Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего города, села, деревни, историю родной школы. В фондах школьного музея хранятся материалы об учителях, обучающихся, много фотографий, но все они не систематизированы и их не достаточно, чтобы сложилась полная картина об истории школы. В 2014 году средней школе №3 исполняется четверть века. Собранный материал будет необходим для подготовки к юбилею школы, из стен которой вышло немало людей, многие из них внесли большой вклад в развитие города, района, области. Материалы по истории школы будут интересны обучающимся, выпускникам, педагогам и родителям будущих учащихся, которые стоят перед выбором школы для своего ребёнка. Положительный опыт работы школы может быть использован другими учебными заведениями.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sshno3.doc | 125 КБ |
Введение
Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего города, села, деревни, историю родной школы. В фондах школьного музея хранятся материалы об учителях, обучающихся, много фотографий, но все они не систематизированы и их не достаточно, чтобы сложилась полная картина об истории школы. В 2014 году средней школе №3 исполняется четверть века. Собранный материал будет необходим для подготовки к юбилею школы, из стен которой вышло немало людей, многие из них внесли большой вклад в развитие города, района, области. Материалы по истории школы будут интересны обучающимся, выпускникам, педагогам и родителям будущих учащихся, которые стоят перед выбором школы для своего ребёнка. Положительный опыт работы школы может быть использован другими учебными заведениями.
Цель работы: рассмотреть историю средней школы №3 с 1989 года по 2013год.
Из цели вытекают следующие задачи:
- изучить материал, находящийся в архиве школьного музея, архиве школы;
- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, директоров и выпускников школы;
- изучить символику родной школы;
-узнать о судьбах выпускников школы;
- систематизировать полученные сведения.
Собранный и оформленный материал пополнит архив школьного музея и может быть использован на уроках истории, географии и внеклассных часах.
Объект исследования: история средней школы №3.
Предмет исследования: история средней школы №3 с 1989год по 2013год.
При проведении работы использованы различные методы: поисково-исследовательский (изучение архивных источников и периодических изданий), аналитический ( анализ статистических данных о числе выпускников, обучающихся ,педагогических работников), метод опроса(беседа с респондентами) , интервью. Респондентами были: Истоминская Ангелина Николаевна, Кокшаров Александр Владимирович, Новикова Нина Николаевна, Неклюдова Наталья Александровна, Беляевская Ольга Альбертовна, Моськина Надежда Васильевна, Тронова Елена Сергеевна, Калинина Елена Александровна, Дурова Екатерина Сергеевна, Елисеева Марина Николаевна.
Глава 1. История средней школы с 1989 года по 2013 год.
В данной работе собран и обобщён материал о средней школе №3 с 1989 года по 2013год. До 1989 года школа была восьмилетней и располагалась в двух зданиях: на улице Бабушкина д.41 и на ул. Володарского д.5 ( Приложение 1 фото 1, 2). Известно, что в здание по улице Ленина д. 61 школа переехала в 1977 году. Здание было построено 1815 году тотемскими купцами Кузнецовыми ( Арсений Дмитриевич Кузнецов являлся городским головой Тотьмы с 1791 года) и передано присутственным местам (государственное учреждение дореволюционной России) (Приложение 1 фото3).
Школ в районе много. Но каждая школа отличается от другой: номером, датой основания, местом расположения, коллективом учителей и сотрудников, коллективом учеников, количеством выпускников, своей историей. По словам Андреевой Тамары Кирилловны: « В 1988 году в школе среди учителей появилась идея – реорганизовать восьмилетнюю школу, превратить её в среднюю. Организатором и вдохновителем этой работы была Истоминская Ангелина Николаевна» (Приложение 2).Ангелина Николаевна вспоминает « В то время в школе: работал дружный, творческий, профессиональный педагогический коллектив; ученики показывали хорошие знания в освоении предметов; сотворчество с родителями, учащимися, организация КТД были на высоком уровне; ученики закончив ступень основной школы, мечтали остаться в своей школе, чтобы получить основное образование. Решение, которое было направлено в совет депутатов, о реорганизации школы, поддержали ученики, учителя, родители» (Приложение 3). Решением исполнительного комитета Тотемского района от 17 мая 1989 года Тотемская восьмилетняя школа реорганизована в Тотемскую среднюю школу №3(Приложение 4). И в 1991 году состоялся её первый выпуск. С 1992 года школа располагается в 2-ёх зданиях. Основное здание, где обучаются ученики 5-11 классов, находится по адресу ул. Ленина д.61 и здание начальных классов (1-4 классы) на ул. Загородной 66 (бывший детский дом) ( Приложение 1 фото4).
1.1 Директора школы
В 1988 году на должность директора школы, коллективом школы была выбрана Истоминская Ангелина Николаевна учитель биологии и химии (Приложение 1 фото5).
Работая учителем, а затем директором школы, Анелина Николаевна прилагала много усилий для усовершенствования учебно – воспитательного процесса, внеклассной работы в школе. Превосходно владея методикой преподавания, находясь в постоянном творческом поиске, она прекрасно руководила районной «Школой молодого учителя», занятия которой проводились примерно раз в четверть на базе средней школы №3.
Андреева Тамара Кирилловна вспоминает: «Ангелина Николаевна неоднократно выезжала в другие города страны для изучения передового опыта, особенно по внеклассной работе. Так в результате встречи с широко известным в стране педагогам В. Караковским, в школе началась коренная перестройка всей внеклассной воспитательной работы, она стала проводиться в форме коллективных творческих дел с обязательным участием ребят, учителей и родителей. Это вызвало огромный интерес со стороны учеников, они не торопились идти домой, готовы были сидеть в школе до 4 и 5 часов, готовясь к этим делам. Изменились формы и содержание: дела проводились в форме экскурсионно – туристических походов, военизированных игр» (Приложение 2). Пионеры вели активную и интересную внеклассную деятельность. Дружина им. Олега Кошевого, возглавляемая Трофимовой Н. В., носила звание правофланговой последние 10 лет существования пионерского движения. Педагоги осваивали новую методику – Шаталова, которая приносила хорошие успехи в освоении знаний. Из воспоминаний Беляевской Ольги Альбертовны: «Она своим неутомимым творчеством зажигала всех. Хватало времени на проведение уроков, политинформаций, КВН, вечеров отдыха. Мы – учителя начальных классов, благодарны Ангелине Николаевне за отдельное здание. При ней было два выходных дня для обучающихся начальных классов. Учителя, дети, родители в субботний осенний день бежали осенний кросс в парке Борцов за свободу, зимой на Фетихе устраивали зимние лыжные гонки, в каникулы показывали новогодние спектакли в школе даже по заявкам организаций» (Приложение 5). Ангелина Николаевна заботилась об учителях школы, именно в те годы был построен на берегу Сухоны 4-хквартирный дом для семей учителей (впоследствии он сгорел). В 1990 году школу подключили к центральному отоплению, до этого момента у школы была своя кочегарка, работа которой вызывала немало трудностей и проблем.( Затем в помещении кочегарки располагалась лыжная база). Со слов Калининой Елены Александровны « При Ангелине Николаевне был открыт класс шестилеток в детском садике «Росинка», где четыре года подряд проводили набор первоклассников. На базе школы проводилось много открытых уроков и занятий, на высоком уровне, для учителей района, заместителей директоров, директоров района» (Приложение 6 ). Во время работы Истоминской Ангелины Николаевны директором школы выпускники показывали хорошие знания, повысилась роль работы Совета школы и класса, учкома, совета дружины. Опыт работы дружины изучался не только в районе, но и в области. В 1982 году Ангелина Николаевна награждена значком «Отличник народного образования», неоднократно награждалась почётными грамотами губернатора Вологодской области.
В 1993 году Ангелину Николаевну назначили начальником Управления образования Тотемского района и директором школы становится Кокшаров Александр Владимирович, учитель математики (Приложение 1, фото 6). « Для меня в тот период решение возглавить школу не было простым. Во - первых, начать работу в конце учебного года само по себе непросто. Это было время, когда уходило в прошлое государство Советский союз и приходило на смену новое, которое называем Россия,» - вспоминает Александр Владимирович. Изменения в образовании, его реформирование во многом зависело от людей, руководителей работающих на местах. В то время государство строго регламентировало вопросы, связанные с программным обеспечением образовательного процесса, количеством часов на изучение основных предметов. Высоко ценился выпускник, обладающий большим объёмом и качеством знаний. Учителю не вменялось в его обязанности разрабатывать учебные рабочие программы. В учебные планы работы вводился региональный компонент, позволяющий отводить часы для изучения новых предметов и факультативных курсов, в частности, таких, как « Ритмика», Макраме». « Ещё сравнительно благополучно обстояло дело с финансирование образования, учителя не знали такого явления, как задержка заработной платы. Школа традиционно занимала высокие места в районе по итогам подготовки к новому учебному году. В летние месяцы 1993 года были завершены работы по вводу в эксплуатацию ныне действующего здания начальной школы по улице Загородняя» (Приложение 7).
В 1995 году директором школы назначили Новикову Нину Николаевну, учителя физики (Приложение 1 фото 7).
Она – человек надежный, дисциплинированный, пунктуальный. И в то же время – не без чувства юмора, интересный собеседник. Своему предмету она не просто учила, а увлекала, причем не только мальчишек, но и девчонок. А тем оставалось только удивляться, что физика может быть настолько интересной! Это были очень трудные 90-е годы и первая половина 2000-х, которые сопровождались бесконечными проблемами школы: финансовыми, материальными, кадровыми, социальными, коммуникативными, нормативно-правовыми. Нина Николаевна вспоминает: « Для меня это были годы большого психологического напряжения и постоянной ответственности за решение всех проблем и, как результат, за жизнь и здоровье учащихся, за их воспитание, обучение, развитие, и их успешное будущее. В то время это были годы активной совместной творческой работы педагогического коллектива, учащихся и их родителей по реализации программы школы» (Приложение 8). Годы были непростые: нахватало средств на ремонт школы, приобретение наглядных пособий, существовала кадровая проблема, учителям вовремя не платили зарплату. В 1996 году в кулуарах районной власти активно обсуждался вопрос о закрытии одной из школ, по всей вероятности из- за финансовых проблем. Все считали, что это должна быть наша школа, хотя по всем показателям мы были далеко не хуже других, но у них было своё лицо: СШ№1 – «школа - гимназия», СШ№2- «русская национальная школа», а у нашей «лица» не было. « С целью сохранения школы, мною была разработана программа развития школы и программа опытно-экспериментальной работы вплоть до 2010 года, которая была одобрена и утверждена педсоветом школы. В течение двух лет в школе была проведена большая диагностическая и аналитическая работа по изучению семей учащихся, окружающего социума, запросов учащихся, учителей, родителей» материалы по опытно – экспериментальной работе по теме «Школа, ребёнок, семья: опыт, технологии, проектирование» в школе №3 г. Тотьма напечатаны в книге «Школа социальной экологии»» :делится воспоминаниями Нина Николаевна (Приложение 9). В этот период происходят изменения в работе педагогического коллектива: педагоги ведут активную исследовательскую деятельность, повышается уровень самообразования, осваивают здоровье-сберегающие технологии.
« Весь учительский коллектив без отрыва от работы, обучался социокультурным технологиям. В школе, как экспериментальной площадке работали психологи из Вологодского государственного педагогического университета,» – вспоминает Беляевская Ольга Альбертовна (Приложение 5). Учителям после прохождения курса обучения «Социокультурных технологий эффективного обучения» выдавался сертификат (Приложение 9а). Школа входила в состав лаборатории «Школа укрепления здоровья» (ШУЗ) в ВИРО(Вологодский институт развития образования), являлась базовой школой кафедры педагогики ВГПУ(Вологодский государственный педагогический университет), «пилотной» школой проекта ШУЗ европейской сети ШУЗ в рамках международного проекта ТАСИС « Система профилактических мер и здоровья населения России». Нина Николаевна вспоминает « В 1999г. Я была приглашена в Хельсинки (Финляндия), где принимала участие в международном семинаре по проекту ТАСИС, представляла некоторый опыт нашей школы по данному направлению, посетила ряд школ, министерство образования Финляндии, молодёжный центр… познакомилась с программой развития образования Финляндии. У школы установились тесные научные связи с Финляндией и Германией. Эксперты этих стран регулярно посещали нашу школу» (Приложение 8).В результате частичного претворения в жизнь программы развития школы: успеваемость школы стала выше средней по району, практически не стало конфликтов в школе, родители сами стали приходить за советами, значительно уменьшилось число второгодников, 65% выпускников поступили в ВУЗы области, Москвы, С.- Петербурга, значительно снизилось число детских правонарушений, учащиеся ежегодно занимали призовые места на районных и областных олимпиадах, каждый год школа вручала медали своим выпускникам. О чём свидетельствуют диаграммы представленные в (Приложение 10). За высокие результаты в процессе обучения и воспитания учащихся, Нина Николаевна в 1988 году была награждена нагрудным знаком « Отличник народного образования». Неоднократно поощрялась благодарностями Департамента образования Вологодской области.
В 2005 году Нина Николаевна ушла на заслуженный отдых. Управлением образования Тотемского района директором школы назначена Неклюдова Наталья Александровна учитель обществознания (Приложение 1 фото 8). «Ответственна, компетентна в управленческих вопросах, хороший организатор, творческий и инициативный человек,» – пишет о ней Елисеева Марина Николаевна (Приложение 11). Наталья Александровна в совершенстве знает свой предмет, ученики получают высокие баллы по обществознанию, на олимпиадах становятся победителями. Она обладает способностью видеть перспективы, определять стратегические цели и тактические задачи развития образовательного учреждения, планировать, организовать конкретные мероприятия, способствующие достижению целей. «Основным принципом работы за этот период стал принцип реализации целевых системообразующих направлений, которые определяют пути достижения целей. В 2008 году на педагогическом совете принята комплексно-целевая программа по гражданско-правовому образованию, задачами которой является освоение основ знаний прав человека через уроки и внеклассные мероприятия, развитие ученического самоуправления через работу Совета командиров (1 – 7 классы) и Совета старшеклассников (8 – 11 классы), формирование нравственных ценностей через организацию помощи ветеранам, воспитанникам социального приюта, проведение школьных и городских акций и социализацию личности через социальное проектирование.»(Приложение 12).
«Социальным проектированием школа занимается с 2007 года. Первым реализован проект «Аллея матери», который в 2008 году признан победителем областного конкурса социальных проектов в рамках акции «Я – гражданин РФ». Обучающимися школы реализовано 9 социальных проектов. В 2012 году проект «Выбираем тотемское – держим марку» назван лучшим на районном конкурсе проектов. С 2009 года активно развивается направление исследовательской деятельности. Ежегодно проходит школьная конференция «Малая академия», победители и призеры принимают участие в районной конференции «Мир через культуру». Результаты такой системной работы достаточно успешны: от 9 до 11 человек имеют победы на районном уровне и до 3 побед на областном уровне,» – поделилась информацией Наталья Александровна( Приложение 12).
Успеваемость составляет выше 99%, ежегодно, данный показатель выше районного и областного, качество составило от 53,3% до 64%, количество отличников по школе ежегодно возрастает.
Школа имеет свой сайт, обеспечен доступ к сети Интернет.
В 2011 году МОУ «Тотемская СОШ № 3» стала победителем конкурса образовательных учреждений Вологодской области, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила оборудование на 1 миллион рублей.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году поступил комплект нового современного компьютерного оборудования.
В 2009 – 2010 учебном году Наталье Александровне областным оргкомитетом объявлена благодарность за большую работу по организации деятельности обучающихся в рамках областной акции «Я – гражданин РФ». Награждена благодарностью Управления образования Тотемского района (2003 год) и благодарственным письмом Главы Тотемского муниципального района (2011 год).
1.2 Педагоги
Исследуя статистические данные, сохранившиеся в архиве школы, число учителей работающих в школе было наибольшим в 1993 году – 48 учителей, наименьшим в 1998 и 2009 году- 32 . 2008 году работали 4 воспитателя группы продлённого дня, а в 2003 один (Приложение 13).
За период с 1989 по 1993год: заслуженным учителем РСФСР стала Строганова Римма Александровна. Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» получили – Андреева Тамара Кирилловна, Новикова Нина Николаевна, Истоминская Ангелина Николаевна, с 1995 по 2005 год – Клыгина Татьяна Михайловна, Калинина Елена Александровна, Мальцева Ольга Витальевна, Куянова Марина Николаевна, Дианова Галина Феодосьевна, Бекоева Татьяна Александровна. С 2005 – 2013 гг. – Сергачёва Ольга Алексеевна, Беляевская Ольга Альбертовна, Куканова Марина Феодосьевна, Драницына Татьяна Леонидовна.
На сегодняшний день, 9 учителей имеют звание Почетный работник общего образования Российской Федерации. Прослеживается рост учителей, чей труд высоко оценён министерством образования.
1990 год: в нашей школе работали очень сильные педагоги, знающие и любящие свой предмет: Кудрявова Екатерина Павловна – учитель математики, Трофимова Наталья Васильевна (в 5 класссе) и Завгородняя Ольга Николаевна – учителя истории, Новикова Нина Николаевна (директор школы) – учитель физики, Галес Валентина Феоктистовна и Неклюдова Ольга Алексеевна – учителя английского языка, Якуничева Зоя Ивановна и Ястребова Лидия Кирилловна – учителя географии, Бекоева Татьяна Александровна – учитель биологии, Гурьева Валентина Петровна -учитель химии, Мишин Николай Аполлонович – учитель музыки, Трофимов Николай Николаевич и Куянова Марина Николаевна – учителя трудов( Приложение 1 фото9). «С пятого по одиннадцатый классы нашим классным руководителем стал учитель, который в каждого вложил частичку своей души, – Третьякова Градислава Ильинична. Она преподавала русский язык и литературу. Каждый учитель стремился дать как можно больше знаний, не только предметных, но и жизненных. В кабинете математики (теперь кабинет информатики) вся задняя стена была представлена сказочной страной математических знаков (Екатерина Павловна сама рисовала), Нина Николаевна самое сложное физическое явление объясняла на простых, окружающих нас примерах, Градислава Ильинична, затрагивая волнующие проблемы, научила читать и понимать литературные произведения. Именно поэтому в нашем классе 17 человек из 25 окончили школу на «4» и «5» и все состоялись в жизни» вспоминает Надежда Васильевна Моськина( Приложение 14). За 24 года работы средней школы неоднократно менялся педагогический коллектив. Но это были всегда творческие, грамотные, трудолюбивые люди. «Менялись учителя и директора. Всегда с доброй улыбкой – Спажев В, П., потом Истоминская А,Н., Новикова Н. Н. – строгая, требовательная, но справедливая. Её немного побаивались, но любили как учителя. Она вела физику, и казалось бы, в обычном разговоре доносила до нас свой сложный предмет. Каждый педагог был интересен, Завгородняя О.Н. потрясающе вела историю. До сих пор вспоминаем её интереснейшею методику символов – и не хочешь, запомнишь… Они и пели и плясали и в сценках с нами выступали. А самое главное, куда только нас не возили: Гомель, Минск, Хатынь, Львов…» вспоминает Тронова Елена (Приложение 15).
«Если говорить об учебной деятельности, то самым любимым предметом у меня была литература, нам преподавали хорошие учителя, профессионалы своего дела – Корюкина Мария Николаевна, Туманова Галина Петровна, уроки всегда проходили необычно, творчески, с полной отдачей преподавателей. Они заинтересовывали даже самых взбалмошных и ленивых учеников» слова Дуровой Екатерины доказывают преданность своему делу учителей средней школы №3.( Приложение 16).
Одним из важных направлений работы является обеспечение школы высокопрофессиональными кадрами. На сегодняшний день школа обеспечена кадрами на 100% (32 человека), высшее образование 87% (28 человек), высшая категория 65% (21 человек), I категория 28% (9 человек), прошли курсы повышения квалификации 100% (32 человека).
В 2011 году Калинина Елена Александровна, учитель начальных классов стала победителем областного конкурса лучших учителей, 4 педагога в 2011г, 2012г. стали победителями районного конкурса лучших учителей.
1.3 Обучающиеся школы
Основу любой школы составляют ученики с разными способностями и характерами. Школа – это поле, а зернышки, из которых появляются всходы – это детишки. Наша школа взрастила и воспитала не одно поколение детей, которые стали достойными людьми. По статистическим данным, в школе наибольшее число обучающихся осваивали знания в1994 – 1995 учебном году – 652, наименьшее в 2004 – 2005 учебном году – 254 (Приложение 17).
« Мы пошли учиться в восьмилетку, а закончили среднюю №3. Перепрыгнули через 7 класс и из 6 класса пошли сразу в 8 класс. Нас объединяли и делили на новые классы: физико-математический, гуманитарный и трудовой. Мы успели походить в форме, были октябрятами и пионерами. Мы сами мыли полы в классах и по утрам делали зарядку, а на переменах смотрели мультики и прыгали через резинку.… Наша школьная жизнь била ключом. Было интересно и на уроках, и после них. Мы учились без современных технологий, не было такого оборудования и возможностей. Но учителя с обычными учебниками, таблицами и картами давали нам хорошие знания,» – с ностальгией вспоминает Тронова Елена ( Приложение 15).
«В 1986 году я пошла в первый класс Тотемской Восьмилетней школы. Линейка, посвящённая Дню знаний, проходила в парке Борцов за свободу. Мы начали учиться с шести лет, поэтому класс ещё называли нулевым. После уроков обедали и спали (спальня находилась там, где сейчас библиотека, напротив нашего учебного кабинета), а в коридоре стояли шкафчики для одежды, как в садике… Кроме того у нас были свои шефы из старшеклассников, которые утром под звуки музыки из школьного радио (динамики были во всех кабинетах и коридорах), проводили зарядку.
Во втором классе нас приняли в октябрята, а в четвёртом – в пионеры. В пионеры принимали два раза в год: 9 февраля, в День памяти героев-молодогвардейцев (дружина школы носила имя Олега Кошевого), и 19 мая, в День создания пионерской организации.
Класс был поделён на звенья, которые выполняли разные поручения. Мы собирали макулатуру, металлолом, лекарственные травы. Каждую осень проходил праздник, посвящённый этому времени года, зимой – новогодние представления для всех начальных классов, летом – походы. Лучших учеников поощряли абонементами в кинотеатр, а в средних классах – стипендией. Фотографии отличников и хорошистов класса располагались на Доске почёта. В начальной школе мы учились четыре года, не перепрыгивая из 3-го в 5-й класс, как те, кто пошёл с семи лет,» – поделилась воспоминаниями Моськина Надежда Васильевна. Внеклассная работа в разные годы жизни школы была всегда на высоком уровне. В школе проводилось немало конкусов, вечеров отдых, мероприятий, посвящённых праздничным датам, ставились спектакли. Беляевская (Дурова) Екатерина вспоминает: « Яркие впечатления остались в моей памяти после проведения у нас в классе в канун Нового года вечера, посвящённого творчеству А.С. Пушкина. Готовились мы к нему долго, ответственно, но с наибольшим творчеством и энтузиазмом к этому мероприятию готовились наши родители. Они инсценировали «Сказку о попе и его работнике Балде». Для нас это было полной неожиданностью, увидеть своих родителей в таких необычных образах. На мой взгляд, вечер прошёл очень интересно, весело и познавательно» (Приложение 16).
В ходе исследования было выявлено, что наибольший выпуск учащихся 9 класса в количестве 88 человек состоялся в 1993 году, а наименьший (23 человека) в 1990 году. Среди выпускников 11 класса наибольший выпуск, составлявший 47 человек, был в 2002 году, а наименьший ( 9 человек) в 2010 году ( Приложение 18). Наибольшее число медалей (5) получили выпускники 2010-2011 учебного года (Приложение19).
Школа может гордиться своими учениками, которые на протяжении более двадцати лет не подводили её, занимая призовые места в районных и областных олимпиадах. Призёрами областных олимпиад были следующие ученики: с 1989 по 1993 года Филипов В.В. (1 место по биологии), Галес С. (1 место по химии), Скорюков В (1 место по биологии); в1998 году Копытов А (2 место по физике); в 2000 – 2002 годах Шишкин Д. (2 место по физике), в 2008 – 2010 годах Коренева А., Юркина Е. (призёры регионального этапа Всероссийской олимпиады по праву и обществознанию).
В 1998 году Копытов А. занял 2 место по физике в зональной олимпиаде.
Районный конкурс «Ученик года» также выявлял лучших учеников. Победителями конкурса стали следующие обучающиеся: в 1996г. Копытов Алексей, в 2000г. Шишкин Даниил, в 2003г. Черняева Марина, в 2004г. Кирилловский Денис, в 2005г. Шамахова Елена, в 2006 г. Заозерская Юлия, в 2010 г. Юркина Елена (Приложение 20).
На 1 января 2013 года школа по количеству обучающихся занимает II место в районе (446 обучающихся), показатель повышения количества детей стал расти с 2008 года. Средняя наполняемость класса – 22 человека. В 2011 – 2012 учебном году 41 первоклассник начали свое обучение по ФГОС второго поколения. По результатам мониторинга сформированности, 100% обучающихся справились с итоговой интегрированной работой за год. Начальная школа перешла на УМК «Гармония» и является региональной базовой площадкой по реализации данной программы.
«Школа в жизни каждого человека значит очень многое, а наша школа дала нам не только знания, но открыла в каждом из нас личность, неразрывно соединила между собой и с классным руководителем. Прошло 15 лет, а мы по-прежнему рады встрече с одноклассниками и с теплом вспоминаем школьные годы» (Приложение 14).
Глава 2 . Символы школы
Каждое государство имеет свои символы. Школа это тоже маленькое государство, имеющее свои символы – гимн, герб, флаг, эмблему.
В 2006 году по инициативе Натальи Александровны Неклюдовой Гладковским Максимом учеником 10 класса и Диановой Галиной Феодосьевной, его классным руководителем, был разработан эскиз флага и герба школы. И в том же году на деньги заработанные советом старшеклассников, путём проведения школьных дискотек, был сшит и изготовлен флаг и герб школы. Помощь в изготовлении оказал архитектор города Колесников Вячеслав Михайлович.
Символика герба
Центральное место занимает чёрная лисица, геральдический символ города Тотьма.
Фоном является солнце, символ жизни, одна из её основ.
Открытая книга означает основную деятельность школы – обучение детей.
Корни, идущие из книги, символизируют получение знаний, которые позволяют обучающимся быть победителями в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, т.е. быть удостоенными «лаврового венка», изображённого на гербе и имеющего одиннадцать листьев, по количеству лет обучения в школе.
Основой гимна школы является пионерская песня «На улице Мира», которую переработала выпускница школы Дианова Александра (Приложение 21).
Глава 3 Печатное издание
Из истории создания газеты:
Всё начиналось с обычной стенгазеты на листах ватмана ( Приложение 22). С 2006 года школьная газета «Наш голос» издаётся в печатном варианте ( Приложение23). Положение о школьных средствах массовой информации утверждено приказом директора образовательного учреждения от 07.04.2008 № 70. За этот период главными редакторами газеты были: Денис Радин, Евгений Сергачёв, Дмитрий Чучин, Максим Гладковский, Елена Юркина. В 2009 году содействие в оформлении газеты в современном стиле оказывала тьютер Управления образования района С.Э. Тропина, которая имела опыт работы в редакции районной газеты «Тотемские вести».
Сотрудники газеты:
Работу над изданием организует редактор из числа старшеклассников. Ему помогают дизайнеры и корректор. Статьи и фотоматериалы предоставляют журналисты, корреспонденты и фотографы.
Процесс создания газеты:
Весь процесс работы над выпуском газеты осуществляется непосредственно учениками школы. Они сами пишут статьи, готовят фотографии, создают макет, набирают и редактируют тексты, размещают их на газетном листе, и вот готов очередной выпуск газеты! Первый экземпляр помещается на информационном стенде, второй помещается в архив для истории, остальные выпуски распространяются среди учеников и учителей. Издание газеты осуществляется за счёт доходов от школьных дискотек, поэтому распространяется она бесплатно.
Рубрики газеты: Интервью с педагогами и гостями школы, опросы учащихся и учителей школы, статьи о значимых событиях, информация о конкурсах, акциях, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, статьи на злободневную тему, объявления
Позитивные результаты деятельности:
Перспективы на будущее:
Заключение
На протяжении всей истории существования средняя школа №3 подтверждала и подтверждает, что достойна иметь статус средней школы.
За период с 1989 по 1993 года, благодаря Истоминской А. Н., школа стала средней общеобразовательной школой. В школе произошла коренная перестройка всей внеклассной воспитательной работы. Внеклассная деятельность стала проводиться в форме коллективных творческих дел с обязательным участием ребят, учителей и родителей.
Трудный период 1990 – 2000 х. не понизил творческой активности учителей и учеников. Школа входит в состав лаборатории «Школа укрепления здоровья» (ШУЗ) в ВИРО, является базовой школой кафедры педагогики ВГПУ, «пилотной» школой проекта ШУЗ европейской сети ШУЗ в рамках международного проекта ТАСИС «Система профилактических мер и здоровья населения России». 65% выпускников поступили в ВУЗы области, Москвы, С.- Петербурга.
Школа не оставляет свои передовые позиции и сегодня. Проводится огромная внеклассная работа, ставшая уже традицией. В 2011 году МОУ «Тотемская СОШ № 3» стала победителем конкурса образовательных учреждений Вологодской области, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила оборудование на 1 миллион рублей. Успеваемость составляет выше 99%, ежегодно, данный показатель выше районного и областного, качество составило от 53,3% до 64%, количество отличников по школе ежегодно возрастает.
Каждый год школу заканчивают обучающиеся с золотыми и серебряными медалями. В 2010 – 2011 учебном году выпускники школы получили 3 золотые и 2 серебряные медали.
Обучающиеся школы на притяжении всех лет участвуют в олимпиадном движении, занимают призовые места в районе, области и в 1989 году на региональном уровне. В 2012 – 2013 учебном году школа заняла I место среди школ района в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Многие выпускники средней школы №3 играют важную роль в развитии города и района - занимают значимые должности: (Скорюков В.А.- врач невропатолог Тотемской районной больницы. Викуловский А.А. начальник пожарной части. Драницын А.А. заместитель главы города. Ярославцева С.С. начальник Роспотребсоюза. Кувакин А.Н. директор СОШ №1, Неклюдова Н.А. директор школы №3….).
Тотемская средняя общеобразовательная школа №3 имеет богатое и интересное прошлое, созданное благодаря высокому профессионализму и ответственной работе директоров, творческим и активным учителям и талантливым ученикам.
Таким образом, считаю, что на данном этапе цель работы выполнена.
Использованные источники.
1. Книга приказов по Тотемской восьмилетней школе на континент учащихся с 10.10.1987 – по 5.02.1993 гг.
2. Книга приказов средней школы №3 по контингенту учащихся с 4.03.1993 – по 31.08.2001 гг.
3. Приказы по контингенту учащихся с 1.09.2001 – по 23.06.2005 гг.
4. Приказы по контингенту учащихся с 31.08.2005 – по 22.12.2005 гг.
5. Приказы по контингенту учащихся с 12.01.2006 – по 11.12.2006 гг.
6. Приказы по контингенту учащихся с 17.01.2007 – по 29.12.2007 гг.
7. Приказы по контингенту учащихся с 10.01.2008 – по 26.12.2008 гг.
8. Приказы по контингенту учащихся с 12.012009 – по 9.11.2009 гг.
9. Приказы по контингенту учащихся с 14.01.2010 – по 18.12.2010 гг.
10. Статистическая отчётность с 1992-2002 гг.
11. Статистический отсчёт работы МОУ» Тотемская СОШ№3» Форма – ОШ – 1. С 2002 – по 2011 гг.
12. Списки обучающихся с 2006-2007 гг.
13. Расстановка кадров. Тарификационные списки с 1981 – по 1991/92 гг.
14. .В. Лодкина, Н.Н. Новикова, О.Е. Черствая. Школа социальной экологии. Материалы опытно-экспериментальной работы по теме: «Школа, ребёнок, семья: опыт, технологии, проектирование»: в школе №3 г.Тотьмы. Вологда «РУСЬ» 2001 г.
Список респондентов.
Список приложений.
9а) Сертификат
Цветение вишни в лунную ночь
Весёлая кукушка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рождественский венок
О чем поет Шотландская волынка?