Работа посвящена роли глагола в русском языке. Автор рассматривает использование данной части речи в текстах трех родов литературы: эпосе, лирике и драме.
Вложение | Размер |
---|---|
vsya_sila_russkogo_glagola.doc | 157 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»
Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону
__________________________________________________________________
Вся сила русского глагола
Исследовательская работа по русскому языку
Жмурина Екатерина Сергеевна,
9 класс
Красильникова Наталья Валентиновна,
учитель русского языка
Ростов-на-Дону
2012
Содержание
стр. | |
Введение | 3-4 |
Часть 1. Основные сведения о глаголе | 5-9 |
Часть 2. Употребление глаголов в художествен-ной литературе Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении (на примере рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника») | 10-13 |
Глава 2. Употребление глаголов в драмати-ческом произведении (на примере пьесы АП.Че-хова «Чайка») | 14-15 |
Глава 3. Употребление глаголов в лирике | 16-20 |
Часть 3. Использование глаголов в творческих работах на уроках русского языка | 21-22 |
Заключение | 23-24 |
Список литературы | 25 |
Введение
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».
Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:
«Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» (А.Н.Толстой).
«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю.Бондарев).
Свою исследовательскую работу я решила посвятить роли глагола в художественной литературе, а также доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных.
Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи.
Объектом исследования являются свойства русского глагола; предметом исследования – художественные тексты (рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»; пьеса А.П.Чехова «Три сестры»; стихотворения А.Плещеева, Ф.Тютчева, А.Майкова, а также тексты, составленные обучающимися школы).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать художественные тексты (эпического, лирического и драматического жанров), выявляя особенности употребления в них глаголов.
2. проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.
Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:
- изучение литературы о глаголе;
- опрос обучающихся нашей школы;
- анализ текстов.
Данная работа поможет обучающимся ближе познакомиться с такой частью речи, как глагол, а учителям – использовать материал работы (примеры) на уроках русского языка.
Моя работа состоит из двух частей:
1 часть – анализ использования глаголов в русской литературе. В своей работе я решила попробовать ответить на вопрос: какую роль играет глагол в русской литературе. Для анализа я выбрала тексты, представляющие три рода литературы: эпос, лирику и драму.
2 часть – анализ использования глаголов в текстах, составленных учащимися школах на уроках.
I. Употребление глаголов в художественной литературе
Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении
(на примере рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»)
В нашей школе уже два года существует Чеховский клуб «Классика» - клуб, который объединяет любителей творчества Антона Павловича. Кроме того, мне посчастливилось сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Русское танго», поставленном учителем литературы Зубовой Н.Н.
Именно поэтому для анализа эпического произведения я выбрала небольшой юмористический рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», изданный в «Осколках» в 1883 году с подзаголовком «Случай».
Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.
В рассказе встречается 129 существительных, многие из которых повторяются неоднократно. Это фамилия главного героя – Червяков, слово «генерал», «письмо» и пр.; всего 12 прилагательных и 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия). Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.
Глаголы используются в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшую стилистическую функцию глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям – проиллюстрируем примером:
Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! (в одном предложении встретилось 5 глаголов).
Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. При этом нередко вместо перечисления ряда действий, не имеющих принципиально важного художественного значения, называется одно действие, обозначенное необычным глаголом, отражающим, как в фокусе, сразу несколько движений героя, его реакцию, впечатления и т.д., представленных в обобщенном виде. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:
— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он…
Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.
Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.
Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:
Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.
Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!
Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:
Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться.
Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.
Анализируя эти глаголы, можно сделать вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:
Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал, что Червяков над ним просто смеется.
Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…
А далее идет предложение – авторское отступление – где писатель использует глаголы в настоящем времени, тем самым мы понимаем, что он как бы отрывается от событий и разговаривает с нами, читателями:
В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!
Глава 2. Употребление глаголов в драматическом произведении
(на примере пьесы АП.Чехова «Чайка»)
Для анализа драматического произведения я обратилась к знаменитой пьесе А.П.Чехова «Чайка».
«Чайка» - это пьеса о любви, любви к искусству, любви к людям, любви к жизни. Я проанализировала первое действие пьесы, в котором встречается 635 глаголов.
Как мы знаем, основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии. Именно поэтому в пьесе так много глаголов настоящего времени: ходит, не понимаю, живется, получаю, ношу и пр.:
Треплев (обрывая у цветка лепестки). Любит - не любит, любит - не любит, любит - не любит. (Смеется.) Видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода.
Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.
В пьесе есть реплики героев, состоящие только из глаголов, т.е. в драматическом тексте распространены односоставные предложения: не хочется, пойдемте, слушаю, скучает, ревнует и пр.
Так как перед нами разговоры героев, то большое место отводится глаголам повелительного наклонения (в эпических произведениях господствует изъявительное наклонение): говорите, увольте, наденьте, позвольте, пойдемте и пр.
Как и в эпическом произведении, здесь также можно выделить такую функцию глагола, как придание динамизма описаниям:
Треплев. Я люблю мать, сильно люблю; но она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом, имя ее постоянно треплют в газетах, - и это меня утомляет.
«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».
А.М.Пешковский
Глава 3. Употребление глаголов в лирике
Анализируя роль глаголов в прозаических произведениях, я стала задумываться о том, а какое место отводится глаголам в поэзии? Какое время и наклонение глаголов господствует в лирике? Подчиняется ли глагол таким же правилам, как в прозе?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решила проанализировать стихотворения на одну тему разных поэтов.
Так как моим любимым временем года является весна, и премьера нашего чеховского спектакля была именно весной, то я выбрала три стихотворения, посвященных весне: Федора Тютчева, Аполлона Майкова и Алексея Плещеева.
Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
В стихотворении поэт использует 14 глаголов. Все глаголы можно распределить по значению:
Глагол движения, | Глагол | Глагол | Глагол | Глагол |
бегут (2), выслала (1) идет (4), будят (1) толпится (1) | шумят (1), гласят (2) | блещут (1) белеет (1) | - | - |
Как мы видим из таблицы больше всего в стихотворении глаголов движения. Но мы не только видим приход весны, мы ее слышим благодаря глаголам звучания: шумят и гласят. Функцию цвета обычно передают прилагательные, но и здесь Тютчев мастерски использует глаголы цвета: блещут, белеет.
Среди 14 глаголов только один глагол употреблен в прошедшем времени, остальные – глаголы настоящего времени.
Если внимательно прочитать стихотворение, то мы увидим, что приход весны, описанный Тютчевым, сочетает в себе статику и динамику.
В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет. В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В последующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.
Второе стихотворение, к которому я обратилась, стало стихотворение А.Майкова:
Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
В стихотворении 5 глаголов:
Глагол движения, | Глагол | Глагол | Глагол | Глагол |
выставляется, ворвался, сыплет, повеяло | - | - | хочется | - |
Здесь, как и в предыдущем стихотворении, преобладают глаголы движения, и пусть глаголов не так много, они все равно придают особую выразительность стихотворению
В стихотворении воспевается приход весны, того времени, когда уже тепло («выставляется первая рама»), ярко светит солнце («даль голубая видна») и «хочется в поле», где царствует весна, рассыпая свои цветы. Ощущение радости жизни, свободы, кипения жизненных сил передано так ярко, что кажется, будто все это ты испытал или испытываешь сам.
Являясь поэтическим шедевром как по форме, так и по содержанию, это стихотворение примечательно и с чисто лингвистической стороны, со стороны употребления в нем глагольных времен. Начинается оно строкой, в которой глагол имеет форму настоящего времени, обозначая действие обычное, повторяющееся из года в год (выставляется первая рама). Во второй строке глагол дан уже в форме прошедшего времени совершенного вида (шум ворвался). Но самое поразительное, оказывается в том, что это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (шум ворвался в тот момент, когда выставляется первая рама). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени (шум врывается в тот момент, когда выставляется рама).
Эта возможность сопряжения разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств видо-временной системы русского глагола, которым активно пользуются художники слова.
Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:
в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;
во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь;
в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла, который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.
Глагол движения, | Глагол | Глагол | Глагол | Глагол |
летит, принесла | прощебечь, спой | зеленеет, блестит | - | - |
Это стихотворение интересно тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.
Выразительные возможности глагола значительно увеличивают его образное переосмысление. Многие исследователи подчеркивают, что эстетическую функцию глагола определяют широкие возможности его метафоризации. А.М. Пешковский писал, что глагол более чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении: шум ворвался, воды гласят, весна идет, хоровод дней толпится и пр.
Анализируя эти стихотворения, мы также можем выделить одну из важнейших глагольных функций, которая встречалась и в эпическом и в драматическом произведениях, – придание описаниям динамизма:
Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался…
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Но говорить об описании весны и о роли глаголов при этом описании было бы неправильно, не упомянув о том, что в поэзии можно что-либо описать, вообще не употребляя глаголов. Таким образом, лирика – род литературы, который может обходиться и без глаголов. Ярким примером может послужить стихотворение А.Майкова
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
III. Использование глаголов в творческих работах
на уроках русского языка
Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Дождь идёт — простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть.
Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решила провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях.
Вот, что у них получилось:
Дождь. Когда на улице крохотные капли собираются в глубокие лужи по колено, все говорят, что идет дождь. Но почему он именно идет? Не летит, не бежит и не льет, а именно идет? Может, люди считают, что дождь с живой душой? Поэтому он и ходит по миру…
Чекмарева Маргарита, 9 класс
Тяжелые капли падают с неба, которое покрывается серой пеленой… На улице становится грязно и образуются могучие реки. На окнах текут слезы. Все темнеет, и утро становится похожим на ночь…
Багдасарян Нарина, 7 класс
В исследовании приняло участие 54 обучающихся 7-10 классов.
В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.
Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.
Всего в работах встретилось 272 глагола (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных – 533).
При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (248): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (24): хочется спать, становится и пр.
Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5,8; существительных – 11.
Употребление глаголов в творческих работах
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова». Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.
Закончить работу я бы хотела словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
Список литературы
1. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.
2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – Спб.: «КомКнига», 2005. – 408 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 442 с.
4. Диденко С. Кое-что о глаголах. – Спб.1998.
5. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.
6. Просто и занимательно о русском языке / И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.
7. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008. – 464 с.
Учимся ткать миленький коврик
Мать-и-мачеха
Зимняя сказка
Сказка об осеннем ветре
Басня "Две подруги"