Мы поняли, что нам катастрофически не хватает времени, т. е. для нас обозначилась проблема – нехватка времени. В разговоре с одноклассниками мы обнаружили, что такая проблема возникла практически у всех. Так возникла эта исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kak_uspet_vsyo_vsyo_vsyo.doc | 234.5 КБ |
kak_uspet_vsyo_-_vsyo_-_vsyo.ppt | 2.09 МБ |
Томская область Кожевниковский район МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа по теме:
Авторы работы: Фокина Алиса – ученица 10 класса
Таскаева Светлана – ученица 10 класса
Руководитель: Федорова Лидия Богдановна -
Учитель русского языка и литературы
Кожевниково - 2013
Содержание
I. Введение 3
II. Основная часть
2.4 Что часы могут сказать о своем хозяине? 9
2.5 Как ладит каждый из нас со временем? 9
2.6 «Поглотители» и «ловушки» времени 11
2.7 Как сберечь время? 12
2.8 Методы работы, позволяющие достичь успеха 14
2.9 Люди – жаворонки, совы, аритмики 15
III. Заключение 19
IV. Продукты 21
V. Список литературы 22
VI. Приложения 23-35
I. Введение.
Как часто от окружающих нам приходилось слышать такие выражения: «Мне некогда», «Мне не хватает времени», «Я ничего не успеваю». Чаще всего это произносили взрослые. Казалось, что нас, детей, это не касается. Но вот мы пришли учиться в 10-й класс. Проучившись 1-ую четверть, мы почувствовали, какая огромная нагрузка легла на наши плечи: уроки, спецкурсы, автодело, домашние задания, где нужно прочитать «Отцов и детей», выучить 20 формул по физике, 40 определений по истории, 5 задач по алгебре. Причём задание даётся заранее, за несколько дней или даже за неделю, но часто получается так, что сделать это надо за одну ночь. А ещё в школе бывают классные часы, классные и общешкольные вечера, спортивные соревнования. Как же это всё можно успеть, когда в сутках всего 24 часа, из которых 8 часов все должны тратить на сон, необходимый для здоровья организма, а остальные 16 часов каждый использует по своему усмотрению???
Мы поняли, что нам катастрофически не хватает времени, т. е. для нас обозначилась проблема – нехватка времени. В разговоре с одноклассниками мы обнаружили, что такая проблема возникла практически у всех.
Пообщавшись с другими старшеклассниками, мы поняли, что она волнует и наших 9-классников, и 11-классников. Значит
Актуальность.
Эту проблему мы считаем очень актуальной. Впереди у нас ГИА, ЕГЭ, учёба в вузе, работа, карьера. Надо успеть всё, и не просто успеть, но и быть успешным человеком.
Так как существует проблема (нехватка времени), то нужно попробовать её решить. Возможно ли сделать так, чтобы успеть всё-всё?
Действительно, в современном бешеном ритме дел скапливается всё больше, а времени на то, чтобы их решить становится всё меньше. Чаще всего в спешке мы не знаем, за что схватиться.
А ведь нам хочется жить полной жизнью! Не только в школу ходить и делать домашние задания, но и общаться с друзьями и родственниками, читать книги, ходить в кино, заниматься спортом, уделять время своему хобби (например, мы занимаемся танцами), а ведь ещё нужно и по дому что-то сделать, родителям помочь. В конце концов иногда просто хочется побыть одному и поразмышлять… или помечтать.
Вот поэтому мы решили исследовать эту проблему и попытаться найти пути её решения.
Цель исследования: оказание помощи одноклассникам в создании образа делового человека, наделённого такими качествами, как:
- умение правильно организовать своё время;
- уважение к своему и чужому времени;
- чувство времени;
- культура общения.
Задачи:
- познакомиться с литературой по этой проблеме;
- обсудить с одноклассниками проблемный вопрос: в чём ценность времени?
- дать понятие «время» и ознакомиться с историей часов;
- применяя метод тестирования, проверить отношение обучающихся ко времени;
- дать советы «Как управлять своим временем».
II. Основная часть.
1.В первую очередь мы, естественно, взялись за поиск информации в литературных источниках и Интернете. Для начала нам нужно было определить для себя, что такое время, поскольку оно является предметом нашего исследования.
Мы нашли в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова 9 определений этому слову. Это
- основная форма существования бесконечно развивающейся материи;
- отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет и т. д.
- период, эпоха;
- подходящий, удобный срок, благоприятный момент.
А вот в одной из философских повестей Вольтера «Задиг, или Судьба» главному герою был задан такой вопрос: «Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?»
Ответ у этой загадки прост – время.
Размышляя над содержанием повести, мы для себя определили:
Время – это, наверное, единственное, что в мире неподкупно и беспристрастно.
Время – богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. Оно неумолимо, нещадно, скоротечно, оно подобно быстро текущей реке, оно утекает сквозь пальцы и заживляет раны, время – наш самый добрый друг и злой враг. Всё зависит от того, как мы к нему относимся. Оно просто есть, и оно проходит без остановки. Люди по-разному используют время, хотя время у всех одно – 24 часа.
Куда же девается наше быстротекущее время? Философ, живший в Древнем Риме в 4-ом веке до нашей эры Сенека, утверждал, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Что же изменилось за прошедшее время?
Современная статистика утверждает, что человек за свою жизнь 1/3 времени спит, 1/12 - ест, 1/12 - едет в транспорте, 1/20 -читает развлекательную литературу, 1/18 — смотрит телевизор, 1/15 — зевает. Получается, что 2/3 жизни человек проводит в «околополезном» времяпрепровождении. Подросток в течение суток выделяет примерно 1 - 1,5 часа на занятия чем-либо, прямо необходимым в его будущей жизни. А вот эти данные нам захотелось даже проверить, так ли это на самом деле?
Чем больше нам нужно сделать, тем больше мы не успеваем. А это потому, что начинаем распыляться, оттягивать до последнего момента и хотим охватить всё сразу. В панике мы не можем сконцентрироваться. В итоге и получается, что ничего не успели. А это всё потому, что не умеем распределить своё время.
Что такое тайм-менеджмент?
Работая с информационными источниками, мы узнали, что есть целая наука, которая называется Тайм-менеджмент. Эта наука помогает не только сделать все запланированные дела, но и оставить минутку для отдыха, а может даже и больше.
Тайм-менеджмент в переводе с английского означает «управление временем».
Управление временем представляет собой набор принципов, методов, навыков, инструментов и систем, объединяя которые можно получить большую отдачу от своего времени. Управление временем не означает, что можно делать больше вещей за меньшее время; управление временем означает, что можно делать больше нужных вещей.
Став хорошим менеджером своего времени, человек не только увеличит свою эффективность, но и ощутит спокойствие, большую сосредоточенность и контроль над своей жизнью. Улучшение навыков управления временем позволит получить лучшие результаты, проделывая меньше работы.
Изучив тайм-менеджмент, мы перестанем чувствовать перегруженность работой и дискомфорт, найдём время для общения с нужными людьми и на занятия, которые приносят удовольствие.
Существует такое правило: «точность - вежливость королей». Но почему только королей? По нашему мнению, беречь своё и чужое время - высокий человеческий такт, он должен быть присущ любому воспитанному человеку. В кабинете писателя М.Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала «Чудаки», перед входом в кабинет висел плакат: «Говори короче, ты не Гоголь!». А при выходе из кабинета: «Как, ты ещё не ушёл?».
Чужие минуты бережёт тот, кто ценит свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает целые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Опоздания не только отнимают своё и чужое время, но и могут лишить вас друга, любимого, партнёра по бизнесу, денег, в конце концов.
Уважаете ли вы время? Неважно чьё - своё или чужое, время работы или отдыха - в любом случае оно невосполнимо. Вы правы в том, что считаете, будто у вас ещё много впереди, но, как гласит старая немецкая пословица: «Чего не выучил Гансик, того не будет знать Ганс».
Познакомившись со статьями по тайм-менеджменту, мы обратили внимание на следующую вещь. Практически все советы, пожелания, рекомендации касаются взрослого, работающего населения. И ничего нет для школьников. Возник вопрос: можно ли спроецировать их на нас, школьников? В ходе нашего исследования оказалось, что можно, это мы и постарались сделать.
Часы – неутомимый слуга времени.
Слова «время» и «часы» часто идут рядом.
Часы - неутомимый слуга времени. В каждом доме есть часы. Они всюду, они показывают время. Познавательным оказалось знакомство с историей часов.
За умение точно определять время человечество заплатила огромным трудом. Сколько занятных историй связано с изобретением часов, какими неожиданными вещами пользовались люди, чтобы определять время, пних не было часов с маятником. Книга, самовар, свеча, колодец, песок, вода.... Перевозили время на лошадях.
В XVIII веке великий Вольтер пригласил на работу в своё имение часовых мастеров из Франции, Швейцарии, Германии и организовал производство карманных часов. Среди покупателей была и Екатерина II, она завезла в Россию несколько сот вольтеровских часов.
Борьба человечества за познание времени была упорна и трудна. Среди великих мастеров были и наши соотечественники: механик Лазарь Сербии, И.П. Кулибин, Т.П. Волосков, Л.П. Собакин, Л.А. Нечаев.
Из истории часов.
Во время раскопок античных поселений албанские археологи открыли солнечные часы из алебастра. Главная их часть - циферблат - представляет выпуклую гладкую поверхность, разделённую на 12 равных частей. Интересно, что созданные в IV веке до нашей эры, часы сохранились хорошо и показывают сегодня время также точно, как и сотни лет назад.
Мастер Лузье швейцарской фирмы «Омега» изготовил золотые часы, которые имеют высоту 18 см. и сделаны в форме цветка розы. С помощью этого хронометра можно получить более 30 видов информации. Например, о расположении звёзд над Сиднеем, о времени в Париже и в какой фазе находится Луна. И ещё, в часах скрыта одна тайна, - которая раскрылась в первую секунду 2000 года. Кстати, вовремя быть в нужном месте в нужный момент, не опаздывать - главная роскошь, которую дарят нам с вами часы,
Среди всех изобретений часы занимают первое место по количеству рекордов. Самые большие часы фирмы «Эта» весят 35 тонн и высотой с восьмиэтажный дом. Старейшие часы установлены в 1386 году в швейцарском городе Солсбери. До сих пор они исправно отсчитывают ход времени. Лишь в 1956 году их останавливали на профилактические работы.
Самые точные механические часы сделал датский часовщик И. Ульсен. На изготовление 17000 деталей для часов он потратил много лет. В 1955 году механизм был завершен и установлен на городской ратуши Копенгагена,
Ещё одни удивительные часы появились опять — таки в Швейцарии. Часы «Калибр — 89» фирмы «Патек Филипп» установили сразу несколько рекордов: число выполняемых функций – 33, количество деталей - 1728, цена — 10 млн. швейцарских марок.
Часы это не только предмет первой необходимости, но и важная деталь в создании имиджа. Стало возможным покупать часы на сезон. К тому же появилась потребность в часах, дополняющих одежду. Так постепенно они стали частью костюма. Например, в Нью-Йорке на самых модных девушках можно увидеть малюсенькие «бабушкины» часики на тоненькой кожаной полосочке и огромные ботинки на платформе. Молодежь, которая хочет быть модной, покупает часы под конкретную ситуацию и комбинирует их.
Можно бы ещё много рассказать и смешного и печального о том, что было бы, если мы не пользовались часами.
Что часы могут рассказать о своём хозяине?»
Но, оказывается, по часам можно определить и характер хозяина. Мы предложили своим одноклассникам тест «Часы многое скажут о хозяине». 80% из них согласились с полученной информацией.
( См. в приложении №1).
2. Как ладит каждый из нас со временем?
Изучив необходимую литературу, мы пришли к выводу: время – это богатство, отпущенное природой человеку безвозмездно. А раз это богатство, то им необходимо правильно распоряжаться. И мы полностью согласны с высказыванием С. Маршака: «Мы знаем – время растяжимо – оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его». Поэтому наш следующий шаг – организовали в классе дискуссию, куда были вынесены вопросы:
-что такое время?
- что, по-вашему, может произойти, если остановятся все часы?
-умеете ли вы ценить время?
-обсуждение притчи о времени. (Приложение №2)
Анализ этой притчи помог понять ценность каждой прожитой минуты, не что дня, недели или года. Вот строчки, которые раскрывают основную мысль притчи:
«Чтобы понять ценность года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию. Чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребенка. Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты. Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюбленными, ожидающими встречи. Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд. Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что не попал в автомобильную аварию. Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх»…
Сегодня всё чаще приходится слышать «время дороже денег». Действительно, если мы потеряем некоторую сумму, то утраченное можно заработать вновь. Время же, в отличие от денежных средств, нельзя дать в долг, впустую утекшее время уже никогда не вернешь.
Появилась необходимость узнать, а как каждый из нас ладит со временем, как складываются наши отношения с ним, насколько развито в нас чувство времени.
Мы обратились за помощью к школьному психологу Лобецкой В.А. Она помогла нам составить тест, определяющий, умеем ли мы разумно распоряжаться своим временем?
Мы решили протестировать не только одноклассников, но и всё старшее звено, 9-е и 11-е классы. Получили следующие результаты.
Всего было протестировано – 109 старшеклассников.
Из них - 12 (17-20 б.) человек от чрезмерного усердия выполняют много ненужной работы. Им необходимо научиться выбирать, что действительно важное.
59 человек (13-16 б. ) стараются правильно распределить своё время. Хотя их распорядок дня нельзя назвать строгим, но обычно они успевают делать большую часть.
38 человек ( 9-12 б. ) это люди, которые всё делают в последний момент и в результате ничего не успевают.
Проанализировав результаты теста, мы пришли к выводу, что неумение управлять временем свойственно большей части школьников. Многих полученные результаты заставили всерьёз задуматься. Стоит прислушаться к мнению Ульриха Зиверта: «Умение распоряжаться временем – один из важнейших факторов, предопределяющих успех или неудачу».
«Поглотители» и «ловушки» времени.
Что же нужно знать и делать для того, чтобы не сожалеть потом об ушедшем безвозвратно потерянном времени? Теперь нам нужно было выявить, на что мы напрасно тратим время.
Используя метод «мозгового штурма», мы определили перечень наиболее существенных «ловушек» времени. Их оказалось около 20. Наиболее часто звучавшие, это:
- попытка слишком много сделать за 1 раз
- отрывающие от дел ненужные телефонные разговоры
- общение в социальных сетях
- поиски записей, адресов, телефонных номеров
- личная неорганизованность
-неумение довести дело до конца
- неспособность сказать «нет»
- синдром «откладывания»
- излишняя коммуникабельность
- нечёткая постановка цели
- отсутствие приоритета в делах
- отсутствие представления о предстоящих задачах и путях их решения
- плохое планирование своей деятельности
- отсутствие самодисциплины
- длительное ожидание
- спешка, нетерпение
- незапланированные встречи…
Мы предложили каждому проанализировать этот перечень и определить 5 своих основных «ловушек» времени, чтобы в дальнейшем работать над их устранением.
При совместном обсуждении родилось предложение: провести эксперимент. 10 человек в классе вызвались записывать всё, на что был потрачен день. Каждый участник эксперимента подсчитал время, которое ушло на полезную деятельность, а сколько ушло на бесполезную. Результаты удивили всех. Каждый в среднем 3-4 часа в день тратил впустую: на переписку в социальных сетях, телефонные ненужные разговоры, лежание на диване, длительные обеды или ужины с одновременным просмотром телевизора, либо на нервную спешку, которая только тормозит дело. Нашлись и такие, которые подтвердили статистические данные о том, что на занятия, прямо необходимые для будущей жизни подростка, уходит 1-1,5 часа в сутки.
Как сберечь время? (Советы.)
После того, как выявили основные «ловушки» времени, встал вопрос, что нужно делать, чтобы время не утекало впустую? С чего начать?
И здесь мы вновь обратились к науке Тайм-менеджменту и там нашли следующие советы.
1. Определите цель. Не мелочитесь, ищите крупные цели. Случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи управляемы и случаются чаще.
2. Составьте план, Не старайтесь втиснуть в него всю несделанную работу. Наметьте два - три дела из тех, что давно откладывали, и выполните их. Выпишите на листке дела на неделю, месяц, год и пусть они будут у вас перед глазами. Планы, которые держатся в голове, легко отвергаются. Составленный письменный план имеет психологический эффект самомотивации к работе. Ваша активность становится более целенаправленной.
3. Наметьте сроки. Не старайтесь установить рекорд скорости. Не берись за следующее дело, когда не довёл до конца начатое. «Завтра» - это отговорка лентяев. Если решили - действуйте! Установив точные сроки выполнения дел, вы сможете избежать нерешительности, промедления и откладывания дел.
4. Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется. Предположим, вы не самолюбивы и считаете, что быть способным лентяем не порок, а признак свободомыслия. А потому давно смирились с тем, что тройка - ваш потолок. Если вы, по крайней мере, раз в неделю докажете себе, что в принципе ваш «рейтинг» вовсе не троечный, то сможете по-прежнему уважать себя. Можете поступить так: выпишите все плюсы и минусы, связанные с решением немного поднапрячься и сделать работу на совесть. А вдруг плюсов окажется больше?
5. Скажите себе «нет». На свете существует множество дел, которые лично вы не можете не делать. Учитесь выбирать главное.
6. А теперь скажите себе «пора». Если вы семь раз отмерили, то режьте же, наконец. Обдумав как следует ситуацию, не тяните время. Входите в работу постепенно, начиная с лёгкого. Но когда вы в хорошей форме, то беритесь за основное. Старайтесь взяться за дело раньше намеченного, хоть на четверть часа. Во-первых, это гораздо лучше, чем начинать позже, а во-вторых, таким образом, вы отлично настроите себя на работу,
7. Начните с главного. Что для вас главное - самое срочное или самое важное, решите сами. А заодно и установите очерёдность дел.
8. Используйте время полностью. Подумайте, сколько времени уходит у вас на поездки в транспорте, вынужденное ожидание и множество других бессмысленных дел. Не думайте, будто заниматься можно только в библиотеке, возьмите с собой в транспорт журнал или книгу.
Методы работы, позволяющие достичь успеха.
Итак, мы наметили основные пути экономии времени, воспользовавшись советами тайм-менеджмента.
Но на наш взгляд, этих советов недостаточно, есть смысл подумать над методами работы, позволяющими достичь успеха. Используя опять же «Мозговой штурм», мы определили, что помогут правильно распределять и экономить наше время.
- Последовательность и система. За письменный стол надо садиться по привычке, не дожидаясь вдохновения. На востоке говорят: «медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины». Иными словами, не горячитесь! По три иностранных слова в день и за год ты будешь знать 1000 слов. Неплохо, если учесть, что некоторые произведения в немецком языке состоят из... 320 слов.
- Порядок. Есть люди, которые считают, что на столе у них не хаос, а полный порядок, но видимый им только. Заниматься несколькими делами сразу не стоит, и потому незачем держать на столе ненужное. Порядок должен быть не только в окружающих предметах, но и в мыслях.
- Будьте собранны. Чтобы не спешить утром, приготовьте всё нужное с вечера. Приучите себя к автоматическим действиям перед уходом из дома: проверить, взято ли всё необходимое, и в порядке ли то, что остаётся дома.
- Слушайте. Это нужно для того, чтобы сразу же чётко уяснить себе: что, где, когда, как и почему.
- Заведите записную книжку.
- Не забывайте о перерывах. Отказавшись от них, вы успокоите свою совесть, но ухудшите результат, потому что работать до изнеможения, а потом долго приходить в себя – далеко не лучший режим.
Люди «жаворонки», «совы», «аритмики».
Из беседы со школьным психологом Лобецкой В.А. мы узнали о том, что жизнь человека во многом определяется его внутренними часами. Это так называемые биоритмы.
- Биоритмы. Учёные установили, что ритм жизни человека цикличен и зависит от движения Солнца, фаз Луны, от многих явлений природы. Трижды в день наступает прилив и отлив физических сил. Трижды наступает усталость. И настроение, хотите вы этого или не хотите, подчинено счёту «три». У каждого из нас внутри - «часы», целесообразнее всего именно по ним определять, что лучше делать сейчас, что отложить.
В зависимости от биоритмов, люди делятся на «жаворонков», «сов», «аритмиков».
«Жаворонки»:
• Просыпаются рано без особых усилий, чувствуют себя бодрыми, свежими, отдохнувшими.
• Работоспособность максимальна утром до полудня.
• К концу дня утомление нарастает, запас энергии иссякает и, если позволяют обстоятельства, они укладываются спать пораньше.
• Показатели здоровья более высокие, чем у сов.
• Тяжело приспосабливаются к новому режиму работы и стилю жизни.
Представители этого типа ложатся спать вечером на полтора часа раньше, чем совы, и встают утром на два часа раньше явной совы.Жаворонки — хорошие математики, инженеры, военные. У них лучше развито левое полушарие, определяющее аналитический склад ума. Наполеон Бонапарт был жаворонком.
Американские специалисты, Уэбб Уилс и Боннет Майкл, пришли к интересным выводам: жаворонки более довольны своим сном, чем совы. Они спят одинаковое количество часов ежедневно, что обеспечивает хорошее качество сна.
Черты характера:
Жаворонки неконфликтны, любят спокойствие, они неуверенны в себе, психологически неустойчивы и замкнуты, консервативны, педантичны, прямолинейны. Могут быть тиранами.
В деловой среде их уважают за самодисциплину, пунктуальность и высокую работоспособность.
Говорят, «миром правят «жаворонки»». Это более правильные люди, не ведущие ночной жизни и не опаздывающие на работу.
Среди знаменитых исторических личностей "жаворонками" были: первый император всероссийский Петр І Великий, великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства Александр Суворов.
«Совы»:
• Ранний подъем дается крайне тяжело и до полудня выбивает из колеи.
• Работоспособность утром минимальна, к шестнадцати часам она повышается, а пик ее приходится на вечерние часы и ночные.
• Ложатся спать намного позже полуночи.
• Их биоритмы пластичнее, они легче переносят изменения в привычном режиме жизни.
• У сов память и мышление развиты лучше, они чаще становятся богатыми.
Черты характера:
Сова является эмоционально устойчивой личностью, которая легко относится к неудачам, не боится трудностей и стрессов. Характер спокойный и уравновешенный. Она склонна к логическому мышлению, в сложных ситуациях сохраняет самообладание, не поддается панике.
Среди артистов, писателей и других творческих личностей сов больше. Специалисты объясняют это более развитым правым полушарием мозга, отвечающего за образное мышление. Бальзак, Моцарт, Менделеев плодотворно творили в ночное время.
Людям «совам» подходят «критические» профессии — космонавты, пожарные, летчики, саперы. Больше «сов» среди творческого люда. Это люди, которые могут работать по свободному графику, подстраиваясь под свои биологические ритмы. «Совам» проще работать по сменам, а не страшатся трудиться по ночам.
Среди знаменитых исторических личностей "совами" были: древнеримский государственный и политический деятель, полководец Гай Юлий Цезарь, шведский король Карл ХІІ, английский натуралист и путешественник Чарльз Роберт Дарвин, великий английский писатель XVIII века Сэмюэл Джонсон.
«Аритмики»
«Аритмики» считаются самыми приспособленными и устойчивыми к сбоям режима. Они могут легко перестраиваться на тот или иной ритм без ущерба здоровью.
Аритмик – таким термином называют человека, о котором точно нельзя сказать, кто он – «сова» или «жаворонок». Режим бодрствования аритмика не привязан к утру или вечеру. Аритмик в равной мере может работать как в утренние часы так и ночью. «Аритмики» - люди, гибкие к адаптации во времени.
Интересные факты:
История сохранила для нас много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил и днем, и ночью и, как известно, знаменитую увертюру к «Дон-Жуану» написал за одну ночь, не ложась спать. Ночью работали Менделеев и другие ученые. Наоборот; Наполеон начинал свой рабочий день с 3-4 ч утра. В ясные утренние часы предпочитал творить и Бертольд Брехт. Лев Толстой обычно работал с 9-10 до 14-14.30 и 1-1,5 ч вечером.
Получив такую информацию, мы захотели узнать, а к какой категории относимся мы, чтобы правильно планировать свой день? Проведя несложный тест (см. приложение №4), мы узнали, что среди 109 старшеклассников
«жаворонков» - 34 человек,
«сов» - 6 человек,
«аритмиков» - 69 человек.
Возможно, эта информация будет полезна и учителям, и родителям, и это позволит достигать взаимопонимания.
«Жизнь по расписанию».
В течение дня организм человека ведёт себя по-разному, поэтому полезно знать некоторые закономерности. Вера Анатольевна познакомила нас с ними. И вот что оказалось.
Мы это назвали секретами и советами «Жизнь по расписанию». (Приложение №5)
10:00 - в это время легче всего запоминается услышанное, увиденное, прочитанное, решаются даже самые сложные задачи.
12:00 - головному мозгу требуется отдых.
14:00 - высокая способность к запоминанию на длительное время.
16:00 - время заняться спортом.
С 16:30 до 18:00 - школьникам рекомендуется готовить уроки.
18:00 - время для прогулок и решения важных вопросов.
21:00 - быстро снижается способность головного мозга к концентрации.
С 23.00 до 5.00 – самое полезное время для сна.
Первый пик трудоспособности - от 9 до 12-13 часов дня.
Второй пик трудоспособности – между 16 и 18 часами.
Ночью работоспособность гораздо ниже, особенно с 1.00 до 3.00. В это же время понижается память, замедляются движения, падает мышечная сила, остро заявляет о себе утомление.
III. Заключение.
На начальном этапе работы нами была сформулирована проблема – нехватка времени у наших старшеклассников. Поэтому возник проблемный вопрос: «Возможно ли сделать так, чтобы успеть сделать всё-всё-всё?». Проблема оказалась актуальной, и мы решили попытаться найти пути её решения.
Познакомившись с литературными источниками и материалами Интернета, мы узнали, что существует целая наука управления временем, которая называется Тайм-менеджмент. И хотя эта наука касается в основном взрослых и работающих людей, мы смогли спроецировать её на нас, школьников.
Так как слова «время» и «часы» стоят рядом, то многое узнали из истории создания часов, их многообразии. Оказалось, что часы могут многое рассказать о своём хозяине.
Обобщив результаты теста, «Умеем ли мы разумно распоряжаться своим временем», мы убедились в том, что большая группа опрошенных не умеет управлять своим временем. Используя метод «мозгового штурма, мы смогли определить основные «поглотители» времени, т. е. сформулировать, на что мы тратим наше время впустую. Побороть этих «поглотителей» времени, научить ценить не только годы и недели, но и даже минуты и секунды, разумно распределять своё время, чтобы успевать всё и быть успешным, помогут советы, которые собрали из разных источников.
Что касается нас, то проведя это исследование, мы поняли: время – это ресурс, который невозможно восполнить. Оно ушло и всё. Остаётся горечь потери. И если в нашей жизни много таких «потерь», то это знак, что надо менять свою жизнь! Начать жить полной жизнью и ценить время - никогда не поздно. Как только человек приобретает способность управлять своим временем, он становится хозяином своей жизни. И тогда успевает делать всё, что задумал. Мы смогли посмотреть на себя со стороны критически, пересмотреть свой образ жизни и стараемся разумно расходовать своё время, хотя, должны признать, это оказалось нелегко.
Мы считаем, что необходимо провести просветительскую работу среди старшеклассников, чтобы показать, что можно стать хозяином своей жизни, если научишься управлять своем временем.
Именно поэтому как продукт нашей работы, мы провели классный час, который так и назвали «Как успеть всё-всё-всё?» и презентовали на нём выпущенный нами буклет-памятку. Надеемся, этот буклет будет полезен и для присутствующих.
Кроме того, все полезные и интересные материалы по этой теме мы собрали на диске и распространили в школе для работы библиотекарю, завучу по воспитательной работе, классным руководителям старших классов, в школьный музей. Эти материалы мы разместили на школьном сайте и сайте классного руководителя.
А также мы создали группу «В контакте», где мы выложили полезные советы, которые могли бы помочь всем ребятам, которые испытывают проблему нехватки времени. Кроме того участники группы могут нам задавать вопросы по этой теме, а мы постараемся на них ответить.
V Продукты
Непосредственная реализация исследования (продукты)
VI Список литературы
1. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
2. «Притчи и истории для тренера и консультанта» А.Н.Иванов, С.-Петербург, 2007 год
3.http://www.biznesbooks.com/2010-01-07-17-45-50/392-2010-01-20-11-32-51- «Четырёхчасовая рабочая неделя» Феррис Тимоти
4. «Справочник классного руководителя», №9, 2012, с. 66-77
5. «Управление временем. Тайм-менеджмент» Е. Глухова, И. Дубинина, Томск, 2009 год.
6. http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/zadig.txt - «Задиг, или Судьба» Вольтер
7. http://www.profistart.ru/ps/blog/2430.html - разработка классного часа
8. http://www.galya.ru/clubs/show.php?id=216005 – правила хорошего сна
9. http://www.schastlivieludi.ru/den_12_sovetov_vremeny.html - Как все успеть или 12 секретов эффективного распределения времени
Приложение 1.
Тест «Часы многое скажут о хозяине»
Дорогие часы. Если вы носите золотые или дорогие роскошные часы, значит, вы любите и умеете работать. Вы человек организованный и, похоже, добьётесь немалых успехов на выбранном поприще.
Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие – приспособления, показывающие фазы Луны и т.д. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши, не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.
Модные часы. Если на ваших часах имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы всё было на своих местах.
Часы как украшение. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца, можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи…и поболтать.
Высокотехнологические часы. Часы, оснащённые микрокалькулятором, будильником, записной книжкой, носят люди с деятельным умом, быстро устающие от однообразной работы, предпочитающие любопытные задачи, любящие технические новинки.
Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличают пунктуальность и некоторый педантизм.
Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, чего хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.
Обычные часы. Вы человек ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Не верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаёте предпочтение добротным и прочным вещам.
Без часов. Вы легки на подъём и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи, чтобы заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя и не самое быстрое.
Приложение 2.
Притча о времени
Однажды к Мудрецу пришел мужчина со своим сыном-подростком. «О вас говорят, — обратился мужчина к Мудрецу, — что вы можете помочь найти ответы на все жизненные вопросы. Помогите, пожалуйста, моему сыну понять ценность времени».
После непродолжительной паузы он, вздохнув, тихо произнес: «Да и мне эту ценность не мешало бы понять». Мудрец на мгновение призадумался, а потом спокойно обратился к сыну пришедшего мужчины.
- «Время — понятие абстрактное. Его ценность трудно понять. Но это не значит, что это невозможно. Вам помогут понять ценность времени 7 человек — студент, женщина-мать, редактор газеты, влюбленный, тот, кто часто ездит на поезде, шофер или водитель, а также спортсмен».
Увидев недоуменные взгляды мужчины и его сына, Мудрец пояснил:
«Чтобы понять ценность года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию. Чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребенка. Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты. Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюбленными, ожидающими встречи. Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд. Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что не попал в автомобильную аварию. Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх»…
Уже прощаясь со своими визитерами, Мудрец со словами «повесьте это у себя в доме на самом видном месте» протянул мужчине листок бумаги… На листке был следующий текст:
«Каждая секунда вашей жизни на вес золота. Вчера — уже история. Завтра — вообще непонятно что. Сегодня — это дар. Поэтому оно и зовется НАСТОЯЩИМ».
Притча о времени.
Собрались как то Прошлое, Будущее и Настоящее.
И стали спорить, кто из них важней для Человека.
Прошлое заявило: «Я – главное для Человека! Это я сделал Человека тем, кто он есть.
И Человек умеет только то, что чему он научился в прошлом. Человек верит в себя только благодаря тому, что ему хорошо удаются те дела, за которые он брался раньше.
И любит Человек тех людей, с которыми ему было хорошо в прошлом.
И хорошо Человеку именно тогда, когда он вспоминает свое прошлое. В прошлом уже ничего не произойдет, человеку в своем прошлом спокойно и уютно, не то, что с тобой, Будущее».
Будущее не согласилось с Прошлым, и стало возражать: «Неправда! Если бы так было, у Человека не было бы перспектив на развитие. Каждый его день был бы похож на предыдущий. Главное у Человека – его Будущее! Неважно Человеку, что он умел делать в прошлом. Человек будет учиться и научиться всему тому, что ему необходимо в Будущем.
Мысли и мечты Человека о том, каким он станет в Будущем, куда более важны для него, чем мысли о прошлом. Вся Жизнь Человека зависит от того, каким он собирается стать, а не каким был. Человеку больше нравятся люди, непохожие на тех, кого он знал в прошлом. Поэтому, для Человека главней всего я – Будущее!»
Долго спорили между собой Прошлое и Будущее, чуть не подрались, пока не вмешалось Настоящее:
«Вы упустили из виду, что у Человека прошлое и будущее существует лишь в его мыслях. Тебя, Прошлое – уже нет. Тебя, Будущее – еще нет. Есть только я – Настоящее. В прошлом и будущем человек не живет. Он живет только в настоящем».
Приложение 3.
Тест «Умеем ли мы разумно распоряжаться своим временем?»
1. В конце месяца вам нужно сделать доклад. Когда вы за него примитесь?
А. В первых же числах.
Б. Как только появится свободный денёк.
В. Напишите что-нибудь в последний момент.
Г. Попросите перенести доклад «хотя бы на недельку».
2. Вы опаздываете на первый урок…
А. Соберётесь за пять минут – и бегом на занятия.
Б. Подойдёте ко второму уроку.
В. Решите, что это судьба, и повернётесь на другой бок.
Г. Вы никогда не опаздываете на занятия.
3. Приятель просит помочь ему, но у вас самих не столь успешно идут дела по этому предмету. Вы:
А. Так ему и скажите.
Б. Посоветуете, к кому обратиться за помощью.
В. Попробуете разобраться в предмете, чтобы потом всё ему растолковать.
Г. Вместе с ним займётесь изготовлением шпаргалок.
4. У вас нет времени выучить уроки. Вы…
А. Просмотрите материал на перемене.
Б. Прогуляете урок.
В. Понадеетесь на то, что вас не спросят.
Г. Досидите до часу ночи, но выучите.
5. Если вы не поймёте домашнее задание, то…
А. Попросите учителя его разъяснить.
Б. Попробуете разобраться самостоятельно.
В. Не выполните его.
Г. Обратитесь за помощью к приятелю.
Таблица для подсчёта баллов
Номер вопроса | А | Б | В | Г |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
3 | 1 | 2 | 4 | 3 |
4 | 3 | 1 | 2 | 4 |
5 | 3 | 4 | 1 | 2 |
Результаты:
17-20 баллов. Часто вы от чрезмерного усердия выполняете много ненужной работы. Научитесь выбирать, что для вас действительно важно. При такой нагрузке даже у машины в конце концов все провода перегорят.
13-16 баллов. Вы умеете рационально подходить к задачам, которые стоят перед вами, и правильно распределяете своё время. Ваш распорядок нельзя назвать строгим, но обычно вы успеваете сделать всё, что нужно. Так держать!
9-12 баллов. Вы всё делаете в последний момент, и в результате ничего не успеваете. Если причина кроется с лени, то поймите, что не столько упрощаете, сколько осложняете себе жизнь. Если вы просто забывчивы, составьте план действий на весь месяц и периодически в него заглядывайте.
5-8 баллов. Вы предпочитаете вообще не заниматься учебными делами: пусть всё как-нибудь улаживается при минимальном участии с вашей стороны. Возможно, так происходит потому, что ваши интересы не имеют с учёбой ничего общего, и вы не хотите лишний раз даже думать о ней, а своё драгоценное время тратите на что-то более увлекательное. Но если это ваш жизненный принцип, учтите: проблемы очень редко решаются сами собой, и в один прекрасный день они могут навалится на вас все одновременно.
Приложение 4.
Приложение 5. Тест на определение человеческих биоритмов.
Тест
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
А. Да. Б. Иногда. В. Редко. Г. Очень редко.
2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать?
А. После часа ночи.
Б. С 22:30 до 1:00.
В. После 22:00.
Г. До 22:00.
3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?
А. Плотный.
Б. Не очень плотный.
В. Достаточно бутерброда.
Г. Достаточно чая или кофе.
4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?
А. В первой половине дня.
Б. Во второй половине дня.
5. От чего вам легче отказаться?
А. От утреннего чая или кофе.
Б. От вечернего чая.
6.Легко ли вам переменить привычки, связанные с едой?
А. Очень легко.
Б. Достаточно легко.
В. Трудно.
Г. Не меняю.
7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?
А. Более чем на 2 ч.
Б. На 1-2 ч.
В. Менее чем на 1 ч.
Г. Как обычно.
8. Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдёт минута, снова посмотрите на часы.
А. Вы поторопились.
Б. Вы опоздали.
Таблица для подсчёта баллов
Номер вопроса | А | Б | В | Г |
1 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 1 | 0 | ||
5 | 2 | 0 | ||
6 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 3 | 2 | 1 | 0 |
8 | 0 | 2 |
Результаты:
0-7 баллов – вы «жаворонок».
8-13 баллов – вы «аритмик».
14-20 баллов – вы «сова».
Приложение 6.
Приложение 7.
Секреты и советы «Жизнь по расписанию».
Конечно, человек – царь природы и может никаким ритмам не подчиняться. Многие так и делают. Но в течение суток можно скоординировать свою жизнь с суточными временными ритмами.
10:00 - в это время легче всего запоминается услышанное, увиденное, прочитанное, решаются даже самые сложные задачи.
12:00 - головному мозгу требуется отдых.
14:00 - высокая способность к запоминанию на длительное время.
16:00 - время заняться спортом.
С 16:30 до 18:00 - школьникам рекомендуется готовить уроки.
18:00 - время для прогулок и решения важных вопросов.
21:00 - быстро снижается способность головного мозга к концентрации.
С 23.00 до 5.00 – самое полезное время для сна.
Первый пик трудоспособности - от 9 до 12-13 часов дня.
Второй пик трудоспособности – между 16 и 18 часами.
Ночью работоспособность гораздо ниже, особенно с 1.00 до 3.00. В это же время понижается память, замедляются движения, падает мышечная сила, остро заявляет о себе утомление.
Приложение 8. Диск с материалами исследования и полезными советами.
Четыре художника. Осень
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Два морехода
Рыжие листья
Снег своими руками