Реферат посвящен односельчанке Паздниковой Е.А., ветерану Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат о Паздниковой Е.А. | 55 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ундино-Посельская средняя общеобразовательная школа
с. Ундино-Поселья Балейского района Забайкальского края
Номинация «Летопись родных мест. Земляки»
Тема : «Паздникова Екатерина Александровна»
Выполнила :
Соколова Анастасия Александровна
8 класс, с. Ундино-Поселье,
ул. Октябрьская, 44
Руководитель:
Титова Нина Васильевна,
учитель истории МБОУ
Ундино-Посельской СОШ
2012 г.
Содержание.
2.1. Детство и военная юность.
2.2. Годы учебы и работы. Вклад в развитие образования Забайкальского края.
2.3. Гражданская позиция Е.А. Паздниковой.
1. Введение.
Личность Екатерины Александровны Паздниковой в истории нашего края заслуживает особого внимания. Это выдающийся человек, который внёс большой вклад в развитие края и сохранение его истории. В настоящее время нет систематизированного материала об Екатерине Александровне.
Научность работы состоит в сборе нового и обощении имеющегося материала в целостную работу.
Практическое значение данной работы в том, что она может использоваться на уроках по краеведению, занятиях краеведческого кружка, быть размещена в научном вестнике Байкальского государственного университета экономики и права, в музее истории Читинского института БГУЭП для ознакомления студентов и преподавателей.
Цель работы: исследование личности Паздниковой Е.А., сбор и обобщение имеющихся материалов.
Задачи:
При работе над данной темой я использовала следующие методы : исторический, периодизации, биографического анализа, обобщения независимых характеристик.
При изучении в школьной библиотеке Энциклопедии Забайкалья, книги «Учительская слава Забайкалья» я обратила внимание, что статьи о Паздниковой Е.А. в них отсутствуют, в то же время жители села и руководитель музея рассказывали нам о Екатерине Александровне как о выдающейся личности нашего края. Это противоречие побудило меня заняться исследованием данной темы.
Основная часть.
2.1. Детство и военная юность.
Паздникова Екатерина Александровна родилась в 1923 году в селе Ундино-Поселье. Моя бабушка рассказала мне, что её родители были хорошие люди. Это была дружная и порядочная семья. Отличались трудолюбием, отзывчивостью.
В школе Катя заметно отличалась от своих подруг одноклассниц, наверное тем, что успевала в учебе по всем дисциплинам и всегда упорно добивалась своей цели. После окончания семилетки, а средней школы в селе Ундино-Поселье не было, она поступила в Балейский Авиаклуб, но проучившись 8 месяцев была отчислена за то, что в автобиографии не указала, что её тетя проживает в Манчжурии, хотя этого Катя и сама не знала. Этот удар она тяжело переживала, хотя духом не пала.
Перед войной Ундино-Посельская школа стала средней. И Екатерина Александровна продолжила обучение в родной школе.
В 1942 году должен быть первый выпуск, но с началом войны парни десятиклассники ушли на фронт. Десятого класса не стало. А трое учеников: Макарова (Паздникова)Екатерина Александровна, Филиппов Михаил Иванович, Зайцев Леонид Данилович окончили 10 класс в средней школе №3 города Балея.
В это время шел набор девушек на службу в армию. Екатерина написала заявление добровольно, согласно её просьбе была направлена в КТОВМФ. Но направлена в Тихоокеанский флот не одна, а со своей лучшей подругой - Грищевой Дашей, с которой сидели за одной партой в Балейской средней школе №3 и вместе служили. Их звали «Комсомольцы-добровольцы».
Прибыв во Владивосток и пройдя курс молодого красноармейца, а позднее школу младших командиров, Катя и её подруга Даша получили специальность радиометриста и стали служить в 99-ом артзенитном дивизионе на станции Угловая.
В мае 1945 года на западе отгремели. Бои радости не было конца. Но август этого же года внес свои коррективы в военную обстановку страны. Начались военные действия на Восточном фронте. Дивизион, на котором служили сержанты Макарова и Грищева был срочно погружен на военный корабль, который вошёл в воды Северной Кореи, там и вступил в общий строй наших кораблей. А позднее начались бои с противником. Японцы старались удержать захваченные ими позиции, но были разгромлены. Сержант Макарова безукоризненно выполняла обязанности радиометриста на локаторе и заведовала боеприпасами девизиона. После окончания военных действий на Востоке, в ноябре 1945 года началась демобилизация матросов, но старший сержант Макарова была отправлена как лучший инструктор, на учебный пункт по обучению молодого поколения воинской части, демобилизована в марте 1946 года.
2.2. Годы учебы и работы. Вклад в развитие образования Забайкальского края.
Прибыв домой Екатерина Александровна работала учителем начальной школы в селе Ундино-Поселье, а затем культмассовиком в Ундино-Посельском клубе. Потом поступила в Балейское педучилище и экстерном сдала экзамены по полной программе обучения, получила специальность учителя истории и работала учителем истории в средней школе №2 города Балея. Летом этого же года Екатерина Александровна выходит замуж бывшего летчика ВОВ Андрея Яковлевича Паздникова. После чего они переезжают в город Читу на постоянное место жительства.
В 1952 году Екатерина Александровна поступает в Читинский педагогический институт и окончив его получает назначение на работу учителем в среднюю школу поселка Букука Оловяненского района затем, как лучший педагог получает назначение на должность заведующего учебно-консультационный пункта Иркутского института экономики и народного хозяйства, и старшего преподавателя кафедры экономики и права этого института, где проработала бессменно 10 лет. Времы становления Читинского УКП ИИНХ ( среди забайкальцев он получил особое имя — нархоз) связано с именем Е.А.Паздниковой, она заведовала этим подразделением с 1969 по 1979 годы. Екатерина Александровна имела богатый опыт педагогической и административной работы, пользовалась необычайной любовью студентов, по сути дела была их главным наставником. Студенты обращались к ней по любому вопросу и в любое время. «Доброта и гуманность Е.А.Паздниковой объяснялись ещё и тем, что она прошла большой трудовой путь, была участнком Великой Отечественной войны, награждена орденами и медалями Советского Союза. Я благодарен судьбе, что на моем пути встретилась эта прекрасная женщина, сделавшая для меня многое.» Так о Екатерине Александровне вспоминал Берсенёв Либерий Фёдорович, кандидат исторических наук, преподаватель ИИНХ. Благодаря настойчивости Е.А.Паздниковой УКП удалось в 1973 году получить собственное двухэтажное здание на улице Лермонтова, 4. Но оно не было приспособлено для учебных целей и требовало серьёзной реконструкции. Реконструкция здания была проведена успешно силами преподавателей и студентов, под руководством заведующей — Е.А.Паздниковой. За время работы ею были выпущены сотни специалистов разных профилей народного хозяйства.В марте 1979 года Екатерина Александровна уходит на заслуженный отдых, но вести активную общественную работу по прежнему продолжала.
2.3. Гражданская позиция Е.А. Паздниковой.
Гражданская позиция Екатерины Александровны была активной. В начале 80-х годов Екатерина Александровна загорелась идеей организовать встречу выпускников семилетней школы довоенных лет и для этого начинает вести переписку с ними. В письма были вложены приглашения:
«Одноклассник! Взгляни-ка на дату!
Мы ведь вместе учились когда-то
И хотим получить твой ответ
Ты, приходишь на встречу иль нет?
Если ехать пропала охота,
Ты пришли нам хотя б своё фото
Персонально иль вместе с семьей,
С ребятишками, тещей, женой!
Отложи все дела, позабудь про таблетки,
Приезжай, прилетай, приходи,
«Туда, где родное селенье»
На друзей посмотри, о себе расскажи.
Весной 1983 года приехала Екатерина Александровна в наше село. В школе для организации встречи ей вызвался помочь Филиппов Михаил Иванович, бывший её одноклассник учитель-ветеран. И вот 14 августа 1983 года такая встреча состоялась в нашей школе. На встречу Екатерина Александровна приехала со своим мужем Андреем Яковлевичем. Об этой встрече рассказано в статье И.В.Кузнецова «Встреча с юностью»: «а утром встреча у школы -старушки. Вот и первая пара читинцы Екатерина Макарова и её супруг Андрей Паздников. Судьба этих людей характерна для нашего поколения. Катя Макарова, в прошлом робкая, застенчивая дувушка, добровольно ушла на фронт, участвовала в сражениях против Японии. Андрей, учась в старших классах школы, увлекался планерным спортом, окончил авиационное училище; а в годы войны стал боевым детчиком.»
На встрече учениками нашей школы Е.А.Паздниковой и И.В.Кузнецову была высказана просьба помочь школьному музею в сборе материала по истории села, они обещали помочь. По просьбе Кузнецова Екатерина Александровна стала работать в областном архиве, собрала ценнейший материал , написала одиннадцать общих тетрадей по истории Забайкалья и отправила этот материал И.В.Кузнецову.
В областной библиотеке имени А.С.Пушкина она нашла материал по начальной истории села, статью в газете «Забайкальский рабочий» от 16 ноября 1946 года, которая называлась «Селу Ундино-Поселью 210 лет» автор статьи наш земляк И.Ф.Никитин. Так мы узнали, что наше село возникло в 1736 году. Екатерина Александровна стала большим другом нашей школы. Пионерская дружина установила переписку с Екатериной Александровной и оформила о ней альбом.
В 90-е годы Екатерина Александровна сильно болела и перенесла тяжелые утраты. В 1990 году умер её муж, а позднее умер младший брат Александр, а двух его детей она взяла под свою опеку, помогла им получить образование и устроиться в жизни. 1991 году в Иркутском издательстве выходит в печать книга И.В.Кузнецова «Кремневая начинка». Екатерина Александровна несколько экземпляров книг отправила нашей школе. В апреле 1992 года Екатерина Александровна приезжала на празднование столетия нашей школы. Она встречалась со школьниками. Рассказывала о школе довоенных лет, помогала оформлять альбом о выпускниках 30-х годов. В 1994-1995 году в школе началась поисковая работа, посвященная 50-тию Великой Победы. Екатерина Александровна отправила нам несколько адресов ветеранов войны -наших земляков. В связи с состоянием здоровья Екатерине Александровне становилось все труднее посещать родное село, но тем не менее в 1996 году она приезжает на встречу с Малой Родиной в ряду почетных гостей, когда нашему селу отмечалось 260 лет.
В 1994 году она прислала в дар школе свой семейный архив: краеведческую библиотечку, папки с подшивками газет по различным проблемам, передала музею школы тетради с выписками из областного государственного архива.
Ундинопосельцы были частыми гостями в доме Паздниковых. Она была гостеприимной и всегда была рада односельчанам, оказывая им всяческую помощь. Екатерина Александровна рецензировала дипломные работы выпускников читинских ВУЗов, в том числе и работу моей учительницы Н.В.Титовой. Нина Васильевна вспоминает об Екатерине Александровне : « Это была светлая, приветливая женщина. К ней всегда тянуло. Интересные беседы о прошлом и настоящем села, края, мудрые житейские советы, рассказы о военном прошлом — всё было интересно мне, начинающей учительнице. Она было уникальным человеком, ставившим интересы других людей выше своих, живущим для народа».
В 1997 году краеведы школы были в гостях у Екатерины Александровны в г.Чите. Летом 1999 года Екатерины Александровны не стало.
3. Заключение.
Изучив материалы о Екатерине Александровне Паздниковой я сделала вывод, что она действительно внесла большой вклад в разкитие края и сохранение его истории. Учебно-консультационный пункт Иркутского института народного хозяйства, в течение 10 лет возглавляемый Паздниковой Е.А. превратился в Байкальский государственный университет экономики и права. В этом определённо есть большая заслуга Екатерины Александровны. Собраны уникальные сведения об истории края в общем и нашего села в частности, которые, несомненно, способствуют сохранению его истории и пропаганде среди населения. Когда я читала тетради, собранные по крупицам из архива Екатериной Александровной, я испытывала большое чувство гордости за своё село и моих односельчан. Я буду продолжать работать над темой личности Паздниковой Е.А. Следующее направление исследования будет — боевые награды Екатерины Александровны Паздниковой.
4. Список используемых материалов.
Рисуем лошадь акварелью
Рождественский венок
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
За чашкой чая
Без сердца что поймём?