Для меня история школы особенно интересна, потому, что мои родители – учителя нашей школы, а мама, ещё и выпускница.
В школьном музее силами учителей, родителей и учеников трёх поколений собраны уникальные фотографии, учебные принадлежности, школьная форма, воспоминания выпускников школы разных лет.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkoly_1912no2.docx | 26.77 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»
II муниципальная научно-практическая конференция
учащихся начальных и средних классов
«Я познаю мир»
Гуманитарное направление
К вопросу о дате открытия школы в селе Сухая (Татарская) Тесь
Автор: Краснова Мария Дмитриевна, ученица 3б класса
Руководитель: Зырянова Светлана Владимировна, учитель I квалификационной категории
с.Боград, 2013
Оглавление:
Введение с.2
1.Литературный обзор с.2
Заключение с.5
Литература с.6
Введение
В 2012 году Боградской средней школе исполняется 88 лет. Серьёзный повод для того, чтобы внимательно изучить её прошлое: историю возникновения, развития, судьбы учителей и учеников.
Актуальность:
Для меня история школы особенно интересна, потому, что мои родители – учителя нашей школы, а мама, ещё и выпускница.
В школьном музее силами учителей, родителей и учеников трёх поколений собраны уникальные фотографии, учебные принадлежности, школьная форма, воспоминания выпускников школы разных лет.
Впервые оказавшись в музее ещё задолго, до того как пошла в первый класс, я возвращалась туда снова и снова и засыпала папу и его старшеклассников вопросами: кто это на фотографии? а за что эта грамота? а школа всегда была на этом месте и почему на фотографиях школа выглядит по-разному? И наконец, а в каком году появилась школа в Бограде?
Именно этот простой вопрос вызвал наибольшее затруднение, потому, что в коллекции школьного музея мы нашли несколько документов, которые ставят под сомнение официальную дату открытия школы в селе Боград – 1924 год.
Исходя из этого, цель моей работы – обоснование переноса даты открытия школы в селе Боград на более раннее время.
Задачи:
Объект исследования: школа в с.Боград
Предмет исследования: официальная дата открытия школы
Гипотеза: предположим, что школа в селе Боград появилась примерно на десять лет раньше официально установленной даты.
Методы и приёмы, используемые в работе:
1.Литературный обзор
1.1. История открытия школы в селе Сухая(Татарская) Тесь
1.2. Официальная версия открытия школы
В 1924 году Постановлением Хакасского Уездного Революционного Комитета при Усть-Абаканской школе первой ступени была образована Школа Крестьянской Молодёжи в селе Сухая (Татарская) Тесь (с 1925 года – село Боград).
Заведующим школой был назначен товарищ Коганов, он же заведовал и Усть-Абаканской школой первой ступени. В1925 году директором школы назначен Сергей Фёдорович Ольшевский, агрономом – Нина Сергеевна Митич, учителем – Евгения Ивановна Широкова.
В школе учились дети небогатых крестьян. В 1924-1925 учебном году обучался 51 ученик. Из них: 10 батраков, 14 бедняков, 9 середняков, 3 сироты, 15 учащихся, находившихся на содержании школы.
Окончательно школа оформилась к 1927 году, первый выпуск десятиклассников состоялся в 1939оду.
Школа имела подсобное (доходное) хозяйство: опытный участок, сенокос, семеноводческое поле, огород, трактор.
Таким образом, школа соответствовала своему названию и учила детей не только наукам, но и крестьянскому труду.
1.3.Забытая история школы
Работая с документами школьного музея, мы обнаружили три документа, которые позволяют рассмотреть другую версию возникновения школы в селе Татарская Тесь:
В альманахе «Первые шаги» есть запись воспоминаний старожилов, о том, как жили в нашем селе в начале двадцатого века. К сожалению, фамилии старожилов не указаны. Несмотря на это, информация об улицах, домах, жителях заслуживает доверия, поскольку подтверждается официальными источниками.
Поэтому, на наш взгляд, заслуживает доверия и рассказ старожилов о возникновении школы в селе Татарская Тесь.
Согласно этим воспоминаниям, школы в селе не было. Зажиточные крестьяне приглашали учителей на дом. Стоило обучение – 4 рубля в месяц. Имена учителей и как они оказались в селе неизвестны. Дети бедняков оставались неграмотными.
В 1912 году на сельском сходе было принято решение открыть школу в доме по улице Ленина (это старейшая улица села) и пригласить постоянного учителя.
Первым учителем стал Фома Андреевич (по другим данным Гордеевич) Мартынов.
В школе было три класса. Занимались по два часа. Первый и второй классы до обеда, третий после обеда. Обучение оставалось платным.
1912 год, как год образования школы в селе Татарская Тесь, косвенно подтверждается «Списками населённых пунктов Енисейской губернии».
Сравнив эти документы, мы обнаружили, что в «Списке…» за 1911 год школа в селе Татарская Тесь не указана. Отмечены одноклассная школа в селе Бородино и церковно – приходская школа в селе Батени.
В «Списке» за 1921год, куда вошли результаты всероссийской сельскохозяйственной и городской переписи 1917 года, школа в нашем селе указана, наряду с сёлами Батени, Бородино, Сонское, Усть - Ерба; деревнями: Сухая Ерба, Большая Ерба, Знаменская, Копёны.
Оба документа являются официальными статистическими источниками.
Таким образом, 1912 год как дата возникновения школы в нашем селе находится в промежутке между 1911 годом – школы ещё не было, и 1917 годом – школа уже была.
Заключение
В результате проведённого исследования мы установили, что школа в селе Татарская Тесь была образована между 1911 и 1917 годом, и вероятнее всего, это был 1912 год.
Окончательно решить вопрос о признании 1912 года – официальной датой, с которой может вести отсчёт история Боградской средней школы мешает промежуток времени 1919 – 1923 годов.
На сегодняшний день мы не располагаем сведениями о том, работала ли школа нашем селе в период Гражданской войны и первые годы после её окончания. Это, в свою очередь не позволяет проследить преемственность в развитии школьного образования в селе Боград.
Эта работа лишь первый шаг к дальнейшим исследованиям. Основными вопросами, требующими ответов остаются: существование школы в годы Гражданской войны, восстановление биографии первого учителя – Фомы Гордеевича Мартынова, имена и судьбы его первых учеников.
Литература
Мороз и заяц
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
О чем поет Шотландская волынка?
Знакомые следы
Как нарисовать небо акварелью