Проект по русскому языку (выступление, презентация, "Словарь устаревших слов в сказках А.С.Пушкина")
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova.zip | 2.98 МБ |
Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина
Выполнили ученики 3-б класса
МБОУ СОШ №101 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Нижнего Новгорода:
Гагаринова Анастасия
Козлова Светлана
Милова Галина
Мирошниченко Ольга
Пергаев Егор
Цай Полина
Штиллер Ника
Руководитель:
Никифорова Татьяна Юрьевна
2012-2013 уч.г.
Защита.
На уроках литературы и русского языка мы часто встречаемся со словами, значение которых нам не понятно. Например: аршин, удел, око. Мы не пользуемся этими словами для общения с друзьями, родителями. Нас заинтересовало, что это за слова, что обозначают и почему сегодня они не используются. (Слайд 1)От учителя мы узнали, что интересующие нас слова называют устаревшими. Мы предположили, что эти слова употреблялись в прошлом.
(Слайд 2)Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи нашей работы.
Нам стало интересно, только мы не знаем, что такое устаревшие слова, и с этим вопросом мы обратились к учащимся 3-х, а так же 4-а и 4-в классов.(Слайд 3) Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят, затрудняется в определении этого понятия. Мы решили узнать подробнее об устаревших словах и познакомить остальных этим.
Для определения понятия устаревшие слова мы обратились к учебникам русского языка, словарю, в интернет. Для себя мы дали такое определение: устаревшие слова – это слова, которые ушли из активного употребления, например, лучина, око.(Слайд 4)
Кроме этого мы узнали, что устаревшие слова можно разделить на две группы. (Слайд 5) Архаизмы – слова называющие, хорошо знакомые нам предметы, по-старинному. Мы давно используем вместо этих слов слова-синонимы. Это хорошо можно проследить на названии частей тела человека. Давайте попробуем заменить архаизмы привычными для нас словами. (Слайд 6) Историзмы – слова ушли из употребления, потому что предметы, названные словами, исчезли из жизни.
Где же мы можем узнать значение устаревших слов? Это вопрос мы тоже задали ребятам. ( Слайд 7)Как видим, большинство из них обратилось бы к словарю. Какие словари могут помочь? Толковый, словарь крылатых выражений, фразеологический словарь.
Как архаизмы, так и историзмы теперь мы можем встретить в исторических произведениях, сказках, рассказах и т.д. Они помогают нам лучше представить то время, о котором хотел рассказать автор. (Слайд 8) Мы реши перечитать сказки А.С.Пушкина, найти в них устаревшие слова и составить словарь.
Мы представим лишь некоторые из слов, остальные вы можете увидеть в словаре. (Слайд 9, 10, 11, 12) Все устаревшие слова мы разделили на группы: люди, дом, одежда и прочее, дали им определения с помощью толкового словаря. Некоторые проиллюстрировали, чтобы лучше представить. Сложнее всего было представить названные предметы одежды и дома, строения.
Поняв значения устаревших слов, мы лучше смогли представить время в которое писал А.С.Пушкин.
А сейчас мы предлагаем вам выполнить задание, чтобы увидеть, как вы поняли то, о чем мы рассказали. (Слайд 13) Перед вами два столбика слов, вам нужно к словам первого столбика подобрать синонимы из второго. Ко всем словам подобрали? Почему? Слово кулак осталось, и мы можем объяснить одно его значение, однако это слово является и историзмом, т.к. в прошлом веке кулаком называли зажиточного крестьянина, использующего труд наемных работников.
Итак, в ходе нашей работы мы выяснили, что слова живут своей жизнью. Они рождаются, живут и уходят из повседневного общения. Устаревшие слова используют писатели для того, чтобы показать особенности того времени, о котором идет речь в произведении, в этом мы убедились на примере сказок А.С.Пушкина. Таким образом, устаревшие слова действительно помогают приоткрыть дверь в прошлое.
Ребята и утята
Астрономический календарь. Май, 2019
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Музыка космоса