Проект по экологии "Школьный двор-моя страна"
Вложение | Размер |
---|---|
nash_dvor-moya_strana.docx | 23.65 КБ |
Экологический проект «Школьный двор – моя страна».
Разработчик проекта:
Участник экологического отряда МОАУ СОШ № 6 – Пугачева Дарья, ученица 8 б класса.
Цель проекта:
- реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;
- содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне школы, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка;
- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий.
Задачи проекта:
- сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
- усилить региональную направленность экологического образования;
- привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
-сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
- развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;
- преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
- провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;
- исследовать различные формы растений, произрастающих на территории станицы Саратовской и оборудование участков для лекарственных растений, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка.
Ожидаемые результаты:
- решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских способностей учащихся;
- благоустройство и озеленение школьной территории;
- ежегодная организация экологического отряда МОАУ СОШ № 6;
- повышение экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья школьников;
- привлечение внимания населения станицы к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
- пропаганда экологической культуры учащихся;
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;
- использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, изобразительного искусства, трудового обучения.
Сроки реализации проекта: 2012 учебный год.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – январь-февраль 2012 год
2 этап – практический (исследовательский) – март - май2012 год
3 этап – обобщающий – сентябрь-ноябрь 2012 года
4 этап – информационно – просветительский – декабрь 2012 года
Обоснование актуальности проекта.
«Если бы каждый человек на клочке земли
сделал все, что он может - как прекрасна,
была бы Земля наша».
А. П. Чехов.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия, должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.
Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?
Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства? Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки. На мой взгляд, лучше всего это сделать на примере небольшого участка местности. В данном случае, такой экспериментальной площадкой, может служить школа и прилегающая к ней территория. Ведь школа - это общий дом для всех ее учеников. И наверное, каждому «ее жителю», хотелось бы видеть свое учебное заведение красивым не только изнутри, но и снаружи. Именно по этому, мною была выбрана тема проекта «Школьный двор – моя страна».
Я считаю, что данная тема является наиболее актуальной потому что:
- школьный двор нуждается в дополнительном озеленении;
- территория пришкольного участка не используется в полной мере;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Чтобы верно оценить ситуацию, я рассмотрела ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной, медицинской. В микрорайоне школы, как и во всей станице, экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в районе. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы, прилегающие к школе микрорайона, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора. А также, опрос жильцов показал, что 70% недовольны состоянием своих дворов, из них 45% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказать посильную помощь школе.
Одним из негативных факторов, являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего района станицы Саратовской. Тем более, что на территории нашей станицы имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в из-за нарушения травяного покрова на большей части территории, недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.
Я считаю, что данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция школьников, сейчас важна для будущего всей станицы в целом, а экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации, является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания и систематизирующим фактором образования. На мой взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
В связи с этим, мною был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.
Основные этапы реализации проекта.
I этап – Подготовительный.
1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую могут входить все желающие ребята.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся, исследования по теме проекта.
4. Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка территории от мусора).
5. Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.
6. Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории.
7. Организация работы экологического и трудового отрядов.
8. Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»
9. Подведение итогов I этапа проекта.
II этап – Практический.
1. Выращивание рассады.
2. Посев лекарственных растений.
3. Посадка саженцев деревьев.
4. Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)
5. Уход за растениями.
6. Выполнение научно-исследовательских работ на опытных участках с последующим представлением их на различных конкурсах, конференциях.
7. Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов.
8. Разбивка цветников у фасада школы.
9. Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории.
10. Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта.
11. Подведение итогов II этапа проекта.
III этап – Обобщающий.
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы.
2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей.
3. Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта.
4. Использование собранного материала на уроках и внеклассных мероприятиях.
5. Обобщение опыта работы.
IV этап – Информационно-просветительский.
1 Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта - в течение года Пресс центр.
Заключение.
Основой данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности учащихся школы, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своей станицы, своей школы.
В ходе реализации проекта «Школьный двор – моя страна» предполагаются выполнения следующих работ:
• Организация совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по реализации основных мероприятий проекта (сформировать творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе провести ландшафтную организацию школьной территории, выбрать растения для озеленения, провести сбор информации и опрос школьников, жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки);
• выкорчевать погибшие деревья и кустарники;
• провести очистку пришкольной территории от бытового мусора (организовать общешкольные субботники);
• демонтировать различные постройки, расположенные на территории школы;
• составить эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
• на территории пришкольного участка разбить дополнительные клумбы для цветов;
• провести озеленение территории (пополнить школьный сад деревьями, кустарниками, в клумбы высадить цветы);
• освещать через школьную газету «Экологический вестник», основные этапы проделанной работы;
• учащимся экологических отрядов, принимать активное участие в городских и областных конкурсах;
• проводить разъяснительную работу среди младших школьников и жителей станицы;
• провести конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;
• собрать рассаду для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жильцами микрорайона.
• опубликовать рассказы, сочинения, рисунки экологической направленности в школьной газете «Экологический вестник», изготовить рекламные открытки;
• составить посадочные ведомости;
• по возможности, завезти землю для посадки деревьев, кустарников, цветов;
• восстановить травяной покров на тех участках, где это необходимо;
• окрасить спортивные объекты на территории школы;
• побелить стволы деревьев;
• провести научно – практическую конференцию учащихся, на которую предоставить доклады экологической направленности;
• провести выставку изделий и поделок из отходов и природного материала;
• составить карты видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка;
• провести экологические уроки экологической направленности (по региональному компоненту);
• в ходе проведения недели биологии и экологии познакомить учащихся с лекарственными растениями, произрастающими в микрорайоне школы и на территории станицы Саратовской.
Список использованной литературы.
1. Всё обо всём. Энциклопедия для детей. Москва «Дрофа». – 2002 г.
2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1998.
3. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001.
4. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003.
5. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия.: Экология / Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Девочка-Снегурочка
За еду птицы готовы собирать мусор
«Течет река Волга»
На горке