Данный проект был разработан в рамках регионального конкурса для старшеклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt.docx | 262.08 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 1
Тема проекта:
За чистоту реки Сосновочки.
Участники проекта:
Долгополова Ирина
Пахомова Анастасия
Глебов Николай
Пузин Сергей
Руководители:
Головина Наталия Павловна учитель географии
Рябихина Галина Анатольевна учитель химии
Сосновка 2012
Аннотация
Исследовательский проект «За чистоту реки Сосновочки» - это результат командной работы учащихся 9, 10 классов, которые не равнодушны к проблемам своего поселка, в частности к экологическому состоянию данного водоема.
Река Сосновочка далеко не единственный водный объект в поселке. Она не предназначена для купания, не является источником питьевой воды, но она протекает в черте поселка, а мы мало, что о ней знаем. На наш взгляд она загрязнена. Поэтому мы решили провести свое экологическое исследование данного водоема. Учитывая значимость данной проблемы, основная цель проекта - оценка экологического состояния реки Сосновочки. Практическая значимость предусматривает исследовательскую деятельность. В ходе, которой были проведены социологические исследования, встречи с жителями поселка, проведены гидрометрические работы, химический анализ проб воды, биоисследования. На основе полученных данных сделали свои выводы об экологическом состоянии водоема и предложили ряд рекомендаций по восстановлению реки. Все это отражено на страницах нашего проекта, подкреплено фотографиями, таблицами.
Материалы данной работы можно использовать на уроках географии, биологии, химии, экологии, истории. Они могут быть полезны и просто всем интересующимся и неравнодушным к проблеме реки людям.
2
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………..……4
1. Основная часть:
1.1 Описание объекта исследования …………………………………………………….....…5
1.2 История реки Сосновочки ………………………………………………………………....5
1.3 Встреча с жителями поселка ………………………………………………………………5
1.4 Социологические исследования …………………………………………………………..6
1.5 Исследование реки ………………………………………………………………………....6
Заключение …………………………………………………………………………………….10
Наши выводы и предложения …………………………………………...………….………..10
Список литературы …………………………………………………………...………….…....11
Приложения ………………………………………………………………………….………...12
3
Введение
Тема нашего проекта «За чистоту реки Сосновочки». Нас волнует эта проблема, так как вода – ценнейший природный ресурс. Общеизвестна необходимость ее для человека.
В нашем поселке водные ресурсы представлены реками, прудами, болотами, подземными водами. Река, о которой мы хотели рассказать, называется ласковым словом, Сосновочка. Ее не всегда увидишь на карте Тамбовской области. Эта малая речка является частью крупной реки Волги. По картам мы проследили путь, который проходит вода из Сосновочки, прежде чем попасть в Волгу. И вот какую схему мы установили: Сосновочка → Челновая → Цна → Мокша → Ока → Волга. На ее берегах проходит наше детство. Поэтому нас тревожит проблема: чистая или грязная вода в реке. Для этого мы под руководством наших учителей взялись исследовать состояние Сосновочки. Ведь от того, в каком состоянии находятся наши малые водные объекты, какая вода по ним течет, зависит качество воды крупных водных артерий. Мы очень надеемся, что наша исследовательская работа найдет единомышленников, неравнодушных людей к данной проблеме.
Цель проекта: оценить экологическое состояние реки Сосновочки.
Гипотеза: если на пойму реки Сосновочка оказывается антропогенное воздействие, то она является загрязненной.
Задачи:
-изучить реку в границах исследуемой территории;
-выявить причины изменения экологического состояния реки;
-провести социологический опрос среди обучающихся школы и учителей, жителей поселка;
- развивать умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта;
- производить конкретные практические действия;
- подготовить рекомендации по сохранению и улучшению экологического состояния реки.
Методы исследования: анкетирование, исследование, эксперимент, картографический, обобщение.
Актуальность исследования малых рек определяется их недостаточной изученностью, необходимостью исследования воды реки на степень её чистоты.
Суть проекта заключается в том, что река и берега сильно загрязнены мусором. 4
Основная часть
Описание объекта исследования
Сосновочка - левый приток Челновой. Начинается у д. Космачевка, течет на юг, впадает в Челновую в пос. Сосновка. Длина речки 16 км, водосбор 40 км2. Летом вода сохраняется лишь в приустьевой части, где из левого крутого склона вытекает много родников. По типу долина пойменная, слабоизвилистая.
История реки Сосновочки
Река существует давно. В книге «Историко – культурные исследования села Сосновка Тамбовской области» мы нашли следующие строки: « В 1640 году, во время царствования Михаила Романова на бойком торговом тракте Козлов – Моршанск, там, где он пересекал тихую полноводную речку Сосновочку, недалеко от впадения ее в реку Челновую, два свободолюбивых рязанских крестьянина, бежавших от своего помещика, укрылись в этих местах, построили землянки и положили начало летоисчислению Сосновки».
Вдоль реки местными жителями были обнаружены источники с родниковой вкусной ключевой водой. Впоследствии они были обустроены в колодцы. В то время в поселке не было водопровода, и родники являлись источником питьевой воды. Даже в зимнее время жители ходили за водой к роднику. В одном из колодцев 19 января, на Крещение, проводили обряд освящения воды. Крещенская вода долго сохраняла свои целебные свойства.
Сама река была полноводной, чистой. Использовалась в рекреационных целях (для купания).
Развитие хозяйства в поселке в 60-80-е годы не оставило без внимания и нашу речку. Строительство промышленных предприятий, предприятий сферы услуг (районная баня), изменили облик Сосновочки. Она стала превращаться в источник сбрасывания в нее сточных вод. Местные жители производили свалки мусора возле реки, выпускали водоплавающую птицу. В результате чего река изменила свой облик, приобрела специфический запах, превратилась в сточную яму. По распоряжению администрации района на реке были проведены очистные работы (расчистка русла реки). В результате чего уровень воды в реке изменился. Но чище она от этого не стала.
Встречи с жителями поселка.
Нами была проведена встреча с «Почетным жителем» Сосновки Шинкиной Октябриной
5
Ивановной. Речка протекает у нее за огородом. Из ее рассказов мы узнали много интересного: «Все свое детство и юношеские годы мы проводили на берегах реки. Она для нас была местом игр, потом свиданий. Не было тогда на ее берегах такого бурьяна и бурелома. Река была полноводной, чистой. Мы ее использовали для купания. Взрослые стирали бельё, поливали огороды, разводили водоплавающую птицу. Весной река сильно разливалась, затапливала близлежащие огороды. Теперь речка совсем не та. Она превратилась в ручей».
Слушая рассказ собеседника, мы мысленно сравнивали прошлое реки и ее настоящее. И нам все больше хотелось хоть на минутку попасть в прошлое и посмотреть «ту» речку. В настоящее время используются минимальные возможности реки по сравнению с прошлым. Главные причины этого - загрязнение реки и ее маловодность.
Социологические исследования
Наша группа провела анкетирование среди обучающихся школы и учителей на тему «Экологическое состояние Сосновочки». Было опрошено 154 обучающихся (7-11 классы) и 43 учителя (см. приложение № 1). Анализ таблицы № 1 показывает, что большинство опрошенных считают Сосновочку загрязненной рекой. Из таблицы № 2 можно сделать вывод о том, что решать экологические проблемы должны в первую очередь районные власти, затем коммунальные службы и в последнюю очередь сами жители поселка. Таблица № 3 констатирует, что для многих респондентов очень важно, чтобы экологическое состояние реки улучшилось.
Исследование реки
Так ли уж все плохо на нашей речке? В течение двух месяцев мы проводили свои наблюдения. Для этого нами был выбран участок реки недалеко от нашей школы, где мы проводили гидрометрические работы, химический анализ проб воды, биоисследования, оценивали экологическое состояние территории.
При проведении гидрометрических работ определяли ширину, глубину, скорость течения, водный режим веки (см. приложение № 2).
Ширину реки определяли при помощи рулетки с переправой на другой берег. Промеры проводили в нескольких местах. Средняя ширина русла реки вычисляется как среднеарифметическая величина из всех измерений. Для нашей реки она составила 5,2 метра.
Промеры глубины производили рулеткой. Средняя глубина реки составила 36 см.
6
Вода в реке относительно прозрачная, видно ее дно.
Скорость течения реки определяли при помощи поплавков и секундомера. После замера было установлено, что скорость течения реки на данном отрезке составляет 0,4 м/сек.
Для изучения водного режима воспользовались материалами гидрологических справочников и расспросов местных жителей. Было выявлено, что режим реки характеризуется относительно высоким подъемом воды весной, зимней и летней меженью. Разлива реки в весенний период давно не наблюдалось. Питание реки осуществляется за счет таяния снега, подземных вод. Берега – правый выше, левый ниже. По обоим берегам находятся жилые дома. Зимой река не замерзает в связи с быстрым течением. Но январские сильные морозы иногда могут сковывать речку льдом. В это время она промерзает до дна.
Изучая гидрологический режим реки, одновременно измерили температуру воды водным термометром. Она составила +1 ºС на 28 ноября 2012 года.
Проведенные биоисследования позволили нам выявить характер растительности, обитателей реки и ее берегов (см. приложение № 3). Среди растений встречаются: рогоз, канадский клен, ива, осока, чистотел, крапива, ряска, щавель канадский, одуванчик, кубышка. Из водорослей: спирогира, нитчатые водоросли, вольвокс. Следует отметить, что берега реки сильно заросшие, не везде есть возможность близко подойти к воде. Да и сама река сильно засорена ветками, поваленными деревьями, корягами.
Обитателями Сосновочки являются: слизни, тритоны, водомерки, лягушки, личинки комаров. Под микроскопом нам удалось рассмотреть инфузорию, амебу протей.
Визуально исследовали берега речки (см. приложение № 3). Нами было обнаружено большое количество бытового мусора оставленного местными жителями, а также отходы от домашнего подсобного хозяйства.
Для определения органолептических и качественных показателей нами была взята проба воды, которую мы исследовали в школьной лаборатории (см. приложение № 4)
Для определения органолептических показателей воды, мы использовали пробу, состоящую из равных частей проб, отобранных в разных местах течения реки.
Содержание взвешенных частиц. Взвешенные частицы способствуют нагреву воды. Это приводит к падению уровня растворённого в воде кислорода. Мутность воды влияет на фауну и флору реки. Этот показатель качества воды определяется фильтрованием определённого объёма воды через бумажный фильтр и последующим высушиванием осадка на фильтре в сушильном шкафу до постоянной массы. Для анализа мы взяли 1л
7
воды. Фильтр перед работой взвесили. После фильтрования осадок с фильтром высушили до постоянной массы при 105°С, затем охладили и взвесили. Вычислили по формуле (m1 – m2) ∙1000/v, где m1 – масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц (г); m2 – масса бумажного фильтра до опыта (г); объём воды для анализа (л), содержание взвешенных частиц в испытуемой воде – 3,2 мг/л, т.е. превышает норму (2мг/л).
Цвет воды определяли с помощью стеклянного сосуда и листа белой бумаги. Для этого в сосуд набирали воду и на белом фоне бумаги определяли цвет – желтоватый. Проводили и другое исследование: пробу налили в цилиндр, а в качестве контроля использовали цилиндр с дистиллированной водой. Рассмотрели воду в обоих цилиндрах сверху на белом фоне. Затем добавляли в изучаемую пробу дистиллированную воду и сравнивали с контрольной. Цвет разбавленной пробы и цвет дистиллированной воды совпали на отметке 15 см. Данное разбавление показывает, во сколько раз исследуемая вода по цвету превышает норму.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, содержания химических соединений. Для определения прозрачности воды использовали мерный цилиндр с плоским дном, в который наливали воду. Цилиндр установили на шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линии букв – 0,5 мм, и добавляли воду до тех пор, пока сверху через слой воды шрифт нами стал плохо различим. Затем измерили линейкой высоту воды – 42 см. Такой результат свидетельствует о том, что прозрачность в реке средняя.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём или со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при температуре 20 и 60°С. Для определения запаха в коническую колбу налили 250 мл воды при температуре 20°С, закрыли пробкой и встряхнули. Затем открыли пробку и определили интенсивность и характер запаха. Далее колбу нагревали и определяли запах при температуре 60°С. Мы выяснили, что для воды характерен болотный (илистый) запах естественного происхождения. Интенсивность запаха оценили в 2 балла, т.е. запах слабый, еле обнаруживаемый.
Определение кислотности воды по значениям водородного показателя.
Стакан сполоснули несколько раз анализируемой водой, чтобы избежать содержание побочных веществ. Затем налили исследуемую воду и опустили индикаторную бумагу. Полученный цвет сравнили со шкалой кислотности. Значение рН равна 6,7 – среда слабокислая.
8
Распознавание катионов щелочных металлов (К⁺, Nа⁺).
При исследовании воды над пламенем спиртовки, оказалось, что в пробе воды пламя окрасилось в желтовато-фиолетовый цвет. Следовательно, в воде присутствуют катионы калия и натрия.
Распознавание катионов аммония (NН4 ⁺)
В пробирку налили пробу воды, затем добавили гидроксид натрия. Газ не выделялся: лакмусовая бумажка не посинела, запах мы не ощутили. Следовательно, такой катион в воде отсутствует.
Определение нитрат-иона (NО3¯).
В пробирку с водой мы добавили концентрированную серную кислоту, затем – медные стружки и нагрели. Изменений не наблюдалось. Следовательно, в пробе воды отсутствуют нитрат-ионы. В доказательство этого вывода, мы провели и ещё один опыт по выявлению содержания нитрат-ионов. На предметное стекло поместили три капли раствора дифениламина, приготовленного на концентрированной серной кислоте и добавили две капли исследуемой воды. Синего окрашивания мы не увидели.
Определение хлорид-ионов (Сl¯).
В пробирку мы отобрали 5 мл исследуемой воды и добавили 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Наблюдали небольшое помутнение. Следовательно, концентрация хлорид-ионов составляет до 10мг/л, т.е. небольшая (допускается до 350 мг/л).
Определение сульфат-ионов (SO4²¯).
В пробирку внесли 10 мл исследуемой воды, 0,5 мл соляной кислоты и 2 мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешали. По характеру выпавшего осадка определяем ориентировочное содержание сульфатов:
муть отсутствовала, значит концентрация сульфат-ионов составляет менее 5 мг/л.
Жёсткость воды. Распознавание катионов магния и кальция (Мg²⁺ и Са²⁺).
В две пробирки мы налили исследуемой воды. В первую пробирку мы добавили гидроксид магния и нагрели. Мы увидели, что выпал белый хлопьевидный осадок. Следовательно, в пробе воды присутствуют соли магния. Во вторую пробирку добавили соду. Мы заметили образование белого осадка. Следовательно, вода содержит и катионы кальция.
Таким образом, мы исследовали качество воды в реке Сосновочка, откуда вытекают следующие выводы:
9
обнаружено наличие в ней взвешенных частиц.
Заключение
Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что река Сосновочка в большей степени подвержена механическому загрязнению, чем химическому. В воде присутствует лишь незначительное количество химических примесей, что позволяет утверждать, что вода является относительно чистой. Предприятия, которые сбрасывали отходы в реку, закрыты. Вода в реке стала более прозрачной. Основными источниками загрязнения воды, по-прежнему являются сточные воды, талые воды со свалок (которые все еще существуют), огородов, дорог. Жители частного сектора наносят большой ущерб речке. Они выбрасывают на ее берега различный мусор, что приводит к образованию массовых свалок. Река заилена.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: воды реки относительно чистые, наибольшее загрязнение река получает, протекая в частном секторе поселка. Считаем, что основные мероприятия должны быть направлены на население, которое здесь проживает, так как именно оно является источником большинства загрязнений. Это могут быть как просветительские мероприятия, так и штрафы. Ведь, несмотря на то, что в поселке Сосновка еженедельно производится санкционированный вывоз мусора, люди все равно, по старой привычке, выбрасывают мусор в реку.
Нередко бытует ошибочное мнение о малых реках, как о бесполезных, не имеющих хозяйственного значения, однако они выполняют многие функции: каждый участок следует рассматривать как регулятор гидрологического режима прилегающих территорий, поставщик кислорода, пыле- и шумоуловитель, хранилище генофонда растительного и животного мира, это, наконец, физическая и духовная опора человека, без которой немыслима его жизнедеятельность.
Наши выводы и рекомендации.
По результатам своих исследований, можно сделать вывод, что глобального загрязнения в нашей реке нет. Но нам, жителям своего поселка, надо активнее включаться в природоохранную деятельность, чтобы сохранить реку для своих детей, внуков, правнуков. Поэтому мы хотим предложить свои рекомендации по восстановлению реки:
10
- расчистка русла и прибрежных территорий (со стороны администрации поселка)
- подготовка и проведение акции «Чистый водоём», которая включает проведение субботника по очистке берегов водоёмов от мусора (со стороны нас, школьников)
- публикация на страницах местной периодической печати статей, отражающих состояние реки;
- пропаганда экологических знаний среди населения;
- письменные обращения в администрацию поселка об усилении административной ответственности за загрязнение берегов водоёма бытовыми отходами;
- контроль за несанкционированными свалками;
Мы призываем жителей поселка любить дом, в котором они живут, благоустраивать дворы, где гуляют малые дети, беречь речку Сосновочку. Только объединив усилия, мы сделаем наш «общий дом» культурным, процветающим и экологически благополучным.
Список литературы
1 Аленина С. Д. Географическое краеведение для 6 класса. Тамбов: Издательство «Юлис», 2006.
2. Атлас Тамбовской области. Тамбов, 1999.
3. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2010.
4. Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. Тамбов: Издательство «Юлис», 2006.
5. Дубровин О.И. География и экология Тамбовской области. Тамбов, 2000.
6. Историко–культурные исследования села Сосновка Тамбовской области. М.: ИПЦ и Маска, 2008.
7. Кузьмина К.К. Путеводитель по экологической тропе «Пригородный лес». Тамбов: ТОИПКРО, 2006.
8. Реки Тамбовской области: каталог / под ред. проф. Н. И. Дудника. Тамбов, 1991.
11
Приложение № 1
Анкета «Экологическое состояние Сосновочки»
Таблица № 1
вопрос | варианты ответа | обработанные данные |
Как вы оцениваете экологическое состояние реки Сосновочки? | загрязнена не загрязнена |
Таблица № 2
вопрос | варианты ответа | обработанные данные |
Кто должен следить за экологическим состоянием реки? | жители местные власти коммунальные службы |
Таблица № 3
вопрос | варианты ответа | обработанные данные |
Улучшение экологического состояния реки для меня … | Очень важно Незначительно Не важно |
12
Приложение № 2
13
Приложение № 3
14
Приложение № 4
15
Хитрый коврик
Ледяная внучка
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Мост из бумаги для Киры и Вики
Марши для детей в классической музыке