Предмет моего исследования: алфавит русского языка, а конкретно буква «Ё».
Цель исследования: выяснить, как отражается на развитии русского языка отказ от использования на письме буквы «Ё».
Задачи исследования:
Гипотеза исследования
Сроки исследования: 1 месяц.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_32_ili_33.pptx | 2.24 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «33 или 32? Или почему забывается буква «Ё »?» Выполнил : Смольницкий Вадим, ученик 3б классаСлайд 2
Предмет моего исследования: алфавит русского языка, а конкретно буква «Ё». Цель исследования: выяснить, как отражается на развитии русского языка отказ от использования на письме буквы «Ё». Задачи исследования: исследовать историю возникновения и жизни буквы «Ё» в русском алфавите; определить значение буквы «Ё» в русском языке; ответить на вопросы: «Почему забывается буква «Ё»?» и «Надо ли сохранять букву «Ё» в русском алфавите?». Гипотеза исследования Я предполагаю, что если бы люди, владеющие русским языком, отдельные издательства газет, журналов при написании или печатании текстов всегда использовали букву «Ё», то это избавило нас от неверного чтения, искажения русского языка. Эта работа – попытка доказать: ненужных букв в русском алфавите нет! Сроки исследования: 1 месяц.
Слайд 3
Впервые написана на бумаге «Ё» была 18 ноября 1783 года в доме директора Петербургской академии наук, княгини Екатерины Романовны Дашковой Первым словом, отпечатанным с буквой «Ё», было «всё», затем « огонёкъ », « пенёкъ », василёчикъ ».
Слайд 4
Берёза – берёста – более правильно, чем берёза – береста. Великий наш поэт Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» использует слово берёста, которое сейчас почти все произносят как береста. «А прочие покудова Стаканчик изготовили, Берёсты понадрав .»
Слайд 5
В рамках практической части нашего исследования мы решили найти ответы на вопросы интересующие нас : какие существуют правила в русской орфографии; надо ли сохранять букву «Ё» в русском алфавите? проверить на практике какие трудности испытывают школьники при отсутствии буквы «ё» в процессе обучения; отследить присутствие буквы «ё» в учебной и дополнительной литературе в школе от начальной ступени образования до старшей. употребление буквы на продуктах изготовителями продуктов питания.
Слайд 6
Государственный стандарт России «Правила русской орфографии и пунктуации» гласит: «Буква «Ё» пишется в следующих случаях : • необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, когда например: узнаём в отличие узнаем ; всё в отличие от все ; совершённый (причастие) от совершенный (прилагательное) и т. д .; • когда надо указать произношение малоизвестного слова, например, река Олёкма ; • в специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения».
Слайд 7
« Е» – это йотированный звук [э] ([й ׳ э ]), «Ё » – йотированный звук [о] ([й ׳ о]). «е» и «ё» М ы до сих пор уверены в том, что надо писать и произносить Фет, хотя поэта на самом деле зовут Афанасий Фёт .
Слайд 8
Наблюдение 1. Проведя технику чтения среди 1-4 классов с хорошо читающими учениками выяснили, что один и тот же текст ученики безошибочно читают если в тексте присутствует буква «ё» и наоборот, эти же ученики допускают много ошибок при чтении текста без буквы «ё ». Итак , результат - тормозится скорость чтения и восприятия текста, возникают многочисленные ошибки, постепенно переходящие в речь, и, наконец, искажается сам язык. Классы Техника чтения (наличие буквы «ё» в тексте) Техника чтения (отсутствие буквы «ё» в тексте) 1 класс 17-20 слов в мин. 15 слов в мин. 2 класс 35-45 слов в мин. 35 слов в мин. 3 класс 45-90 слов в мин. От 35 до 65 слов в минуту 4 класс 65-100 слов в мин. 40 – 60 слов в минуту
Слайд 9
Наблюдение 2 . При изучении учебной литературы выяснили, что буква «ё» сохраняется только учебниках в 1-4 классах, а в последующих с 5 – 9 присутствует только в учебниках русского языка под редакцией Разумовской М.М. Классы Наличие буквы «ё» Отсутствие буквы «ё» Печатные пособия (таблицы, схемы) 1-4 классы Присутствует во всех комплектах УМК «Школа России» и «Школа XXI века» «Зеленые страницы» Плешаков А.А. Таблицы: русский язык «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Падежи имен существительных». 5 класс Русский язык Разумовская М.М. Математика Виленки Н.Я. История Древнего мира А.А. Вигасин 6 класс Русский язык Разумовская М.М. История средних веков Е.В. Агибалова , биология Н.И. Сонин, математика Виленки Н.Я., география землеведения. 7 класс Русский язык Разумовская М.М. Физика А.В. Пёрышкин , алгебра Ш.А. Алимов. Литература А.Г. Кутузов, биология В.Б. Захаров, всеобщая история А.Я. Юдовская, история России А.А. Данилов 8 класс Русский язык Разумовская М.М., химия О.С. Габриелян Математика Н. Алимов, 9 класс Русский язык Разумовская М.М. Литература А.Г. Кутузов, математика Н. Алимов.
Слайд 10
Наблюдение 3. Мы решили проверить учитывают ли отечественные издательства правила русской орфографии. Для этого взяли первые 20 книг из детской литературы на полке в библиотеке. При переходе от начальной школы к старшей буква «ё» сохраняется только в учебниках русского языка, а в детской литературе для младших школьников наблюдается только в 70% случаях.
Слайд 11
Наблюдение 4. Наблюдение за жизнью буквы «ё» не ограничилось учебным процессом в школе. Мы решили исследовать этот вопрос в быту. Для этого мы посетили магазин «Дежурный» в р.п . Черлак, и выяснили, что и отечественные производители пренебрегают буквой «ё» при оформлении товаров народного потребления.
Слайд 12
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И . С. Тургенев
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Лиса Лариска и белка Ленка
Девочка-Снегурочка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Госпожа Метелица