Тип проекта по назначению - практико-значимый, т.к. предполагается активное распространение и использование приложения данного проекта - буклета «Я развиваю лексикон».
Тип проекта по содержанию – лингвистический (работа с лексикой).
Тип проекта по интеграции - надпредметный (на основе сведений, выходящих за рамки школьной программы).
Тип проекта по преобладающему способу деятельности - исследовательский.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_razvivat_leksikon_-_interesno.docx | 43.16 КБ |
proekt_-_razvivat_leksikon_-_interesno.pptx | 1.54 МБ |
МБОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Зарайского района Московской области
Автор: Сорокин Михаил
Класс: 5
Руководитель:
Лепаева Марина Владимировна
Должность: учитель
русского языка и литературы
2013 год
Аннотация
Тип проекта по назначению - практико-значимый, т.к. предполагается активное распространение и использование приложения данного проекта - буклета «Я развиваю лексикон».
Тип проекта по содержанию – лингвистический (работа с лексикой).
Тип проекта по интеграции - надпредметный (на основе сведений, выходящих за рамки школьной программы).
Тип проекта по преобладающему способу деятельности - исследовательский.
Содержание
Стр.
Введение …………………………………………………………….4-5 1. Что такое «лексикон»………..…………………………………… 6
2. Способы и методы пополнения личного словарного запаса………………………………………………………….……… 7
2.1. Регулярное чтение книг………………………………………..7
2.2. Общение…………………………………………………………..8
2.3. Работа со словарями……………………………………………..9
2.4. Изучение иностранных слов…………………………………….9
3. Практикум………..……………......................................................10
Заключение………..………………………………………………… 14
Список литературы………………….….……………………………15
Приложение (Буклет «Я развиваю лексикон»).……………………16
Введение
Мы постоянно получаем новую информацию: на уроках, их книг, из Интернета, из радио- и телепередач. В этом информационном потоке встречаются новые слова, которые мне тоже хотелось бы включить в свой словарь, ведь богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека, о его культуре, образованности. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность, поэтому я начал работу по исследованию неизвестных слов, не входящих в активный словарь пятиклассника.
Объектом исследования стала художественная литература, статьи учебников для учащихся 5 класса, а также устная речь педагогов МБОУ Октябрьской СОШ и взрослых родственников.
Предметом исследования стали слова, значение которых было не известно.
Цели работы:
Достижение поставленной цели шло через решение следующих задач:
Материал исследования составили 31 словоупотребление, значение которых мне было ранее не известно. Материал собирался в течение трёх месяцев.
Работа осуществлялась по следующим этапам:
Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результат, а именно буклет «Я развиваю лексикон», может быть использован моими одноклассниками и другими учащимися школы для обогащения своего активного словаря, а также учителем на уроках, посвященных теме «Лексика».
1. Что такое «лексикон»?
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Термин "лексика" восходит к греческому слову " lexikos", что означает "словесный", "словарный". Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией (гр. lexikos — словарный + logos — учение). Лексикология изучает лексическое значение слов, употребление их в прямом и переносном значении; дает оценку многозначным и однозначным словам; характеризует омонимы, синонимы, антонимы; описывает общеупотребительные слова и диалектные, профессиональные, жаргонные; архаизмы и неологизмы; объясняет приток заимствованных слов в русский язык.
Лексикон – словарный запас отдельного человека. Русский язык – самый богатый язык, но, к сожалению, в нашем активном словарном запасе лишь небольшая часть этого огромного богатства. Остальные же «сокровища» для большинства из нас пассивны. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4—5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого мало. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина включает около 7 тысяч слов. Самым большим словарём русского литературного языка является 17-томный, в котором объяснено более 120 000 слов. Это «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом учёных Института русского языка Академии наук СССР (1950—1965).
Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, а вот А. С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21000 слов.
В ходе своей работы я заметил, что наш лексикон увеличивается примерно на одно - два слова в неделю. Но в наших силах ускорить этот процесс.
2. Способы и методы пополнения личного словарного запаса
Недостаточная грамотность, речевые ошибки – всё это говорит о бедности лексикона собеседника. Для своей работы я выбрал несколько самых, на мой взгляд, эффективных методов пополнения личного словарного запаса.
2.1. Регулярное чтение книг
Большая работа и дома, и в школе проводится по обогащению нашего словарного запаса. Самый первый способ, которым мы должны для этого воспользоваться – больше читать литературы разных жанров. Чем чаще в книге мы встречаем то или иное слово, тем быстрее его запоминаем. Этому во многом способствует зрительная память. За каждым из жанров в определенной степени закрепился какой-то ряд слов, использующихся чаще всего в этой литературе. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки вашим интересам.
На уроках литературы, истории, природоведения и даже математики мы часто читаем вслух, и это замечательно! Так как при таком чтении работает не только зрительная, но и слуховая память, а также мы сами произносим, что немаловажно.
После чтения полезно будет пересказать прочитанное близко к тексту. Делать это лучше сразу, потому что в памяти ещё свежи новые слова, которые встретились в тексте. Таким образом, это будет ещё одним поводом употребить данные слова, а значит пополнить свой активный запас.
Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове – тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи.
Учите наизусть стихи и прозу, афоризмы, цитаты, пословицы и т.д. Это всегда выручит при общении с людьми и позволит показать вашу эрудированность.
2.2. Общение
Общение – это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Больше общайтесь с другими людьми, это позволит пополнить свой лексикон новыми словами, которые употребляет собеседник и даст возможность продемонстрировать только что прочитанные в книге слова. Составлением предложений вы практически закрепляете их в своем словаре, знание о слове ничто без его использования.
Если человек долгое время находится в одиночестве, избегает общения, то вскоре обнаружится, что употребляет он довольно скупые слова и выражения. При этом свои мысли он станет активнее выражать с помощью жестов.
2.3. Работа со словарями
За помощью можно обратиться к словарям синонимов, антонимов, фразеологическим – это в значительной степени обогатит ваш словарный запас.
Для своей работы я выбрал несколько основных для меня словарей. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова содержит 80000 слов, он всегда является моим первым помощником. Он полезен всем. Словарь Ожегова помогает служителям искусства и техническим специалистам, учащимся и работникам СМИ, всем тем, кому дорог русский язык. Главное, что отличает словарь Ожегова, это его актуальность и достоверность предоставляемых сведений. А, кроме того, при сравнительно небольшом объеме, этот русский толковый словарь обладает достаточно высокой информативностью. «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского расширил мой кругозор, позволил глубже проникнуть в тайны нашего языка, лучше понять значение и усвоить правильное написание слов. «Словарь синонимов русского языка» Александрова З.Е. представлен обширными синонимическими рядами: каждое слово имеет примерно 5-6 синонимов, а более распространенные слова имеют до 40 синонимичных слов. Я часто практикуюсь, заменяя слова в каком-либо тексте, близкими по значению синонимами. Иногда я находил значение некоторых слов в «Иллюстрированном толковом словаре забытых и трудных слов русского языка» Л.Я. Глинкина, где я мог посмотреть филологическое значение устаревших слов, увидеть их употребление в речи.
«Словарь заимствованных слов» также поможет при обогащении лексикона. В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка оно пришло. Заимствованные слова помогают нам в изучении иностранных языков. Если мы знаем значение заимствованного, то мы, даже не зная, его родного языка, сможем услышать его и понять в различных ситуациях.
2.4. Изучение иностранных слов
Часто в иностранных языках можно встретить такие слова и выражения, которые в русском не употребляются. Это зависит от многих факторов жизни страны, так как у каждой своя общественная жизнь, свои приоритетные направления, развитие экономики и т.д. Когда человек изучает иностранный язык, ему необходимо практиковаться, иначе многие слова можно попросту забыть.
3. Практикум
Свою работу я начал с ведения черновика, в который записывал непонятные, новые для меня слова. Затем искал их значение в различных словарях и также записывал в черновик. В итоге мой лексикон пополнился 31 словом из различных областей знаний: искусство, религия, музыка, история. Из художественных произведений стали мне теперь понятны некоторые устаревшие слова. Итогом моей работы стал буклет, в который вошли «открытые» мною слова:
№ п/п | Слово | Лексическое значение слова | Происхожде-ние слова | Родственные слова | Примеры употребления |
1. | Абстракт-ный | основанный на абстракции, отвлеченный. | abstrakct (нем.) – отвлеченный, удаленный | абстракция, абстракционизм | Абстрактное понятие. Абстрактное мышление. |
2. | Авантюра | происшествие, случай, приключение | aventure (фр.) – происходить, случаться | авантюрный, авантюризм, авантю-ристический | Авантюра с акциями не удалась. |
3. | Баритон | мужской голос, средний между тенором и басом; певец с таким голосом | baritone (фр.) – низкий голос | баритонный, баритоновый, баритональный | Звучание баритона, певец-баритон |
4. | Бдеть | то же, что бодрствовать; неусыпно следить за чем-нибудь. | от бодрый, будить, блюсти | бдительность, бдительный | Бдеющий мужик, всенощное бдение |
5. | Бередить | причинять боль прикоснове-нием к ране, болячке, ссадине; раздражать | от веред – болячка, рана | бередливый | Бередить рану, бередливый человек, бередливая рука |
6. | Благовон-ный | ароматный, душистый | "с хорошим запахом" | благовония | Кадила благовон-ный дым |
7. | Благоле-пие | величественная, торжественная красота; великолепие | «добрая красота» | благолепный, нелепый | Благолепие храма, заботился о благолепии церковной службы |
8. | Вельможа | знатный, родовитый, богатый и важный человек | вель "большой" и можа "силач, богач" | Когда вельможа говорит, чувствуешь страх | |
9. | Волхв | колдун, кудесник; служитель языческого культа, жрец | влъшьба "колдовство" | И волхвы пришли поклонить-ся Иисусу | |
10. | В унисон | совпадая в звучании; созвучно | unisono (итал.) — сложение слов unus "один" и sonus "звук, голос". | унисонное | Петь в унисон, говорить в унисон. унисонное звучание |
11. | Говеть | поститься и посещать церковные службы | от "благо-говеть, угождать" | говеющий, разговеться | Говеть перед постом |
12. | Градация | последовательный и постепенный переход от одного свойства к другому | gradation (фр.) "ступень, шаг". | градацион-ный | Цветовые градации |
13. | Диктатура | ничем не ограниченная власть | dictature (фр.) - предписывать | диктатор, диктаторский | Единовлас-тие диктатора |
14. | Егерь | охотник-профессионал | jagen (нем.) "охотиться, гнать, преследо-вать" | егерский | Придвор-ный егерь, егерский полк |
15. | Ересь | вероучение, отклоняющееся от догматов церкви; вздор, чепуха | от ересь -"секта" | еретик, еретичный | Нести ересь |
16. | Золовка | сестра мужа | от зълъва | золовкин, золовушкин | Золовкины посиделки |
17. | Интерьер | внутреннее помещение здания | intérieur (фр.)- "внутрен-ний" | интерьерный | интерьер комнаты |
18. | Интер-актив-ный | диалоговый, использующий устройства взаимодействия компьютера с человеком | intéractive | интерактив-ная игра, интерактив-ный урок | |
19/ | Контраст | резкая противо-положность | contraste (фр.) - "спор, борьба" | контрастный, контрасти-ровать | Резкий контраст, контрастные цвета |
20. | Конс-пект | краткая запись, изложение содержания чего-либо | Konspekt (нем.) - "заметить, увидеть" | конспекти-ровать, конспектный | Учитель просил выполнить конспект |
21. | Лепта | посильный вклад в какое-нибудь общее дело | от lepton (греч.) "мелкая медная монета" | Он вложил свою лепту | |
22. | Лесть | лицемерное, угодливое восхваление | . laist (готск.) -"напал на след", | лестный, льстить | Тонкая лесть, лестное предложе-ние |
23. | Палевый | бледно-желтый с розоватым оттенком | paille (фр.) - "солома" | Палевый цвет. Шелковое палевое платье. | |
24. | Протеже | лицо, которое пользуется чьей-то протекцией | protégé (фр.)-"покрывать" | протежи-ровать | Он ваш протеже |
25. | Радение | результат такого действия; забота о ком-либо или о чём-либо; старание, усердие | радеющий, радеть | Радение священника | |
26. | Рассте-гай | пирог с открытой начинкой | от слова расстегивать стегать (шить); пирожок с «незашитым» верхом | расстегайчик | Рыбный расстегай |
27. | Референт | должностное лицо, докладчик и консультант по текущим вопросам | referens (referentis) (фр.) - сообщающий | референтский | референт директора |
28. | Скряга | чрезвычайно скупой человек | от скра "камень, груда" | скряжничать. скряжник | Ужасный скряга |
29. | Типун | хрящевой нарост на кончике языка | от типать- «кусать, щипать» | Типун на язык! | |
30. | Укор | упрёк, порицание | от слова укорить | укорять, укоризна | Посмотреть с укором |
31. | Форей-тор | верховой, сидящий на одной из передних лошадей, запряженных цугом | от вале́тур, фале́тур | форейтор ский. по-форейторски | Форейтор-ское седло |
Заключение
Следует сказать, что нам повезло, ведь мы получили с рождения такое мощное, богатое средство общения, как русский язык. Язык, который для нас «оттачивали» признанные во всем мире русские гении М.В.Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.С.Тургенев и другие. Мы должны гордиться этим и максимально использовать богатство языка в описании своих мыслей, действий, окружающей жизни. Вам не хватает слов, чтобы правильно выразить свои мысли? Или перед вами встал вопрос «Как повысить словарный запас?», значит, знакомство с моим опытом работы будет вам полезно. Использование методов пополнения словарного запаса, которые я указал в работе, даст нам возможность хотя бы не казаться смешными в глазах иностранцев, знающих порой русский язык лучше нас.
Конечно, данный проект не называет все способы и приемы увеличения и развития словарного запаса, но и они вполне достаточны для появления в вашем лексиконе новых слов и обогащения словарного запаса.
Считаю, что проведенная работа была результативной, т.к. она способствовала обогащению, пополнению, расширению моего словарного запаса. А всем известно, чем богаче словарь, тем точнее и выразительнее речь. И это результат не окончательный, так как языком нужно овладевать всю жизнь. Я буду всегда работать над своей речью, ведь развивать лексикон оказалось очень интересно!
Список литературы
Лингвистические словари:
Интернет-ресурсы:
Слайд 1
«Развивать лексикон – интересно!» Практико-значимый проект Выполнил учащийся 5 класса МБОУ Октябрьской СОШ Сорокин Михаил Руководитель: учитель русского языка и литературы Лепаева М.В.Слайд 2
Цели работы: Выявить слова, значение которых не известно. Определить пути пополнения словаря. Узнать лексическое значение зафиксированных слов, т. е. получить новые знания. Ввести новые слова в свой активный словарь.
Слайд 3
Этапы выполнения работы: 1. Постановка проблемы 2. Изучение лингвистической литературы. 3. Определение компетентных источников - словарей, которые помогут выяснить значение слов. 4. Накопление материала - ведение черновых записей в форме таблицы. 5. Составление собственных примеров употребления новых слов. 6. Оформление результатов работы, обобщение, выводы. 7. Оформление и издание буклета. 8. Презентация проектной работы в школе.
Слайд 4
ЛЕКСИКОН – это словарный запас отдельного человека.
Слайд 5
Способы и методы пополнения личного словарного запаса
Слайд 6
1. Регулярное чтение книг
Слайд 7
2. Общение
Слайд 8
3. Работа со словарями
Слайд 9
4. Изучение иностранных слов
Слайд 10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Это мой черновик:
Слайд 11
А это уже результат: № п / п Слово Лексическое значение слова Происхожде-ние слова Родственные слова Примеры употребления 1. Абстрактный основанный на абстракции, отвлеченный. abstrakct (нем.) – отвлеченный, удаленный абстракция, абстракционизм Абстрактное понятие. Абстрактное мышление. 2. Авантюра происшествие, случай, приключение aventure (фр.) – происходить, случаться авантюрный, авантюризм, авантю-ристический Авантюра с акциями не удалась. 3. Баритон мужской голос, средний между тенором и басом; певец с таким голосом baritone (фр.) – низкий голос баритонный, баритоновый, баритональный Звучание баритона, певец-баритон 4. Бдеть то же, что бодрствовать; неусыпно следить за чем-нибудь. от бодрый, будить, блюсти бдительность, бдительный Бдеющий мужик, всенощное бдение и так далее…
Слайд 12
ВЫВОД: Моя работа, конечно, не закончена, так как языком нужно овладевать всю жизнь. Я буду всегда работать над своей речью, ведь развивать лексикон оказалось очень интересно!
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Два петушка
Два Мороза
Филимоновская игрушка
Разлука