Учащаяся 7-г классаШабозова Сабина в проекте, подготовленном на научно-практическую конференцию МБОУ СОШ №7 муниципального образования город-курорт Анапа, отразила значимые моменты по усовершенствованию дворовой территории. В проекте исследованы посадки, состояние деревьев и кустарников, а также предложены варианты по улучшению территлрии школы с применением ландшафтных приёмов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 426.5 КБ |
prilozhenie_k_proektu.docx | 1.07 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
муниципального образования
город-курорт Анапа
Исследовательский проект
на школьную научно-практическую конференцию учащихся
«Успех»
Секция социальных наук
Оценка состояния растений на пришкольной территории
и возможности её благоустройства
Автор:
Учащаяся 7-г класса
Шабозова Сабина
Научный руководитель:
Учитель экологии
Перчинская О.Е.
2013 г.
Содержание
1.Введение_________________________________________________________2
2.Методика и техника исследования___________________________________ 10
3. Возможности благоустройства ______________________________________12
4. Выводы_________________________________________________________ 16
5. Список научной литературы________________________________________19
«Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может, как прекрасна
была бы Земля наша»
Цель проекта - оценка состояния пришкольного участка и здоровье сберегающие технологии.
Задачи проекта:
Практическое значение проекта заключается в том, что на основе изучения глобальных экологических проблем видятся проблемы, которые рядом с нами. После проведения исследовательской работы имеется возможность внести предложения:
Актуальность и важность проекта: «Благоустройство школьного двора»
Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.
Мероприятия по реализации проекта:
- разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;
- распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне;
- освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
- развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
- формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных экологических проблем местного сообщества.
Воспитанию у школьников активной гражданской позиции способствует участие детей в деятельности детских и молодежных общественных организациях. Среди них актуальным и социально востребованным является проектирование общественно-полезных и социально значимых инициатив лидерами детских и молодежных общественных объединений МБОУ СОШ №7 муниципального образования город-курорт Анапа – ДОО «РИТМ», волонтёрского движения «Лучики добра».
Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:
Механизмы реализации проекта
№ п/п | Направление | Виды деятельности |
1. | «Ориентиры» | - проведение социологических исследований, мониторинга состояния окружающей среды на школьной территории; |
2. | «Созидатели» | - организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьной территории |
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, средства по вторичной занятости учащихся.
Этапы реализации проекта «Благоустройство школьного двора»
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта | март 2013 г. |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | апрель – май 2013 |
3. | Практический | Реализация проекта | май – сентябрь 2013 |
4. | Аналитико-коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | май – сентябрь 2013г. |
5. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Октябрь – ноябрь 2013 г. |
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Проведение анализа экологического состояния школьной территории | учитель экологии |
2. | Старт конкурса «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьной территории» | классные руководители, учащиеся 1-11 классов |
3. | Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» | классные руководители, учащиеся 1-11 классов |
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1. | Разработка коллективного проекта школьного двора: | заместитель директора по ВР |
План мероприятий практического этапа
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1. | Приобретение семян и выращивание рассады | Учителя технологии |
2. | Трудовой десант «Школа – парк» по благоустройству школьной территории | Классные руководители |
3. | Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьной территории. | Учителя технологии |
6. | Уход за посаженными цветочными культурами | Учащиеся, кл. руководители, техперсонал |
7. | Планирование участка с использованием севооборота | Инициативная группа учащихся, администрация школы |
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
№ п/п | Предполагаемый результат | Сроки |
1. | Организация социально-значимой общественной деятельности школьников; | 2013-2014 г. |
2 | Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию; | Постоянно |
3. | Создание условий для возможной организации процесса совместной работы, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; | Постоянно |
4 | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; | Постоянно |
5 | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения. | Постоянно |
Анкета для учащихся (Приложение 2)
1. Каким бы вы хотели видеть школьную территорию?
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьную территорию?
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьной территории?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьной территории?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта?
Благоустройство школьной территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации нашей школы. Начальным этапом, благодаря которому проект по благоустройству школы получает требуемое направление в реализации, является исследование самого участка. На этом этапе мною произведены замеры территории, установлен тип почвы и определено состояние уже имеющихся построек. Далее я составила сам проект. При планировании необходимо учитывать ряд требований: удобный подъезд к школе для легкового и грузового транспорта, определенное расстояние от основных дорог и магазинов, отсутствие на школьной территории пожароопасных объектов и взрывоопасных материалов и предметов. Так же не стоит забывать об объектах комфорта и досуга. Таковыми могут быть лавочки, беседки и открытые поляны с газоном для отдыха после уроков.
Растения, посаженные в нашей школе, играют огромную роль в создании благоприятной среды обитания для детей. В городском ландшафте они выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции, связанные с выделением кислорода и фитонцидов, ионизацией воздуха, осаждением пыли, формированием своеобразного микроклимата и т.д. Зеленые растения благотворно действуют на эмоциональную сферу человека, имеют большую эстетическую и рекреационную ценность, способствуют сохранению гармонии окружающей среды и человека даже в условиях таких антропогенно-измененных экосистем.
Одной из важнейших функций зеленых насаждений, является санитарно-гигиеническая, заключающаяся в очистке окружающей среды от токсичных веществ. Растения играют огромную роль в обогащении окружающей среды кислородом и поглощении образующегося диоксида углерода. Растения улучшают микроклимат городской территории, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий, создают комфортные условия для отдыха на открытом воздухе. В городской среде растения повышают ионизацию воздуха, улучшая тем самым электрогигиенические свойства атмосферы. Велика роль растений в обогащении городской среды фитонцидами. Хорошо известен противошумовой эффект зеленых насаждений, связанный с большой звукоотражающей и звукопоглощающей функциями листвы. Кроны деревьев поглощают от 20 до 70% звуковой энергии. В целом растительность снижает шум в жилых и промышленных зонах в 2-2,5 раза.
Гипотеза:
Внешний вид пришкольного участка определяется только крупными растениями, которые располагаются на территории МБОУ СОШ №7 муниципального образования город-курорт Анапа. Следовательно, необходимо разработать план благоустройства школьной территории, с элементами ландшафтного дизайна.
Цель исследовательской работы:
подтвердить или опровергнуть гипотезу о состоянии растительности на пришкольном участке и разработать способы благоустройства пришкольного участка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
анализ научной литературы, наблюдение и сравнение, опрос и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы, моделирование.
Объектом исследования является пришкольный участок МБОУ СОШ №7 муниципального образования город-курорт Анапа
Технология работы: исследование.
Актуальность исследования
Нашей школе 21 год. Большинство деревьев посажены сразу после сдачи в эксплуатацию школы, поэтому нас интересует, почему на пришкольном участке высажены только деревья, а клумбы и зоны для отдыха упразднены и не нашли своего применения. В своём проекте я хотела бы подобрать виды дизайнерских решений, наиболее подходящих для озеленения территории, где много детей. Предложить пути благоустройства школьной территории.
Обзор работ по данной проблеме
Для исследования по данной теме нами была изучена специальная литература с описанием методик и экспериментов. В основу нашей работы легла книга В.П. Александровой, А.Н. Гусейнова, Е.А.Нифантьевой, И.В.Болговой, И.А.
Место и время выполнения работы
Исследования проводились в марте (1 этап) 2013 года на пришкольном участке МБОУ СОШ №7 муниципального образования город-курорт Анапа
Общая характеристика пришкольного участка
Территория МБОУ СОШ №7 располагается в микрорайоне 3-А г-к Анапа. Пришкольный участок занимает 26932 м2 или 2,6932 га., вся территория обнесена металлическим забором (соответствует нормам СанПиН).
С севера к территории школы прилегает ул.Омелькова. Расстояние 6 м. от забора. С северо-востока к школьной территории прилегает Хлебозавод. С запада – детский сад «Виктория», с юга – спальный район. С юга-запада мемориал «Три свечи». Магазины расположены более 60 метров от школы, что соответствует санитарно - гигиеническим нормам (не менее чем на 50м.). Возле школы проходит улица Омелькова с интенсивным движением автотранспорта. Пришкольная территория распланирована: имеет 2 стадиона, игровые площадки, клумбы, закрепленные за классами.
2. Методика и техника исследования
2.1. Изучение ярусности растений.
Определение надземной ярусности
По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы – горизонтальные слои, толщи, в которых располагаются надземные или подземные части растений определенных жизненных форм. Эта ярусность особенно ярко выражена в лесных фитоценозах. В лесах ярусы образованы растениями отдельных жизненных форм (по Серебрякову), выделяют ярусы:
Развитая ярусность положительно влияет на экосистему.
Пришкольный участок - антропогенная система, где выбор культур, их расположение рукотворное. Не смотря на это, растения образуют ярусы.
Мы изучили расположение растений на участке и их видовой состав.
Нормы СанПиН требуют, чтобы на территории школы произрастало от 90 до 150 деревьев на гектар. Мы определили плотность древостоя на нашем участке:
P=S/D, где P – плотность посадки, D – количество деревьев, S – площадь участка.
P= 26932/791=34 (деревьев на га), что чуть ниже нормы.
Вывод: по плотности посадки деревьев наш участок не совсем соответствует нормам САНПИН, следовательно, необходимо пополнить древостой как минимум на 56 деревьев.
2.3. Расчет количества кислорода, выделяемого деревьями на человека.
Мы подсчитали количество деревьев, растущих на пришкольном участке. Их оказалось 791. Количество обучающихся 1300 человек в школе и 620 в гимназии. Работников школы 67 человек. Гимназии – 52 чел.
Дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Мы рассчитали количество деревьев, приходящееся на человека по формуле:
A=D/M, где A – количество деревьев на человека, D – общее количество деревьев, М – количество человек в школе.
А=791/2039=0,4 (дерева на человека).
Вывод:
на каждое дерево приходится 2,5 человека, а это достаточно для нормального дыхания;
на территории школы деревья посажены неравномерно и, можно выделить несколько участков с различной сомкнутостью крон:
3.Возможности благоустройства и развития пришкольного участка
Мною исследованы участки, которые можно было бы облагородить. Анализ исследования участков показал, что на территории школы очень мало хорошо освещённых территорий, поэтому, упор при модернизации придётся делать на тенелюбивые растения (можжевельники, хвойные растения), а на светолюбивых участках разбить клумбы и высадить петунию, розы, осенние цветы.
3.1. Проведение социологического опроса среди учащихся и учителей
В ходе исследовательской работы, мы провели социологический опрос среди учащихся 8-11 классов и учителей, в котором приняло участие 75 человек (Приложение 2). Были заданы следующие вопросы:
Анкета для учащихся:
1. Каким бы вы хотели видеть школьную территорию? (60% ответили, что хотели бы увидеть школу обновлённой, привлекательной, 23% - всё устраивает, 17% затруднились ответить)
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьную территорию? (72% хотели бы увидеть на территории школы зоны для отдыха, клумбы с цветами, альпийские горки, фонтанчики, 19% - ничего не менять, 9% - всё равно)
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьной территории (66%- учащиеся, 31% -техперсонал, 6%- без разницы кто)?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьной территории («Дворик нашего детства» -45%, «Школьный парк отдыха» – 38%, «Цветущая школа» - 17% )?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта? («Да» -74%, «Нет» - 26%)
Возможности благоустройства
Какой я вижу нашу школу после модернизации:
(Фото в приложении)
Инвентарь на стадионе мы предлагаем частично демонтировать, так как некоторые элементы спортивной площадки пришли в ветхое состояние, а остальное отреставрировать. Для этого покрасить элементы, предварительно подготовив к этому процессу.
В среднем банка краски массой 1 кг стоит 350 руб. Для реставрации спортивного инвентаря нам потребуется 15 банок. Это будет стоить 5000 руб.
Предлагаю отреставрировать баскетбольную площадку.Стенд баскетбольный школьный для улиц стоит 17070 руб.
Реставрация асфальтирования площадки для игры 70 м3*250 руб.=17500 руб.
Вывод: восстановление стадиона нам обойдется примерно в 39 500 руб.
В соответствии с ФГОС, учащиеся первых классов после учебного дня должны гулять, для чего необходимо обустроить площадку. На пришкольном участке я выбрала территорию, где можно поставить игровой комплекс, состоящий из трёх видов качелей и горки, стоимостью 53 000 рублей. На игровой площадке нужно расположить лавочки, в количестве 5 штук. Стоимость одной 6900 руб., следовательно, нам потребуется 6900*5=34500 руб.
Вывод: На обустройство детской игровой площадки нам понадобится 87500 руб.
Создание и озеленение клумб
Создание и озеленение клумб трудоёмкий, но приятный процесс. Семена цветов школе могут подарить дети. Саженцы и дикий камень можно попросить приобрести депутата. У нас, детей появится возможность самостоятельно ухаживать за новыми клумбами. Можно организовать соревнования между классами по благоустройству закреплённых территорий.
4. Выводы.
По результатам нашей работы можно сделать выводы:
Следовательно, первоначальная гипотеза подтвердилась ходе исследования. Средний балл состояния древостоя 23/17=1,3. Состояние древостоя не критическое. Мною разработан план развития пришкольной территории.
Практическое использование результатов
Результаты моего исследования имеют практическую пользу, так как данные помогут более рационально организовать участок около школы, правильно подобрать растения. Результаты возможно использовать на уроках биологии, географии, экологии, ОБЖ, информатики, математики, экономики, обществознания, классных часах. А так же на примере моей работы можно обустраивать территорию других муниципальных учреждений, таких как детские сады, школы, и учреждения по организации досуга населения. Советы по выращиванию деревьев, подбора наиболее оптимальных культур для выращивания так же можно учитывать при выборе зелёных насаждений на приусадебном участке.
Мы большую часть времени проводим в школе, экологическая обстановка на участке влияет на наше здоровье, культуру. Мы можем также внести посильный вклад в поддержание порядка на пришкольном участке. Клумбы закреплены за классами, можно закрепить посадки деревьев для ухода и заботы.
Мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале исследования, достигнуты, работа доступна для выполнения в условиях общеобразовательной школы.
ПЛАН
работы по благоустройству территории школы-интерната в 2013-2014 учебном году
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список научной литературы
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Зимовье зверей
В поисках капитана Гранта
Проказы старухи-зимы
Смекалка против Змея-Горыныча