На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.
Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_zdorove_i_formirovanie_lichnosti_rebenka.doc | 613 КБ |
МОУ «Зашижемская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Влияние семьи на здоровье и формирование личности ребенка |
Исследовательская работа |
. |
Выполнила: ученица 11 класса МОУ «Зашижемская средняя (полная)общеобразовательная школа» Лежнина Любовь Руководитель: учитель математики Сидоркина Р.Л. |
2009 |
Содержание
I. Введение …………………………………………………………….3
II .Основная часть……………………………………………………….5
1.Факторы, влияющие на физическое развитие детей……………..5
1.1. Роль социальных факторов ……………………….............5
1.2 Вредные привычки родителей как фактор риска
формирования нарушений развития у детей……………..7
1.3.Здоровье родителей ………………………………………..8
1.4. Влияние нежелательной беременности на
последующее развитие ребенка …………………………..9
1.5. Материальное положение семьи …………………………10
2. Воспитательная роль семьи, особенности
внутрисемейных отношений …………………………………11
2.1. Типы внутрисемейных отношений ………………………..12
2.2. Типы отношений родителей и детей ………………………15
3. Стиль семейного воспитания и его влияние на здоровье
и становление личности. Следствие семейного воспитания……18
3.1. Родительский стиль воспитания и его влияние на
здоровье и формирование личности ………………………18
3.2. Следствие семейного воспитания …………………………20
III. Практические исследования, выявляющие возможности влияния
семейного воспитания на здоровье и формирование личности
ребенка в системе межличностных отношений.
Экспериментальная часть. …………………………….24
Список используемой литературы………………………………... .27
Введение.
В настоящее время проблема детства стала общегосударственной проблемой. Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.
На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.
Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.
Члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты, все они влияют на здоровье и развитие ребенка. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Тем не менее, традиционно главным институтом здоровья и воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность (С.В.Ковалев).
3
Очень важно создать благоприятную семейную атмосферу и выбрать правильный стиль поведения родителей с ребенком, влияющий на здоровье ребенка и способствующий более успешным его развитию и умению адаптироваться в обществе.
Предметом исследования данной работы является наблюдение за здоровьем и поведением детей в возрасте 9-17 лет в системе межличностных отношений.
Цель работы - выявить влияние социального фактора и семейного воспитания на здоровье ребенка, значение благоприятных внутрисемейных отношений в ходе этого процесса.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- выявить факторы, влияющие на физическое развитие ребенка
- выявить влияние особенностей внутрисемейных отношений на воспитываемого ребенка;
- проанализировать влияние стиля семейного воспитания на становление личности ребенка и степень его адаптации в системе межличностных отношений;
Для решения поставленных задач мною были проведены исследования на базе нашей школы. Исследование проводилось в виде рисуночного теста «Моя семья», диагностики Миллера «Лестница жизненных ценностей». Для получения более достоверной картины была взята выборка среди учащихся 4, 5, 7,и 11 классов по 14 человек от класса.
Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы: изменение социальных факторов в лучшую сторону, семейное воспитание, а именно: благоприятная внутрисемейная атмосфера, правильно выбранный стиль родительского поведения по отношению к ребенку приводят к улучшению здоровья ребенка.
4
II. Основная часть.
1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей.
1.1. Роль социальных факторов в формировании физического
развития детей
Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.
Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье. В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения . Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей. Ряд авторов отмечает влияние типа семьи на состояние здоровья детей. Так, по данным Григорьева А.С. с соавторами (1998), заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях . Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении.
По этому вопросу мной был проведен анкетный опрос учащихся 8-11 классов.
Результаты опроса:
Заболеваемость | Полная семья | Неполная семья | Дети без присмотра |
Процент | 10% | 30% | 60% |
5
Анализ зависимости уровня физического развития детей от возраста отца, показал, что у отцов моложе 35 лет большее число детей имели гармоничное развитие, чем у отцов старшего возраста.
Это связано с тем, что отцы уезжают за пределы республики, начинают употреблять алкоголь, не занимаются воспитанием детей.
Из социально-гигиенических факторов большое влияние на здоровье детей оказывает уровень образования родителей. Изучение Камиловой Р.Т. (2001) влияния социально-гигиенических факторов условий жизни на физическое развитие детей, позволило установить наличие сильно выраженной корреляционной связи физического развития ребенка с уровнем образования и социальным положением родителей: чем ниже уровень образования родителей и социальное положение матери, тем больше удельный вес детей с низким уровнем физического развития. Лысенко А.И. (2002) отмечает, что у матерей с высшим образованием число детей третьей группы здоровья меньше, чем у женщин с более низким уровнем образования.
Как обстоит дело в нашей школе? Из числа опрошенных детей и родителей, из беседы с медицинскими работниками мы сделали следующий вывод.
6
Социально-гигиенические факторы | Уровень | Процент |
Образование | Высший | 10 |
Средний | 30 | |
Благосостояние семьи | Низкий | 25 |
Высокий | 5 |
Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в немногодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных.
Из выше сказанного следует, что на физическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, существенное влияние оказывают социально-экономические условия. Оказалось, что наиболее важными являются семейное положение, возраст и уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.
1.2. Вредные привычки родителей как фактор риска
формирования нарушений развития у детей
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %. Максимальное влияние данного фактора отмечается на третьем году жизни ребенка. Наиболее изучено влияние алкоголя на развитие ребенка Скосыревой A.M. с соавт. (1981) и Студеникиным М.Я. (ресурсы сети Интернет). Практически все дети, имеющие отца алкоголика, часто болели, отставали в развитии, имели врожденные изменения ЦНС. Дети, рожденные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют. У детей из семей, где один из родителей злоупотребляет алкоголем, в условиях функциональных нагрузок чаще возникает напряжение и перенапряжение механизмов вегетативной
7
регуляции, указывающее на более низкие адаптационные возможности организма. Ибрагимов А.И. (1999, ресурсы сети Интернет) отмечает, что лишь 63,5% детей, родители которых страдали хроническим алкоголизмом, имели гармоничное развитие, а частота хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений, выявленных при углубленном медицинском осмотре, оказалась в 1,84 раза выше, чем среди детей из семей социального благополучия. Согласно результатам исследования Яковлева Ю.Г., Курьяновой Н.Н., Скворцовой Е.С. (1991, ресурсы сети Интернет) только 46,9% новорожденных детей из неблагополучных по алкоголизму семей имели нормальное физическое развитие, остальные были с дефицитом массы тела. У новорожденных, родители которых страдают алкоголизмом, была выявлена тенденция ретардации и задержка развития двигательных функций. В дальнейшем происходило ухудшение физического развития детей.
1.3. Здоровье родителей
Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды. В семьях, где родители страдают хроническими заболеваниями, уровень заболеваемости детей острыми и хроническими заболеваниями соответственно в 2,2 и 2,6 раза выше, чем у детей, имеющих здоровых родителей. Кроме того, выявлена зависимость между очень частой заболеваемостью детей и большой массой ребенка при рождении. Согласно данным Лысенко А.И. (2002), детей, относящихся к первой группе здоровья, больше у родителей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья; в то время как детей второй группы здоровья оказалось больше у матерей с отклонениями здоровья. Также было установлено, что у больных отцов достоверно больше детей, составляющих третью группу здоровья. По результатам исследований установлено, что наследственная отягощенность по отцу и отцовской линии служит фактором риска формирования соматической патологии у ребенка.
8
1.4.Влияние нежеланной беременности на последующее
развитие ребенка
По мнению ряда авторов на развитие ребенка отрицательно влияет тот факт, что ребенок рожден в результате нежеланной беременности.
Несмотря на малоизученность этой проблемы, имеются данные, что нежеланная беременность чаще, чем желанная, имеет неблагоприятные исходы. Врачи отмечают, что вероятность преждевременного окончания нежеланной беременности в 3,7 раза выше, а дети рождались с низкой массой тела в 2,3 раза чаще. Вместе с тем были выявлены различия в темпах внутриутробного развития, задержка которого в 1,6 раза чаще отмечалась при нежеланной беременности. Однако, установлено, что патология периода новорожденности почти с одинаковой частотой встречалась у детей и от желанной, и от нежеланной беременности. Наряду с тем, имеются сведения о выявлении перинатальной патологии у каждого второго ребенка, родившегося в результате нежеланной беременности и оставленного без родительской опеки с самого рождения.
Более того, при отрицательном отношении женщины к будущему ребенку происходит нарушение ее биохимического статуса, что влияет на плод и создает условия для будущих отклонений.
Вынашивание нежеланной беременности приводит в 40% случаев к рождению недоношенных детей, более 2/3 из которых и до родов, и во время них получают мозговые повреждения различной степени тяжести. Недоношенность детей, в свою очередь, является фактором риска формирования задержки физического развития, что подтверждается результатами исследования Волгиной С.Я. (2002, ресурсы сети интернет). Было установлено, что у подростков, родившихся недоношенными, чаще встречается дефицит массы тела и реже высокий рост. Наблюдалось снижение функциональных возможностей организма: только половина из досрочно родившихся подростков имели средние показатели жизненной емкости легких, в то время как 22,9 % - ниже средних;
9
достоверно чаще регистрировалось низкое систолическое артериальное давление, чем у сверстников, родившихся доношенными. Отмечалось замедление физического и полового развития у старшеклассников, родившихся недоношенными.
Исследуя все стороны данного вопроса, я пришла к выводу, что нежеланная беременность не является независимым фактором и сочетается с рядом других: неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье, низкая медицинская активность родителей, возраст матери до 19 лет, вредные привычки родителей. Вследствие этого, дети
от нежеланной беременности и после рождения находятся в более неблагоприятных условиях, чем дети от желанной беременности, что, несомненно, накладывает отпечаток на их дальнейшее развитие.
1.5. Материальное положение семьи
В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, жестокое обращение с детьми. Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» — детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями [80,81].
Г.Е.Акимова (2003) отмечает, что решающее влияние на развитие индивида оказывает ближайший ему социально-групповой, особенно семейный, образ жизни [32]. В нашей школе случаев жестокого обращения с детьми нет.
Наблюдается невысокий процент
10
2. Воспитательная роль семьи и особенности внутрисемейных
отношений
Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Хорошее воспитание ведет к улучшению здоровья не только ребенка, но и общества в целом.
Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его здоровье и развитие.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора здоровья и воспитания. Положительное воздействие семьи на здоровье и личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать здоровым человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в здоровье и воспитании детей, сколько может сделать семья [5, 23].
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения:
11
авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные — это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры {национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание и здоровье детей.
Развитие ребенка может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга, как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы семья играла больше положительную роль, чем отрицательную.
2.1 Типы внутрисемейных отношений
Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и
дисгармоничный типы семейных отношений.
В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
12
2. Деструктивность семейного воспитания.
Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений;
Частыми причинами аномалий в воспитании детей является систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.
Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь,, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье (Г.Е.Акимова).
3. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих воспитанию детей, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.). Авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как успеваемость, соблюдение правил поведения, внимание рекомендациям родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность или же кротость, послушание, трудолюбие.
Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов и, их детей.
13
2.2. Типы отношений родителей и детей
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
(возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в
заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты,
и при этом скорее правы родители;
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для родителей и их детей, в результате чего дети приобретают ряд отрицательных свойств характера. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера и возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.
Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на здоровье ребенка.
Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.
Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту,
14
такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям родителей, стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.
Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с яичными интересами, потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет.
Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.
Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии, а следовательно, и на адаптации его в межличностных отношениях.
Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств то отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.
15
Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает.
В работах Обуховой В.Н. отмечается, что при построении успешных внутрисемейных отношений, скорее всего, будут уместны:
- умения сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
Поняв мир детских ощущений, переживаний, научившись управлять их развитием, родители получают единственно верный ключ к формированию здоровой полноценной личности в целом, поэтому так важно следить за поддержанием благоприятной атмосферы в семье.
16
Следствия семейного воспитания.
3.1 Родительский стиль воспитания детей и его влияние на здоровье и
формирование личности ребенка.
У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы — вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов — стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же в реальной жизни могут сочетаться черты разных родительских стилей.
Была выявлена связь между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Психологическое развитие детей больше зависит не от того, как родители относятся к браку, а от того, как это на практике преломляется в их поведении при общении с ребенком (стиль родительского поведения). Этот стиль был стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей. Матери, удовлетворенные своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, в то время как удовлетворенные браком отцы более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и большую степень авторитарности в межличностных отношениях с дочерьми [5,35].
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
Стили семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустительский (гипоопека)
17
- гиперопека
- эмоциональная холодность
«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил Ф.Э. Дзержинский.
При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:
- авторитарный стиль,
когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.
- сочетание эмоционально холодного, отвергающего отношения к
ребенку с высокой требовательностью и контролем, когда ситуация сильно
осложняется. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ребенок предоставлен
сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки,
любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному
внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо
чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стрем
ление сделать кому-нибудь больно. Дети из таких семей редко относятся к
людям с доверием, испытывают трудности в общении, хотя часто жестоки,
имеют сильную потребность в любви.
18
- гипоопека (попустительский стиль) - сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным. Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
- гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к формированию у ребенка как заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, пассивности, несамостоятельности, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости ъ первом случае и чрезмерной заносчивости - во втором.
- демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов с обществом.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды,
19
как говорил Цицерон. Это выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам, или подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
3.2. Следствие семейного воспитания.
Правильный стиль поведения родителей с ребенком играет очень важную роль в формировании самооценки, а значит и в степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.
Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родителей в отношении друг друга. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди.
Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. Начинает складываться самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию в обществе.
Если она правильная, т.е. соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается неверной
20
(что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха.
Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается в делах, а в общении с людьми ведет себя высокомерно и заносчиво.
Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хорошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже дети от 1.5 – 2 лет. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других детей, людей и самого себя.
Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
21
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не надо говорить ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться(Г.Е. Акимова). Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит о семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая (Р.С.Немов, 5, 24).
Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарят подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, 23, 28). 'В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает (Р.С. Немов, 34, 39).
Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.
В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все более возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком.
Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.
22
Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит (А.А. Лиханов.)
Итак, теперь мы можем выделить особенности формирования самооценки ребенка в процессе его семейного воспитания, которые необходимо учитывать для того, чтобы маленький человечек вырос в эмоционально-здоровую личность:
- В общении возникают более или менее устойчивые представления
ребенка о самом себе. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий.
- Правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда
окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
- Если самооценка правильная, то ребенок быстрее продвигается в своем
развитии. Если она оказывается неверной, то нередко наступает задержка в психическом развитии.
- Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это
происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи
- Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где
родители уделяют им достаточно много времени. Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы.
23
IV. Практические исследования, выявляющие возможности влияния
семейного воспитания на здоровье и формирование личности
ребенка в системе межличностных отношений.
Экспериментальная часть.
В задачи нашего исследования входило выявление влияния особенностей внутрисемейных отношений на воспитываемого ребенка. Нами было проведено исследование: рисование в 5 классе средней общеобразовательной школы на тему «Моя семья» с последующим анализом рисунков. Цель: объектировать эмоциональные переживания и представления ребенка о семье.
Обращение к невербальной, рисуночной деятельности оправдано тем, что рисование в определенном возрасте является для ребенка одним из ведущих способов выражения и обобщения действительности, рисунок - модель его представления о мире.
Методика «Рисунок семьи» помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. «Рисунок семьи» относится к немногим методикам проективного класса, которую в силу относительной простоты можно применять в изучении семьи.
Сензитивный для рисуночного моделирования, по мнению психологов, возраст — от 3 до 10-11 лет. По мере взросления на первый план выступает абстрактное мышление и речь как ведущие способы отражения, рисуночная деятельность теряет свою непосредственность, а значит и адекватность выражения чувств и представлений ребенка. Использование данной методики наиболее оптимально в начале изучения внутрисемейной атмосферы.
Мы пытались предположить, учитывая все особенности каждого рисунка (как расположены родители по отношению друг к другу и к ребенку, есть ли под ногами почва, выражение лиц, окружение рисования семьи. Результаты оказались очень любопытными. Одни дети рисовали себя в центре, между родителями, под ногами у них чувствовалась реальная опора, светило солнышко, а люди улыбались.
24
Такая картина производит весьма благоприятное впечатление, и можно предположить, что такой тип семьи -демократический, где ребенку тепло и комфортно. Но были рисунки в полную противоположность первым: человечки висели в воздухе (знак неуверенности), ребенок оказывался ближе к какому-то одному родителю, не улыбающиеся или даже недовольные лица — ребенок, так олицетворявший свою семью, явно испытывает в ней дискомфорт. И были даже такие дети, которые, когда их попросили нарисовать свою семью, изображали то, как они гуляют во дворе, свою любимую кошку в домашнем интерьере и со спины сидящих перед телевизором родителей (см. приложения). Это явно говорит о преимуществе в такой семье попустительского стиля родительского поведения по отношению к ребенку и эмоционально холодных отношений.
Итак, проведя такое исследование, можно многое узнать о
внутрисемейной атмосфере каждого ребенка, о том, какой стиль родительского поведения присутствует в данной семье и как ощущает себя ребенок в такой семье. Тем самым мы получили практическое доказательство того, что ребенок всегда остро чувствует атмосферу в семье и отношение к нему родителей и соответствии с этим испытывает комфорт или, напротив, дискомфорт в семье с близкими людьми, а так же в обществе, что сказывается на степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.
25
V. Заключение.
Целью нашей работы было выявить влияние социального фактора и семейного воспитания на здоровье ребенка, значение благоприятных внутрисемейных отношений в ходе этого процесса.
Данная цель позволила решить следующие задачи :
- мы выявили факторы, влияющие на физическое развитие ребенка;
- определили влияние особенностей внутрисемейных отношений на
воспитываемого ребенка;
- проанализировали влияние стиля семейного воспитания на становление
личности ребенка и степень его адаптации в системе
межличностных отношений;
Ребенок - это маленький человек, нуждающийся в заботе, внимании, в поддержке и понимании. Мы убедилась, что взаимоотношения с ребенком должны строиться на любви, если же этого нет, все остальное (дисциплина, общение со сверстниками) строится на неверной основе (на агрессии, равнодушии, излишней опеке или контроле), и тогда неизбежно возникают проблемы. Но если родители хотят вырастить эмоционально и психологически здорового ребенка, умеющего хорошо адаптироваться в обществе, им прежде всего надо начать с себя, пересмотреть свое поведение по отношению к своему ребенку, ведь именно родители знакомят этого маленького человека со взрослым миром, преподнося все его аспекты в том или -ином виде.
Родители должны создать максимальные условия, чтобы ребенок в столь меняющемся постоянном состоянии взросления всегда чувствовал надежность, любовь и поддержку своей семьи. Ведь всегда внутренние факторы семьи важнее внешних факторов. В семье должны быть искренние отношения, построенные на любви и доверии, которые являются надежным фундаментом хорошей семьи и которые так нужны маленькому взрослеющему человеку. Но ведь и сама семейная атмосфера зависит от поведения родителей, от их стиля воспитания детей.
26
Так как от отношения взрослого к ребенку, особенно на ранней стадии его развития, от системы поощрений и наказаний напрямую зависит самооценка ребенка, а от его самооценки, его поведение не только в семье, но и в обществе, логичным выводом будет являться то, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка в системе межличностных отношений.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что изменение социальных факторов в лучшую сторону, благоприятная внутрисемейная атмосфера, правильно выбранный стиль родительского поведения по отношению к ребенку приводят к наиболее успешной его адаптации в системе межличностных отношений, получила подтверждение.
27
Список используемой литературы
«У-фактория», Екатеринбург, 2003г.
2. С.В.Ковалев. Психология современной семьи. Изд. «Просвещение»,
М.,1988г.
3. А.А. Лиханов. Драматическая педагогика. М., Изд.
«Педагогика», 1990г.
4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком.
Изд. «Педагогика»,М., 1990г.
5. Р.С.Немов. Психология. Книга 2.Изд. «Владос»,М., 1998г.
6. Г.П. Разумихина. Мир семьи. М., Изд. «Просвещение», 1986г.
7. Сост.: О.Г. Свердлова. Диалоги о воспитании: Книга для родителей.
З-е изд.М., ИЗД. «Педагогика», 1985г.
8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 20Q2r-WWW.KM.ru
Сказка об осеннем ветре
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Машенька - ветреные косы
Воздух - музыкант
Браво, Феликс!