Работа посвящена истории мотовилихинского завода и его вкладу в победу в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
levchenkov_maksim_mbou_sosh_6.doc | 471.5 КБ |
Пермь-город оружия.
Авторы: Левченков М.
10 Б класса МБОУ »СОШ№6» г Пермь
Руководитель Половникова Анна Юрьевна
e-mail polovnikovaay@mail.ru
История завода
Судьба Мотовилихи неразрывно связана с производством и конструированием пушек. В 1736 г., был заложен медеплавильный завод, точно такой же, какой дал начало городу Перми. В 1863 г. Мотовилихинский медеплавильный завод был закрыт. Но, на его месте в том же году состоялась закладка двух специализированных военных заводов: Чугунно-пушечного и Сталепушечного. Строительству военных заводов способствовало поражение в Крымской войне (1853-1855 гг.). В ходе Крымской войны противники России – англичане и французы применили новые военные разработки: нарезное стальное оружие (пушки и винтовки) и броненосные корабли.
Для организации производства стальных пушек в Мотовилиху прибыл из Златоуста горный инженер Н.В. Воронцов. Он сумел организовать строительство нового завода, и уже через год – в сентябре 1864 г. , прошли испытания первых стальных орудий 12 фунтового калибра (стальные пушки могли стрелять ядрами примерно 6 кг). Пушки выдержали испытания в 4000 выстрелов и были отправлены в Санкт-Петербург. В Петербурге пушки были еще раз испытаны и признаны хорошими. Артиллерийское управление заказало Мотовилихинскому заводу изготовление 76 4-х фунтовых пушек. Стальные пушки заряжались уже с казенной части, а не с дула, как чугунные.
Проигранная русско-японская война (1904-1905 гг.) показала слабость военных сил России. Во время войны потребовались сотни пушек и тысячи снарядов. Государственный завод в Мотовилихе составил смету в 1.3 млн. рублей для увеличения мощности завода, но правительство дало чуть больше половины необходимых средств. Эта война показала необходимость развития собственной военно-промышленной базы. Мотовилиха начала получать крупные заказы на изготовление артиллерии и снарядов.
В начале XX века Мотовилихинский пушечный завод выпускал ежегодно до 200 орудий и до 300 черновых орудий. Перед первой мировой войной на заводе выпускалось до 150 тысяч различных снарядов . Уже в 1914 г. ежемесячно в Мотоволихе выпускалось 50 трехдюймовых орудий, несколько десятков 152 мм полевых гаубиц и до 10 тысяч снарядов. В итоге более 30% трехдюймовых пушек и около 70% шестидюймовых гаубиц для российской армии производилось в Мотовилихе . Эти же пушки стреляли по русским-белым и русским-красным в ходе Гражданской войны.
В первые годы советской власти завод в основном выпускал мирную продукцию (драги, оборудование для гидроэлектростанций и др.). Но, пушки все же производились. Секретарь Пермского окружкома в 1930 г. писал Сталину о необходимости превращения Мотовилихи в «советский Крупп» и создании «гигантского военного комплекса во главе с Мотовилихой». Секретарь предлагал сделать мотовилихинский завод основной базой по производству пушек и танков. По плану первой пятилетки завод должен был произвести 1700 орудий и 350 танков, пермское начальство предлагало увеличить производство до 3500 пушек и 1000 танков. Для этого необходимо было увеличение капитальных вложений до 80 млн. рублей и создание собственного конструкторского бюро. В 1930-е годы завод выпускал образцы пушек, разработанных конструкторским бюро Военно-арсенального треста (Москва) – например, 76,2 мм полковая пушка образца 1927 г.
В1931 г. в Мотовилиху был направлен талантливый военный инженер Ф.Ф. Петров. Под его руководством в 1937 г. была разработана 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 (индекс М или МЛ значил – «Мотовилиха»), которая прекрасно показала себя в годы Великой Отечественной войны, и именно из такой пушки был произведен первый выстрел по территории Германии в августе 1944 г
ОРУЖИЕ МОТОВИЛИНХОСКОГО ЗАВОДА ВО ВРЕМЯ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Мл-20
В 1934 году на вооружении Красной Армии состояла 152-мм гаубица, у которой было ряд недостатков . Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку. И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе .Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов был слишком мал .В 1935-1936 годах группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62. По непонятным причинам Артиллерийское управление приказало прекратить проект. Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс завода, от названия Мотовилиха — деревня вблизи Перми, где расположен завод). Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое. Верхние станки у МЛ-20 литые, как и у обр. 1934 г. Верхний станок МЛ-15 клепаный , совершенно другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции.
Су-152
СУ-152 — тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Постройка первого прототипа СУ-152 под названием Объект 236 (также КВ-14 или СУ-14) была закончена на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) 24 января 1943 года, со следующего месяца начался серийный её выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152
ИСу-152
(САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины. всего была построена 671 самоходно-артиллерийская установка этого типа.) Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи . Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenöffner» (открыватель консервных банок).
С весны 1944 года тяжелые самоходно-артиллерийские полки СУ-152 перевооружались установками ИСУ-152. Их переводили на новые штаты и всем присваивали звание гвардейских. Всего до конца войны было сформировано 56 таких полков, в каждом имелась 21 машина ИСУ-152.
Современное вооружение.
Продукция завода Мотовилиха известна не только на территории России, но также и за рубежом. Мотовилиха – это достаточно крупное промышленное предприятие. Сперва завод весьма долго специализировался на выпуске техники для оборонной промышленности. Его основной продукцией были самые новые типы вооружения. Сегодня же завод Мотовилиха работает в таких направлениях, как оборудование для угледобывающей и нефтегазодобывающей промышленности, производство специальных марок сталей, дорожно-строительная техника, а также сантехнические изделия.
Кроме того, техника завода Мотовилиха зарекомендовала себя отлично в нефтедобывающей промышленности как простой в эксплуатации и надежной. Приоритетным направлением завода считается сегодня производство дорожной и строительной техники.
Автомобильные краны завода Мотовилиха также пользуются весьма хорошим спросом на рынке специальной техники. Еще в 1995 году завод начал выпускать 25-тонный кран «КС-5579», который и сегодня не имеет аналогов во всей России. Оригинальными в своем роде можно считать и экскаваторы-планировщики, которые производит Мотовилиха. Например, экскаватор-планировщик «ЗТМ-220» может похвастаться телескопической стрелой и полуповоротным ковшом объемом 0,5 м3. одно из ведущих мест среди товаров народного потребления занимают также сантехнические изделия завода Мотовилиха.
Репутация завода складывается из персональной ответственности каждого сотрудника, опыта и традиции абсолютно всего коллектива, которые складывались веками.
152-мм артиллерийское орудие 2А37 для САО 2С5 "Гиацинт-С"
2С5 «Гиацинт-С» — советская 152-мм самоходная пушка.
Главный конструктор — Г. С. Ефимов[2], дальнобойной 152-мм пушки 2А37 — Ю. Н. Калачников.
Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах,а также для разрушения фортификационных сооружений.
Неофициальное название, среди военнослужащих, возможно как оценка эффективности её огня — «Геноцид».
152-мм гаубица Д-20
152-мм пушка-гаубица Д-20 (Индекс ГРАУ — 52-П-546) — советская 152-мм буксируемая пушка-гаубица с ручным заряжанием. На западе впервые стала известна в 1955 году поэтому в странах блока НАТО имеет обозначение M1955.
120-мм самоходное орудие 2С31 "Вена"
2С31 «Вена» — российское 120-мм самоходное артиллерийское орудие на шасси БМП-3. Разработана в городе Перми на Мотовилихинских заводах.
Впервые представлена на выставке IDEX-97 в Арабских Эмиратах. Помимо IDEX-97, САО 2С31 демонстрировалось и на других выставках, в частности, на «Expo Ejercito-2006», «Eurosatory-2008», «Технологии в машиностроении — 2010».
2С31 «Вена» предназначена для подавления живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, бронированных целей, огневых средств и пунктов управления на расстоянии до 13 км, при этом способна автоматически корректировать свой огонь по результатам засечки разрывов, самостоятельно осуществлять разведку целей днём и ночью, вести прицельный огонь с закрытых позиций и прямой наводкой без предварительной подготовки огневой позиции.
Заключение
В первый год войны Мотовилиха была практически единственным поставщиком артиллерийских пружин, орудийных щитов, тонкой брони, листа для станин, авиационных штамповок, авиационного конструкторского листа, проката для производства танков, артиллерийских поковок, штамповок и фасонных отливок для других оборонных предприятий страны.
Урал принимал и размещал заводы, эвакуированные с запада России. Совместно с ними пермяки «с колес» налаживали выпуск пушек. К сентябрю 1942 года «Мотовилихинские заводы» увеличили объем производства артиллерийских систем в 8 раз!
Мотовилиха изготавливала пушки в количестве, составлявшем план пяти артиллерийских заводов. Всего за годы войны завод выпустил 48.600 мощных орудий - четверть всех артсистем Советской Армии. В массовое производство были внедрены пять из тридцати опытных образцов артиллерийских систем.
Большой вклад внесла Мотовилиха в создание и оснащение прославленного Уральского добровольческого танкового корпуса. В сражениях Орловско-Курской дуги прошли первые боевые испытания уральские самоходки, вооруженные мотовилихинскими пушками. Перед ними не устояла хваленая крупповская броня «тигров», «пантер» и «фердинандов».
Мотовилихинские пушки участвовали во всех войнах XIX и XX века, показав себя с наилучшей стороны. Конструкторское бюро завода приложило немало усилий для создания новых артсистем и их успешного внедрения в массовое производство.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Цветок или сорняк?
Снегири и коты
Круговорот воды в пакете
Сказка "Колосок"