Вложение | Размер |
---|---|
harakternye_cherty_iskusstva_actekov_-_kopiya.pptx | 2.99 МБ |
Слайд 1
Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА АЦТЕКОВ р аботу выполнил у ченик 7 «Б» класса МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Нарнов СемёнСлайд 2
ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ. ПИРАМИДЫ. АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА. СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ. КАМЕНЬ СОЛНЦА. СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ. ХРУСТАЛЬНЫЕ ЧЕРЕПА «АЦТЕКОВ». АЦТЕКСКИЕ МАСКИ. ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ. ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ. СТЕННАЯ РОСПИСЬ. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ. КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ. УСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА АЦТЕКОВ. МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Слайд 3
ВВЕДЕНИЕ Ацтеки - наиболее крупная индейская народность, жители Мексики в эпоху открытия Америки; в XIII в. переселились сюда с севера (из легендарной прародины «остров Астлан» ). Могущественный народ, искусный в зодчестве и других искусствах. Своему богу Вицлипуцли приносили человеческие жертвоприношения. В 12 в. ацтеки вторглись в долину Мехико и обосновались в ней, в 14 в. основали поселение Теночтитлан (сейчас здесь г.Мехико). В 1427 ацтеки в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и Центральной Мексики. В 1519-1521гг. ацтеки были завоёваны испанцами. Ко времени появления ацтеков в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. В результате социально-экономического расслоения в 15 веке у ацтеков образовалось раннеклассовое государство: существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло.
Слайд 4
ВВЕДЕНИЕ Основными сельскохозяйственными культурами у ацтеков были маис, бобы, хлопок, какао, табак, томаты. Домашних животных (кроме собак и индеек) ацтеки не имели. Сами себя ацтеки называли «мешики» . Название «ацтек» происходит от названия далёкой прародины – острова Астлан («место, где живут цапли»). Другое название ацтеков – «теночки» происходит от имени легендарного вождя Теноча (в его честь и названа столица империи ацтеков - Теночтитлан ).
Слайд 5
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан , выстроенная на острове среди озера Тескоко , имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – усечённые 4х-гранные каменные пирамиды , строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев , полихромная керамика , мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана и ювелирные изделия .
Слайд 6
ПИРАМИДЫ Пирамиды Центральной Америки - это гигантские ступенчатые подножия для храмов, возвышавшихся на их плоской вершине. Лишь в редких случаях в толще пирамиды хоронили вождей племени или верховных жрецов. Ацтеки переняли строительство пирамид от предыдущих жителей долины Мехико, в частности, тольтеков. Ацтеки пришли в город, который 700 лет назад до них покинули таинственные тольтеки. Время не пощадило город, его храмы и дворцы покрылись землёй и растительностью. Но всё же, великие пирамиды тольтеков настолько потрясли воображение ацтеков, что они отказывались верить, что их построили простые люди. Ацтеки назвали город – Теотиуакан , что в переводе означает «Город Богов» или «Место, где родились Боги». Тольтекам, - говорится в ацтекских сказаниях, - обязаны все другие мексиканские племена достижениями культуры и искусства. Они обучили их возделывать сельскохозяйственные растения, строить прочные каменные здания, изготовлять ткани, высекать статуи и рельефы. И само слово «тольтек» на ацтекском языке значит: «строитель», «архитектор». Пирамида Солнца в Теотиуакане
Слайд 7
АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Теночтитлан был основан около 1325 г. на острове посреди солёного озера Тескоко. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. Теночтитлан делился на четыре квартала. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной. Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.
Слайд 8
АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Ацтеки верили во многих богов и богинь. Боги-создатели мира - это непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы , где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами , посвященными богу войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями. Слева: статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца. Справа: ритуальная игра в мяч (реконструкция)
Слайд 9
АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Главный храм Теночтитлана (реконструкция)
Слайд 10
СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Ацтекский скульптор мог иметь дело с различными материалами , начиная от изумруда размером с горошину и кончая огромными глыбами, такими большими, как огромный каменный календарь, весящий 24 тонны. У скульптора были самые простые инструменты : каменные резцы, шила и свёрла. Наряду с тяжеловесными, грандиозными культовыми статуями из грубого камня, внушающими благоговейный трепет и страх были очень выразительные скульптурные произведения: кролик из белого кварца, прозрачный, чистый и очень красивый; маска из чёрного обсидиана (вулканического стекла); фигура склонившейся женщины, перемалывающей зерно. Скульптуры делались так, что их можно было осматривать со всех сторон.
Слайд 11
СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Ваятелям не хватало полного понимания пропорциональности форм в изображаемых телах. Скульптура была тесно связана с архитектурой. Скульптура была не внешним элементом, а её фундаментальной составляющей. Были созданы скульптурные фризы из камня, огромные кариатиды, колонны. Искусство ацтеков было содержательным, функциональным и принадлежало религии. В жизни ацтеков не было искусства ради искусства. Искусство имело свое назначение, оно было священным. Религия была жизнью, а жизнь была религией.
Слайд 12
СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гипсовая маска из Теночтитлана Фигурки богини Коатликуэ Коатликуэ – богиня земли и смерти. Её змеиная голова, ожерелье из человеческих сердец и кистей рук, пальцы с когтями, её юбка, состоящая из массы извивающихся змей внушают зрителю благоговейный трепет. Вокруг ацтеков было много смертей, и они передали ощущение страха не только грубым монументальным статуям, но и фигуркам, маскам.
Слайд 13
СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Тескатлипока ("курящееся зеркало«) - бог ночи, севера и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений и жрецов, наказывающий преступников, повелитель звёзд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения, искуситель людей. Один из трёх главных богов, соперник Кецалькоатля. Носит с собой магическое зеркало, которое кадит дымом и убивает врагов; ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.
Слайд 14
СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Каменная статуя бога плодородия Шипе-Тотека , одетого в человеческую кожу. Тело бога окрашено в красный цвет. Вид спереди показывает разрез в груди жертвы (потом аккуратно зашитый), через который доставалось сердце. Лицо бога видно в раскрытом ротовом отверстии маски. Вид сзади показывает, как кожа завязывалась на спине статуи.
Слайд 15
СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гигантская 8-метровая скульптура бога дождя Тлалока. Национальный музей антропологии. Мехико. «Голова мёртвого». Базальт. Национальный музей антропологии. Мехико
Слайд 16
КАМЕНЬ СОЛНЦА Камень Солнца ("Ацтекский календарь«) - памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Ацтекский календарь имел черты, сходные с календарём майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл – солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.
Слайд 17
СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ «Сидящий койот». Базальт. Собрание К. Ставенхагена. Кузнечик. Собака. Глиняный свисток. Гремучая змея. Орёл.
Слайд 18
СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Лежащий ягуар.
Слайд 19
ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды – из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики. Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом. Гранильщики создавали и крупные вещи (например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана). Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. Жертвенный нож из дерева, мозаики и обсидиана. Маска Тескатлипока.
Слайд 20
ХРУСТАЛЬНЫЕ ЧЕРЕПА «АЦТЕКОВ» Горный хрусталь – очень твёрдый минерал, и его нелегко обрабатывать, но ацтеки умели изготавливать из него художественные изделия. В 1897-м Британский музей приобрёл череп, позже ставший известным как «Британский хрустальный череп». Два раза - в 1996 и 2004 годах - Британский музей совместно с учёными из университетов Кардиффа и Кингстона проводили масштабные исследования «мистического артефакта» с использованием электронного микроскопа и рентгеновской спектроскопии. Вывод был неутешительным: череп точили с помощью ювелирных инструментов конца XIX века. А его поверхность обрабатывали вращающимся кругом с алмазной и корундовой крошкой. Тонкие детали прорисовывали высокооборотной дрелью. Череп по-прежнему можно обнаружить в Британском музее. Но табличка под ним другая. На ней написано: «Конец XIX века н. э. Первоначально считалось, что он ацтекского происхождения, но новейшие исследования доказали, что он сделан в Европе».
Слайд 21
АЦТЕКСКИЕ МАСКИ Ритуальная маска из бирюзы (1400-1521гг). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея. Ритуальная мозаичная маска Кецалькоатля. Мехико (15-16 вв. н.э.). Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо. Коллекция Британского музея. Погребальные маски
Слайд 22
ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. Использовали ковку, чеканку, тиснение, покрытие золотыми пластинами, золочение, создание золотой оболочки. Золотые серьги (вверху) и кольцо (снизу).
Слайд 23
ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Головной убор правителя Монтесумы. Венский этнографический музей. Справа: священная птица кетцаль. Длина перьев на хвосте достигает более 60 см., а в полёте птица напоминает извивающуюся змею.
Слайд 24
ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Мастера, работавшие с перьями, образовывали замкнутую общину в одном из кварталов Теночтитлана. Они украшали перьями щиты, создавали из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов. Жёсткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из нескольких слоёв маленьких пёрышек, посаженных на клей (использовался трафарет для рисунка). При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани. Использовались перья разных птиц : кетцаля (кетсаля, зелёные перья), орла, розовой цапли (алые), попугая (жёлтые), яркие перья котинги (синие) и колибри (бирюзовые). Слева: ритуальный щит, украшенный изображением животного. Перья птиц. Глаза, когти, зубы и контур животного сделаны из тонких золотых полосок. Венский этнографический музей.
Слайд 25
ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Щит воина. Национальный музей антропологии. Мехико. В производстве накидок и головных уборов перья не приклеивались, а по одному привязывались или пришивались с изнанки. Популярны были перьевые изображения животных . Остов крупных вырезали из дерева. Меньшие создания – такие, как ящерицы и бабочки, – имели «скелеты», вырезанные из стеблей маиса или полосок бумаги; поверх них – пастой, состоящей из измельчённых сухих стеблей маиса, смешанных с клеем, – моделировалось тело. Поверхность выравнивалась шлифовальным приспособлением из вулканического камня, а затем покрывалась тканью, на которой рисовалось изображение, которое затем выполнялось из перьев.
Слайд 26
СТЕННАЯ РОСПИСЬ Стены храмов и светских зданий были украшены фресками и барельефами. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали во время конкисты. В Тисатлане сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле. Процессия воинов. Повреждённая роспись в храме в Малиналько. Воин в шкуре ягуара. Роспись в храме в Малиналько.
Слайд 27
КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную. Каждая семья имела большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и горшок, в котором на ночь замачивался маис. Кукурузные лепёшки готовились над огнём на комале , круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью (нижняя её сторона была шероховатой, чтобы жар распределялся равномерно). Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца . Тарелка. Керамика ацтеков .
Слайд 28
Помимо основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитка из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтекская керамика.
Слайд 29
КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Каждая книга ацтеков, или кодекс , состоит из полосы длиной около 12 метров и высотой около 20 сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современная карта. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимся рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками , а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница обычно читалась сверху вниз и слева направо. Ацтекский кодекс XVI века. Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI век.
Слайд 30
КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Ацтекская бумага изготавливалась из внутреннего слоя коры различных видов фигового дерева. Кора вымачивалась в реке или в известковой ванне, волокна отделялись от древесной массы, затем их клали на гладкую поверхность и колотили каменным орудием с рифленой поверхностью. Добавлялось вяжущее средство (скорее всего, смола), и волокна сбивались в тонкую однородную массу-страницу. После выравнивания и просушки обработанные волокна превращались в хорошо узнаваемую бумагу, но поверхность ее все еще была пористой и неровной, непригодной для рисования до тех пор, пока ее не покрывали белой известковой глазурью или краской. Лопатка для изготовления бумаги. Плоский камень заключён в рукоять из гибкой лозы. На этой поверхности писцы рисовали свои фигуры, сначала намечая контуры чёрным, затем добавляя кистью другие цвета. Основными цветами были красный, синий, зелёный и жёлтый, иногда красители смешивали с маслом, чтобы добавить рисунку глянца. Ацтеки пользовались пиктографическим письмом с элементами иероглифики.
Слайд 31
УСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА АЦТЕКОВ Ацтекская система письма была не способна запечатлеть сложные или абстрактные суждения. В силу невозможности использовать иероглифы для записи поэзии с её утончёнными мыслями и языком окрепла устная традиция – она сохранила литературу, написанную на языке науатль. Самые значительные песни и речи передавались из поколения в поколение. В одном из своих стихов Нецауалькойотль сказал так: Мои цветы никогда не увянут, моим песням не суждено быть забытыми: Я, певец, исполню их, и они разнесутся повсюду. Ацтекская литература включала в себя гимны; эпические поэмы; лирические поэмы, воспевающие красоту цветов или скорбящие о быстротечности человеческой жизни; драматические произведения и фрагменты театральных пьес; песни, передающие ацтекские легенды и исторические песни; произведения на философские темы; поэтические сообщения (о болезнях, кометах, происшествиях на охоте), а также произведения комического характера. Основными категориями прозы были исторические хроники и так называемые «Наставления старших» – пространные менторские речи, адресованные молодым людям. Поэзия была предназначена в основном для пения или декламирования под аккомпанемент.
Слайд 32
МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял вертикальный барабан , сделанный из полой колоды высотой около метра. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. Деревянный вертикальный барабан с резным рельефом. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, мелодическую линию вели флейты.
Слайд 33
МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли. Музыка не записывалась, поэтому ни одна ацтекская мелодия до нас не дошла. У ацтеков не было чёткого разграничения между музыкальным и литературным искусством. Стихи пели или декламировали под музыкальное сопровождение. Слева: в представлении артистов участвуют музыканты, жонглёр, горбуны и карлик (Флорентийский кодекс).
Слайд 34
ИСТОЧНИКИ http://dic.academic.ru http://mesoamerica.narod.ru/civhistazt.html http://www.world-history.ru/nations_about/2152.html http://www.dnbarena.ru/showthread.php?t=28785&page=33 http://gendocs.ru http://www.tourblogger.ru/blog/teotiuakan-%E2%80%93-gorod-gde-lyudi-stanovyatsya-bogami.html http://karenswhimsy.com/aztec-art.shtm http://www.websib.ru/fio/works/081/group3/acteki.htm http://www.verman-art.ru/skulptura-atekov.html http://www.magnit-tour.ru/load/acteki_majja_inki_ch_1/skulptura/153-1-0-3514 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000132/st007.shtml http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/1002752/Brey_Uorvik_-_Acteki._Byt_religiya_kultura.html http://www.latinamericanstudies.org/aztecs.htm http://www.khutorskoy.ru/travel/mexico/muzeum/index.htm http://lib2.podelise.ru/docs/127/index-37592.html http://www.liveinternet.ru/users/laiminka/post160577020/ http://www.ta1.ru/home/symboleder/azteken/ http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=613019
Зимовье зверей
Волшебные звуки ноктюрна
Хризантема и Луковица
Мальчик и колокольчики ландышей
Лупленый бочок