Эта работа была представлена на районном конкурсе исследовательских работ "III Тысячалетие"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._rab._vliyan_dvig.doc | 113 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская основная общеобразовательная школа»
Влияние двигательного режима на показатели физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья младших школьников.
Исследовательская работа.
Авторы работы:
обучающаяся 8 класса,
Гапонько Юлия,
Руководитель: учитель физической культуры,
Козева М.В.
2013
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………......3
1.Понятие двигательного режима и его роль для здоровья младших школьников…………………………………………………………......................5
2.Особенности физической подготовленности младших школьников………..7
3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………….14
Приложение……………………………………………………………………….15
Введение.
Состояние здоровья детей сегодня во многом определяет основные тенденции развития здоровья всего населения страны. За последние десятилетия произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников. Одним из существенных показателей состояния здоровья ребенка является физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в онтогенезе, детерминированное довольно устойчивой генетической программой [1,38].
В связи с вышеизложенным, целью данной работы было изучение эффективности применения различных двигательных режимов в рамках традиционной программы обучения в начальной школе.
Объект исследования – процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - влияние различных двигательных режимов на показатели физического развития, физической подготовленности и состояние здоровья младших школьников.
Гипотеза исследования - введение в программу физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений младшего школьного возраста экспериментального двигательного режима, связанного с увеличением числа уроков физкультуры, целенаправленной организации физической активности школьников дает возможность повысить уровень двигательной активности учащихся до гигиенических норм, способствует оптимизации физического развития, физической подготовленности и улучшает показатели состояния здоровья младших школьников.
В работе были поставлены следующие задачи:
Теоретическая значимость исследования заключается в предпринятой нами попытке анализа, обобщения и систематизации имеющихся в современной научно методической литературе данных по проблеме влияния двигательных режимов на показатели физического развития, физической подготовленности и состояние здоровья младших школьников.
Практическая значимость исследования: данная работа может быть применена в практической деятельности педагогических работников школ, учреждений дополнительного образования. Она также может быть использована в педагогических коллективах для сохранения и укрепления здоровья ребенка.
1. Понятие двигательного режима и его роль для здоровья младших школьников.
При рождении ребенка его костная и мышечная системы уже достаточно развиты и продолжают интенсивно расти. Особенно это становится заметным, когда ребенок начинает ходить: увеличиваются размеры костей и мышц как в длину, так и в толщину; хрящевая ткань постепенно замещается костной. Полное развитие костно-мышечной системы человека при условии выполнения норм двигательной активности заканчивается к 20-24 годам. При недостатке движения возникает болезнь, называемая гиподинамией (гипо... - пониженный против нормы). При этом у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается мышечная сила, страдают и другие функции организма. Хуже становятся память, внимание, падает умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. Поэтому нужно приучать организм к движению с раннего детства и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни.
Особое внимание двигательной активности необходимо уделять школьникам.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.
Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).
Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна.
Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.
Из сказанного ясно следует, что длительно малоподвижный человек - это больной человек, или человек, который неизбежно станет больным.
2.Особенности физической подготовленности младших школьников.
Уровень физической подготовленности характеризуется развитием основных двигательных качеств, таких как, силовые и скоростные качества, гибкость, выносливость, координационные способности и т. д. Степень развития всех физических качеств обусловлена процессами роста, развития и совершенствования всех систем организма, особенно опорно-двигательного аппарата, нервной системы, анализаторов, а также возрастными изменениями обмена веществ и функциями внутренних органов.
Скелетная мускулатура 6-7-летних детей характеризуется слабым развитием мягкого состава, то есть сухожилий, связок, фасций и занимает около 27% массы тема (Тихвинский и др., 1997). К этому возрасту обычно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Однако, мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты относительно слабее. Относительно слабо развиты и мелкие мышцы кисти. Дети 6-7 лет хорошо выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, но не обладают еще точной координацией тонких движений пальцев. У детей 7-10 лет основная масса скелетных мышц состоит из волокон I типа. Морфологическая структура мышц такова, что каждое волокно близко соприкасается с капиллярами, доставляющими в мышцы кровь, а с ней кислород и питательные вещества.
Исследования показывают, что школьники 7-11 лет обладают еще сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление, дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым нагрузкам.
В течение онтогенеза формируется еще одно из важнейших качеств – выносливость (способность человека к продолжительному выполнению динамической работы определенной мощности без снижения её эффек-тивности, для которой характерно функционирование всего мышечного аппарата). С возрастом она изменяется неравномерно, но с постоянной направленностью в сторону увеличения.
Выносливость к динамической работе в 7-11 лет еще очень невелика. Более выносливыми мальчики и девочки становятся с 11-12 лет. Так, объем динамической работы (в кгм), выполняемой 7-летними школьниками, на 50% меньше, чем в возрасте 10 лет, а по сравнению с 14-15 летним возрастом – меньше уже на 300-400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с 11 до 16 лет – на 300%.
Важно отметить, что организм ребенка, даже в условиях систематической тренировки при занятиях спортом, не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых и проявляется слабо лишь в более старшем возрасте – 12-13 лет. Меньший коэффициент полезного действия (КПД) организма ребенка четко отражается в комплексных показателях функции кардио-респираторной системы. Например, кислородный пульс при максимальной работе у детей равен 32 % величины взрослых, ватт-пульс – 50% величины взрослых. Все это указывает на то, что детям в возрасте 7-11 лет мышечная нагрузка дается с большим напряжением вегетативной системы, она обходится им «дороже».
Таким образом, в детском возрасте наблюдается определенная периодизация, волнообразность развития двигательных функций. Периоды естественного ускоренного прироста двигательных качеств приравниваются к критическим и рассматриваются как наиболее благоприятные для педагогического воздействия. Предполагается, что нереализованные в эти периоды двигательные возможности на более поздних или ранних возрастных этапах могут быть достигнуты с трудом или не достигнуты совсем (Булич, 1986).
3.Результаты исследования и их обсуждение.
В соответствии с целью и задачами работы обследовались учащиеся начальных классов МБОУ «Калининская ООШ» (при участии учителя физической культуры Козевой Марины Викторовны и обучающихся 8 класса Гапонько Юлии и Левиной Татьяны). Обследование проводилось во втором и третьем классе. Всего было обследовано 31 обучающихся в условиях экспериментального двигательного режима.
1-й Констатирующий эксперимент
Для выявления уровня физического развития каждого ребенка в обоих классах был организован 1-й констатирующий педагогический эксперимент. По итогам констатирующего эксперимента мы заполнили таблицу для двух классов на основании наблюдений и изучения листа здоровья в классном журнале (приложение 1) .
Следующим этапом являлось выявление уровня физической подготовленности детей и установление их спортивных интересов. Учащимся 3 и 2 «Б» классов было предложено проделать упражнение на силу (сгибание-разгибание рук в упоре лежа). Девочки должны выполнять это упражнение опираясь на гимнастическую скамейку. Нормативные показатели в данном контрольном упражнении для мальчиков и девочек во 3 классе составляют 6 раз, как мы видим по таблице, во 2 «Б» классе все ребята выполняют норму.
Чтобы определить силовую выносливость, учащимся было предложено проделать упражнение: поднимание туловища из положения, лежа (приложение 2).
Чтобы определить уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся, были предложены следующие задания: прыжки в длину с места; прыжки через скакалку за 1 мин. (приложение 2). Для 3 класса средние показатели составили: прыжки в длину с места – 135см; прыжки через скакалку – 34(количество раз).
Для 2Б класса показатели составили прыжки с места - 115; прыжки через скакалку – 25(количество раз).
Анализируя показатели по 3 классу (Приложение 2, табл.1) мы пришли к выводу, что показатели выше, чем в 2 «Б» классе и учащиеся более физически подготовлены.
С целью выявления спортивного интереса учащихся мы провели анкету во втором и 3 классе (приложение 5).
В результате анкетирования нами был сделан вывод: в 3 классе из 21человек все любят урок физкультуры, и занятия спортом, многие из ребят занимаются спортом. Во 2 «Б» классе из 16 учащихся 13 человек ценят и уважают физкультуру и спорт, хотят заниматься разными видами спорта: футболом, боксом, борьбой.
По результатам первого констатирующего эксперимента мы увидели необходимость проведения формирующего эксперимента во 2 «Б» классе.
Формирующий эксперимент
Цель: выявить влияние двигательного режима на показатели физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья младших школьников
Нами был составлен план работы для 2 «Б» экспериментального класса
1)Спортивные конкурсы на развитие быстроты, меткости, прыгучести, гибкости;
2)Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность по физической культуре;
3)Подбор подвижных игр;
4)Комплекс упражнений с использованием усиленного двигательного режима.
2-й Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень физического развития и уровень физической подготовленности учащихся 3 и 2 «Б» классов после проведенного нами формирующего эксперимента.
Сравнив результаты первого и второго констатирующего экспериментов в 3 и 2 «Б» классах мы пришли к выводу, что работа по совершенствованию уровня физической подготовленности младших школьников под влиянием двигательного режима обеспечила более высокие результаты (приложение 3).
Сравнив результаты первого и второго констатирующего эксперимента по уровню физической подготовленности, можно отметить, что во 2 «Б» классе сила мышц и быстрота движений изменилась у всех 16 человек (100%) (приложение 4).
Таким образом, видно, что результаты в экспериментальном 2 «Б» классе сказались выше по всем показателям, чем в контрольном 3 классе, что доказывает гипотезу о том, - введение в программу физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений младшего школьного возраста экспериментального двигательного режима, связанного с увеличением различных упражнений на разные группы мышц, как во время урока, так и во внеурочное время, целенаправленной организации физической активности школьников дает возможность повысить уровень двигательной активности учащихся до гигиенических норм, способствует оптимизации физического развития, физической подготовленности, улучшает показатели состояния здоровья младших школьников и уменьшении количества пропусков по болезни
Таким образом, исследовав влияние двигательного режима на показатели физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья младших школьников в основе современного урока физической культуры и в учебно-тренировочном процессе, как на уроках, так и во внеурочное время можно сделать выводы:
а) в улучшении состояния здоровья учащихся;
б) в гармонизации физического развития;
в) в увеличении уровня развития двигательных качеств младших школьников;
г) в наименьшем количестве пропусков занятий по болезни.
2. Выбранный двигательный режим способствует оптимизации физического развития, физической подготовленности и улучшает показатели состояния здоровья младших школьников.
Таким образом, организованная и целенаправленная двигательная активность наряду с возрастными процессами роста и развития оказывает положительное влияние на состояние здоровья и развития детей младшего школьного возраста, что выражается в улучшении состояния здоровья учащихся, гармонизации физического развития, увеличении уровня развития двигательных качеств младших школьников, в наименьшем количестве пропусков по болезни. Положительная динамика изучаемых показателей свидетельствует об адекватности выбранного двигательного режима и о соответствии заданной физической нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Заключение
Таким образом, организованная и целенаправленная двигательная активность наряду с возрастными процессами роста и развития оказывает положительное влияние на состояние здоровья и развития детей младшего школьного возраста, что выражается в улучшении состояния здоровья учащихся, гармонизации физического развития, увеличении уровня развития двигательных качеств младших школьников. Положительная динамика изучаемых показателей свидетельствует об адекватности выбранного двигательного режима и о соответствии заданной физической нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии, без правильно поставленной физической культуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения», -писал А.В. Луначарский. Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому, правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическая культура детей.
Список литературы
1.Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М.: Высшая школа, 1986. – 125 с.
2.Буйнак В.В. Биология человека. – М., 1968.- 365 с.
3.Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. – 174 с.
4.Властовский В.Г. Общие размеры и пропорции тела. Морфология человека . – М.: МГУ, 1983. – 111 с.
5.Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1981. – С.32-44.
6.Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. – Оренбург. :Уч.-метод. пособие, 1986. –47 с.
7.Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены).– М.: Высшая школа, 1987. – 456 с.
8.Глейзеров В.М. Влияние экспериментального двигательного режима на формирование двигательных качеств и здоровье учащихся I- II классов // Вопр. теории и практ. физ.культуры и спорта. – 1990. - № 2. – С.31-34.
9.Интернет ресурсы
10.Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьников. – М.: Медицина, 1987. – 67 с.
11.Козлов В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. – М., 1985. – 161 с.
12.Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968. –215 с.
13.Фарбер В.И. и др. Физиология развития ребенка. – М.: Педагогика, 1983. – 321 с.
14.Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика.- 1990.- 64с
Приложение 5
Анкета для выявления спортивного интереса учащихся
Приложение 6
Комплексы подвижных игр для младших школьников
Подвижные игры, развивающие силовые качества
1. Достань мяч.
Соперники стоят одноименным боком друг к другу, ближайшие руки соединены в захват. По сигналу игроки, перетягивая на свою сторону соперника, стараются коснуться свободной рукой лежащего сзади в 1 метре от каждого мяча. Выигрывает тот, кто сделает это первым.
2. Лошадки.
Играющие попарно становятся спиной друг к другу, соединив руки внизу-сзади локтями в захват. По сигналу каждый стремится перетянуть соперника за контрольную линию, нанесенную на полу в 3 метрах впереди от него.
3. Втяни в круг.
На площадке мелом наносят круг диаметром 80 см\ два игрока становятся на диаметрально противоположных сторонах круга, крепко взявшись за руки. По сигналу каждый старается втянуть в круг своего соперника. Втягивать в круг можно только руками.
Эстафеты на лыжах и санках на развитие выносливости, ловкости
Спуск с горы, стараясь на склоне не сбить ворота, составленные
шалашиком из лыжных палок.
Скольжение на одной лыже (вторая нога согнута и приподнята),
отталкиваясь обеими палками.
Приложение 7
Спортивные конкурсы на развитие быстроты, меткости, прыгучести, гибкости
Приложение 8
Комплекс упражнений вводной части урока физической культуры
(с использованием усиленного двигательного режима)
Упражнения с предметами
I. С гимнастической палкой:
1. Стоя ноги врозь. Поставить палку на пол перед собой, придерживая сверху ладонью. Развести руки и затем успеть удержать палку от падения, легко схватив ее обеими руками.
Усложнения: хлопнуть в ладони перед собой и удержать палку; то же, но хлопок над головой; то же, но удерживать палку от падения одной рукой заданным способом.
2. Узкая стойка ноги врозь (на ширине ступни), палка вертикально на полу, придерживать ее сверху ладонью одной руки. Отняв руку, быстро повернуться кругом и удержать палку от падения. То же в другую сторону.
В парах:
5. Стоя лицом друг к другу, ноги шире плеч, правая рука вперед-вниз, левая рука - вперед-вверх, хват за палку, расположенную вертикально между партнерами. Первый, нажимая правой рукой влево, а левой-право «выкручивает» палку из рук второго, который умеренно сопротивляется. Смена ролей.
II. С малым мячом:
III. Упражнения без предметов.
Приложение 9
Подвижные игры для младших школьников
1. «Охотники и утки»
На площадке чертится круг диаметром 6-10 метров. Играющие делятся на две команды: «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам. «Утки» произвольно располагаются в середине круга. У одного из «охотников» в руках мяч. «Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Запятнанная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями.
2. «День и ночь»
Поперек площадки, посредине, проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 - 1,5 м. Одна от другой. По обе стороны от них в 10-15 м. Параллельно им проводится линии «домов», «дня» и «ночи». Играющие делятся на две команды и выстраиваются у своих средних линий. Команды поворачиваются лицом к своим «домам», то есть спиной друг к другу. Одна команда по жребию - «день», другая - «ночь». Руководитель внезапно подает команду: «День!» после этого сигнала игроки команды «ночь» убегает в свой «дом», а игроки команды «день» стараются их догнать и запятнать. Число запятнанных записывается. После этого руководитель снова подает команду: «День!» или «Ночь!», стараясь строго не чередовать названия, чтобы они были неожиданными для играющих.
3. «Пустое место»
Игра для детей любого возраста. Выбирается водящий. Все играющие становятся в круг не более чем на полшага один от другого, и держат руки спиной. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо касанием рук или плеча. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону по кругу, а вызванный - в обратную сторону также по кругу.
Встретившись на пути, играющие здороваются (подают друг другу руки, кланяются, приседают и так далее) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять пустое место. Водит тот, кто успел занять освободившееся место.
Тигрёнок на подсолнухе
Агния Барто. Сережа учит уроки
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Как нарисовать зайчика
А теперь — мультфильм