Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_ilya.doc | 93 КБ |
proekt_-_bezvinnyy_i.doc | 88.5 КБ |
Гой еси, Илья Муромеец,
Илья Муромец, сын Иванович!
Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Илья Муромец — один из главных героев русских былин, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Нам известны былины:
Святогор и Илья Муромец
Илья и Соловей Разбойник
Илья и Калин-царь
Илья и Идолище
Илья и дочь его
Илья в ссоре с Владимиром
Три поездки Ильи
Илья и татарченок
Илья с Добрыней на Соколе-корабле
Об Илье Муромце написано-переписано много. У одной только былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» свыше ста вариантов. Добавьте к этому огромное количество литературоведческих статей и едва ли меньшее — фундаментальных трудов маститых ученых мужей. Все они занимались историей богатырского эпоса.
Большинство исследователей доказывало, что образ Ильи — «плод художественного обобщения чаяний народа, его идеалов». Почти все современные исследователи в один голос утверждают, что историзм былин особый, не всегда основанный на конкретных исторических фактах. Гораздо меньше ученых отстаивало диаметрально противоположную точку зрения. Их труды в основном относятся к прошлому веку.
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачаевский (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются (см. М. Колосова, «Заметки о языке и народной поэзии», 1877, стр. 309 и след.). Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.
В своей работе мы попробовали воссоздать биографию славного витязя земли Русской как реального человека.
Ключевые вопросы, которые мы исследовали: откуда он родом, где и когда сложил свою буйную голову.
Несмотря на всю сложность этой задачи, нам, кажется, удалось приоткрыть завесу тайны над именем Ильи.
В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками.
Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.
Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли вещие старцы — калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…
Что это? Чудесное исцеление? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? На этот счет существуют разные предположения. Например, что странники были волхвами и магами и знали секреты древних заговоров.
А другие ученые предпогагают, что это был случай самоисцеления, объяснить который наука пока не в состоянии…
Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Но об этом позже.
Когда родился и жил Муромец?
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.
Имя Ильи Муромца было достаточно широко известно в XIII веке не только на Руси, но и за ее пределами.
В зарубежных же источниках имя Ильи зафиксировано не единожды. Упоминание о нем находим в одном из германских эпических произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и неукротимый воин, прославившийся своими богатырскими подвигами. Илья Русский участвует в походе на Судере, помогает Ортниту добыть невесту. В поэме есть эпизод, в котором Илья говорит о своем желании вернуться на Русь к жене и детям. С ними он не виделся без малого целый год.
Это дополняют и скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году. Это «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы — Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира, который впоследствии стал Великим киевским князем и его покровителем.
В научной же литературе уже стало своеобразной традицией считать, что первое упоминание об Илье Муромце относится к 1574 году. В «Вестовой отписке» старосты города Орши Филона Кмиты говорится о богатырях Илье Муравленине и Соловье Будимировиче.
Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года.
Следующий источник информации заслуживает гораздо большего внимания, ведь его строки были написаны не иностранцем, а монахом Киево-Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским. В 1638 году в типографии лавры была напечатана его книга «Тератургима». В ней среди описаний житий святых лаврских угодников есть строки, посвященные Илье. Смысл слов Кальнофойского можно трактовать следующим образом: напрасно народ называет Илью Чоботком, так как на самом деле он — Муромец. В «Тератургиме» говорится, что жил Илья «за 450 лет до того времени». Зная время написания книги, произведем несложные арифметические подсчеты и получим год жизни Ильи Муромца — 1188-й. При написании даты жизни Ильи он руководствовался церковными материалами. Известно, что церковь свято хранила сведения о своих чудотворцах. Так, по церковным традициям, считают, что Илья из Мурома жил в XII веке, а по церковному календарю день его памяти 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому.
Таким образом, Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах. Когда же родился русский богатырь?
Чтобы ответить на вопрос когда родился богатырь, обратимся к подвигам русского богатыря.
После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.
Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий.
Кстати, о трёх богатырях, в былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья Муромец действительно никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века.
Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.
Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой. Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца — 1063.
Экспертиза мощей из Киево-печерской лавры 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет. В свою очередь в 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.
Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». Мы узнали, что в древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так: S X Y S
Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) — 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом: S X К S
Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.
Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.
Где родился Илья Муромец.
Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает "Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова", казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово.
Вроде бы все ясно: Илья — уроженец муромский, и точка. Но оказывается, есть на земле как минимум еще одно место, претендующее называться родиной великого богатыря. Это город Моровск (в старину — Моровийск), расположенный на территории современной Черниговской области Украины.
В основе этой версии лежат сведения об Илье, записанные в XVI веке. Исследователь В.Ф. Миллер обратили внимание на измененное имя богатыря — Моровлин и поспешил сделать вывод: родом он из Моровийска, а не из Мурома. Нашелся и город, название которого созвучно Карачарову, — Карачев. Получилось, что Илья богатырь не муромский, а уроженец Черниговского княжества.
В подтверждение этой гипотезы приводились следующие аргументы: в окрестностях Карачева находится село Девятидубье и протекает река Смородинная. А если еще вспомнить, что все то окружают дремучие брынские (брянские) леса, то получим все необходимые атрибуты места действия былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Еще 150 лет назад старожилы показывали место, где было гнездо знаменитого разбойника, а на берегу речки даже сохранился пень от громадного дуба.
Всем известно, что ни одно историческое исследование не может обойтись без географической карты. Один из самых известных атласов России — «Большой всемирный настольный атлас», изданный А.Ф. Марксом в 1905 году, а в нем можно обнаружить город Карачев Орловской губернии и в 25 верстах на северо-восток от него село Девять Дубов.
Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что Моровийск и Карачев разделяют сотни километров и говорить о "Моровийском городе Карачеве" абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая "дорожка прямоезжая", которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Но нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.
Для того чтобы внести ясность и дать окончательный ответ на этот вопрос, мы проследили эволюцию имени богатыря за последние 400 лет: от Муравленина — Муровлина — Муравича — Мурамеча — Муровского — Муромца и до «Ильи из града Мурома» в последней редакции подписи над его захоронением, которая наиболее полно отвечает действительности. Так что правильнее всего сделать вывод, что славный богатырь Илья родом из древнего города Мурома.
Реальное лицо ли Илья Муромец.
Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю.
Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.
Следует отметить, что уход в монастырь вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
А события тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.
При обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал "Вокруг света", № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, "такого разорения в Киеве дотоле не бывало". К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу 'Муромец' при постриге - истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.
Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
По ряду версий, известен также Илья (Илейко) Муромец — самозванец времён Смутного времени, казнённый в 1607; по-видимому, его биография не повлияла на складывание фольклорного образа.
Мы считаем, что прототипом былинного персонажа является исторический силач Чобитько, по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г.), так как
Угодник Божий Преподобный Илья Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.
В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX в., даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.
Тайна смерти Ильи Муромца.
По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.
И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.
Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины "Илья Муромец и Калин царь" в исполнении сказителя Щеголенкова: "от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца". Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что "смерть ему в бою не писана". Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.
Сомнения в том, что в лаврских пещерах захоронен не кто иной, а именно Илья Муромец, нам помогут развеять те же былины.
И сделались мощи
да святые
Да со стара казака
Ильи Муромца,
Ильи Муромца
сына Ивановича.
А в другом варианте былины:
И построил он
церковь соборную,
Тут Илья и окаменел,
И по ныне мощи его
нетленные.
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.
Жизнь после смерти
Илья Муромец — один из немногих людей, кому удалось пережить свою смерть, оставив заметный след в памяти людей и оказав огромное влияние на последующие поколения.
Но от Ильи осталась не только память. Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.
Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.
По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.
По мнению Сергея Хведчени: "портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре"
Илья Муромец как элемент культуры
* Илья Муромец (самолёт) — первый в мире стратегический бомбардировщик массового производства
* Илья Муромец (бронепоезд) — советский бронепоезд, построенный в 1942
* Илья Муромец (гора) — пик Илья Муромец и пер. Красавина (Иркутская обл.)
* Илья Муромец (водопад) — один из самых высоких водопадов в России, расположенный на острове Итуруп (Курильские острова)
Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов, актеров и историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор Л. Д. Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри», а художник В. Васнецов увековечил память о нем и других русских богатырях в картине «Богатыри».
Украинская Православная Церковь учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».
Преподобне отче Илие, моли Бога о нас!
Автор: Безвинный Илья, обучающийся 9 класса
Руководитель: Безвинная Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Тема: Живая легенда.
Образовательное учреждение: МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, PowerPoint , ресурсы сети Интернет/
1) Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования) Слайд 1.
Изучая устное народное творчество, затем встречаясь на уроках биологии с доисторическими ящурами, мы задаём часто вопрос: реальны ли сказочные драконы. Читая, очередной раз, сказки младшим и объясняя, кто такие драконы, я решил выяснить, насколько они могли быть реальными.
2) Определение предмета исследования (Что подлежит изучению?) Слайд 2.
В Европе драконов считали чудовищами, несущими всяческие бедствия; в Азии они, напротив, считались полезными существами и обожествлялись. Кто-то не верит в их существование и утверждает, что это лишь миф, а кто-то доказывает их реальность. В проекте собраны сведения из летописей и сказаний о драконах со времён их господства на земле и до полного исчезновения, проведён сравнительный анализ мифологических драконов и доисторических ящуров. В ходе исследования материалов я попытался доказать реальное существование драконов.
3) Формулировка проблемы. В чем заключается проблема? На какой вопрос(ы) предстоит ответить? Слайд 3.
4) Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ? Слайд 4.
У многочисленных народов, населяющих нашу планету, существуют мифы, легенды об огнедышащих ящурах. Эти ящуры очень похожи между собой: гигантская величина, чешуйчатая кожа, шесть конечностей, гребень на спине и нарост в виде короны на голове. Возможно, что огнедышащие драконы вполне реально существовали и были истреблены человеком или исчезли в ходе истории в связи с изменением климатических условий. А истории, связанные с их истреблением или взаимодействием с человеком, превратились со временем в сказки и легенды.
5) Проверка гипотезы. Слайд 5 – 7.
Для начала давайте отправимся в меловой период. Тогда по земле расхаживали гиганты, в существовании которых мы не сомневаемся. Я попытался подробнее изучить этих гигантов, чтобы сравнить со сказочными драконами.
№ п/п | Название доисторического животного. | Описание животного | Сходство с драконами. |
1. | Анкилозавр | Длина – 10м. Длина черепа – 1м. Высота – 2,5м. Вес – 8т. Чешуйчатый панцирь. Тяжёлый костяной нарост на хвосте. | Чешуйчатый панцирь. Тяжёлый костяной нарост на хвосте. |
2. | Торозавр | Длина – 7,5м. Длина черепа – 2,7м. Высота – 2м. Рога у взрослого торозавра и плотные чешуи вроде короны на голове. | Рога у взрослого дракона и плотные чешуи вроде короны на голове. |
3. | Стегозавр | Длина – 11,5м. Длина черепа – 85 см. Высота – 2м. Костяные пластины на спине, хвост оканчивается четырьмя острыми шипами, каждый длиной в метр. | Костяные пластины на спине. |
4. | Орнитохейр | Длина – 11м. Длина черепа – 1,2м. Высота – до 4,5м. Размах крыльев – до 7м. Крылья не имеют оперения. Структура костей пористая, как у птицы. | Высота – до 4,5м. Размах крыльев – до 7м. Крылья не имеют оперения. Структура костей пористая, как у птицы. |
5. | Диплодок | Длина – 32м. Длина черепа – 60см. Высота – 4м. Имеет жевательные резцы. | Имеет жевательные резцы. |
6. | Криптоклейд | Длина – 6м. Длина черепа – 45см. Имеет лёгкие, способен долго находиться под водой. | Имеет лёгкие, способен долго находиться под водой. |
7. | Тираннозавр | Длина – 11,5м. Длина черепа – 1,5м. Высота – 4,5м. Самый хищный из динозавров, имеет острые зубы, которые крушат мощные кости. | Длина – 11,5м. Длина черепа – 1,5м. Высота – 4,5м. Острые зубы, которые крушат мощные кости. Хищный. |
Пожалуй есть сходство между динозаврами( они могли послужить прообразом дракона). Но есть и отличие. Дракон был огнедышащим существом. Это невозможно, так как этого не может быть. Но в начале 80 годов английский учёный Джек Тернер нашёл самый большой череп тираннозавра. Его повреждения говорят о том, что животное умерло от ожога. Вернее это была направленная струя огня. Но оружия в то время не существовало. Это не дело рук человека. Вулканов по близости не наблюдалось. Учёный предположил, что это могло сделать существо способное победить самого хищного зверя, а значит оно было сильнее или равно по силе тиранозавру. Но обладало смертельным оружием против него – огнём. Это мог быть только дракон. Тогда же Тернер получил подтверждение своей теории. В Северной Румынии были найдены останки неизвестного существа. Оно было похоже на тех сказочных драконов, о которых мы столько читали. Размах крыльев 7 метров, чешуйчатая шкура, развитые грудные мышцы, структура костей пористая, но самое главное шесть конечностей.
Для ответа на второй вопрос я исследовал множество мифов и легенд народов мира. Большинству людей из всего, что можно узнать о драконах, были по настоящему интересны только две вещи: первое, как избежать встречу с драконом, и второе, как от него отбиться, если всё же случится повстречать.
Но любознательность- неотъемлемое свойство человека, и со временим появились люди, посвящавшие свою жизнь исследованию драконов как таковых. Задача была не из простых, ведь природа драконов чрезвычайно противоречива. В отличие от других животных, эти существа совершено не поддавалась классификации. Создавалось даже впечатление, будто каждая особь принадлежит отдельному виду.
Некоторые драконы действительно были уникальны. Взять, например, Тифона с его сотней голов и поступью, которая колебала земную твердь. Такое существо - насмешка над самой идеей, какой бы то ни было природной организации.
Египет. Слайд 8.
Каждый день пересекал небо Египта бог солнца Ра в своей похожей
на трон лодке. Его гиеноголовый страж Сет своими заклинаниями
отгонял прочь дракона Апопа (амфиптер), правителя тёмного царства,
стремившегося пожрать светоносного бога.
Древняя Индия. Слайд 9.
Драконы (линдворм), большие любители мяса горлицы, держались поблизости, не подходя, однако же, чересчур близко к перипдеусу (дереву горлиц).
Древняя Скандинавия. Слайд 10.
Согласно древнескандинавским легендам дракон (виверн) по имени Нидхехегг беспрестанно подгрызал корни Дерева Жизни.
Вавилон. Слайд 11.
Вавилонские жрецы писали, что, прежде чем свет отделился от тьмы,
бог Мардук умертвил свою ненавидящию всякий порядок родительницу,
дракона Тиамат (геральдический дракон). Изловив скрывающуюся от него Тиамат в глубинах бездны, рассёк Мардук её тело пополам.
Древняя Греция. Слайд 12-13.
Древнегреческие поэты утверждали, что в садах Океана жил дракон (гивр),
который охранял его яблоки.
Кадм сразил дракона, вонзив ему копьё в страшную пасть.
Древняя Русь. Слайд 14.
Вышел ему навстречу змей рогат (геральдическеий дракон), тело медной чешуёй блестит…
Слайд 15.
В Китае драконов особенно почитают , так как они считаются тружениками мироздания:
Небесные стражи.
Небесные драконы Китая охраняли небеса, служили опорой дворцам небожителей и защищали их от порчи. Только у этих драконов, чьи изображения были весьма распространены, как символ императорской власти, на лапах имелось по пять пальцев, у других же по три или четыре.
Хранители сокровищ.
Подземные драконы охраняли сокрытые в земных недрах драгоценные каменья металлы. у каждого из таких драконов имелась большая жемчужина, способная преумножить всё, к чему ни прикоснется. Жемчужина эта символизировала еще сокрытое от глаз сокровище- мудрость.
Повелители погоды.
Носившей в небе переменчивой голубой масти божественные драконы управляли ветром, тучами и дождем, от которых всегда зависела жизнь на земле. Китайцы стремились задобрить их, ведь стоило делающим погоду драконам рассердиться или предаться лени, как обязательно случалось несчастье.
Властелины рек.
Жившие на земле драконы решали, где протекать рекам, а также быстро или медленно будет течение. К тому же они ограничили воды рек берегами. Каждая река в Китае имели своего властелина из числа земных драконов, который правил её течением из своего подводного дворца.
Слайд 16.
Однако, драконы более позднего времени стали более сходны друг с другом и внешним видом, и особенностями поведения, появилась возможность классифицировать эти существа по характерным признакам в несколько групп. На Западе драконы разделились на несколько классов по сходству, так сказать, анатомических особенностей, а также в зависимости от места обитания, тогда как в Китае- по своим функциям и предназначению.
Классические виды драконов.
Амфиптер.
Крылатый, но безногий змей амфиптер обитал в долине Нила и в Аравии, где охранял ладаноносные деревья, нападая на всякого, кто пытался собирать их драгоценную смолу.
Виверн.
Ненавистен людям за то, что распространял чумную заразу, виверны жили в Северной Европе, Греции и Эфиопии. Они имели свернутое винтом тело и одну пару ног, похожих на орлиные лапы, располагавшихся непосредственно под их кожистыми крыльями. Название их произошло от древнесаксонского слова «вивере», что означает «змей». Его описание встречается в древних хрониках.
Гивр.
Гивр был полностью лишен ног и крыльев, и по своему внешнему виду напоминал обычную змею, но имел массивную, типично драконью голову с рогами и небольшой бородкой. Гивры предпочитали селиться в лесах и колодцах, но непременно возле воды.
Линдворм.
Линдворм представлял собой переходную форму между птицеобразным виверном и змееобразным гивром. Он имел похожее на змеиное тело и одну пару лап, но был без крыл и летать не умел. Итальянский путешественник Марко Поло утверждал, что во время перехода через степь Центральной Азии неоднократно встречал таких змей.
Слайд 17.
Геральдический дракон.
Геральдический дракон являлся наиболее опасным и одновременно самой распространенной формой европейского дракона. Он имел мощные клыки, четыре когтистых лапы и когтистый гребень, идущей вдоль всей спины, от острой морды до увенчанного ядовитым жалом хвоста. Геральдический дракон часто изображается на старинных фресках и упоминается в хрониках, можно встретить его изображение на старинных витражах
Слайд 18.
Водные драконы.
Многие драконы жили в воде, одной из любимых ими первозданной стихией. дни обитатели в морях, другие - в реках и озерах, расположенных в разных уголках земли. Там они могли кормиться рыбой и теми, кого найдут в проплывавших мимо кораблях и лодках, а кроме того, скрываясь в воде, драконы могли незаметно подкрадываться к стоящим на берегу рек и морей городам.
Болотные жители.
Подобно пещерам, топи были самым что ни на есть подходящим для драконов обиталищем. Англичане называли змеев «накерами», а их бездонные, как говорили, логова «накеровыми норами». Это были как бы болотца в болотах, небольшие по размеру, но чрезвычайно глубокие причём летом в болотах вода оставалась холодной, а зимой никогда не замерзала, и к тому же от неё поднимался какой-то жутковатый пар.
Слайд 19.
Лесные драконы.
Бескрылые существа, живущие в лесах Европы, Китая, Индии, питаются в основном растительной пищей, иногда и мелкими животными, нападая на мелкий домашний скот.
Слайд 20.
Горные драконы.
Драконы , умеющие летать. В пищу употребляют мясо, при этом нападая на домашний скот, отсюда и легенды о дани, которую требуют драконы, и о нападении на людей.
Слайд 21.
Исследуя сказки , я изучил при помощи Интернета документы , литографии, хроники, древние карты, выяснил, что драконов наблюдали странствующие рыцари, историки:
1. Скандинавия: в книге 1572 года указывается, что к северу от Лапландии обитал дракон. Край там был, однако, такой скудный, что зверю пришлось питаться мечтами.
2. Англия, Лондон: 30 ноября 1222 года в небе над городом видели дракона.
Вскоре после этого начались невероятной силы грозы, приведшие к опустошительному наводнению. Некоторые считали, что это было вызвано драконами.
3. Англия, город Хенхэм в графстве Эссекс : В 1669 году на холме около города был замечен трехметровый амфиптер. Жуткий змей оставался в окрестностях Хенхэма в течение нескольких месяцев, но никогда бедствий никому не причинил.
4. Ирландия: По легендам, Тристан в 6 веке убил в Ирландии дракона. Комментатор Геральд Комбренс, однако, заявил в 1188 году, что земля Ирландии совершенно чиста от драконов благодаря вмешательству Святого Патрика (жившего в 5 веке до н. э.).
5. Франция, Прованс: Весь 8 век в реке Рона обитал дракон по прозванию Драк. В его честь был назван город Драгинян, хотя в большей степени страдал от него Бокер.
6. Франция, остров святой Маргариты: На этом расположенном у побережья Франции острове большую часть средних времён обитал крупный дракон, которого из-за его свирепства путали с знаменитым Тараском. Однако в отличие от Тараска у этого дракона были крылья.
7. Германия, Драхенфес: До того, как в 6 веке была построена крепость, на горе этой жил дракон, питавшийся исключительно молодыми девушками.
8. Германия, Санктогоарин и Нейденбург: Натуралист Эдвард Топселл писал в1603 году, что Санктогоарин опустошает дракон, чьи полёты над городом приводят возникновению пожаров, нейденбургский же дракон отравляет колодцы, купаясь в них.
9. Германия, Бонн: В коллекции итальянского натуралиста Улисса Альдрованти имелся линдворм, убитый в окресностях Бонна в 1572 году.
10. Швеция: Кристофор Шорер, префект кантона Солотурн, писал, что в 1619 году неподалеку от Люцерна замечен крылатый дракон «горной разновидности» , а в 1654 году с драконом повстречался охотник, причем зверь тут же уполз, шелестя чешуёй, в своё горное логово.
11. Италия, Рим: В своей «Естественной истории» Плиний Старший сообщает, что в правление императора Клавдия (ум. в 54 году н. э.) подле Ватиканского холма был убит дракон, в чреве которого обнаружили ребёнка. Столетия спустя, 1660 году, немец Атанатий Киршер осмотрел тушу убитого недалеко от города дракона, особо отметив необычное, как бы сетчатое строение лап зверя.
12. Русь, Киев: В былинах 6 века говорится, что дракон по прозванию Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич. Во время, когда белокаменный Киев был столицей Руси, богата была земля та богатырями. Немногие из них, однако же, могли сравниться отвагой с прославленным Добрыней Никитичем, который не побоялся заключить договор с драконом. Змей тот обитал в Сорочинских горах в нескольких днях пути от стольного Киева.
Слайд22.
Ещё одно доказательство, что драконы реально существовали. Это множество историй о драконоборцах. Вспомним Святого Георгия или Святого Патрика, который истреблял драконов в Ирландии, или архангела Михаила. О подвигах святых рассказывается в житийной литературе.
6) Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.
Исходя из собранных материалов, можно сделать вывод, что драконы существовали. Тогда, как дракон летает и извергает пламя? Но ведь природа многообразна. Давайте вспомним современных животных. Жук-бомбардир в минуты опасности извергает жидкость Т до 99 градусов( почти Т кипения). А у крокодила есть ложное нёбо для подводной охоты, чтобы вода не попадала в лёгкие. Жук-плавунец плавает при помощи пузыря с воздухом. А что если предположить, что у дракона в специальных полостях содержался водород, вырабатываемый при расщеплении пищи. Ведь мы хорошо знакомы по школьной программе с тем, какие реакции происходят в организме в период пищеварения. Водород легче воздуха – это помогало дракону поднимать своё могучее тело, структура костей (как у птиц) тоже способствовала этому. А что нужно для получения огня? Всё тот же водород или метан. А если предположить, что драконы употребляли в пищу небольшое количество минералов (куры ведь тоже клюют камушки), то это возможно.
7) Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.
Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD.
Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстративный материал для презентации был собран в течение 2006 года в режиме индивидуальной работы в сети ИНТЕРНЕТ на различных сайтах, через сканирование материалов из использованной литературы.
8) Использованная литература.
http://dragons-nest.ru/def/colorimg.php
http://myfhology.narod.ru/gallery/dragons/gal7-2.html
http://library.dozory.ru/artefacts/zyb_drakona.html
http://www.utro.ru/articles/2004/01/27/272085.shtml
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем акварельное мороженое
Что есть на свете красота?
Два плуга
Зимняя сказка