В октябре 2010 года в стране проводилась перепись населения, в которой участвовало большинство жителей Российской Федерации.
В связи с этим было решено исследовать данную проблему на примере родной школы.
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим и социальным проблемам в России на примере школьной переписи.
Гипотеза: Демографические процессы, происходящие в России, зеркально отражаются на демографической ситуации в нашей школе.
Цель исследования: составить социально-демографический портрет Краснопресненской СОШ им. В.П.Дмитриева и сравнить его с общероссийской демографической ситуацией.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_perepis_naseleniya.docx | 269.49 КБ |
shkolnaya_perepis_-_2012.pptx | 2.81 МБ |
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
«Краснопресненская средняя общеобразовательная школа
имени ВП. Дмитриева»
экспериментально-исследовательская работа
ТЕМА:
«ШКОЛЬНАЯ ПЕРЕПИСЬ - 2012»
Выполнили:
учащиеся 9 класса
Джамалов Максим
Максимов Денис
Руководитель:
учитель географии
Осипова Оксана Александровна
Тверь, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РФ
1.1 Итоги Всероссийской переписи населения - 2010
1.2 Итоги Всероссийской переписи населения в Тверской области
1.3 Демографическая политика в РФ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ СОШ
В октябре 2010 года в стране проводилась перепись населения, в которой участвовало большинство жителей Российской Федерации.
В связи с этим мы решили исследовать данную проблему на примере родной школы.
Нам захотелось узнать:
Опрос мы провели среди учащихся 1-11 классов в декабре 2011 года. Всего приняли участие в опросе 97 учеников, среди них 44 девочки и 53 мальчика. Проводился опрос с использованием переписных листов. (Приложение №1)
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим и социальным проблемам в России на примере школьной переписи.
Гипотеза
Демографические процессы, происходящие в России, зеркально отражаются на демографической ситуации в нашей школе.
Цель нашего исследования: составить социально-демографический портрет Краснопресненской СОШ им. В.П.Дмитриева и сравнить его с общероссийской демографической ситуацией.
В процессе достижения поставленной цели исследования мы решаем следующие задачи:
В настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они. В своей работе мы затронули не только демографические проблемы нашей школы, но и социальные, так как именно они зачастую являются главными.
Объект исследования: учащиеся школы.
Методы:
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РФ
1.1 Итоги Всероссийской переписи населения - 2010[1]
Всероссийская перепись населения 2010 года — мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации.
По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011, население России составило 142 905 200 человек. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента).
За время, прошедшее с переписи 2002 года, Россия перешла по численности населения с 7 на 9 место в мире. Подведение окончательных итогов переписи запланировано в четвёртом квартале 2013 года.
В России 2010 г. – 66,2 млн. мужчин и 76,7 млн. женщин (46,3% и 53,7%).
Для сравнения[2]: 2002 г. – мужчины составляли 46,9%, женщины – 53,1%.
Это говорит о том, что тенденция на увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в России продолжает иметь место.
Урбанизация[3] практически не изменилась. Городское население России составляет 73,7 % от общей численности населения (в 2002 году – 73,3%).
В 1900 г. городское население России составляло 15%.
Итоги по семейному, национальному, возрастном составу и естественному приросту населения ещё не подведены.
Совершенно очевидно: демографический вопрос – острейший вопрос для России. Его решение может быть связано только с экономическим ростом и выходом России на создание настоящего социального государства. Как только мужчины смогут не только прокормить, но и дать достойный уровень жизни своей семье; как только государство будет платить настоящие деньги молодым мамам; как только семейные приоритеты будут рассматриваться, как наиважнейшие, только тогда повысится рождаемость. Но ведь у нас и смертность – огромная. А тут – прямая связь со стоимостью лекарств, размером пенсий, стоимостью коммунальных услуг... Словом, это такой клубок проблем, что ради их разрешения надо работать годы и годы.
Убыль населения России[4] можно посмотреть по следующим цифрам:
Каждый год мы теряем практически 500 тыс. человек населения. А в других странах оно растёт.
У нас экономически активного населения – около 70 млн., а из них 6-9 млн. безработных. А кто будет создавать ВВП, из чего будет формироваться пенсионный и другие фонды?
1.2 Итоги Всероссийской переписи населения в Тверской области[5]
В настоящее время в Тверском регионе демографическая ситуация продолжает оставаться очень сложной. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, которые подвел территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, в нашем регионе проживает 1353,5 тысячи человек. По сравнению с 2002 годом численность населения сократилась на 118 тысяч человек.
В области, как и прежде, наблюдается преобладание женского населения над мужским: 54,8% женщин и 45,2 % мужчин – это 741,9 тысячи представительниц прекрасной половины человечества и 611,6 тысячи сильного пола соответственно. Однако на селе доля мужчин несколько выше – на 1000 женщин приходится уже 893 мужчины, тогда как в городе на 1000 женщин приходится 824 мужчины. По сравнению с переписью 2002 года этот показатель незначительно, но увеличился.
В области продолжаются процессы урбанизации. Доля городского населения составляет 74,7 % от всех живущих в области (более миллиона человек). По сравнению с 2002 годом эта цифра возросла на 1,6 процента. В сельской местности проживает чуть менее 342 тысяч человек. За последние 8 лет городское население сократилось на 64 тысячи человек, сельское на 54 тысячи.
1.3 Демографическая политика в РФ[6]
Совершенно очевидно: демографический вопрос – острейший вопрос для России. В России сокращается численность населения, идёт сокращение людей трудоспособного возраста, а, по мнению специалистов, в последнее время всё больше определяющее значение имеет «человеческий фактор». Без решения демографической проблемы не добиться успехов в экономике общем подъёме России. Государство проводит демографическую политику.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении
Изменение численности, состава и качества населения возможно путём воздействия на механическое движение и естественное движение населения. Механический прирост уменьшается. В России предпринимаются меры, чтобы привлечь мигрантов. С 1 января 2007 г вступил в силу закон о правовом положении иностранных граждан. Достаточно заполнить специальный бланк, приложить чек с оплаченной госпошлиной и отправить на адрес ФМС
Для людей переехать в Россию на постоянное место жительства упрощенно оформление документов и будет выдаваться единовременное пособие на обустройство. Гораздо сложнее решить вопрос естественного движения внутри самой России.
РФ страна I типа воспроизводства. Как и для большинства стран этого типа для неё характерна низкая рождаемость, высокая смертность, низкий естественный прирост. Причин такой ситуации много: позднее вступление в брак, много людей преклонного возраста, много не вступивших в брак, много люде не имеет детей семейные устои, материальное положение общественное положение 8 и т.д.
Если сравнить РФ с другой страной[7] I типа воспроизводства, в России демографические показатели гораздо хуже. Поэтому одна из главных проблем современной России – демографическая.
Одна из вызывающих особую озабоченность проблем – высокая смертность населения. В 2005 году коэффициент смертности составил 16,1 умершего на 1000 населения, по сравнению с 2004 годом умерших увеличилось на 7,7 тыс. человек. Более 30% умерших составляли граждане в трудоспособном возрасте.
Несмотря на некоторое снижение числа умерших от случайных отравлений алкоголем, самоубийств, убийств, транспортных и иных травм, смертность граждан в трудоспособном возрасте по этим причинам остаётся достаточно высокой – 34%.
В 2005 году смертность от случайных отравлений алкоголем составила 35,9 тыс. человек, из которых больше половины – лица в трудоспособном возрасте.
В результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают около 40 тыс. человек, более четверти погибших в авариях составили люди в наиболее трудоспособном возрасте.
Влияние миграционных процессов на формирование численности населения Российской Федерации постоянно уменьшается. Показатель миграционного прироста в 2005 году составил 107,4 тыс. человек.
Но есть и позитивные явления. Начиная с 2000 года, в динамике показателей рождаемости наметились некоторые положительные тенденции. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) за пять лет повысился с 9,0 до 10,2 или на 13%. В 2005 году Российской Федерации родилось 1,46 млн. детей (10,2 на 1000 населения), что на 245,4 тыс. детей (на 20%) больше, чем в 1999 году.
Позитивным явлением в показателях смертности населения является снижение материнской и младенческой смертности. В 2004 году материнская смерть составила 23,4 на 100 000 родившихся живыми. Младенческая смертность снизилась с 13,3 на 1000 родившихся живыми в 2002 году до 11,0 на 1000 родившихся живыми в 2005 году. Вместе с тем указанные показатели существенно выше, чем в развитых странах.
Состояние здоровья населения в значительной мере характеризуется показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась до 65,27 года (в 2002 г. – 64,95 года, в 2003 г. – 64,85)
Для решения задач в РФ реализуется Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства от 24.09.2001 №1270-р. Концепцией определены цели, принципы и приоритеты демографического развития.
В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» организовало введение «родового сертификата» в деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. С 1 января 2007 года вводится материнский сертификат в размере 250 тыс. рублей на второго и последующего ребёнка.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ СОШ
Для того чтобы проследить изменение численного состава обучающихся школы, мы провели анализ ежегодных статистических отчетов. Нам было интересно выяснить, как менялась динамика численности нашей школы за последние 10 лет, каким было соотношение мальчиков и девочек, первоклассников и выпускников.
Анализ цифровых данных таблицы и столбчатая диаграмма позволяют сделать вывод о колебательном изменении численности обучающихся в МОУ «Краснопресненской СОШ им. В.П.Дмитриева» с 2002 по 2012 года. На диаграмме хорошо видны волны изменения численности учащихся: 2002 – 2005, 2006 – 2008 года – снижение числа учеников. Небольшие демографические всплески произошли в 2005 – 2006, 2008 –2009 годах.
Выводы на данном этапе нашей работы не утешительные, но не безнадежные. Численность учеников нашей школы за последние 10 лет сократилась на 80 человек, что составляет 55%. Но в последние годы произошла некоторая стабилизация численного состава и намечается демографическое увеличение численности населения школы. Этот прогноз мы делаем на основе данных о будущих первоклассниках.
В целом данная диаграмма подтверждает общероссийскую тенденцию на сокращение рождаемости, а как результат и численности населения, как страны, так и нашей школы.
Численность школьников сокращается и за счёт большого оттока девятиклассников.
Данная диаграмма наглядно показывает, что больше половины всех выпускников 9 класса уходит из школы. Мы выявили несколько основных причин, почему это происходит.
Данная диаграмма подтверждает общероссийские показатели полового соотношения мальчиков и девочек, где на 100 девочек рождается 105 мальчиков. В нашей школе общее количество мальчиков в исследованный нами период всегда превышало общее количество девочек. Наибольший разрыв был в 2009-2010 уч. году, а наименьший – 2010-2011 уч. года. Вполне возможно эта тенденция продолжится и в будущем, т.к. по статистике за прошедший 2011 год в родильных домах Тверской области среди новорожденных опять лидируют мальчишки: их родилось на 518 больше, чем девочек[8].
По данным Росстата[9], число семей только с одним родителем на данный момент составляет 30 %. Данная диаграмма показывает, что пусть хоть и на немного, но ситуация у нас в школе лучше, чем во всей стране.
Из данной диаграммы видно, что у нас преобладают семьи с двумя детьми (39%), что говорит о простом воспроизводстве населения. Количество семей с одним ребенком и многодетных примерно одинаковое (31% / 30%).
Так как мы живём в Центральной России, то вполне естественно, что более 80% учащихся являются русскими. Азербайджанцев, узбеков, татар у нас в школе 9 человек, что составляет 14% от всех учеников. Большинство из них не являются коренными жителями ст.Кулицкая, а приехали из других стран бывшего СССР.
Больше половины всех учеников нашей школы родились на станции Кулицкая. А довольно большой процент (41%) не коренных жителей связан в первую очередь с тем, что в нашей школе учатся ребята из близлежащих деревень Мухино и Первомайские Горки. Кроме этого наш поселок расположен на железнодорожной станции, в близкой доступности от областного центра, а это способствует большому миграционному потоку.
Это сказывается и на динамике изменения численности учеников в течение года. Кроме выпускников и первоклассников (естественного движения), ежегодно в школе происходит и механическое движение приезжающих и уезжающих учеников.
Данная диаграмма показывает, что все-таки выбывающих учеников больше, чем прибывающих. Исключение составляет текущий год. Это тоже объяснимо. Некоторые родители переводят своих детей учиться в городские школы, считая, что там образование лучше, чем у нас (с чем мы можем поспорить). Другие вынуждены из-за материальных проблем переводиться на вечернее обучение и помогать родителям.
А общий естественный прирост, который мы определили, узнав разницу между выбывшими и поступившими, отражается на данной диаграмме. Из неё видно, что самый низкий уровень естественного прироста (–6) наблюдался в 2007-2008 уч.году.
Нам стало интересно, где отдыхают ученики нашей школы. Из диаграммы видно, что 40% ребят лето проводят в своем родном поселке. Скорее всего, это связано с недостаточным благополучным материальным положением и пассивностью нашего общества. На втором месте – отдых на природе. Это тоже предсказуемо, так как станция Кулицкая расположена в сельской местности рядом с речкой.
Мы проанализировали результаты качества обучения учеников МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П. Дмитриева» за последние 10 лет и выяснили, что количество ребят успевающих на «4» и «5» в среднем равняется 31.5%, а неуспевающих – 5.6%, что не может нас не огорчать.
На вопрос «Любите ли вы ходить в школу?» 56% ребят ответили что любят.
На уточняющий вопрос «Почему?» мы получили следующие ответы:
Настораживает, что 38% ребят в школу ходят без желания. На наш вопрос «Почему?» мы получили следующие ответы…
Основными любимыми предметами наших учеников являются физкультура(23%), математика(15%), география(10%) и русский язык(9%). Математика нравится в основном ученикам начальной школы, а в старшем звене с большим отрывом лидирует физкультура.
Результаты опроса любимых увлечений учеников нашей школы показали, что любимое занятие это увлечённость компьютером. Конечно, такая ситуация это следствие всеобщей компьютеризации и информатизации. Без компьютеров сегодня нельзя представить будущего. Но очень жалко, что старая добрая книга перестала быть актуальной. Чтение как любимое занятие было отмечено только у 2% учеников, а это всего 2 человека. Большинство наших ребят открывают книгу все реже и реже.
Небольшая часть школьников, следуя зову сердца и творческому порыву, хотят стать врачами, полицейскими, водителями и парикмахерами. Присутствуют и экзотические для нашей местности варианты: спортсмен, президент, писатель, дизайнер, археолог. Очень будет здорово, если все их желания осуществятся. 5% учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии.
Сравнив диаграммы своей предполагаемой профессии и профессий родителей, мы увидели, что они имеют мало пересечений (исключение – водитель, в двух диаграммах почти по 10%), что говорит нежелании большинства детей следовать стопами своих родителей, а выбрать свою дорогу.
Большинство ребят нашей школы считают приемлемой для себя зарплату от 20 до 50тысяч рублей. Данные рамки укладываются в границы средней заработной платы по Тверской области. По их мнению, именно эта сумма позволяет чувствовать себя финансово независимыми и материально обеспеченными. Очень странным может показаться 16% результат 1 варианта. Но проанализировав анкеты, мы увидели, что эти данные получены в начальной школе. Малыши еще не до конца осознают величину денежных единиц и их материальное выражение.
Данная исследовательская работа помогла увидеть демографические проблемы в нашей школе, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в Тверской области, стране, по-другому посмотреть на роль семьи, отражающей демографические проблемы в стране.
В процессе работы над данным материалом мы поняли и доказали фактически, что в нашей школе, как и в России в целом наблюдается устойчивая депопуляция населения. Мы приобрели новые знания в реальной жизненной обстановке.
Данный вид работы для нас совершенно новый и поэтому интересный. Нам было любопытно проанализировать полученные результаты нашей практической деятельности. Мы научились составлять анкеты, проводить социологические опросы, обрабатывать и систематизировать собранную информацию, оформлять её в виде гистограмм, графиков и диаграмм.
На основе полученных материалов о качественном и количественном составе нашей школы с 2002 по 2012 года, мы смогли сделать следующие выводы:
Наше поколение с надеждой смотрит в будущее и уверено, что несмотря на существующие проблемы, нашей школе вымирание не грозит.
Анкета «Школьная перепись населения»
Мать - __________________________________________________________.
Отец - __________________________________________________________.
[1] Интернет-ресурсы: http:// www. perepis-2010.ru› Вопросы и ответы›Итоги переписи
[2] Интернет-ресурсы: http:// www. perepis2002.ru
[3] Алексеев А.И., География России: учебник для 8-ого класса., 2005г
[4] Интернет-ресурсы: http://publication.dvorec.ru/page
[5] Интернет-ресурсы: http:// www. ru.wikipedia.org›wiki/Тверская_область
[6] Интернет-ресурсы: http:// www. CoolReferat.com›Демографическая_политика
[7] Интернет- ресурсы: http://www.newsru.com/
[8] Интернет-ресурсы: http:// www. tver.kp.ru
[9] Интернет-ресурсы: http:// www. rg.ru
Слайд 1
Тема: «Школьная перепись – 2012» МОУ «Краснопресненская СОШ им. В.П.Дмитриева» Выполнили: учащиеся 9 класса Джамалов Максим Максимов Денис Руководитель: учитель географии Осипова Оксана АлександровнаСлайд 5
1 млн. 350 тысяч ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Слайд 9
>
Слайд 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Пятёрки
Волшебная фортепианная музыка
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем пшеничное поле гуашью