Небольшое интересное творческое исследование военной страницы одной семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
Военная история калмыков. Современная | 28.56 КБ |
МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа»
Кетченеровского района Республики Калмыкия
Республиканская конференция туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм»
В песнях останемся мы…
Военная история калмыков
Куршаев Николай Эрдниевич, учащийся 8 класса
Утнасунова Надежда Борисовна, руководитель
Сарпа 2012
Оглавление 2
I Введение 3
II Ветеран Великой Отечественной 4
III Оркестрант Морской пехоты 7
IV По стопам брата 11
V Заключение 12
VI Библиография 14
VII Приложения 15
Введение
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим!
«Джангар»
С незапамятных времён о воинственности и мужестве нашего калмыцкого народа слагают песни, легенды, пишут историки. Мы знаем много интересных фактов о наших давних предках- в передовых отрядах войск Чингис-хана , в личной охране императора были наши предки, в легендах, песне «Мазн баатр», в книгах Прозрителева Г.Н., Беликова Т.И рассказывается о реальных героях военных походов Русской армии XVII, XVIII, XIX веков.
Именно сейчас, когда служба в армии, а, тем более, быть военным - стало «не престижным», хочется обратить свой взор на тех людей, которые доказывают обратное. Они всякий раз убеждают, что слово Родина не есть «пустой звук» в наших сердцах.
Тема моей работы совершенно не случайна. Сейчас, когда все мы отмечаем большой юбилей Отечественной войны 1812 года, хочется рассказать о наших ветеранах Отечественной войны, о героях нашего времени.
Ветеран Великой Отечественной
Из нашего маленького посёлка Сарпа на Великую Отечественную войну ушли более 350 человек. Об этом немало сведений собрал наш известный сказитель Боктаев Шаня Васильевич. По крупицам собирал он сведения о ветеранах,опубликовал всё на страницах республиканской газеты «Хальмг Унн». Многие участники войны погибли в боях, есть сведения о погибших в фашистских застенках, кто-то пропал без вести, сколько осталось в Широклаге – никто не считал…
Не вернулись и мои дедушки, не осталось нам ни писем, ни фотографий. Вот поэтому хочу рассказать о семье своих близких родственников - Горяевых.
Глава семьи- Шорва Горяевич ветеран ВОВ, родился в 1918 году, перед самой войной закончил ФЗУ в Элисте и работал на МТС токарем. В 1942 году был призван в ряды Красной Армии, воевать начал под Хулхутой. В самых ожесточенных боях на калмыцкой земле прошел боевое крещение. Он был тяжело ранен в ногу, лежал в госпитале. После госпиталя Шорва Горяевич учился в пехотном училище и на фронт вернулся аж на Курскую дугу. В этой одной из самых жестоких кампаний вновь был ранен. Из госпиталя его взяли в маневренную группу 105-й отдельного пулемётного взвода 2- го Прибалтийского фронта [cм приложение 1], до августа 1945 года он служил в Прибалтике. Даже после взятия Берлина Шорва Горяевич в составе маневренной группы продолжал В августе 45 года перебрасывают на Дальний Восток. Шорва Горяевича отбирают в Пограничный флот МВД[см прил. 2 ] на Сахалин. Служил рулевым на торпедном катере. На оборотной стороне одной фотографии нас заинтересовала надпись «пос. Нагахам…» . Долгие поиски в интернете привели нас к этому: Озёрское — село в Корсаковском городском округе Сахалинской области России, в 27 км от районного центра. Находится на берегу залива Анива. До 1945 года принадлежало японскому губернаторству Карафуто и называлось Нагахама (яп.長浜?).[cм приложение 3]
Демобилизовали как калмыка в феврале 1948 года[cм приложение 4].
Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны I степени, множеством юбилейных наград.
Очень жаль, что всё это мы записали со слов его сыновей, будь Шорва Горяевич жив сейчас – сколько интересного узнали бы мы о той страшной войне, о подвигах простых солдат.
После демобилизации Шорва Горяевич приехал в Новосибирскую область, где встретил свою будущую супругу Оконову Кооку. Вскоре они создали счастливую семью [cм приложение 5]. Всю свою жизнь Шорва Горяевич отдал самоотверженному труду на благо Родины. Уже в Калмыкии он работал в животноводстве, был передовиком производства, не раз награждался трудовыми наградами, ценными подарками. Но самое главное - он вырастил и воспитал своих детей и внуков настоящими Людьми.
Шорва Горяевич был очень жизнерадостным, весёлым человеком, очень любил музыку. Свою любовь он передал своим детям, четверым сыновьям и двум дочкам, внукам. В доме Горяевых всегда звучали звуки баяна, гитары, синтезатора.
Старший сын - Артур Шорваевич создал в далёкие 60- 70-е годы в Сарпе вокально-инструментальный ансамбль и был его бессменным руководителем. Многие помнят те концерты, послушать которые старались все в округе [cм приложение 6]
Второй сын – Борис Шорваевич закончил музыкальное училище в Элисте, работает музыкальным педагогом много лет в п.Хошеут.
Средний сын – Николай, к сожалению, рано ушел из жизни, но осталась его дочь, Эльвира, она прекрасно поет.
Младший сын, Александр Шорваевич – наш бессменный баянист, аккомпаниатор всех школьных концертов, выступлений, сельских праздников.
Дочь Антонина Шорваевна – участник и призёр многих конкурсов песен, была учителем начальных классов, работала и дома, в Сарпе, и в Октябрьском районе.
Оркестрант Морской пехоты
В семье Борис Шорваевича и Валентины Павловны росли два прекрасных сына – Павел и Евгений. С детства родители прививали любовь к Родине, чувство прекрасного. И не удивительно, что первая учительница –Мама, везёт их на экскурсии в Волгоград, на Мамаев Курган, и в музей Элисты. По словам учителей Павла, он рос очень справедливым, добрым парнишкой, страстно любил музыку, спорт. Одноклассники очень тепло и с любовью вспоминают о нём, о том, как любил он и калмыцкие народные песни и мелодии, и современные ритмы и песни.
Паша после школы поступил в Элистинское музыкальное училище на отделение народных инструментов, в класс морин хура. Учил его известный монгольский педагог Ганбат. Встретиться с Ганбат- бакши не получилось, так как он вернулся к себе на родину в Монголию, где возглавил военный оркестр. А педагоги Очаев Борис Эрдниевич( по классу саратовской гармони) и завуч Дохаева Любовь Тюрбеевна говорили о том, как Паша был одарён, с легкостью подбирал сложные вещи на слух.
В училище Павел помимо отличных педагогов, обрёл новых друзей, единомышленников. Вместе с друзьями он участвует в конкурсах, становится дипломантом [cм приложение 7]. В воспоминаниях однокурсников Павел предстает перед нами очень скромным, справедливым, добрым парнем. Все друзья по музыкальному училищу – Савр Катаев, Мерген Ким, Александр Баинхараев, Аня Учаева, Боова Бельтрикова, - все, с кем нам удалось встретиться, в один голос говорят о том, что если бы Паша вернулся из армии – то стал бы прекрасным музыкантом, играл бы с ними в оркестре, дарил бы всем радость встречи с Музыкой. Учителя же видели в нём будущую надежду музыкальной Калмыкии.
Учебу в музыкальном училище пришлось прервать – призыв в армию 25 декабря 2000 года. Учебная часть в г. Астрахани, затем г. Махачкала, потом служба в 77 гвардейской ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Кутузова II степени, Московско-Черниговской бригады Морской пехоты г. Каспийск[cм приложение 8], его пригласили в оркестр. Как должно быть обрадовался Павел! Вновь заняться любимой музыкой! Новый инструмент валторна, новые друзья по оркестру. Служба шла своей чередой - учения, наряды, концерты…Ничто не предвещало страшную трагедию, но 9 мая 2002 года в городе Каспийске на Параде Победы, священном празднике для всего российского народа, почти весь оркестр погиб от руки террориста…
В яркой зелени аллей
Полк морпехов шаг чеканит.
В меди труб и акселей
Солнце весело играет.
И никто ещё не знал,
Что вот-вот беда проснётся.
Взрыва подлого волной
Марш парадный оборвётся,
И весенний цветок упадёт на асфальт,
Детский смех оборвёт вдруг отчаяния крик.
Плач седых матерей, искорёженный альт.
И старик-ветеран головою поник.
И. Крещенок.
[см. прил.9 ]
Сколько горя в дома наши весть эта принесла!
Музыканты, именно они, те, кто создает атмосферу праздника - в мирном параде отдали жизни…
Не передать тех чувств отчаяния родных и близких Павла Горяева. Все, кто знал, учился, общался с Павлом, были в эти дни рядом с ними.
Друзья, одноклассники, однокурсники были потрясены произошедшим, долго не хотелось верить в происходящее. До сих пор они вспоминают о тех днях, как о страшном, кошмарном сне.
В интервью Елене Вороновой «Спасибо за таких призывников!» гвардии старший лейтенант Садрудин Османов, дирижёр военного оркестра и руководитель вокально- инструментального ансамбля «Чёрные береты Каспия» [см.прил.10 ] рассказал о Павле: « Очень простой, скромный, в то же время крепко стоящий на ногах мужественный парень. И талантливый. Узнав, что он учился в училище искусств по классу мёрн хур, я предложил ему попробовать валторну. И он очень быстро освоил инструмент, играл на нём в оркестре.
Об этом всегда тяжело говорить… Но жизнь продолжалась, надо было пополнять оркестр. Выписавшись из госпиталя после ранения, я тут же узнал, что в бригаде появился ещё один парень из Калмыкии и тоже выпускник Элистинского училища искусств – Роман Овшинов.
Нашел его. Мы поговорили. Выяснилось, что Павел и Роман дружили. И после гибели друга Роман сам попросился в нашу бригаду, чтобы заменить его. В самом деле заменил. Я его взял на место Павла, даже партии его отдал.
Особая благодарность всему коллективу Элистинского училища искусств за их замечательных выпускников – Павла Горяева и Романа Овшинова.»
Эти слова, сразу видно, сказаны от души, и передают глубокие чувства дирижёра, руководителя ансамбля.
Я тоже думаю, что поступок однокурсника Романа Овшинова говорит об истинной дружбе, уважении. Своей просьбой послать его в Пашину воинскую часть, отличной службой он отдал дань памяти своего друга.
Человек жив, пока его помнят, так и память о Павле остается в наших сердцах. Для тех, кто каждый год приезжает со всех концов Калмыкии и участвует в конкурсе солдатской песни «В песнях останемся мы..», для тех, кто слушает эти песни… В душах и сердцах нашего поколения этот фестиваль заложит зерно патриотизма, а Павел будет примером служения Родине, своему народу. [см.прил.12]
По стопам брата
По воле рока или ещё чего-то, теперь уже Константин Горяев, внук Шорвы Горяевича, сын Александра Шорваевича, двоюродный братишка Павла, попадает в ту же часть морских пехотинцев, в город Каспийск. Служит ,правда, не в оркестре. Надо представить, как это должно быть ответственно, нести службу именно здесь, не уронить чести фамилии. С чем Костя и справился, подготовка у него действительно хорошая - ведь ни для кого не секрет, что дедушка, Шорва Горяевич был очень крепким, закалённым человеком, и если бы не фронтовые ранения, прожил бы ещё много лет на радость детям и внукам.
Костя ещё в школе занимался тхеквондо, борьбой, за плечами учёба в Академии борьбы, учёба в Калмыцком Государственном Университете на спортивном факультете[ см.прил11]. Множество соревнований и побед закалили тело и характер, но даже ему было порой трудно справиться с тяжелыми армейскими морпеховскими нагрузками И всё же, как говорится- «тяжело в ученьи, легко в бою»!. В армии много нового и интересного узнают ребята. Подружились со многими однополчанами, ведь армейская дружба проверена в боевой обстановке!
Вот и пролетел год службы, возвращение домой! Служба в армии дает очень много. Что такое приказ, дисциплина, новые друзья - это лишь малая толика всего, чему учит армия!
Заключение
Историю создают люди своими поступками, историю пишут люди…
Сейчас рядом с нами учится младший брат Константина - Шорва, самое любимое занятие -лепка из пластилина, всё из его рук выходит удивительно красивым и «настоящим», будь это дракон, лошадь, или пират, солдат. Он принимал участие в республиканском конкурсе поделок. Кто знает, может, вырастет из него скульптор? Будет так же, как наши калмыцкие художники, музыканты прославлять своих героев! Одно лишь верно, что Шорва растет истинным патриотом, ведь у него есть с кого брать пример!
В сборе материала очень большую помощь нам оказали Александр и Борис Горяевы, они рассказали всё, что помнили из отцовских воспоминаний о войне. Старожилы наши тоже не остались в стороне. С их слов предстал перед нами Ветеран- весёлый, жизнерадостный, очень талантливый, увлечённый музыкой! А о Паше тепло отзываются и одноклассники, друзья, однокурсники и учителя- все, с кем довелось нам встретиться. Ведь представление о человеке создается от общения с его друзьями, родными, с теми, кто близко знал его не один год, и очень важно, что воспоминания одних дополняют то, что сказали другие. Чем больше людей мы сможем расспросить, тем полнее и ярче картина прошлого перед нами. Встречи с педагогами и друзьями Паши произвели неизгладимое впечатление на меня.
Очень интересно узнавать много нового в чем-то обычном, раскрывать тайны простых вещей. Рассматривая фотографии Шорвы Горяевича, нам пришлось немало потрудиться, чтоб разобраться в названиях воинских частей, узнать историю заселения, географических названий острова Сахалин.
Работая над этой темой, я пришел к выводу, что патриотом становится человек не в один миг, один день; патриотизм начинается с любви к родному, семье, друзьям, малой и большой родине.
Лишь хорошо зная прошлое можно с уверенностью шагать вперед. У нас, калмыков, принято знать свои корни до седьмого колена. Знать свою историю нужно всем нам, тем, кто будет творить будущее нашей необъятной Родины.
Вот и наша небольшая, но доблестная страница семьи Горяевых в военной истории калмыков.
Библиография
Домашний архив Горяевых
http://nv-daily.livejournal.com
http://russiamilitaria.ru
Османов,С. Спасибо за таких призывников/ записала Елена Воронова// Известия Калмыкии. – 2003. – 25 июня(№144). – С.8.
Очирова, А. В песнях останемся мы…//Знамя Октября. – 2003. -12-13 мая( №36-37). –С.4.
Боктаева В. К. Взлёты и падения. Литературно-художественное издание. –Элиста.:НПП «Джангар». 2010.- 127с.
Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий: В 2 ч. / Под ред. Г.Ф. Весновской. Курск: ГУИПП «Курск», 1999. Ч. I. С. 185–186.
Весёлые польки для детей
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рисуют дети водопад
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками