Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных мужских и женских поведенческих ролей. Под влиянием социальной среды ребенок должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. 5 декабря 2013 года на базе Тарбагатайского филиала ГБОУ СПО БКТиС осуществляла работу одна из площадок Первого Форума женщин Тарбагатайского района, которая называлась «Будущее за молодежью». Именно здесь обсуждались вопросы, связанные с проблемами современной молодежи. И одним из вопросов было обсуждение гендерного воспитания подрастающего поколения. Нас очень заинтересовал этот вопрос и в результате мы решили провести исследование о том, как относится к половой идентификации современная молодежь, какие проблемы возникают в виду этого, как она оценивает равенство отношений к мужчинам и женщинам сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_npk_-_rabota.docx | 61.11 КБ |
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Методика исследования……………………………………………5
Результаты исследования………………………………………….8
Выводы, по результатам исследования…………………………14
Заключение………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………......16
Приложения…………………………………………………………17
Введение
Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных мужских и женских поведенческих ролей.
Не секрет, что у многих современных детей искажённое понимание своего поведения, как представителя пола: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают. Наблюдая, можно заметить, что многие девушки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Юноши же, наоборот, не пытаются постоять за себя, часто слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Под влиянием социальной среды ребенок должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Эти в правилах воспитания девочек и мальчиков привели к тому, что роль мужчины все-таки более активна, по сравнению с ролью женщины. Женщины до сих пор играют вторые роли, как в семье, так и в профессиональной деятельности.
Общество озабочено воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Но, насколько подготовлены к этому люди?
Сегодня мы наблюдаем усиливающаяся роль женщин в социальном управлении, в науке, медицине, воспитании, культуре и искусстве. Женская часть населения стала важнейшим компонентом трудовых ресурсов. Профессиональная деятельность женщин, как показывают последние исследования, оказывает существенное влияние на рост экономики и национального дохода ведущих стран мира.
5 декабря 2013 года на базе Тарбагатайского филиала ГБОУ СПО БКТиС осуществляла работу одна из площадок Первого Форума женщин Тарбагатайского района, которая называлась «Будущее за молодежью». Именно здесь обсуждались вопросы, связанные с проблемами современной молодежи. И одним из вопросов было обсуждение гендерного воспитания подрастающего поколения. Меня очень заинтересовал этот вопрос и как молодую маму, воспитывающую сына и как представителя своего пола, который тоже хочет полностью реализовать себя в этой жизни. В результате я решила провести исследование о том, как относится к половой идентификации современная молодежь, какие проблемы возникают в виду этого, как она оценивает равенство отношений к мужчинам и женщинам сегодня.
Цель исследования: Провести анализ представлений современной молодежи о гендерной культуре поведения
Объект исследования: современная молодежь
Предмет исследования: представления молодежи о гендерной культуре
База исследования: село Тарбагатай Тарбагатайского района
Практическая значимость исследования: Данные, полученные в ходе исследования, я хотела бы озвучить на Форуме молодежи района, который пройдет в апреле 2013 года, чтобы привлечь к этой проблеме как можно больше внимания.
Программа исследования
Проблема исследования: Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.
«Гендер» (от англ. Gender - пол), это термин, отражающей особенности социального взаимодействия мужчин и женщин. Понятие гендера новое, оно впервые было введено в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж.Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.
Дугин А.Г. дает следующее определение понятию «гендер» - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.[1]
В возрасте с 3 до 7 лет у детей уже формируется гендерная идентичность. [2] Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной культуры зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери. [3]
Самая большая роль гендерного воспитания отводится семье и сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Гендерный подход в воспитании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации в профессиональном плане, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурс. Ведь современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Чтобы каждый человек, вне зависимости от того к какому гендеру он принадлежит, мог комфортно чувствовать себя в обществе, на наш взгляд, следует с раннего детства формировать у него гендерную культуру поведения.
Гендерная культура определена как культура предполагающая наличие у человека правильного представления:
Формирование «правильной» гендерной идентичности необходимо для установления «правильных» взаимоотношений между полами. Воспитание опирается на мораль, которая призвана формировать «настоящих» мужчин и женщин и ориентировать их на любовь, семью, брак, деторождение.
Цель исследования: определить отношение современной молодежи к гендерной культуре.
Задачи исследования:
Объект исследования: современная молодежь.
Предмет исследования: представления о гендерной культуре современной молодежи.
База исследования: село Тарбагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия
Методы исследования: анкетный опрос.
Для проведения анкетного вопроса, совместно с научным руководителем была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов. (Приложение 1)
Результаты исследования
Анкетный опрос проведен в декабре 2012 года. В опросе приняли участие 22 человека, из них:
Распределение по полу:
Девушек (женщин) - (64%) | |
Юношей (мужчин) - (36%) |
Распределение по возрасту:
Возраст | Кол-во | % | |
14-17 лет | 15 | 12% | |
18-20 лет | 41 | 55% | |
20-25 лет | 29 | 22% | |
25-30 лет | 15 | 12% |
Распределение по роду занятий:
Род занятий | % | |
Учащийся школы | 28,5% | |
Студент колледжа, ВУЗа | 38% | |
Работает | 21,5% | |
Безработный | 12% |
Согласно проведенного анкетирования, получены следующие ответы на вопросы нашей анкеты.
Вопрос №1. «Зависит ли, на Ваш взгляд, положение человека в обществе от его пола?»
«Да», ответили 7 человек (16,5%), «Нет», ответили 28 человек (67%), «Иногда», ответили 7 человек (16,5%)
Вопрос 2. «Как Вы считаете, существует ли в нашем обществе проблемы с равноправием мужчин и женщин?»
«Да», ответили 19 человек (45 %), «Нет», ответили 5 человек (12 %), «Иногда», ответили 18 человек (43%).
Вопрос 3. «Если да, то в чем они заключаются?»
Большинство -54% опрошенных указали, что при приеме на работу предпочтение отдается, все - таки мужчинам. Так же отмечено, что это связано с «неуважением» к женщинам вообще.
Вопрос 4. «Откуда Вы узнали о существовании этих проблем?»
На этот вопрос мы получили следующие ответы 14 человек (33%) узнали о проблеме из сообщений в средствах массовой информации; 6 человек 14% от коллег, 53% от сверстников.
Вопрос №5. “Какими знаниями относительно взаимоотношений мужчин и женщин в обществе и семье Вы обладаете?»
Наибольшие результаты получены по следующим ответам:
«Достаточно разносторонними, касающимися и половых и социальных отношений» - 38%, «Затрудняюсь ответить» - 62%.
Вопрос № 6. Все опрошенные ответили, что предпочли бы учиться
в смешанных классах. Поясняли, что так гораздо интересней и что для большинства этот вопрос не имеет особого значения.
Вопрос № 7. «Кому Вы отдали бы предпочтение при участии в совместной деятельности?»
Были получены следующие ответы:
Учебной:
Трудовой:
Вопрос № 8. Учитывается ли при обучении, воспитании, приеме на работу Ваша принадлежность к конкретному полу?
Здесь, мы получили следующие ответы на вопрос:
«Да» ответили 42% опрошенных, «Иногда» -28% опрошенных, « Нет» -30% опрошенных, затрудняются ответить -10%
42% опрошенных, пояснили, что в основном принадлежность к полу учитывается, если работа связана с физическим напряжением, опасностью для жизни (для мужчин) или если работа требует аккуратности, ответственности, мягкости (для женщин).
Кроме анкеты, для опроса, мы предложили участникам заполнить таблицы (Приложение №2), для того чтобы определить типичные черты и роли, отличающие мужчин и женщин, по мнению молодежи.
Таблицу №1 требовалось заполнить, указав 6 типичных черт для «идеального» и «реального» мужчины и для «идеальной» и «реальной» женщины.
Мы получили следующие ответы:
«Идеальный» мужчина – умный, сильный, красивый, имеющий чувство юмора, богатый, понимающий, не ревнивый, надежный, обаятельный, отзывчивый, добрый, спортивный, храбрый, мужественный, трудолюбивый и т.д.
«Реальный» мужчина – большинство указало на следующие положительные черты: сила, сильный характер, выносливость, мужественность, чувство юмора, понимание, а так же указало такие отрицательные черты, как – лень, слабохарактерность.
Как вы можете видеть из облика «реального» мужчины исчезли такие черты, как обаяние, богатство, храбрость, доброта, трудолюбие.
Так же мы должны ответить, что 15% опрошенных в графе «реальный»- не вписали ничего.
Характеризуя «идеальную» женщину, опрошенные дали ей следующее описание:
Умная, красивая, трудолюбивая, любящая детей, счастливая, жизнерадостная, отзывчивая, любознательная, добрая, веселая, воспитанная, хозяйственная, сильная, смелая, романтичная, мудрая, верная и т.д.
Описание «реальной» женщины было таким: умная, честная, ревнивая, добрая, интересная, хозяйственная, болтливая, грустная, спокойная, аккуратная, мудрая.
И из описания исчезли «любящая детей», «счастливая», «веселая». 17% опрошенных либо не вписали в таблицу свои варианты ответа, либо не до конца ее заполнили
В таблице №2 опрошенные должны были расставить по степени значимости социальные роли исполняемые мужчинами и женщинами.
Большинство ответивших, построила их, начиная с ролей в семье, далее в работе и потом в личной жизни, отведя первое место ролям «отца» и «матери». Так ответили -63% опрошенных. Конечно, первое место было отдано, так же роли «дочери» и «сына» - у 14% опрошенных, «мужу» и «жене» - у 17% опрошенных.
Отметим, что роль «руководителя» поставили на первое место – 9% опрошенных, «воспитатель» - 5% опрошенных.
Интересно, что роль женщины, как «домохозяйки», поставили на последнее место более 54% опрошенных из них 96% девушки (женщины).
Выводы, по результатам исследования
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
Заключение.
В настоящее время исследования, связанные с изменениями поведения представителей разных полов являются эффективной попыткой познать социальные процессы происходящие в жизни общества,. Гендер рассматривает взаимосвязь между социально-значимыми аспектами общественной морали и реальными факторами поведения, которые действительно формируют сейчас современное общество.
Гендерные исследования – это попытка взглянуть на принципиально новую проблему, – каким образом сегодня изменились традиционные роли мужчин и женщин? Ведь сегодня мы не должны отдавать предпочтение в различных сферах общества, ориентируясь только по первичным половым признакам. Именно сейчас мы можем создавать свой социальный статус, который определяет наши индивидуальные возможности в сферах профессиональной деятельности, доступа к власти, семейные роли и т. д.
Я считаю, что проводить такого рода исследования нужно. И не только исследовать, но и активно обучать современную молодежь, информировать ее о том, как правильно нужно относится к людям противоположного пола, как воспитывать настоящих мужчин и настоящих женщин.
Список использованной литературы.
Приложение №1.
Анкета для выявления представлений о гендерной культуре
Внимательно прочитайте вопрос, выберите ответ наиболее подходящий для Вас, обведите его или предложите свой вариант.
Спасибо за сотрудничество!
1. Зависит ли, на Ваш взгляд, положение человека в обществе от его пола?
а) Да;
б) иногда;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить;
2. Как Вы считаете, существует ли в нашем обществе проблемы с равноправием мужчин и женщин?
а) Да;
б) иногда;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить;
3. Если да, то в чем они заключаются? ________________________________
4. Откуда Вы узнали о существовании этих проблем?
а) из сообщений в СМИ;
б) от коллег
в) от родителей;
г) от сверстников
д) свой вариант ____________________________________________
5. Какими знаниями относительно взаимоотношений мужчин и женщин в обществе и семье Вы обладаете?
а) достаточно разносторонними, касающимися и половых и социальных отношений;
б) касающимися исключительно половых взаимоотношений;
в) касающимися только социальной сферы;
г) практически никакими;
д) затрудняюсь ответить.
6. Вы бы предпочли учиться в:
а) раздельных классах в школе только для девочек (мальчиков);
б) раздельных классах в школе, где есть классы и для мальчиков и для девочек;
в) смешанных классах;
г) свой вариант __________________________________
Почему?___________________________________________________________
7. Кому Вы отдали бы предпочтение при участии в совместной деятельности?
Учебной:
Досуговой:
8. Учитываются ли при обучении, воспитании, приеме на работу Ваша принадлежность к конкретному полу?
а) да;
б) иногда;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
9. Если "да", то в чем это проявляется?
________________________________________________________________
Ваш возраст_______ Пол: муж. жен.
Большое спасибо!
Приложение №2
1. Пожалуйста, впишите в таблицу 6 типичных черт
Идеальный мужчина
| Реальный мужчина | Идеальная женщина | Реальная женщина |
1 2 3 4 5 6 |
2. На каком месте по степени значимости для вас находятся социальные роли, которые вы полняют мужчины и женщины (от самой значимой к наименее).
мужчина | место | женщина | место |
1. Муж | 1. Жена |
Разноцветное дерево
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Иван Васильевич меняет профессию
Твёрдое - мягкое