XХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный. Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации.
Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
Цель работы: изучение особенностей общения подростков в социальных сетях и создание рекомендаций по данной проблеме для школьников.
Объект: общение подростков - пользователей социальных сетей в Интернете.
Предмет исследования: особенности общения подростков- пользователей социальных сетей в Интернете.
Гипотеза исследования: предполагается что, потребность в общении является одним из основных мотивов посещения подростками социальных сетей.
Задачи:
Методы исследования: анализ источников информации по данной проблеме, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Выводы, полученные в ходе работы:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_raboty.docx | 36.35 КБ |
prezentaciya_k_rabote.pptx | 658.71 КБ |
Особенности общения подростков в социальных сетях
Лаптандер Анна Олеговна
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Панаевск
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
8б класс
Описание работы
Глава I. Теоретические основы проблемы общения подростков.
1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности.
Социальные сети [Social Networks] - применительно к Интернету это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система друзей и групп.
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. Со временем в социальной сети в качестве ее узлов стали рассматривать не только людей, как представителей социума, но и любых других объектов, которые могут иметь социальные связи, например: города, страны, фирмы, сайты, их ресурсы и т.п.
К наиболее популярным социальным сетям в настоящее время относят следующие (Иллюстрация I).
Содержание и формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны. Важное место в нем занимает художественное творчество. В 2006 году 39% 12-17-летних "сетевых" американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы, видео и т. п., каждый четвертый включал найденный им онлайновый контент в собственное творчество. Однако главная функция Интернета - свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным.
Вывод: социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.
1.2. Особенности виртуального общения подростков.
Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами. Современная Интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Ярко прослеживаются именно подростковые черты в том, как осуществляется самопрезентация подростков в Интернете. Она более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с тем, что представляет собой подросток на самом деле. Этот факт является закономерностью нормативного развития в этом возрасте, следствием пока еще не сформировавшейся личности подростка, его особого отношения к миру, потребностью во взрослости, которая может и в реальной жизни проявляться в эпатаже, а в виртуальной и анонимной Интернет-среде - тем более. Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реального образа, создается подростком для того, чтобы получить новый опыт, и обусловлена его стремлением испытать нечто ранее не испытанное, поиском себя.
Говоря о гранях социальных сетей, подросток видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов "Вконтакте", "Одноклассники" и других социальных сетей); возможность отличаться от всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр).
Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился. Изначально эмограммы (термин, рожденный Интернет-средой) обозначались при помощи букв и знаков препинаний:
:-) Основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете.
;-) Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает «Не бейте меня за то, что я только что сказал».
:-( Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо.
:* Поцелуй
В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.
Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта - на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте.
Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
Вывод: мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:
Глава II. Экспериментальное исследование
по выявлению мотивов посещения подростками социальных сетей.
2.1. Характеристика базы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в марте 2013 года в 8 классах. В исследовании приняло участие 26 человек.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди учащихся 8-х классов МКУОШИ «Панаевская школа- интернат среднего (полного) общего образования». (Иллюстрация II)
В результате анкетирования мы выяснили, что большинство учащихся 8-х классов зарегистрированы в социальных сетях (92% из числа опрошенных), не зарегистрированы всего 2 человека (8%) (Иллюстрация III).
Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:
Причем многие из опрошенных подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях.
Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 16 учащихся – 67%). 5 учащихся (21% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 1 учащийся (4%) делает через социальную сеть заказы. 2 человека (8%) ответили, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.
Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 2 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в он-лайн более 5 часов в день (8%), полдня (4%), почти весь день, если есть деньги на телефоне (25%) и на сколько хватит сил (4%).
Потребность в общении с себе подобными – одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Для определения уровня потребности в общении среди учащихся 8-х классов мы провели тест - методику изучения потребности в общении О.П.Елисеева
( Иллюстрация IV)
Результаты тестирования определились следующим образом:
Сопоставив результаты тестирования по методике изучения потребности в общении с данными, полученными из анкет учащихся, мы выявили следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении.
Заключение
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Можно выделить несколько путей решения данной проблемы: ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.
Мы разработали памятку, которая поможет учащимся правильному общению в Интернете (буклет).
Литература
Слайд 1
МКУОШИ « Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования » Научно-исследовательская работа “Особенности общения подростков в социальных сетях ” Автор: Лаптандер Анна, 8б класс Вперёд Особенности общения подростков в социальных сетяхСлайд 2
Гипотеза : п редполагается, что потребность в общении является одним из основных мотивов посещения подростками социальных сетей Особенности общения подростков в социальных сетях
Слайд 3
Цель исследования : изучение особенностей общения подростков в социальных сетя х и создание рекомендаций по данной проблеме для школьников Особенности общения подростков в социальных сетях
Слайд 4
Задачи исследования : Изучить источники информации по данной теме (психолого-педагогическую литературу, интернет-ресурсы ); Изучить мнение учащихся о социальных сетях; Определить мотивы общения подростков в социальных сетях; Разработать рекомендации по данной проблеме. Особенности общения подростков в социальных сетях
Слайд 5
Объект исследования : общение подростков в социальных сетя х Особенности общения подростков в социальных сетях
Слайд 6
Предмет исследования : особенности общения подростков-пользователей социальных сетей в Интернете Особенности общения подростков в социальных сетях
Слайд 7
Для справки Социальные сети ( Social Networks) – п рименительно к Интернету виртуальная с еть, являющаяся средством обеспечения с ервисов, связанных с установлением с вязей между его пользователями. Т ермин «социальная сеть» был введен в 1954 г оду социологом из Манчестера Джеймсом Барнсом. Вперёд Особенности общения подростков в социальных сетях
Слайд 8
Популярные социальные сети
Слайд 9
Вперёд Назад :) - радость :) - радость :( - грусть ;) – Шутка ;( - досада ;( - досада ;) – Шутка :( - грусть :) - радость :( - грусть ;( - досада ;) – Шутка :) - радость ;) – Шутка ;( - досада Невербальные средства общения в социальных сетях: эммограммы , смайлики
Слайд 10
Назад Мотивы общения в социальных сетях Психологические Потребность в общении Место развлечения Интернет - как единственное средство общения Социально - психологические Неудовлетворённость самим собой Создание себе виртуального образа
Слайд 11
Результаты анкетирования
Слайд 15
Результаты тестирования по методике изучения потребности в общении учащихся 8-х классов
Слайд 16
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: Гипотеза подтвердилась: у большинства учащихся 8-х классов, участвовавших в исследовании, основным мотивом посещения социальных сетей является потребность в общении. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми . Нами разработана памятка «Правила Интернет-этикета для подростков» Заключение
Слайд 17
Спасибо з а внимание! Особенности общения подростков в социальных сетях
Пейзаж
И тут появился изобретатель
Где спят снеговики?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое