Учебная встреча по литературе. 11 класс.
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_tvorchestvo_m_sholohova.doc | 43 КБ |
Жизнь и творчество М.А. Шолохова
Учебная встреча
по литературе,
подготовленная
ученицей 11 класса «А»
МБОУ СОШ № 14
ст. Ярославской
Мостовского района
Гончаровой Натальей.
1. Шолохов… Михаил Шолохов… «Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области, - сообщал о себе М.А. Шолохов в автобиографии. Там же, в станице Вешенская, в 1984 году оборвалась жизнь писателя.
Между этими двумя датами – большая жизнь, полная событий величественными и трагическими. Мы вернемся к тому времени, когда Шолохов стал писать первую часть романа, видя перед глазами тех на первый взгляд обыкновенных людей, хуторян и станичников, среди которых прошли его детство и юность.
Сейчас мы знаем почти наизусть всю сложнейшую жизнь и любовь Аксиньи Астаховой и Григория Мелехова. Нет, не из кинофильмов, а из самого романа. Стоят они, как бы физически ощутимые, перед нами, эти характеры, эти образы. Которых не хочется, и называть героями, - настолько они жизненны и, кажется, обыкновенны, созданные духовным талантом писателя. Теперь уже просто кощунство пересказывать содержание «Тихого Дона», просто хочется негромко и просветленно читать, нет, не стихи, а эту удивительную прозу: «С юга двое суток дул теплый ветер. Сошел последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные луга и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в неприглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремленные ввысь вершины пирамидных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.
Туманным утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и долго стояла опьянённая бражной сладостью свежего весеннего воздуха. Преодолевая тошноту и головокружение, она дошла до колодца в саду, поставила ведро, присела на колодезный сруб. Иным, чудесно обновленным и обольстительным предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по – детски перебирала складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».
Это жизнь… Это сила жизни, преодоление страданий. После всех тягот и мучений, казалось, уже соединятся трагические судьбы Аксиньи и Григория. Но этому не было суждено осуществиться…
«Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Сознание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал её в холодные и соленые от крови губы, бережно опустил и встал. Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И ещё раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Теперь ему не зачем было торопиться. Все было покончено».
Много лет назад в одной из статей назвали Михаила Шолохова жестоким писателем. Не в осуждение, а по сокровенной сути его творчества. Один из критиков оспорил это утверждение, сказав, что Шолохов не жестокий, а правдивый писатель. Что же, ни тогда, ни сейчас не хочется спорить с тем критиком. Но сама жизнь, её этапы: гражданская война, коллективизация, Отечественная война – какие это безмерно жестокие главы нашей Родины, о которых с безжалостным драматизмом писал Михаил Шолохов! Помнится, однажды спросили Михаила Александровича:
Шолохов не дал закончить фразу. Мягко сказал он:
Таков был, есть и всегда будет Михаил Шолохов.
1. Назовите годы жизни М. Шолохова.
2. Где прошли детские годы Шолохова?
3. Кто первый обучал Шолохова грамоте?
4. Во сколько лет Миша Шолохов стал делопроизводителем станичного ревкома в ст. Каргинской?
5. С какой целью и когда М. Шолохов едет в Москву?
6. Какое первое произведение было напечатано осенью 1923 г. в газете «Юношеская правда»?
7. На каких трёх периодах жизни страны сосредоточил своё внимание М. Шолохов?
8. По мотивам, каких произведений Шолохова созданы кинофильмы?
1. За Доном бело вспыхивали з..рницы и суровые безрадостные глаза Размётного см..трели уже не вниз не на обвалившийся край родной могилки, а туда где за невидимой кромкой горизонта алым полымем оз..рялось сразу полнеба и будя к жизни засыпающую природу величавая и буйная как в жаркую пору шла последняя в этом году гр..за.
2. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что я написал и напишу отдать поклон этому народу – труженику народу – строителю народу – герою который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им отст..ять свою св..боду и честь.
1. «Возле стола, подкручивая фитиль лампы, лицом к Давыдову стоял высокий прямоплечий человек. На защитной рубахе его червенел орден Красного Знамени.»
2. «Из соседней комнаты вышел плотный казачок в козьей серой папахе, сбитой на затылок, в куртке из шинельного сукна и казачьих с лампасами шароварах.»
3. «Было в этом лице что – то страшно близкое, располагающее: то ли открытые серые в крапинках глаза, то ли упрямо выдвинутый подбородок, еще не утративший юношеской округлости.»
4. «Так наивна и непосредственна была она в своём чувстве, так в детской простоте своей не умела и не могла его скрыть, что всего этого не заметил бы разве только слепой.
1. «Привилось у нас в партийном быту, на мой взгляд, неумные действия и соответствующие им выражения: «снять стружку», «причистить с песочком», «продрать наждачкой» и т.д… Как будто речь идёт не о человеке, а о каком – то ржавом куске железа… А ведь человек – тонкая штука и с ним надо ох, как аккуратно обходиться».
2. «Легче вам, птахи, жить будет, да и сейчас легче живется, а иначе за что же я воевал? Уж, не за то ли, чтобы и вы хлебали горе лаптем, как мне в детстве привелось?»
3. «В голосах тоже надо разобраться с политической точки зрения. Вот был, к примеру, сказать, у нас в дивизии бас – на всю армию бас! Оказался стервой: переметнулся к врагам. Что же ты думаешь, он и теперь для нас бас! Чёрта лысого! Теперь он для меня фистуля продажная а не бас!».
4. «У тебя же от всего колхоза вожжи в руках, тебе народ доверил всем хозяйством нашего колхоза править»?
5. Вот мы и просим нашу гремяческую ячейку принять нас в нашу большевицкую партию. Долго мы по ночам прикидывали и так и этак, разные прения между собой устраивали, но порешили единогласно – вступать!»
6. «Поначалу жизнь была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Кивкидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестрёнкой дома померли от голода. Остался один. Родни – хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатёнку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошёл на завод, выучился на слесаря.
1.«Как ты, батюшка, славный тихий Дон, ты кормилец наш…»
если Дон – не только название, но и имя, то каким должно быть отчество? Каково образное значение Дона в романе?
2. Сопоставите несколько портретных характеристик одного героя романа (например, Григория Мелехова, Аксиньи или Натальи). По какому принципу выстраивается портретная характеристика персонажей в романе? Решению, какой художественной задачи она подчинена?
3. Каковы значение и художественные функции пейзажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»? С чьей точки зрения подаётся пейзаж в романе, в каких эпизодах возрастает его эмоциональная нагрузка, как пейзаж связан с ключевыми моментами биографии героев?
4. «Переведите» на литературный язык следующие цитаты из романа:
а) «Откинувшись назад, несёт мать в завеске на затоп кизяки…»
б) «Ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».
в) «Ну да ты знаешь! Не из суцких, небось! Сам быкам хвосты крутил…»
Обоснуйте значение диалектизмов в языковой ткани романа.
5. В каком чине вышел в отставку Пантелей Мелехов? В каком эпизоде романа его воинское звание становится важным смысловым компонентом?
6. Попытайтесь описать спектр значений «дом» в романе. Как вы объясните смысл финала?
VI. Художественный пересказ отрывков из романов М. Шолохова «Поднятая целина» и «Тихий Дон» (по выбору учащихся).
VII. Подведение итогов учебной встречи и награждение победителей.
Одеяльце
Как нарисовать китайскую розу
Лупленый бочок
Самый главный и трудный вопрос
Композитор Алексей Рыбников