Каждый человек должен знать и изучать свои права и обязанности. Изучать права необходимо начинать с раннего детства. Если ребёнок получит знания по праву, то более легко сможет орентироваться во взрослой жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_prava_i_obyazanosti_rebyonka.docx | 52.89 КБ |
Конкурс проектов «Гости из будущего»
«Права и обязанности ребёнка»
«Знать законы - значит защищать свои права»
Работа учащихся 4 «Д» класса Зайковой Яны, Гильмановой Наили, Узбековой Камиллы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 6» |
Руководитель: социальный педагог Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 6» Парулина Вера Юрьевна |
Когалым
2013г.
Содержание.
1. Введение ………………………………………………………………………… с. 3
2. Законы …….. ………….. ………………………………………………………. с. 4
3. Исследования ……………………………………………………………… …… с. 6
4. Заключение………………………………………………………………………. с. 7
5. Приложение 1.
6. Приложение 2.
7. Приложение 3.
8. Приложение 4.
9. Приложение 5.
10. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребёнок-
полноправный житель
нашей планеты, каждый ребёнок –
неповторимая личность, каждый
ребёнок – человек
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не должны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах... . В конце концов, людям удалось решить, Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
Тема, которую мы представляем, показалась нам интересной, потому что мы хотели знать, что у каждого человека есть права и обязанности и все их должны выполнять.
Основополагающий вопрос
Что такое право? Знаешь ли ты свои права?
Проблемные вопросы
Что люди обязаны делать и чего не должны делать в жизни?
Учебные вопросы
1. Когда была принята Конвенция?
2. Почему «Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей»?
3.Что такое Декларация о правах ребенка?
4. В чём особенности деклараций?
5.Что такое Всеобщая декларация прав человека?
6. Чем конвенция отличается от декларации?
7. Где прописаны эти законы?
Задачи исследования
1. собрать и обработать материал по правам ребёнка;
2. встретиться с начальником ОВД майором полиции Колотило Сергеем Григорьевичем и инспекторами ОДН Еремеевой Светланой Анатольевной, Ревняковой Евгенией Николаевной;
3. рассказать о значении прав в жизни человека;
4. познакомить одноклассников с результатами совместной работы
План исследования
- поиск информации для буклета и его издание;
ГЛАВА 1. Закон.
Вы, конечно же, не раз слышали слово закон. Что значит это слово? Мы решили изучить справочники, словари, энциклопедии. И вот что мы узнали:
ЗАКОН - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный основной закон нашей страны называется - Конституцией. [1]
Сергей Иванович Ожегов объясняет слово «Конституция».
КОНСТИТУЦИЯ – основной закон государства, по которому мы с вами живём. [1] Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд, и другие права. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе. [1]
ПРАВО – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе [1].
О правах человека записано в международных документах.
Права человека записаны во «Всеобщей Декларации прав человека», а провозгласила её главная организация на нашей планете - Организация Объединённых Наций (ООН) в 1948 году. Со дня принятия этой декларации прошло вот уже 64 года.
Права о защите детей записаны в очень серьёзном документе в Декларации.
Владимир Иванович Даль в толковом словаре даёт объяснение этому слову.
Декларация – это объявление, заявление правительства [2]. Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребёнка, его права были определены недостаточно чётко. Права детей записаны ещё в одном документе – Конвенции о правах ребёнка.
Сергей Иванович Ожегов объясняет слово - Конвенция
Конвенция – это международное соглашение, как правило, по какому - либо специальному вопросу, имеющую обязательную силу для тех государств, которые его подписали. [1]
Основные требования Конвенции:
1. Выживание
2. Развитие
3. Защита прав
4. Активное участие в жизни общества
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Документ был принят в 1989 году 20 ноября. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Конвенция вступила в силу в 1990 году. Правительства различных государств начали разрабатывать Конвенцию о правах ребёнка.
1.[1] «Толковый словарь русского языка » С. И. Ожегова, М., ОНИКС Мир и Образование, 2008г., стр.179, 244, 468
2.[2] «Толковый словарь» В.И.Даль, Ленинградское издательство, 2009год, стр.286
Также мы выяснили, что Конвенция отличается от Декларации.
Конвенция - это договор (международный договор, соглашение), который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Декларация имеет лишь рекомендательный характер (рекомендации).
Конвенция о правах ребёнка - это международный документ. В Российской Федерации есть документы, в которых написаны права ребёнка. Кроме Конституции права ребенка прописаны в:
«Семейном кодексе»,
«Гражданском кодексе»,
«Трудовом кодексе»,
«Уголовном кодексе»,
«Законе об образовании»
Мы решили выяснить, есть ли документы в школе, где прописаны права детей. С этим вопросам мы обратились к директору нашей школы Ольге Ивановне и педагогам. Узнали, что в школе есть документ, который называется Устав школы, в котором прописаны права (на труд, на образование, отдых) .[1] и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Выяснили, что находится Устав школы в фойе школы и на сайте. В Уставе школы прописаны права и обязанности учащихся.
Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам.
Вы уже знаете, что такое права. А что такое обязанность?
Обязанность – определённый круг действий, возложенный на кого- нибудь и безусловных для выполнения. Права и обязанности граждан.[.1]. Обязанности бывают самые разные: в школе, дома, общественных местах. Главное, о них помнить и выполнять.
Обязанность, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанность не выполняется то наступает ответственность[2].
Перечислим некоторые . обязанности школьника.
Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить слова, унижающие другого человека.
1.[1] «Толковый словарь русского языка » С. И. Ожегова, М., ОНИКС Мир и Образование, 2008г., стр. 468 362
179, 244, , 243, 138
2.[2] Учебное пособие «Обеспечение ПРАВ РЕБЁНКА в образовательном процессе» П.В. Миков, Н.А. Русакова, М., Педагогическое общество России, 2005г., стр. 15
Глава 2. Исследования: Что знают родители и учащиеся четвертых классов о правах и обязанностях?
- Мы решил выяснить, знают ли родители права и обязанности детей. Это и стало темой нашего опроса и самостоятельного исследования.
Проанализировав результат опроса, вот что выяснили: (приложение 1)
на вопрос | |
знают свои права | из 61 учащегося, да ответили - 40, нет, ответили 9, не уверены, что знают -12 |
знают свои обязанности | из 61учащегося только, да ответили -20, нет- 31, не уверены, что знают-10 |
что важнее права или обязанности | 41ученик ответил важнее права, 18 ответили обязанности, нет ответил-1, не уверен, ответил -1 |
знают, где записаны права и обязанности | только 20 учащихся остальные не знают |
Выяснили, что учащиеся 4-х классов в основном знают свои права, но недостаточно знают свои обязанности, также путают права с обязанностями и не знают где они зафиксированы, так как было недостаточно информации по данной теме.(сл.17)
Провели анкетирование среди родителей. Задали вопрос: «Знаете ли вы права своего ребёнка?» (приложение 2)
Оказывается, из 20 родителей знают права своих детей только 13.
Во Всеобщей Декларации прав человека написано, что люди не могут рождаться равными. Для этого провели опрос среди одноклассников и выяснили, что каждый из нас, когда родился, имел свой вес и рост (приложение 3)
«Наш рост и вес»
имя | вес | рост | имя | вес | рост |
Алла | Александра | ||||
Наиля | Семён | ||||
Антон | Павел | ||||
Майя | Анна | ||||
Виктор | Самат | ||||
Яна | Арина | ||||
Михаил | Анна | ||||
Анастасия | Данил | ||||
Иван | Арина | ||||
Кирилл | Камилла | ||||
Настасья | Карина | ||||
Дмитрий | Милина |
Вывод: Каждый из ребят индивидуален, является личностью и обладает множествами различных качеств. Рождаться равными – значит рождаться людьми.
Вместе с инспекторами ОДН Светланой Анатольевной, Евгенией Николаевной провели анализ результатов анкетирования и пришли к выводу, что необходимо родителям и детям знать не только права, но и обязанности. Решили порекомендовать, чтобы ребята сравнили, что такое права и обязанности. Совместно с классным руководителем, - социальным педагогом провели классный час на тему: «Права ребёнка», сходили со всем классом на экскурсию в инспекцию по делам несовершеннолетних. Сравнили, чем отличаются «права» и «обязанности», а затем составили свои варианты прав и обязанностей для учащихся нашего класса. После этого одноклассникам было предложено написать мини сочинения - рассуждения на тему: «Мои права и обязанности», а затем поработать над «Уставом» класса. В работе по оформлению «Устава» принимала участие редколлегия и все желающие. После завершения групповой работы и непосредственного выполнения проекта одноклассники высказывали свое мнение. Необходимо отметить, что обязанностей, выдвинутых детьми, было больше, чем прав. На классном часе обсудили соотношение прав и обязанностей в жизни общества, отметили, что права и обязанности связаны между собой, так как и одно вытекает из другого. В заключение прочитали стихи о правах:
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
Итогом, нашей работы стал буклет «Права и обязанности ребёнка», который мы с ребятами разместили в ОВД города Когалыма, и на предприятия у своих родителей.
Работа «Права и обязанности ребёнка» опубликована в социальной сети работников образования на сайте nsportal. ru (спортал. Ру).
Пословицы со статьями Всеобщей декларации прав человека
Права и обязанности учащихся
Заключение:
В ходе исследования мы выяснили, что нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
Завершить свою работу мы хотели бы следующим:
Приложение 1
вопросы | Да | Нет | Не уверен |
знаешь ли ты свои права | 40 | 9 | 12 |
знаешь ли ты свои обязанности | 20 | 31 | 10 |
что важнее права или обязанности | 41учащийся ответил важнее права ,18 ответили обязанности | 1 | 1 |
знаешь ли ты документы, в которых записаны права и обязанности? | 20 | 41 | 0 |
Приложение 2
«Знаете ли вы права своего ребёнка?»
Приложение 3
имя | вес | рост | имя | вес | рост |
Алла | Александра | ||||
Наиля | Семён | ||||
Антон | Павел | ||||
Майя | Анна | ||||
Виктор | Самат | ||||
Яна | Арина | ||||
Михаил | Анна | ||||
Анастасия | Данил | ||||
Иван | Арина | ||||
Кирилл | Камилла | ||||
Настасья | Карина | ||||
Дмитрий | Милина |
Приложение 4
Стихи о правах
Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай
В делах мирских не возмущай покой
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и чести.
Самая насущная забота
Всякого труда и ремесла –
Это чтобы новая работа
Лучше прежней сделана была.
Жизнь великих призывает
Нас к великому идти,
Чтоб в песках времен остался
След и нашего пути –
След, что выведет, быть может,
На дорогу и других –
Заблудившихся, усталых –
И пробудит совесть в них.
Встань же смело на работу,
Отдавай все силы ей,
И учись в труде упорном
Ждать прихода лучших дней!
Пословицы со статьями Всеобщей декларации прав человека
1. Правда суда не боится
2. Жить - родине служить
3. Грамоте учиться - всегда пригодится
4. Всякому мила своя сторона
5. Делу - время, а потехе час
6. Дело мастера боится
7. При солнышке тепло, при матери - добро
8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь
9. Дружба дружбой, а денежки врозь
10. Волка ноги кормят
11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
12. По заслугам и почёт
13. Тот герой - кто за родину горой
14. Один в поле - не воин
15. Любишь кататься - люби и саночки возить
Приложение 5
Словарь терминов
Генеральная Ассамблея ООН – Высший орган Организации Объединенных Наций.
Конвенция – это международное соглашение, как правило, по какому-либо специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые его подписали.
Конституция – основной закон страны.
Несовершеннолетний – это человек, не достигший совершеннолетия (18 лет).
ООН – Организация Объединенных Наций.
Право человека – это охраняемое, обеспечиваемое государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
Ребенок – (см. несовершеннолетний)
Свобода – это возможность определенного поведения человека, закрепленное в законодательном порядке.
СМИ – Средства Массовой Информации.
Федеральный закон – закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Литература:
1. Антонов В. «Изучаем права человека». Москва.1997 г.
2. Даль В.И. Толковый словарь, Ленинградское издательство, 2009г.
3. Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка » М., ОНИКС Мир и Образование
4. Миков П. В., Русакова Н.А. Учебное пособие «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе» М., Педагогическое общество России, 2005г.
5. Шабельник Е.С., Каширцев Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. Ваши права. – М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996г.
6. Нормативно-правовые акты:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Конституция Российской Федерации
3. Семейный Кодекс РФ
4. Устав школы
Волшебные звуки ноктюрна
Алые паруса
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Бабочка
Новогодние гирлянды