Исследовательская работа по математике (доклад + презентация)
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_bystrogo_scheta.rar | 253.04 КБ |
Цели исследовательской работы:
изучить методы и приемы быстрого счета и показать возможность их использования для улучшения качества вычислений и для саморазвития.
Задачи:
Объект исследования:
методы и приемы быстрого счета.
Актуальность выбранной темы: большинство учащихся испытывают затруднения при выполнении вычислений. Многие часто используют калькулятор, устно же считать почти никто не умеет. Приемов рациональных вычислений в учебниках очень мало, однако при сдаче ЕГЭ и ГИА использование калькулятора не разрешается, и на экзамене требуются умения и навыки хороших вычислений.
Выбрав тему «Приемы быстрого счета», я задалась вопросом: можно ли овладеть такими приемами и улучшить свои вычислительные способности. Я думаю, что знание таких приемов помогает человеку не только на уроках математики, но и в обыденной жизни, развивает внимание, память.
Я провела анкетирование учащихся 5-го, 7-го и 10-го классов по следующим вопросам:
1. Умеешь ли ты быстро и правильно считать?
2. Как часто ты пользуешься калькулятором?
3. Знаешь ли ты какие-либо приемы быстрого счета?
4. Как ты думаешь, развивает ли умение считать такие функции, как память, внимание, способность сосредоточиться?
Результаты исследований представлены на диаграмме ( слайд 4).
Я думаю, что тема эта важная, и ее следует изучать.
Немного истории.
Трудно сказать, когда появились числа, и как человек научился считать. Однако наши далекие предки постоянно сталкивались с необходимостью делить продукты, добычу, делать запасы впрок. Таким образом, человек, сам не замечая того, научился считать, производить вычисления. Для счета использовали пальцы рук, ног, различные предметы. Появились и изображения чисел. Например, индейцы изображали числа с помощью узелков на верёвках. Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. В Древнем Вавилоне записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. А сейчас мы пользуемся цифрами, нам это привычно и удобно. Сначала люди научились складывать и вычитать, потом умножать и делить, причем способы вычислений не всегда были удобны и понятны. В соответствующей литературе упоминаются такие способы умножения, как «загибанием», «решеткой», «задом наперед», «ромбом», «треугольником» и многие другие.
Возможно, и наш способ умножения не является совершенным; может быть будет придуман еще более быстрый и надежный.
Есть люди, умеющие невероятно быстро считать в уме. Они могут мгновенно умножить 45623 на 679, знают наизусть таблицу умножения чисел от 1 до 100, не задумываясь, отвечают, на какой день недели приходится 22 декабря 3487 года.
В огромном мире людей с давних пор известны обладатели феноменальных способностей устного счета. Ими владели многие ученые, например, Андре Ампер и Карл Гаусс. А также и многие люди, чья профессия была далека от математики и науки в целом. Ранее на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счете. Иногда они устраивали между собой показательные соревнования, проводившиеся, в том числе и в стенах уважаемых учебных заведений, таких как Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Начиная с 2004 года, один раз в два года проводится Мировой чемпионат по вычислениям в уме, на который собираются лучшие из ныне живущих феноменальных счётчиков планеты.
Разработкой приемов быстрого счета занимались многие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман, Я. Трахтенберг и другие.
Известна необычная история создания целой системы повышения быстроты счета. Она создана была в годы второй мировой войны профессором математики Я. Трахтенбергом. Она известна под названием "Системы быстрого счета". В 1941 году гитлеровцы бросили Трахтенберга в концлагерь. Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось создать стройную систему ускоренного обучения детей и взрослых основам быстрого счета. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт, получивший мировую известность.
Конечно, знать все способы быстрого счета невозможно, но наиболее доступные можно изучить и применять. Я начну с хорошо запоминающегося способа умножения трехзначного числа на 999. Уважаемые члены жюри, назовите любое трехзначное число, и я назову результат его умножения на 999, например: 659*999 = 658341
Чтобы получить результат, нужно записать число меньшее на 1 и приписать три цифры, являющиеся дополнением первых трех до девяти.
Умножение двузначного числа на 99 и на 999
65*99 = 6435
записываем число меньшее на 1 и дополнение цифр этого числа до 9
65*999 = 64935
78*99 = 7722
78*999 = 77922
41*99 = 4059
41*999 = 40959
Умножение на 0,5; 0,25; 0,125; 1,5; 2,5
на 2, на 4, на 8 : 98*0,5=49
124*0,25=31 168*0,125=21
Умножение двузначных чисел на 11 и на 111
63*11 = 693
48*11 = 528
24*111 = 2664
48*111 = 5328
Умножение двузначных и трехзначных чисел на 101
+ 145
14645
+ 349
35249
Умножение двузначных , трехзначных и четырехзначных чисел на 1001
+ 1242
1243242
+ 3249
3252249
Способ возведения в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся цифрой 5.
Для возведения такого числа в квадрат надо умножить цифру десятков на следующую за ней цифру, а 5 возвести в квадрат и приписать результат – 25 после полученного произведения.
45²=2025 (4*5=20);
75²=5625 (7*8=56).
Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5-ти.
Чтобы возвести в квадрат число, начинающееся на 5, надо:
к 5²=25 прибавить число единиц
К полученному результату приписать справа квадрат единиц.
56²=(25+6) (6²)=3136
59²=(25+9) (9²)=3481
Произведение суммы и разности чисел
Вывод:
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сладость для сердца
Зимний дуб
Городецкая роспись