя Даниила
1990 - открыта Патриаршая резиденция
2007 - возвращение колоколов монастырской звонницы
13-19 века.
Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве обителью; был основан предположительно в 1282 первым удельным Московским князем Даниилом Александровичем младшим сыном князя Александра Невского в честь своего небесного покровителя — преп. Даниила Столпника. Князь Даниил преставился 4 марта (день его памяти по Юлианскому календарю), перед тем, по обычаю того времени приняв схиму, и был погребён в церкви архангела Михаила в Кремле, где ныне Архангельский собор (по другим источникам, был похоронен на братском кладбище монастыря). Его мощи были обретены в 1652 и перенесены, повелением Царя Алексея Михайловича, в храм Отцов Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.
По смерти князя, в 1330 великий князь Иоанн Данилович Калита перенёс обитель в Кремль, к церкви Спаса (Спас-Преображения) на Бору в Кремле; монастырь был наречён Спасским и впоследствии, при Иоанне III-м, перенесён в Таганку, где возник нынешний Новоспасский монастырь. Известно также, что при Царе Иоанне Васильевиче умирающий сын одного коломенского купца исцелился у гроба Даниилова; Царь, удивлённый таким чудом, возобновил монастырь и в 1560 построил там каменную церковь. В 1561 храм во имя св. Отец Семи Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием. Нынешнее здание храма — постройка 1729.
В декабре 1606 у стен монастыря произошла крупная битва, вошедшая в историю как сражение крестьянских войск И. И. Болотникова с армией царя Василия Шуйского, закончившееся поражением восставших.
Начало 20 века.
В начале XX монастырь был 3-го класса, в ведении викария Московской епархии. С 1 мая 1917 и до закрытия настоятель обители — епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Краснов-Левитин и Шавров пишут: «До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми „тихоновцами“, чем сам Патриарх Тихон». По формальном закрытии монастыря в 1918 монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии.
В 1930 на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц.
До 1932 продолжались богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловский слободе (храм к югу от монастыря).
Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Семи Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.
Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.
После 1982 года.
В ноябре 1982, незадолго до своей кончины, Л. Брежнев подписал указ о передаче Московской Патриархии Донского монастыря; в конце мая 1983 Донской был заменён на Данилов.
Журнал московской Патриархии № 8 за 1983 содержит материал о посещении Патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами Председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР Куроедова. Последний сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в
нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории». Наместником возрождающейся обители был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры. Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Московского Патриархата. В сентябре 1983 во всех храмах Москвы было благословлено петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпустах.
12 сентября 1983 Данилов монастырь посетил Патриарх Пимен.
Основными реставрационными работами руководил архитектор И. И. Маковецкий.
С Великого поста 1984 братия монастыря совершала службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря.
8 июня 1985 состоялось первое освящение престола - в храме Покрова (нижний этаж собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов).
15 октября 1985 в отреставрированный Новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений.
29 мая 1986 в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные митрополитом Феодосием, предстоятелем Американской православной церкви; было сообщено, что ранее они принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому).
С августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с
мая 1987 — архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 — архимандрит Ипполит (Хилько).
18 августа 1987 за всенощной в Троицком соборе молился Вселенский Патриарх Димитрий, прибывший в тот день с официальным визитом в РПЦ.
30 мая 1988 монастырь посетил Президент США Р. Рейган.
На месте бывшего некрополя, в западной части территории обители, было построено новое здание резиденции Патриарха и Священного Синода.
11 февраля 1988 в здании б. Братского больничного корпуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм преп. Серафима Саровского.
Верхний храм церкви Семи Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988.
С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобного исповедника Георгия (Лаврова), с 1922 до 1982 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на
Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в марте 2007, благодаря согласию Виктора Вексельберга обеспечить полное финансирование всех затрат по проекту и организационную поддержу при осуществлении сложных в техническом отношении операций. После этого к переговорам подключился Культурно-исторический фонд «Связь Времен», председателем попечительского совета которого является Виктор Вексельберг. было подписано соглашение о возвращении колоколов монастырской звонницы монастырю. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II в присутствии предпринимателя Виктора Вексельберга совершил чин освящения колокола «Будничный» — первого из возвращённых.
Современная жизнь обители.
Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно архимандритом (настоятелем) является правящий епископ Москвы — Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет наместник в сане архимандрита. Как и все современный монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу — «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии. Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские. Монастырь имеет два подворья: в Рязанской области и в Подмосковье.
Храмы и иные сооружения монастыря.
Храм Святых отцов семи Вселенских соборов (XVII—XIX вв.), отреставрирован в 1970-е и в 1980-е, вновь освящён в 1988 году, представляет собой сложное в архитектурно-композиционном смысле сооружение, строившееся и впоследствии перестраивавшееся на протяжении нескольких веков; Троицкий собор (1833—38 гг.), построенный по проекту архитектора О. И. Бове и являющийся образцом классического стиля, был отреставрирован и вновь освящен в 1986 г.;
Надвратная колокольня Данилова монастыря, расположенная над северными (главными) вратами, и частично сохранившиеся стены монастыря;
Поминальная часовня (1988 г.), сооруженная по проекту архитектора Ю. Г. Алонова; Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси (1988 г.), воздвигнутая на монастырской площади также по проекту архитектора Ю. Г. Алонова; Здание Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС); Резиденция Священного Синода и Патриарха; с храмом всех святых, в земли
Российской просиявших (освящён в 1988);
Некрополь Данилова монастыря.
Реставрации и перестройка монастыря в 1983 - 1987 проходила при сопровождении доктора исторических наук, профессора, заведующего сектором археологии Москвы института археологии РАН археолога Беляева Л.А.; были открыты древнейшее в Москве славянское поселение (сейчас оно датируется IX – X веками), следы кладбища XIII - XVI веков. Ко 2-й половине XIX века на территории монастыря сформировался обширный некрополь, После закрытия монастыря в 1930 и ликвидации некрополя, прах Н. В Гоголя был перенесён на Новодевичье кладбище. Некрополь Данилова монастыря был известен тем, что на нём были захоронения деятелей русской культуры: писатель Н. В. Гоголь, поэт Н. М. Языков, художник В. Г. Перов, музыкант Н. Г. Рубинштейн, философ-публицист А. С. Хомяков, философ-публицист Ю. Ф. Самарин, меценат С. М. Третьяков, Ю. И. Венелин и другие.
В 1930 монастырь был окончательно закрыт; летом 1931 весь погост был снесён.31 мая 1931 были перенесены захоронения Н. В Гоголя[7] а также супругов Хомяковых, Н. Языкова, Н. Рубинштейна, Д. Валуева, князей Черкасских — на Новодевичье кладбище; прах В.Г. Перова был перезахоронен в Донском монастыре.
В память обо всех людях, некогда похороненных в земле Данилова монастыря, в мае 1988 была освящена часовня, построенная по проекту архитектора Ю.Г.Алонова.
23 апреля 2007 в Свято-Даниловом монастыре была представлена находка археологов – захоронение предположительно греческого просветителя, архиепископа Никифора Феотокиса. Склеп из белокаменных, отполированных изнутри блоков был обнаружен под южной галереей храма Святых Отцов. Семи Вселенских соборов; недалеко от южной галереи храма был установлен памятный беломраморный Крест.
Значимость чудес Даниила Московского в жизни монастыря и прихожан.
Мы уже упоминали, что чудеса Даниила Московского спасали и сохраняли монастырь. Благодаря такому чуду, по указу Ивана Грозного обитель была восстановлена.
В 20 век монастырь вошел сильным и благоустроенным, весьма любимым множеством
прихожан-даниловцами, которые перед каждым важным делом заходили помолиться у
раки с мощами князя Даниила – « благословиться у хозяина Москвы». 20 век принес русскому народу небывалые испытания. Наступило время страдания, время мученичества за веру. В те годы молитва святому князю Даниилу была особенно горячей. Молящихся в монастыре было так много, что храм Святых Отцов не вмещал всех прихожан и в августе 1917 года мощи князя перенесли в Троицкий собор. А какой искренней и сосредоточенной была в те нелегкие дни молитва! Очевидец и участник даниловских богослужений вспоминал: «Всю службу стояли плечом к плечу, не шелохнувшись, как одна душа, и так тихо, что и муху услышишь, как пролетит…»
По воспоминаниям людей, которые участвовали в восстановлении монастыря, в то
время Данилов монастырь был окружён со всех сторон: с северной – интенсивное трамвайное движение; с восточной – завод железобетонных изделий и железнодорожные пути Павелецкой ветки; с южной – фабрика зонтов, расположившаяся в храме Воскресения Словущего, переданном патриархии вместе с монастырём; там же, за южной стеной, на отведённой монастырю территории, разместились горнопроходческие организации – Мосинжстрой; с западной – громадное здание техникума и, наконец, уже в самих стенах монастыря - филиал завода «Искра».
Такое окружение явно подавляет архитектурный ансамбль Данилова. Но поразительно,
что величие монастыря всё же сохраняется и может обратить взор человека к вечно прекрасному. Стены обители в плачевном состоянии, ни одного «живого камня». Время
и люди безжалостно обошлись с ними. Ещё хуже башни эти – «шлемовидные воеводы».
Видна даже обрешётка кровли. Железо так изоржавело, что, кажется, забыло, когда его
красили. Наружный вид стен ужасает чернотой, трещинами. Удивительно, как они ещё стоят? Что их держит?! В стенах трое ворот. Одни грубо прорублены – видимо, недавние.
В православных людях возвращение Данилова всколыхнуло лучшие чувства. Помимо многочисленных пожертвований у москвичей было горячее желание принять участие в его восстановлении и реставрации. Казалось, что все разом стали думать и изыскивать способы скорейшего восстановления московского монастыря. Общественность и люди, далёкие от веры, судили о Даниловом, как об административном центре Русской Церкви, открытие которого продиктовано временем,политическими обстоятельствами. Но православный народ сразу воспринял Данилов только как монастырь, как чудо Божьей силы, великую Господню милость. Данилов привлёк к себе внимание не только нашего народа, но и многих людей из других городов, что это событие благотворно повлияет на общий ход жизни, создаст даже у неверующих людей хороший настрой, возбудит, светлую надежду на лучшее, которую так ищет современный мир.
Но всё же, несмотря на широкую огласку, которую получил факт возвращения Данилова монастыря Церкви, по Москве эта весть распространилась не сразу. Как ни печально, древний Данилов монастырь был забыт. Но, возвращённый Церкви, он вернул свое многовековое имя.
Год возвращения Данилова монастыря Церкви, в 1982 году, совпал с годовщиной его основания, ему исполнилось 700 лет. Однако это значительная дата, близкая ко времени основания самой Москвы, как ни странно, осталась никем не замеченной. Монастырь, который поставил благоверный князь Даниил на правом берегу реки Москвы, в то время был не только местом монашеских подвигов, но и мощным форпостом, защищавшим город от набегов кочевников - татар. Такое двойное назначение монастыря делало его действительно неприступной крепостью, охраняемой как видимым воинством, так и невидимым. Мудрость и вера наших отцов и праотцев была лучшей стратегией в защите Отечества. Как показали археологические раскопки, проведённые академией наук летом1984 года, культурная жизнь этого места намного старше и самого монастыря, и, возможно, даже знаменитого Боровицкого холма. Археологи, обнаружив много редких и очень древних предметов, сделали вывод, что Данилов монастырь возник на месте одного из самых ранних поселений на территории Москвы.
Старожилы столицы хорошо помнят былое святой обители. Монастырь закрыли в 1930 году, последним из семнадцати, украшавших и одухотворявших Москву. Уже в этом можно увидеть заступничество «хозяина Москвы» за свою обитель. Но святой Даниил и сам являлся в те тяжкие годы православному народу, чтобы утешить и поддержать людей. Когда монастырь уже закрыли, одна даниловская прихожанка, певчая по имени Мария, шла вдоль стены разоренной обители и плакала, скорбя о том, что поругана в Москве последняя монашеская святыня. Вдруг она увидела, что навстречу ей идут святой князь Даниил и преподобный Сергий Радонежский. Князь Даниил, подойдя, положил ей руку на плечо и ласково сказал: «Что ты плачешь? Ведь я же вам сказал: Я с вами, и никто не одолеет вас!..»
Но вот пришли 80-е годы. И в истории монастыря происходит новое чудо, его одним из первых возвращают Православной Церкви! Это означало, что «хозяин Москвы» не оставляет своих молитв за Даниловскую обитель.
И вновь пошли в Данилов верующие. Среди них были и те, кто помнил монастырь еще до закрытия. Получается, что именно обитель князя Даниила стала живой связью двух эпох в истории Русской Церкви, в истории нашей многострадальной Родины.
Много слёз было пролито здесь,- рассказывала одна прихожанка прежней обители,- когда на место монахов заселяли бездомных, беспризорных, а то и преступников несовершеннолетних. Тогда мы дежурили день и ночь, желая отстоять древнюю святыню. Какой был здесь звон прекрасный, ни в одном другом монастыре такого не было, кроме Кремля, конечно. А службы, пение. Трудно и больно всего этого лишиться. Но вот что мне запало на всю жизнь. Мы сильно плакали, печалились о судьбе нашего последнего в Москве монастыря, стоя толпой против его Святых врат. Откуда-то здесь взялся юродивый, который хаживал иногда в монастырь, и мы его немного знали.
Вместо того чтобы разделить наше горе, он стал весело плясать и хлопать в ладоши.
«Дурень ты,- стали говорить ему, - надо плакать, а не плясать!».
-Что же ответил тогда юродивый?
-Он сказал: « Что вы плачете? Здесь ещё такой монастырь будет! Звон, какой! Служба!».
-Но мы, не поверив ему, сникли,- закончила почтенная старушка рассказ о любимом
монастыре. Взглянув на меня полными радостных слёз глазами, она добавила:
-Не верится, что действительно здесь снова обитель, есть звон и есть служба.
Не чудо ли?
О чудодейственности молитв к преподобному Данилу могли бы рассказать многие почитающие его. Данилов, воскресив почитание святого угодника, вновь напомнил людям, что, как сказано в Житии святого князя, «Бог его не забыл» и он может помочь тем, кто молитвенно обращается к нему. Расскажем лишь о двух из многих известных случаев. Один человек очень долго стоял в очереди на получение квартиры в Москве. Надежды на решения этого вопроса. Он думал уже уезжать из Москвы, но тут ему посоветовали обратиться к известному высокой духовной жизнью болящему Борису, много лет пролежавшему на одре. Это было за три года до открытия монастыря. Болящий сразу сказал ему: «Молись благоверному князю Данилу. Вот за моим окном сейчас роют котлован, кажется, под большой дом. Будешь почитать князя – получишь в нем уголок для себя». Когда я вышел от него - рассказывал этот человек, стал припоминать: Данил, как будто такого не знаю… Но теперь надо молиться. Заказывал в храмах молебны; иногда там удивлялись и спрашивали, почему я обращаюсь к такому малоизвестному святому, которому и тропаря нет. Но я продолжал молиться. Одна была у меня надежда святой Даниил. И вот-чудо: теперь я живу в доме, на который указал мне болящий Борис. А вот ещё случай, рассказанный певчим храма, который по каким-то причинам в течение пятнадцати лет никак не мог съехаться с женой, жили в разных концах города. Ему посоветовали сходить в недавно открытый монастырь и отслужить молебен с Акафистом благоверному князю, что он и сделал. Через неделю этот человек получил уведомление о благополучном решении своей житейской проблемы.
Святые мощи князя Даниила долгое время считались безвозвратно утраченными после
закрытия монастыря и его разгрома. Но случилось чудо, в 1986 году и из далекой Америки были переданы в монастырь частицы мощей князя Даниила. Так вернулся в свой монастырь его основатель, похороненный на монастырском кладбище семь веков назад.
Заключение.
Ежедневно на монастырские службы собираются многие сотни молящихся. В наше время тоже существуют прихожане-даниловцы, - люди всей душой прикипевшие именно к Данилову монастырю, а точнее – к его небесному покровителю князю Даниилу. В Данилове, как и во всех монастырях, каждый монах имеет свое занятие – «послушание». Главное, конечно, монастырские службы. А есть еще просфорня, трапезная, книжное издательство, музей, иконная лавка, мастерские, архитектурный отдел…
С таким огромным хозяйством монахам помогают справиться миряне. Данилов духовно объединяет и роднит всех соприкасающихся с ним, несет свои христианства всем ждущим просвещения, всем стремящимся к свету.
В монастыре много лет существует воскресная школа для мальчиков, открыты первые классы общеобразовательной школы, на катехизических курсах занимаются взрослые. Монастырская братия со словом веры идет к тем, кто сам не может прийти в монастырь: в воинские части, в Дома престарелых, в больницы, тюрьмы, в детский приемник-распределитель…
Кому-то может показаться, что чудеса князя Даниила – это «дела давно минувших дней». В действительности князь Даниил и сегодня помогает всем, кто приходит к нему с верой и надеждой. Лишь за последние несколько лет в монастырской летописи записаны десятки случаев помощи по молитвам князя Даниила. Святой князь помигает самых разных житейских нуждах. От всего сердца помолясь у мощей князя Даниила, люди получают исцеление от неизлечимых болезней, помощь в разрешении жилищных проблем, избавление от семейных неурядиц, от безденежья, устраивают свою судьбу…
И все, кто верит в силу его молитвы, могут прийти в его белокаменную обитель и, поклонившись его чудотворным мощам, попросить у него помощи…
Использованная литература.
Щелкунчик
Финист - Ясный сокол
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Кто должен измениться?