Наша планета Земля начинается на школьном дворе! Экология школьного двора зависит от экологии микрорайона школы. Надо провести исследование состояния природы микрорайона и начать действовать!
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий продукт обучающихся 5 "А" класса. | 44.49 КБ |
Фотоприложение к проекту "Экологический паспорт школьного двора" | 1.81 МБ |
Содержание
1. Введение | 2 |
2. Актуальность темы | 2 |
3. Цели и задачи проекта | 3 |
4. Методика исследования | 3 |
5. Теоретическая часть | 3 |
6. Практическая часть | 4 |
7. Практическая значимость проекта | 13 |
8. Заключение | 14 |
9. Приложения. | 15 |
1. Введение.
Таганрог относится к промышленно развитым муниципальным образованиям с крупными предприятиями металлургического, авиационного, машиностроительного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов. Всего на территории города работают 37 промышленных предприятий и 4300 предприятий малого бизнеса. Снижение негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического развития нашего города является одной из важнейших задач, стоящей перед органами местного самоуправления.
2. Актуальность проекта
В настоящее время вопросам экологии во всем мире придается большое значение. Создаются международная научно-образовательная программа, единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Но не у всех сформировано правильное экологическое сознание и экологическое поведение. Человеческое общество может жить и развиваться только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать законы природы и её реакцию на вмешательство человека.
Проблема заключается в том, что многие жители нашего города считают, что решать задачи по охране окружающей среды должно руководство города, а не каждый горожанин. В настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – класса, двора, улицы, пришкольного участка, вносить свой посильный вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Поэтому в рамках проектной деятельности в нашей школе, мы решили оценить экологическую ситуацию микрорайона школы и составить экологический паспорт школы.
3. Цели и задачи проекта.
Цели проекта в 2012 -2013 учебном году
1. Формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
2. Воспитание сопереживания к природе.
3. Активность в решении экологических проблем.
Задачи в 2012 -2013 учебном году
1. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположена МОБУ СОШ № 26..
2. Оценить состояние территории МОБУ СОШ № 26 и прилегающей территории.
3. Ознакомиться с природоохранной структурой и координационным экологическим центром г.Таганрога.
4. Привлечь внимание населения к проблеме экологического воспитания.
3. С целью формирования у школьников и населения общественного сознания в бережном отношении к природе, создать экологический центр в МОБУ СОШ № 26.
4. Методика исследования.
1.Определение местоположения территории школы по космическим снимкам.
2. Исследование загрязнения воздуха по статистическим данным.
5. Теоретическая часть
Для документального описания эколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории, территории производственных комплексов и хозяйственных объектов служит экологическая аттестация и паспортизация. Экологический паспорт разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и анализа вклада различных производственных процессов в общую природоёмкость. Экологический паспорт дает возможность осуществления экологической аттестации того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории. Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователя началась в России с 1991 года. В 1995 года был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельскохозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения». Основная цель работы - создать систему школьного мониторинга и оценить экологическую комфортность пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий. Для достижения этой цели мы разработаем структуру экологического паспорта школы в результате выявления основных направлений работы.
6. Практическая часть.
Для составления экологического паспорта школьного двора необходимо провести оценку экологического состояния микрорайона, в котором расположена МОБУ СОШ № 26.
На снимке из космоса двор МОБУ СОШ № 26 выглядит огромной трапецией, окружённой с запада трамвайной линией и автомагистралью – ул. Большой проспект. На северо-востоке раскинулся крупный ОАО завод «Красный Гидропресс». На востоке и юге – дома частного сектора. Это основные источники загрязнения окружающей среды, в которой расположена территория школьного двора.
Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойти нарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде. Школьники большую часть времени проводят на занятиях в здании школы или на территории школьного двора. Поэтому их организм подвержен негативному влиянию со стороны высоковольтных трамвайных линий, создающих электромагнитное поле, выхлопных газов автотранспорта, шумовому загрязнению.
Наша оценка состояния окружающей среды микрорайона школы.
Часы загруженности автомобильной дороги и трамвайной линии приходятся на время образовательного процесса в школе, поэтому опасное воздействие углекислого газа и шума транспорта на организм учащихся, учителей и сотрудников происходит каждодневно:
Не имея специальных приборов для определения уровня всех перечисленных видов загрязнения, для получения точной информации о методах диагностики загрязнения окружающей среды , мы обратились в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г.Таганрога Специалист I категории Ельникова Елена Николаевна рассказала, где находятся в г.Таганроге лаборатория по диагностике уровня загрязнения воздуха (перекрёсток ул. Александровская – пер. Гоголевский). Лаборатория находится в центре города, а для проведения забора воздуха для исследования, специалисты выезжают в отдельные микрорайоны. В порту находится гидрометеорологическая станция, которая не только составляет прогноз погоды, но и исследует состояние воздуха г.Таганрога (ул. Шевченко, 143), заведующий лабораторией Денисенко Олег Викторович.
В отделе охраны окружающей среды мы получили ежегодно издаваемый сборник «О состоянии окружающей среды г.Таганрога в 2011 г.». и информационный сборник исследовательских работ по экологии учащихся школ г.Таганрога «Экоэрудит», в котором можем опубликовать свой проект .
Изучив отчёт Администрации города, мы пришли к выводу, что ОАО завод «Красный Гидропресс» не входит в список предприятий, наносящих экологический ущерб нашему микрорайону и городу. Значит, не нарушает экологическое равновесие школьного двора.
Загрязнение – это чрезмерное количество отходов, содержащих вредные и ядовитые вещества, которые выбрасываются в окружающую среду – в воздух, почву, воду. Загрязнение – обычно дело рук людей. Территория нашего школьного двора находится в хорошем состоянии. Старые деревья спилены, своевременно высаживаются молодые. На деревьях мы развешиваем кормушки и скворечники для того, чтобы создать комфортные условия нашим меньшим братьям – птицам. Но территория стадиона подвержена интенсивному загрязнению: гуляющие дети бросают мусор различного рода.
Перед школой местные жители регулярно оставляют бытовой мусор, не заботясь об эстетическом виде своей улицы и прилегающей к школе территории, в которой учились и учатся их дети и внуки. Такими действиями не воспитывается бережное отношение к природе и не прививается экологическая культура.Это свидетельствует о низкой экологической культуре и экологическом воспитании жителей и нашей молодёжи.
Проблема. Можем ли мы повлиять на изменение экологической ситуации микрорайона?
Ответ: мы не можем уменьшить количество автомобилей, трамваев, убрать высоковольтные линии и т.д. Но мы можем уменьшить количество выбрасываемого безотчётно мусора, регулировать пользование сотовыми телефонами, оберегать братьев наших младших, ухаживать за насаждениями.
Как это сделать? Необходимо вести целенаправленную работу по экологическому образованию.
Для определения общественного мнения об актуальности экологического образования и необходимости экологического воспитания, мы провели анкетирование среди учащихся 2-6 классов
На основе результатов анкетирования, мы пришли к выводу, что в нашей школе необходимо создать экологический центр, функции которого будут заключаться в ликвидации экологической безграмотности и воспитании экологической культуры не только учащихся нашей школы, но и населения нашего микрорайона.
В основе деятельности экологического центра предлагаем использовать План по проведению в 2013 году в городе Таганроге мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды в Российской Федерации (www.tagancity.ru) .
Экологический центр назовём «Экологический экспресс». Значение слова «экспресс» по Ожегову: «Экспресс – это поезд или автобус, судно, идущие с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах». Вагончиками экспресса будут экологические микроцентры, организованные в каждом классе. Экспресс будет реализовать план мероприятий, а остановками для него будут различные экологические мероприятия. Чтобы было понятно назначение и деятельность экологического центра, мы изготовили буклет для каждого класса.
Программа деятельности «Экологический экспресс» будет реализовываться в летнем пришкольном лагере. Для интересной жизни летом мы подготовили образцы для работы:
В результате подготовки проекта, наш класс осуществил несколько экологических акций как по инициативе ДОО «СКИФ»:
так и по собственной инициативе:
Мы принимали активное участие в работе детского объединения «Эко-мир» ДДО «СКИФ». Завершился сезон мероприятий 2012-2013 учебного года познавательно-развлекательной игрой «Эко-класс».
Наш класс занял первое место в этой игре. Кроме того, были объявлены результаты по всем акциям – у нас немало наград! Наш огромный вклад оценён по - достоинству.
Перспективный план действий экоцентра «Экологический экспресс»
Практическая значимость проекта
Ожидаемый результат
1. Разработка экологического паспорта школы, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить экологическую ситуацию в школе и её микрорайоне.
2. Привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проблемами сформирует у них правильное отношение к индивидуальному здоровью, к здоровому образу жизни, к экологическому состоянию окружающей среды.
Заключение
Эта работа над социальным проектом носит прикладной характер, требует хороших теоретических знаний и может принести реальную пользу. Работа по составлению экологического паспорта длительная и кропотливая. Составление экологического паспорта школы позволило нам обобщить уже имеющиеся данные экспериментов по экологической оценке ситуации микрорайона школы и составить план дальнейшей работы.
К работе над социальным проектом необходимо привлечь старшеклассников, которые углубленно занимаются естественнонаучными дисциплинами, что станет для них хорошей школой применения теоретических знаний. Работа будет продолжаться. С ней ознакомлены родители на родительском собрании класса.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Весёлая кукушка
Мастер-класс "Корзиночка"
Какая бывает зима
Свадьба в Малиновке