Работа посвящена прабабушке ученице
Вложение | Размер |
---|---|
Работа на конференцию | 82 КБ |
makara_ma_karueas_a_45.pptx | 1.78 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 45»
Выполнила: Карунас Анна
ученица 7 «А» класса, МБОУ «Школа № 45»
Руководитель: Марсова О. П.
преподаватель истории и обществознания
Прокопьевск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА I. Первая Мировая война и её значение в жизни Макары М.А… | 4 |
ГЛАВА II. Вторая Мировая война и послевоенная жизнь………………. | 6 |
Заключение…………………………………………………………………… | 11 |
Список литературы…………………………………………………………. | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить нам примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину. История - один из моих самых любимых уроков: она помогает нам выбрать правильную высоконравственную жизненную позицию, стать преемником великих свершений нашей страны, значительно повлиявших на ход мировой истории. Именно с высоты этого опыта молодежь и должна осмысливать сегодняшнюю жизнь. Но история страны – это и история отдельного человека. Который жил, трудился, отдавал Родине всего себя без остатка, особенно тогда, когда Родина в этом очень нуждалась. Именно поэтому мы не должны забывать ни одного человека, который внес свой вклад в историю страны. Данная тема для меня очень интересна, потому что это память о моей любимой бабушке. Эта память помогает воспитать интерес к истории моей семьи, к её профессиональной деятельности, помогает укрепить традиции и способствует укреплению взаимопониманию между детьми и взрослыми.
Цель работы: изучить историю жизни моей бабушки – Макары Марии Арсентьевна.
Задачи работы: 1. Проанализировать историческую обстановку, в которой родилась и жила моя бабушка. 2. Выяснить основные события, сыгравшие в её жизни большое значение. 3. Проанализировать её вклад в историю нашей страны.
Объект исследования: судьба сибирских украинцев. Предмет исследования: влияние войны на судьбу Макары Марии Арсентьевны.
Методы исследования: опрос, анализ литературы, наблюдение.
Практическая значимость работы: проведение классных часов и экскурсий в школьном музее. Подготовка доклада, статьи.
Источники: периодическая печать, мемуары бабушки, личные вещи бабушки, воспоминания.
ГЛАВА I. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ МАКАРЫ М.А.
Макара Мария Арсентьевна родилась 20 декабря 1907 года в семье крестьян, в старинном селе Руснов, основанном ещё в 1577 году и существующем в наши дни. Оно располагается в Владимиро-Волынском районе, на Украине.
Она была единственным ребёнком в семье. Мать звали Омелия, отца - Арсентий. Прабабушка плохо его помнила, так как он погиб на фронте во время первой мировой войны, в 1914 году. Мать снова вышла замуж. Отчимом Марии Арсентьевны был крестьянин Иван. Марии Арсентьевна окончила 2 класса, когда началась война. Читала и писала она слабо, но вместо учебы ей пришлось в скором времени нянчить чужих детей.
Война – это не только сражения, донесения о подвигах, победных маршах и торжественных парадах, это и история жизни гражданского населения в полосе ведения боевых действий, на территориях, переходивших из рук в руки. Серые страшные будни, голод, холод, лишения, непосильный труд, беспросветное существование мирного населения, насилия, грабежи, убийства – неотъемлемая сторона любой войны, в которой на долю гражданского населения, зачастую выпадают не меньшие тяготы, лишения и невзгоды, чем на долю солдат. В годы войны на оккупированных территориях Восточной Европы и России немцы проводили массовый угон гражданского населения на работу в Германию. Этих людей из Восточной Европы, как правило, славян (поляков, украинцев, русских и др.) было угнано в Германию около 5 миллионов человек. Из них примерно 2,5 миллиона это украинцы, 1,5 млн. поляки, 400 тыс. белорусов. Доля русских была относительно мала, т.к. немцы, в целом, не смогли захватить густонаселенные русские регионы и большие города. Пригнанную рабсилу, немцы называли остарбайтеры (Ostarbeiter) или восточные рабочие. Жизнь остарбайтеров напоминала таджиков-мигрантов в современной РФ, только с более жесткими ограничениями. Рабочие с Востока жили в специально отведенных местах (общежитиях, трудовых лагерях), работали 12 часов в день 6 дней в неделю. Обязаны были носить специальную нашивку на груди. Зарплата остарбайтера составляла примерно 1/3 от оплаты немца за тот же труд. Кроме того, из этой зарплаты вычиталась стоимость еды, которую рабочий получал от работодателя. Свободное перемещение по Германии исключалось, сексуальные контакты с немцами - тоже. Вернее немец мог вступить в половую связь с женщиной-остарбайтером (за это ему ничего особенного не грозило), а вот немка за связь с восточным рабочим сурово наказывалась - публичным сидением у позорного столба и отправкой в концлагерь. Ибо это уже была угроза чистоте германской расы.
Летом 1915 года Германия в результате наступления оккупировала Польшу и большую часть Украины. Немцы семью отослали в Днепропетровск. Марии Арсентьевна оказалась в услужении у барыни - немки. В 8 лет она нянчила младенца. За хорошую работу барыня кормила и давала домой прабабушке свежие яйца, поэтому у неё всегда был полный сундучок яиц. Вскоре, после окончания первой мировой войны она вернулась в родное село. Жилось лучше. При дележе земли им досталось 7 гектаров. У соседа, бедного крестьянина, было два сына и одна дочь. Старший брат посватался к Марии Арсентьевне, завидной невесте. Вышла замуж она в 16 лет. Свадьба состоялась в 1923 году. На это знаменательное событие она сама сшила себе свадебный наряд: красивую юбку и очаровательную белую блузку. В 1925 году у неё родилась первая дочь - Прасковья.
ГЛАВА II. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИЗНЬ
Вторая Мировай война. Она коснулась практически каждого человека. Одни воевали на её фронтах. Другие ковали победу в тылу. А третьим выпала на долю самая ужасная участь – быть рабочей силой. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска оккупировали Донбасс и Украину, семья Макары тоже оказалась в окружении. Как и многих других людей их отправили на принудительные работы в Германию.
Важное место в гитлеровской оккупационной политике занимало массовое использование иностранных гражданских лиц и военнопленных на рабско-крепостнической каторге в Германии. Это было вопиющее нарушение элементарных международных норм и обычаев, установленных международными конвенциями в Гааге. Согласно плану «Ост» (нем. Generalplan Ost) — обширная программа закрепления господства германского рейха в Восточной Европе, предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75 — 85 процентов населения и размещение его в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке. Этот план колонизации и германизации восточных территорий разрабатывался на основе расовой доктрины под эгидой рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, который в качестве рейхскомиссара по укреплению германской народности с осени 1939 года ведал также вопросами выселения, заселения и переселения на Востоке. План был рассчитан на 30 лет. К его реализации предполагалось приступить после победы рейха в войне против Советского Союза. Но уже в 1943 году его разработка была окончательно прекращена. По некоторым данным, «План „Ост“» был разделён на два — «Малый план» (нем. Kleine Planung) и «Большой план» (нем. Große Planung). Малый план предстояло провести во время войны. На Большом плане немецкое правительство хотело сосредоточиться после войны. План предусмотрел различный процент германизации для различных покорённых славянских и других народов. «Негерманизированные» должны были быть выселены в Западную Сибирь или подвергнуты физическому уничтожению. Исполнение плана должно было гарантировать, что завоёванные территории приобрели бы безвозвратно немецкий характер.
По окончании войны Мария Арсентьевна с подругами вернулась домой, а Прасковья – сестра Марии вышла в Германии замуж и остаётся жить там. Это так называемая репатриация перемещённых советских граждан. Этим занималось специальное ведомство, образованное в октябре 1944 г. Управление уполномоченного Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР по делам репатриации (это ведомство возглавлял генерал-полковник Ф.И. Голиков, бывший руководитель военной разведки). С репатриацией советских перемещенных лиц имели место элементы и насилия, и нарушения прав человека, и гуманитарного преступления. В своей основе, несмотря на все издержки, это была естественная и волнующая эпопея обретения Родины миллионами людей, насильственно лишенных ее чужеземными завоевателями. Из документов ведомства Ф.И. Голикова можно заключить, что осенью 1944 г. советское руководство было обеспокоено сообщениями из англо-американских источников о том, что большинство советских военнопленных будто бы враждебно настроено к советскому правительству и не желает возвращаться в Советский Союз. Достоверность этой информации была сомнительной. В дальнейшем из различных источников, в том числе по линии внешней и военной разведок, были получены подтверждения, что основная масса советских военнопленных и интернированных гражданских лиц желает возвратиться на Родину, несмотря на идеологическую обработку со стороны геббельсовской и власовской пропаганды. Ей не удалось привить чувство ненависти ни к советской власти, ни к англо-американским «плутократам». В среде находившихся в неволе советских граждан с удовлетворением воспринимались известия о победах Красной Армии и англо-американских войск. В то же время этих людей беспокоила вероятность того, что в случае возвращения в СССР у них могут быть неприятности по фактам расследования жизни и деятельности за границей, обстоятельств сдачи в плен и т.д. Но больше всего их волновала другая проблема: зная о негативном и подозрительном отношении советского правительства к людям, побывавшим за рубежом, они сомневались, что им разрешат вернуться на Родину. Основная масса репатриантов проходила проверку и фильтрацию во фронтовых и армейских лагерях и сборно-пересыльных пунктах (СПП) Наркомата обороны (НКО) и проверочно-фильтрационных пунктах (ПФП) НКВД, часть военнопленных - в запасных воинских частях. Выявленные преступные элементы и «внушавшие подозрение» обычно направлялись для более тщательной проверки в спецлагеря НКВД, переименованные в феврале 1945 г. в проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ) НКВД, а также в исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) ГУЛАГа. Лица, проходившие проверку и фильтрацию в лагерях, СПП и запасных частях НКО и ПФП НКВД, в отличие от направленных в ПФЛ и ИТЛ, не являлись спецконтингентом НКВД. Большинство репатриантов, переданных в распоряжение НКВД, составляли лица, запятнавшие себя прямым сотрудничеством с чужеземными завоевателями и подлежавшие по закону за переход на сторону противника в военное время самому суровому наказанию, вплоть до смертной казни. Однако на практике их чаще направляли на спецпоселение на 6 лет и не привлекали к уголовной ответственности.
Согласно инструкциям, имевшимся у начальников ПФЛ и других проверочных органов, из числа репатриантов подлежали аресту и суду следующие лица: руководящий и командный состав органов полиции, «народной стражи», «народной милиции», «русской освободительной армии», национальных легионов и других подобных организаций; рядовые полицейские и рядовые участники перечисленных организаций, принимавшие участие в карательных экспедициях или проявлявшие активность при исполнении обязанностей; бывшие военнослужащие Красной Армии, добровольно перешедшие на сторону противника; бургомистры, крупные фашистские чиновники, сотрудники гестапо и других немецких карательных и разведывательных органов; сельские старосты, являвшиеся активными пособниками оккупантов.
22 мая 1945 г. ГКО принял постановление, устанавливавшее 10-дневный срок регистрации и проверки гражданских репатриантов и отправки их по месту жительства. Практика показала, что этот срок оказался нереальным, и они находились в лагерях и СПП, как правило, 1-2 месяца и даже дольше. К 30 мая 1945 г. лагеря и СПП могли вмещать в общей сложности до 1,3 млн человек. Никакой разницы между лагерями и СПП не было. В данном случае термин «лагерь» означал не место заключения, а сборный пункт, равно как и СПП. Большинство этих сборных пунктов находилось за границей (в Германии, Австрии, Польше, Румынии и других странах). Создание сети лагерей и СПП диктовалось не только необходимостью тщательной проверки перемещенных лиц и выявлением в их среде преступных элементов, но и рядом других причин. Сосредоточение в сборных пунктах распыленных чуть ли не по всей Европе масс перемещенных лиц значительно облегчало задачу поставки их на централизованное продовольственное снабжение (репатрианты от момента поступления в лагеря и СПП до прибытия на место жительства получали паек, соответствующий нормам питания личного состава тыловых частей Красной Армии). До августа 1945 г. часть репатриантов проживала на частных квартирах вблизи СПП и лагерей, но характер их взаимоотношений с местными жителями вынудил направить их в лагеря и СПП, дабы уберечь от соблазна устраивать самосуды над местным немецким, австрийским и другим населением. С медицинской точки зрения предварительная изоляция репатриантов перед отправкой в СССР была совершенно необходима, так как в их среде были распространены различные инфекционные заболевания, причем удручающе много было зараженных гонореей и сифилисом. В лагерях и СПП работало достаточное количество венерологов, гинекологов, терапевтов и других специалистов. В числе главных причин создания сети сборных пунктов в виде лагерей и СПП было стремление придать процессу репатриации организованные формы, не допустить анархии в этом деле.
Находясь в Германии, в 1928 году Мария Арсентьевна родила дочь - Анну. В 1930 году у неё родился первый и единственный сын – Николай, который в 1996 году умер. В 1931 году – дочь Лидия, а в 1935 – Ольга. В 1945 году родилась моя бабушка, самая младшая дочь Марии Арсентьевны – Христина.
В 1947 году их семью сослали в Сибирь, в Прокопьевск. В Сибири к этому времени было создано несколько лагерей системы ПФЛ. В частности на территории нашей области для «спецконтингента НКВД» созданы были лагеря для обслуживания угольной промышленности. Лагеря системы ОПФЛ: Кизеловский ПФЛ № 0302, Прокопьевский ПФЛ № 0315, Кемеровский ПФЛ № 0314 и Прокопьевский лагерь № 525 системы Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ). В лагере она пробыла до 1952 года, затем была реабилитирована.
Через все испытания: ссылки, жизненные трудности с Макара Марией Арсентьевной прошла её мать Омелия, которая умерла и была похоронена на кладбище села Шарап в 1947 году. В конце своей жизни она была награждена орденом «Мать Героиня». В 1997 году она умерла и была похоронена на кладбище «Высокий». Её излюбленными блюдами были: украинский борщ, драники и жареная картошка. В конце своей жизни она жила вместе с моей бабушкой, моим дедушкой, мамой и моим дядей. Она шила многие вещи домашнего обихода: рушники, рубахи, простыни, блузки и юбки, для себя и для детей, перины и подушки так как они держали гусей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь Марии Арсентьевны была полна многими радостными и горестными событиями. Война, послевоенное лихолетье и рождение детей; спецпоселение и реабилитация; унижения и счастье. Все смогла с честью и достоинством преодолеть она. Я считаю, что её – жизнь – это подвиг и пример стойкости и мужества. В самой сложной жизненной ситуации она не теряла самообладание, всегда трудилась и старалась каждый день сделать что-нибудь необычное, чтобы родным и близким было легче. Ведь самое главное в жизни – это любовь и взаимопонимание, душевная доброта и ласка. А счастье – оно не в деньгах и не в их количестве. Сегодня я очень благодарна ей, что она смогла воспитать в своих детях любовь и уважение, взаимопонимание и именно это воспитывают сейчас во мне мои родители – потомки моей прабабушки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/План_«Ост»
http://www.genocide.ru/lib/genocides/generalplan-ost.htm
Слайд 1
История моей семьи Выполнила: Карунас Анна ученица 7 «А» класса, МБОУ «Школа № 45» Руководитель: Марсова О. П. преподаватель истории и обществознанияСлайд 3
Цель работы: изучить историю жизни моей прабабушки – Макары Марии Арсентьевна . Задачи работы: 1. Проанализировать историческую обстановку, в которой родилась и жила моя прабабушка . 2. Выяснить основные события, сыгравшие в её жизни большое значение. 3. Проанализировать её вклад в историю нашей страны.
Слайд 4
Объект исследования: судьба сибирских украинцев . Предмет исследования: влияние войны на судьбу Макары Марии Арсентьевны .
Слайд 5
село Руснов на Украине
Слайд 6
Остарбайтеры ( Ostarbeiter ) или восточные рабочие Погрузка в вагоны Регистрация в лагере Медкомиссия
Слайд 7
Остарбайтеры ( Ostarbeiter ) или восточные рабочие Работа Массовое убийство Общежитие
Слайд 9
Интернированы??? За что???
Слайд 10
Интернированы??? За что???
Слайд 11
Макара Мария Арсентьевна
Слайд 12
Исследование : В исследовании принимали участие учащиеся школы № 45 (127 человек) Цель исследования: выяснить значимость семейных традиций в жизни современного школьника.
Слайд 13
1. Как вы думаете, нужно ли знать историю своей семьи?
Слайд 14
2. Составляли ли вы свою родословную?
Слайд 15
3. Нужны ли семейные архивы старых фотографий?
Слайд 16
4. Нужно ли соблюдать традиции в семье?
Слайд 17
Итог исследования : Большинство опрошенных считают, что необходимо изучать историю своей семьи, иметь старые альбомы, рассказывать своим потомкам о прошлом их предков. Потому что история своей семьи – это история твоей Родины. Ведь именно мы и есть те, кто творим историю. У большинства опрошенных есть семейные традиции и они считают, что их нужно поддерживать, сохранять и передавать по наследству.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Флейта и Ветер
Разлука
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Что такое музыка?
3 загадки Солнечной системы