Экологический проект
Вложение | Размер |
---|---|
problema_bytovogo_musora.doc | 619.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №74
г. УЛЬЯНОВСКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Проблема бытового мусора».
Выполнил:
ученик 9А класса
МОУ СОШ №74
Поселеннов Игорь
Руководитель:
учитель биологии
высшей квалификационной
категории
Артамонова Ольга Юрьевна
Ульяновск 2009
1. Введение 3
2. Литературный обзор 4
3. Материалы (объекты) и методы 7
4. Результаты и обсуждение. 9
4.1. Основные способы переработки ТБО. 9
4.2. Изучение количества мусора, производимого в моей семье. 10
4.3. Предложения по уменьшению производства бытового мусора, 12
его вторичному использованию.
4.4. Организация выставки “Вторая жизнь вещей”. 12
5. Выводы. 13
6. Заключение 14
7. Список литературы 15
8. Приложение. 16
8.1 Свалка в окрестностях Красного Яра (фото). 17
8.2 «Дикие» свалки в городе и его окрестностях (фото). 18
8.3 Материал из СМИ. 19
8.4 Фотографии с выставки «Вторая жизнь вещей». 26
1. Введение.
Готовясь к олимпиаде по экологии, я прочитал о том, что в настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Подтверждение этому я вижу практически каждый день, т.к. живу в селе Красный Яр, рядом с которым находится свалка (Приложение 8.1.). Приходится наблюдать парящие в воздухе полиэтиленовые пакеты и другие “прелести” цивилизации.
Во всём мире переработка мусора считается одним из самых выгодных занятий, но у нас всё наоборот (Приложение 8.3.).
Уменьшение количества бытового мусора актуальнейшая проблема современности.
Во многом проблема замусоривания зависит от каждого из нас, нашего образа жизни, готовности отказаться от ставших уже привычными вещей. Поэтому я решил начать с себя, и узнать какое количество бытового мусора производит моя семья, и, как мы можем уменьшить его производство.
Работа над проектом проводилась в январе 2009 года. Мной была поставлена цель и задачи.
Цель:
Изучить источники бытового мусора и предложить способы по его уменьшению.
Задачи:
1. Познакомиться с информацией об источниках бытового мусора;
2. Ознакомиться с основными способами переработки ТБО;
3. Изучить количество мусора, производимого в моей семье за сутки, неделю, месяц, год;
4. Разработать предложения по уменьшению количества мусора, производимого семьями, его вторичному использованию;
5. Предложить варианты повторного использования отслуживший свой срок вещей;
6. Способствовать формированию сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении.
2. Литературный обзор.
Мусор – то, что стало нам уже не нужным. В первую очередь это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
* рост производства товаров массового потребления одноразового
использования;
* увеличение количества упаковки;
* повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно “производит” 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие “мусорщики”- американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.)
В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно прибыльное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.
Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн. м3 твёрдых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3 % ТБО, а 9 % вывозится из городов на более чем 1000 полигонов для бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. Одно из направлений решения проблемы отходов – их первоначальная грамотно организованная сортировка. Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами, к которым отнесено примерно 600 особо опасных веществ. В их число входят:
* пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений;
* радиоактивные отходы, образующиеся на предприятиях использующих радионуклиды, и на атомных электростанциях;
* ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
* мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
* соединения свинца, встречающиеся особенно часто в отходах нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования также становятся спецотходами, например:
* батарейки;
* неиспользованные медикаменты;
* остатки химических средств защиты растений;
* остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;
* остатки косметики;
* ртутные термометры.
Ликвидация (утилизация) жидких и твёрдых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть спецотходов сжигается на специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть спецотходов приходится хранить на поверхности земли, соблюдая строгие меры предосторожности. Отходы размещаются на водонепроницаемой платформе толщиной 3м. Все стоки и грунтовые воды постоянно контролируются. Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определённого времени. Например, для разложения бумаги необходимы от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигарет – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла 1000 лет.
С введением малоотходных и безотходных технологий, вовлечением отходов в производственные циклы их количество будет сокращаться, но на сегодняшний день оно чрезвычайно велико и превысило 6 млн. т. Из них свыше 15,6 тыс. т составляют отходы 1-го и 2-го класса опасности, то есть это наиболее токсичные и опасные для окружающей среды и здоровья населения отработанные вещества.
«Мусор – вечная тема»
(немного истории).
200 тыс. лет до н.э. | Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий |
400 лет до н.э. | В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка |
200 г. | В Риме возникла городская служба по уборке мусора |
1315 г. | После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора |
1388 г. | Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды |
1775 г. | В Лондоне появились первые мусорные баки |
1800 г. | Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор |
1810 г. | В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалках |
1869 г. | Началось производство целлулоида-первого из многих видов пластмассы |
1874 г. | В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора |
1897 г. | В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора |
1912 г. | Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрёл целлофан |
1916 г. | 80 % отходов в крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. Этот показатель снизился до 42 %, к 1960-до 3 % |
1932 г. | В США изобретены машины, прессующие мусор |
1942 г. | В СССр и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях |
1948 г. | В Нью-Йорке открыта свалка Фреш- Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире |
1965 г. | Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов |
1992 г. | Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов в одной из главных проблем человечества |
2000 г. | Страны ЕС постановил задачу добиться утилизации и повторного использования 50. |
3. Материалы (объекты) и методы.
Объект исследования:
Бытовой мусор.
Гипотеза:
Количество бытового мусора, производимого в семье, можно сократить.
Оборудование и материалы:
Весы, пустые ёмкости для сбора мусора, информационные материалы, компьютер, набор предметов бытового мусора.
Методы:
1. Изучение информации о бытовом мусоре и проблемах, связанных с ним описанных в литературе;
2. Ознакомление со статьями о бытовом мусоре в периодической печати;
3. Подсчет количества мусора, производимого в семье, с помощью оборудования;
manager;
Этапы работы над проектом
Определение с выбором темы |
Изучение литературы по данной теме |
Проведение исследований |
Изучение мусора, производимого в семье |
Проведение игры “Экологический ринг”
|
Обработка и оформление полученных данных |
Оформление проекта |
Защита проекта |
4. Результаты и обсуждение.
4.1. Основные способы переработки ТБО.
Есть три основных способа обращения с ТБО:
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан “берёт на себя” 20 % Эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это “ванна” с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнены слои ТБО пересыпаются сломи почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и отчищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшать их объём и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигании эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует мест захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объём и не снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё- бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. – всегда есть спрос.
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и созданию свалок с упрощённым контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих “диких” свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы (Приложение 8.2.). “Дикие” свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраиваются жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создаётся взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа, растворителей и пр.), почвы и грунтовые воды (от тяжёлых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца ртути, никеля.
Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Компостирование мусора – способ обезвреживания и использования отходов.
Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объеме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский учёный А. Теллер говорил: “Мы не должны рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья” [5].
Вывод: основными способами обращения с ТБО являются: захоронение (самый антиэкологичный вариант), сжигание, сортировка и переработка (самый экологичный вариант).
4.2. Изучение количества мусора, производимого в моей семье. [1]
Моя семья состоит из 3-х человек. Я сообщил членам семьи о цели своей работы. Для сбора бытовых отходов подготовил 4 пакета. В течение суток все члены семьи дифференцированно собирали мусор:
Через сутки взвесил образовавшийся мусор по его видам. Чтобы данные были более точными, я проводил исследования в течение недели. Произвел расчеты производимого мусора за день, неделю, месяц, год и определил процентное соотношении каждого вида мусора:
Дни | Пищевые отходы (г) | Бумага (г) | Полиэтилен (г) | Другое (г) |
07.01 | 30 | 5 | 10 | 50 |
08.01 | 45 | 10 | 20 | 3 |
09.01 | 45 | 8 | 10 | 5 |
10.01 | 35 | 0 | 5 | 5 |
11.01 | 40 | 30 | 30 | 0 |
12.01 | 50 | 0 | 25 | 0 |
13.01 | 70 | 20 | 10 | 5 |
Итого: | ||||
За неделю | 315 | 73 | 100 | 63 |
За месяц | 1260 | 292 | 400 | 252 |
За год | 15120 | 3504 | 4800 | 3024 |
Процентное соотношение (%) | 57,1 | 13,3 | 18,4 | 11,2 |
Всего за год: 26448 г. (26 кг 448 г.)
Вывод: количество мусора, производимое моей семьей небольшое, так как исследования проводились после новогодних праздников, когда общая масса бытовых отходов в нашей семье снизилась.
В моей семье на человека в год приходится 8 кг. 816 г. отходов, из них - 57% - пищевых, 13,3% - макулатуры, 18,4% - полиэтилена и других отходов 11, 2%.
4.3. Предложения по уменьшению производства бытового мусора, его вторичному использованию.
Знакомясь с литературными источниками, беседуя с взрослыми, одноклассниками я выяснил, что можно сделать для уменьшения количества бытового мусора.
Вот эти предложения:
1. Приобретать только необходимые вещи (ещё древние греки говорили: «Ничего в избытке»).
2. Отказаться или ограничить использование одноразовой посуды (пластиковой), полиэтиленовых пакетов.
3. Использовать предметы бытового мусора для изготовления необходимых в быту вещей.
4. Раздельный сбор мусора с целью его переработки.
5. Сбор макулатуры (в нашей школе сбор макулатуры организуется 2 раза в год).
6. Компостирование пищевых отходов.
7. Пропаганда положений экологической культуры в обществе.
8. Формирование сознательного отношения к проблеме бытовых отходов. Личное участие в её решении.
9. Открытие мини-заводов по переработке пластика и других бытовых отходов.
10. Обращение к организациям ЖКХ, населению города по раздельному сбору.
Вывод: следуя хотя бы некоторым из этих предложений, можно уменьшить количество бытового мусора.
4.4. Организация выставки “Вторая жизнь вещей”
Для учащихся 6-х классов была организована игра «Экологический ринг». В игре принимали участие две команды. Одним из домашних заданий к игре было изготовление поделок из бытового мусора. Ребята должны были придумать варианты повторного использования отслуживших свой срок вещей. Каждая команда организовала выставку своих поделок. Во время игры дети демонстрировали свои поделки, рассказывая из чего они их сделали и как их использовать в новом качестве.
Вот некоторые примеры поделок:
* вазы;
* рамки для фотографий;
* массажёр;
* кашпо для комнатных растений;
* кормушки для птиц;
* карандашница;
* музыкальные инструменты (погремушки)
* реквизит для школьного театра.
(Приложение 8.4.)
Вывод: отслужившие свой срок вещи можно повторно использовать.
5. Выводы.
1. Основными способами обращения с ТБО являются: захоронение (самый антиэкологичный вариант), сжигание, сортировка и переработка (самый экологичный вариант).
2. В моей семье на человека в год приходится 8 кг. 816 г. отходов, из них - 57% - пищевых, 13,3% - макулатуры, 18,4% - полиэтилена и других отходов 11, 2%.
3. Количество бытового мусора можно уменьшить, следуя следующим предложениям:
* отказаться или ограничить использование одноразовой посуды (пластиковой), полиэтиленовых пакетов;
* использовать предметы бытового мусора для изготовления необходимых в быту вещей;
* раздельный сбор мусора с целью его переработки;
* сбор макулатуры (в нашей школе сбор макулатуры организуется 2 раза в год);
* компостирование пищевых отходов;
* пропаганда положений экологической культуры в обществе и др.
4. Отслужившие свой срок вещи можно повторно использовать.
6. Заключение.
В итоге моей работы над проектом моно сделать заключение о том, что только экологическое сознание, культура и личное участие (желание каждого человека могут способствовать снижению уровня загрязнения окружающей среды бытовым мусором). Во время проведения игры «Экологический ринг» ребята нашей школы увидели примеры использования отслуживших свой срок вещей.
В дальнейшем мне хотелось бы провести исследование количества бытового мусора, производимого другими семьями (по договоренности с одноклассниками), т.к результаты моей семьи намного меньше по сравнению с опубликованными в литературе.
Считаю необходимым больше узнать о экологическом рециклинге и том, что можно получать из ТБО в рамках производства товаров народного потребления.
7. Список литературы
1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Учебное пособие для учащихся. – Самара: Учебная литература, 2005. – 304 с.
2. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, 2006. – 80 с.
3. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника // Методическое пособие для учителя. – Самара: Учебная литература, 2006. – 144с.
4. Алексеев С. В. Экология // Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. – СПб.: СМИО Пресс,1999. – 240 с.
5. Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы. 9 класс.- Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
6. Зверев А. Т., Зверева Е. Г. Экология // Учебник для 7 – 9 классов. – М.: Дом педагогики, 1999. – 323 с.
7. Криксунов Е. А. Экология // Учебник для 9 классов. – М.: Дрофа,1995. –
240 с.
8. Колесников С.И. Сдаем основы экологического природопользования. Для среднего профессионального образования. Ростовн/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
9. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология // Учебное пособие для 10 – 11 классов. – М.: Школа – Пресс, 1996, - 464 с.
10. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология // Школьный справочник. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
11. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод: пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.
12. Федорос Е. И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах // Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 384 с.
8.
8.4 Фотографии с выставки «Вторая жизнь вещей».
Сказка про Серого Зайку
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Кто самый сильный?
Щелкунчик