Исследование факторов, влияющих на снижение остроты зрения,разработка гимнатики для глаз.
Вложение | Размер |
---|---|
Теоретическая часть | 653 КБ |
Презентация | 1.19 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61»
Исследовательская работа
ученика 4 Б класса Аникина Алексея
КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ
Саратов, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Объект , методы исследования, актуальность проблемы.
Глава 2. Начало исследования.
Глава 3. Зрительный анализатор.
Глава 4. Факторы, снижающие остроту зрения.
Глава 5 . Болезни глаз. Что вызывает слепоту?
Глава 6. Правила гигиены глаз.
Глава 8. Комплексы упражнений для глаз.
Глава 9. Копилка интересных фактов.
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают глаза только во время сна.
Если дети часто прищуриваются, знайте, это близорукость мешает им ясно видеть мир. Болезнь эта, чаще всего поражает человека в раннем возрасте. В России эта болезнь стоит на третьем месте, опережая простудные заболевания.
Можно ли повлиять на данную ситуацию? Эта проблема заинтересовала меня, когда мы начали изучать на уроке «Окружающий мир» тему: «Глаза - орган зрения».
Я решил выяснить, какие факторы влияют на ухудшение зрения и что можно сделать, чтобы не только сохранить, но и улучшить зрение.
ГЛАВА 1
ОБЪЕКТ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Цель научной работы:
Исследовать факторы, влияющие на зрение человека. Составить комплекс ежедневных упражнения для корректировки зрения.
Задачи:
Гипотеза: Если человек будет соблюдать правила работы на компьютере, просмотра телепередач, правильно питаться, читать и писать в условиях хорошего, правильно расположенного, освещения, делать систематически гимнастику для глаз, то он сохранит хорошее зрение.
Методы исследования: сбор информации из книг, журналов, газет, информация из интернета, встреча с врачом-офтальмологом клиники «Астра - оптика» - Мариничевой О. В.
Актуальность темы:
Каждый должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее, но бороться с ними уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, поэтому для получения хорошего результата будет затрачено намного больше усилий. Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?
ГЛАВА 2
НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ
Зрение учащихся к началу 4 класса стало немного ухудшаться. У нескольких ребят появились очки.
1.На выполнение домашнего задания ежедневно уходит 1,5 часа, при норме 1,5 часа.
2.Работа на компьютере – 2 часа, при норме – 20-30 минут.
3.Просмотр телепередач – 2-3 часа, при норме – 1 час.
4.Нарушение правил при чтении – 21 учащийся ( данные исследования – в таблице)
Данные, приведенные в таблице, показывают несоответствие нормам, что приводит к ухудшению зрения.
Выяснив причины, которые приводят к ухудшению зрения, я продолжил работу в следующих направлениях:
Факторы, влияющие на зрение.
Результаты тестирования учащихся 4«б» класса.
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Выполнение домашнего задания | Работа на компьютере | Просмотр телепере- дач | Нарушение правил при чтении |
1 | Акчурина Виктория | 1,0 | 2,0 | 3,0 | - |
2 | Аникин Алексей | 1,0 | 1,0 | 2,5 | - |
3 | Борушко Анна | 1,0 | 2,0 | 3,0 | + |
4 | Гаврилова Юлия | 2,0 | - | 2,0 | + |
5 | Гибралтарский Данила | 1,5 | 3,0 | 3,0 | + |
6 | Давыдов Данила | 1,5 | - | 2,0 | - |
7 | Евстафьев Алексей | 1,0 | 4,0 | 3,0 | + |
8 | Зайцева Арина | 1,5 | 2,0 | 3,0 | + |
9 | Засимов Максим | 2,5 | 3,0 | 2,0 | + |
10 | Звонарёва Анастасия | 1,0 | 2,0 | 2,0 | + |
11 | Земсков Кирилл | 1,0 | 2,0 | 3,0 | + |
12 | Земскова Карина | 1,5 | 1,0 | 3,0 | + |
13 | Исаева Юлия | 1,5 | 2,0 | 3,0 | + |
14 | Капкова Виктория | 2,5 | 1,0 | 4,0 | - |
15 | Кирилина Ульяна | 2,0 | 2,0 | 3,0 | + |
16 | Кошелев Кирилл | 3,0 | - | 3,0 | + |
17 | Мальченко Анастасия | 2,0 | 3,0 | 2,0 | + |
18 | Мельник Александра | 1,0 | 4,0 | 2,0 | + |
19 | Мишанов Виктор | 1,0 | 3,0 | 2,0 | + |
20 | Новиков Руслан | 1,5 | 1,0 | 3,0 | - |
21 | Тарасова Софья | 2,0 | 1,0 | 3,0 | + |
22 | Турбабин Евгений | 1,5 | 1,0 | 3,0 | + |
23 | Фомина Ксения | 1,0 | 1,0 | 3,0 | + |
24 | Черевишник Екатерина | 1,0 | 1,0 | 3,0 | - |
25 | Чернов Сергей | 2,5 | 2,0 | 2,0 | + |
26 | Чулков Сергей | 1,5 | 2,0 | 2,0 | + |
27 | Шукюров Руслан | 2,5 | 2,0 | 2,0 | + |
Среднее значение: | 1,6 | 2,0 | 2,6 | +21 чел., -6чел. чечечел. | |
Норма: | 1,5 | 0,25 | 1 |
ГЛАВА 3
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Глаз, или глазное яблоко, имеет форму шара и помещается в костной воронке - глазнице. Спереди он защищен веками. По свободному краю века растут ресницы, которые защищают глаз от попадания в него частиц пыли. У верхненаружного края глазницы расположена слезная железа, выделяющая слезную жидкость, омывающую глаз. Глазное яблоко имеет несколько оболочек, одна из которых - наружная - склера (белого цвета). В передней части глазного яблока она переходит в прозрачную роговицу. Под белочной оболочкой расположена сосудистая оболочка, состоящая из большого количества сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное тело и радужную оболочку (радужку). В ней имеется круглое отверстие - зрачок. Здесь расположены мышцы, которые изменяют величину зрачка и, в зависимости от этого, в глаз попадает большее или меньшее количество света. Позади радужки в глазу располагается хрусталик. За хрусталиком полость глаза заполнена прозрачной желеобразной массой - стекловидным телом. Внутренняя поверхность глаза выстлана тонкой, сложной по строению, оболочкой - сетчаткой. Она содержит светочувствительные клетки, названные, по их форме, палочками и колбочками. Нервные волокна, отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв.
Роговица и хрусталик обладают светопреломляющей способностью. Хрусталик может менять свою форму - становиться более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять лучи света. Благодаря этому свойству человек способен отчетливо видеть предметы, расположенные на разном расстоянии.
ГЛАВА 4
ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ ОСТРОТУ ЗРЕНИЯ.
Через орган зрения в нервную систему поступает значительная часть информации об окружающем нас мире. В школьном возрасте ухудшение зрения связано с неправильной организацией учебных занятий при чтении и письме, длительными просмотрами телевизионных передач и работой на компьютере.
Телевидение прочно вошло в нашу жизнь, но злоупотребление просмотром телепередач оказывает отрицательное влияние на здоровье. Научные исследования показали, что через 60 минут непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Зрительная информация, получаемая с экрана телевизора, вызывает перенапряжение нервной системы. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память, ослабевает внимание и возникают проблемы с усвоением учебного материала.
ГЛАВА 5
БОЛЕЗНИ ГЛАЗ.
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ СЛЕПОТУ?
В мире живут четырнадцать миллионов слепых людей. Из всех слепых людей на земле лишь небольшую часть составляет слепые от рождения. Слепота от рождения называется врожденной. Слепота, которая наступает после рождения, в основном является результатом болезни глаз. Такие заболевания как сахарный диабет, или менингит могут вызвать слепоту. Аварии и взрывы - это тоже причина слепоты. У пожилых людей часто происходят изменения в органах зрения. У них может развиваться катаракта и глаукома.
Катаракта является одной из самых распространенных причин слепоты. Это помутнение хрусталика глаза. При глаукоме происходит отвердение глазного яблока и сопровождается повышением давления внутри глаза.
Одной из главных причин потери зрения является т р а х о м а. Это инфекционное заболевание, причиной которого является вирус, который поражает внутреннюю часть век, а также кровеносные сосуды на роговице.
Болезни глаз:
БЛИЗОРУКОСТЬ И ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ
Изменения формы глазного яблока отражается на зрении. При вытянутом глазном яблоке расстояние от хрусталика до сетчатки увеличивается, а при сплюснутом - уменьшается.
Если глазное яблоко вытянуто в длину - изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Человек плохо видит далеко расположенные предметы. Это явление называется близорукостью.
Близорукость возникает и развивается у детей раннего и среднего школьного возраста. Ее развитие идет постепенно. Дети начинают хуже видеть удаленные предметы, плохо различать буквы и цифры, написанные на классной доске.
Такие дети не предъявляют жалоб, а прищуривают глаза, как бы наводят их (как фотоаппарат) на резкость, уменьшая диафрагму.
Причины возникновения и прогрессирования близорукости:
1-я группа - это факторы, характеризующие общее состояние организма:
2-я группа - это факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии:
Оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30-33 см. Такое расстояние примерно равно от локтя до кончиков пальцев ребенка. Чтение на таком расстоянии не требует сильного напряжения и дает возможность сидеть не наклоняясь.
При сплюснутой форме глазного яблока, изображение опять не попадает на сетчатку, а фокусируется за ней. В этом случае человек размыто видит близко расположенные предметы. Это дальнозоркость.
Основными причинами дальнозоркости у детей считается наследственность, изменение формы глазного яблока, нарушения в оптической системе глаза. Выявить, при обычном осмотре у окулиста, гиперметропию иногда не представляется возможным. Родителей должно насторожить нежелание ребенка читать. Для четкого видения предметов ребенок напрягает свои глаза. При этом он быстро устает, в школе плохо учится, имеется выраженное нарушение сна.
КОСОГЛАЗИЕ.
Когда ребенок рождается, его глазки не способны задерживаться на предметах, они могут смотреть вы разные стороны одновременно, как будто бы у малыша косоглазие. Пойдет несколько недель, и ребенок научится смотреть правильно. Но иногда случается так, что этого не происходит. Значит, у ребенка развивается настоящее косоглазие. Причина в одной из мышц, окружающих глазное яблоко. Этих мышц 6 (шесть) вокруг каждого глазного яблока. По какой-то причине у некоторых детей какая-нибудь из мышц может быть слишком слабой, либо слишком сильной. При этом глаз, к которому прикреплена эта мышца, будет двигаться не так как следует. Когда оба глаза должны одновременно двигаться в одну сторону, глаз со слабой или слишком сильной мышцей движется в противоположном направлении или остается на месте. Это и есть косоглазие.
ФОТОЭПИЛЕПСИЯ
В последние годы зарегистрирована особая форма нарушений функций нервной системы – фотоэпилепсия. Она возникает в случае, когда частота световых мельканий на экране совпадает с частотой электрической активности головного мозга. Такие нарушения приводят к судорожным припадкам и даже к потере сознания.
С 80-х гг. XX века фотоэпилепсию наблюдали у посетителей дискотек и других мероприятий со световыми эффектами. В 1992 году английские врачи описали факт «видеоигровой эпилепсии», возникшей у детей во время компьютерных игр. В Японии 17 декабря 1997 года был зарегистрирован массовый приступ эпилепсии у школьников после просмотра мультфильма «Маленькие монстры». Как выяснили специалисты, причиной таких нервных расстройств, стали быстрые мелькания изображений в одной из сцен.
ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ
ЯЧМЕНЬ
Несмотря на то, что глаза защищены костями черепа, веками и ресницами, существуют опасности для них: и травмы, и различные инфекции.
Первое правило сохранения здоровых глаз - это соблюдение чистоты. Умываясь, обязательно нужно самым тщательным образом промывать веки. Никогда не следует сильно тереть глаза, особенно немытыми руками. В глаза могут попасть грязь, микробы. От этого развивается коньюктивит, глаза начинают чесаться, появляются рези, слезотечение. От грязи может вырасти ячмень - это болезненный прыщик на краю века.
Ячмень---это острое гнойное воспаление сальной железы края века, возникающее в результате проникновения инфекции при трении век руками или соприкосновении с грязным носовым платком или полотенцем и т. д.
Возникновению ячменей способствуют малокровие, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаток витаминов.
КОНЬЮКТИВИТ
Коньюктивит — воспаление глаз, которое охватывает слизистую оболочку глаза в результате попадания в неё микробов, грибков, а также вирусов. Коньюктивит сопровождается часто покраснением век. Причинами конъюктивита могут быть бактерии, вирусы, которые вызывают ОРЗ, ангину, корь. Дети, тянутся ко всем вещам, щупают их, а затем трут свои глазки, что в результате приводит к развитию конъюнктивита. Но чаще всего простуда, которая возникает у детей, приводит к тому, что коньюктивит возникает из ниоткуда, однако, как только проходит простуда, проходит и конъюктивит.
Если вы ощущаете зуд, жжение, «песок в глазах», вы плохо переносите яркий свет, быстро устают глаза, то скорее всего у вас конъюктивит, следует обратиться к врачу. Для того, чтобы не усугубить течение болезни, следует придерживаться следующих рекомендаций: пользоваться только своим полотенцем и наволочкой; систематически мыть руки, избегайте попадание хлорки в глаза.
ГЛАВА 6
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ
Гигиена глаз при выполнении домашних заданий и при чтении:
1.Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте.
2.Свет должен падать с левой стороны.
3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания.
4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт.
5.Расстояние от глаз до книги должно быть 30 - 35 см.
6. Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.
7. Не читай лежа, в транспорте.
8. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: никогда не три глаза руками.
9. Пользуйся чистым носовым платком; смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
10. Не стесняйся носить очки.
ПРАВИЛА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ.
не менее 31 см.;
фоне должно быть чётким.
в 3-5 классе - 15 минут;
в 6-7 классе - 20 минут;
в 8-9 классе - 25 минут;
в 10 - 11 классе - 30 минут или 2 раза по 20 минут.
Гигиена зрения при просмотре телепередач
4. Продолжительность телевизионной передачи для детей младшего школьного возраста не более 35— 40 мин.
5. В помещении, кроме святящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей. Очень важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
ГЛАВА 8
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ . КОМПЛЕКС №1 . Вращение. Закройте глаза и повращайте по кругу глазными яблоками влево, вверх, вправо, вниз. И обратно. 4 раза в одном направлении, 4 - в другом направлении. Старайтесь не жмуриться. Вверх и вниз. Снова закройте глаза и «посмотрите» вверх, затем вниз
8 раз.
Моргание. Смотрите прямо перед собой. 30 секунд быстро моргайте. 30 секунд неподвижно смотрите перед собой Повторите 3 раза . Цифра V. Медленно следуйте взглядом по цифре V, «нарисованной» в плоскости и размере вашего лица. Повторите 7-8 раз.
КОМПЛЕКС № 2. “Весёлая неделька”.
1. Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднимаем глаза сначала вверх, затем опускаем вниз, голова при этом должна оставаться неподвижной).
2. Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Смотрим в правую сторону, затем в левую).
3. В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрываем глаза, считаем до пяти и затем широко открываем глазки).
4. По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим прямо перед собой вдаль, затем поднимаем пальчик на расстояние 30 сантиметров от глаз и смотрим на него. Повторяем несколько раз).
5. В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Вращаем глазами вправо и влево по кругу).
6 .Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, затем в нижний левый, затем наоборот в верхний левый).
7. В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем веки и массируем их легкими круговыми движениями пальцев).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
(Приложение №1, игры)
ГЛАВА 9.
ПОЧЕМУ МЫ МИГАЕМ?
Когда водитель управляет транспортным средством в плохую погоду, очень важно чтобы дворники, или щетки стеклоочистителя работали эффективно. А вот дворниками наших глаз являются веки наших глаз, двигающиеся вверх и вниз, когда мы мигаем.
Веки - это складки кожи и могут подниматься и опускаться специальными мышцами. Но они движутся так быстро, что никогда не мешают нашему зрению. Веки работают автоматически. Мы мигаем каждые 6 секунд. Это значит, что в течение всей жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 миллионов раз.
Главная польза от моргания в том, что происходит автоматическое смазывание, увлажнение глаз. Можно сказать, что плачем, каждый раз, когда моргаем.
ВЫВОД
Изучив научную литературу по теме, я научился пользоваться правилами ухода за глазами, ежедневно проводя гимнастику для глаз, соблюдая правила работы на компьютере, просмотра телепередач, правильном чтении книг, делая точечный массаж, тем самым сохранять и укреплять зрение.
Я приготовил памятки для учащихся нашего класса по гигиене зрения и комплексы гимнастики для глаз. (Приложение №2)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
prokal.org›pitanie-dlya-zreniya
7ya.ru›article/Gigiena-zreniya-detej/
all-gigiena.ru
■ *■
«Волшебные игры для глаз
«Волшебные игры для глаз» — это изложенные в занимательной игровой форме упражнения для снятия зрительного напряжения и профилактики глазных заболеваний.
Каждый мини-комплекс упражнений описан в отдельном рассказе, состоящем из игр-упражнений, объединенных общими сказочно-приключенческими персонажами и др.
Рассказ 1.
Морской волк
Игра 1. Представь, что ты - старый морской волк, который побывал на всех морях, избороздил все океаны и решил написать книгу о своих приключениях. А книга без морской карты не бывает. А морскую карту надо начинать рисовать с компаса, который указывает на Север, Юг, Запад и Восток. Давай нарисуем компас глазами.
Сначала Запад. Взгляд от середины проведи влево. Затем — Восток. Отведи глаза вправо. Теперь укажем на Север. Глаза наверх. Остался Юг. Опусти глазки вниз.
Чтобы линии были четкими, прочерти глазами все эти линии 10 раз подряд без остановки.
Молодец! Наш компас нарисован.
Игра 2. Ты — по-прежнему морской волк. А на море — сильная качка, что предвещает шторм. На твоем столе лежит огромный алмаз, добытый тобою в бою с туземцами острова Борнео. Ты любуешься им и мечтаешь о том дне, когда он принесет тебе славу и богатство. Но вот качка хочет испортить тебе настроение.
Подбери его и верни на место. Взгляд на середину.
Корабль качнулся вправо. Алмаз катится в ту же сторону. Взгляд за ним. Камень падает со стола. Глаза вниз. Подбери его и положи на место.
Алмазы — самые крепкие камни на Земле. Итак, взгляд влево. А потом вниз, потому что алмаз уже на полу.
Подбери его и верни на место. .Взгляд на середину. Корабль качнулся вправо. Алмаз катится в ту же сторону. Взгляд за ним.. Камень падает со стола. Глаза вниз. Подбери его и положи на место.
Рассказ 2.
Буратино.
Игра 1. Буратино схватили Лиса Алиса и Кот Базилио. Что им надо? Ну ясно что — золотые монеты. А ты будь похитрее. Сделай вид, будто ты не понимаешь о чем речь. Как это сделать? А вот так. Надо быстро-быстро поморгать глазами. Одну минуту. Не больше.
Игра 2. Буратино сидит посреди Поля Чудес в Стране Дураков и сторожит лунку с закопанными золотыми. Вокруг ночная темнота. Но надо быть начеку. Теперь потри ладони друг о друга и легонько прикрой закрытые глаза. Теперь ты в полной темноте. Не видно ни Луны, ни звезд. Посиди так с минуту.
Игра 3. Ты не забыл, что Буратино — кукла, а значит, он стал актером самого настоящего кукольного театра. Перед выходом на сцену актерам нужно гримироваться. Возьми на кончики средних пальцев немного грима и нанеси его на веки. Легонечко, не нажимая. Сделай это раз 10.
Теперь можно выходить на сцену.
Рассказ 3.
Звездочет.
Игра 1. Ты когда-нибудь пробовал считать звезды? Очень непростое занятие. Можно сбиться со счета. Причем не один раз. Давай попробуем посчитать. Подойди к окну, держа в руках карандаш. Карандаш помести перед собой на расстоянии двух сжатых кулаков. Скажи: «раз-два». Теперь взгляни на звезды и сосчитай: «три-четыре-пять-шесть-семь»... Ну вот, сбился со счета. Бывает. Снова посмотри на карандаш. И снова скажи: «раз-два». Теперь опять переведи взгляд на звезды и снова сосчитай до семи. Как будто ты опять сбился со счета. Проделай это несколько раз.
Точечный массаж.
Делается подушечками пальчиков. Видите точки вокруг глаз? Одна непарная, обозначена цифрой 1. Ставим указательный палец между бровями, слегка надавливаем и рисуем столько раз букву О, сколько вам полных лет. (Взрослым - 15 раз). Остальные точки - 2, 3, 4 - парные. Массируем их пальцами обеих рук одновременно.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПАМЯТКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКА
Помни, что при хорошем освещении глаза видят лучше всего. При недостатке освещения у тебя может развиться близорукость. Чтобы этого не случилось, запомни несколько основных правил.
1. Когда выполняешь любую зрительную работу (чтение, письмо, вязание, вышивание и др.) - рабочее место должно быть достаточно освещено. Рабочий стол должен стоять у окна так, чтобы свет падал спереди, либо слева (для тех, кто пишет, шьёт правой рукой), либо справа (для тех, у кого основная рабочая рука - левая). Настольная лампа должна быть такой конструкции, чтобы свет от неё падал на рабочую поверхность стола. Мощность лампочки должна быть 60-75 ватт.
2. Никогда не читай в транспорте и не читай лёжа.
3. Всегда помни о своей осанке, не наклоняйся близко к тетради или книге. Расстояние от глаз до тетради должно быть 25 - 30 см.
4. Помни, что хорошее питание необходимо для сохранения зрения. Ешь больше фруктов и овощей.
5. При длительной работе (чтение, письмо, вязание, вышивание и т.д.) нужно обязательно давать отдых глазам. Через 30 минут работы закрой глаза, расслабься и посиди так хотя бы 20 секунд. Это простое упражнение расслабляет мышцы глаз, и одновременно нервные клетки глаза получают новые силы.
Кроме этих основных правил существует ещё специальная гимнастика для глаз. Вот несколько упражнений, которые могут помочь тебе укрепить мышцы глаз, сохранить упругость кожи век. Эти упражнения выполняй сидя.
1. Закрой глаза, затем широко открой их. Сделай упражнение 5-6 раз с промежутком в 30 секунд.
2. Посмотри вверх, вниз, вправо, влево. Голову при этом не поворачивай. Повтори упражнение 4 раза с промежутком в 1 минуту.
3.Вращай глазами по кругу: вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону.
Повтори упражнение 4 раза с интервалом в 1 минуту.
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]
Приложение №2:
Приложение №1:
Слайд 1
Как сохранить зрение? Работа ученика 4 Б класса МОУ «СОШ №61» - Аникина АлексеяСлайд 2
Цель и задачи исследовательской работы: Цель: исследовать факторы, влияющие на зрение человека, составить комплекс ежедневных упражнения для корректировки зрения. Задачи: выяснить, насколько хорошо учащиеся нашего класса знают правила гигиены зрения и выполняют ли их; проанализировать литературу о строении глаза; изучить детские болезни глаз и способы их профилактики; составить комплекс упражнений для глаз и познакомить с ним одноклассников. Методы исследования: сбор информации из книг, журналов, газет, информация из интернета, встреча с врачом-офтальмологом клиники «Астра - оптика» - Мариничевой О. В. Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 3
Начало исследования Был проведен тест : Количество времени, затраченное на выполнение домашнего задания. Время проводимое за компьютером ежедневно. Время, затрачиваемое на просмотр телепередач. Нарушение правил при чтении. Результаты теста: 1.На выполнение домашнего задания ежедневно уходит 1,5 часа, при норме 1,5 часа. 2.Работа на компьютере – 2 часа, при норме – 20-30 минут. 3.Просмотр телепередач – 2-3 часа, при норме – 1 час. 4.Нарушение правил при чтении – 21 учащийся
Слайд 4
Строение зрительного анализатора (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002) Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 5
Факторы, снижающие остроту зрения В школьном возрасте ухудшение зрения может быть связано: с неправильной организацией с длительными просмотрами учебных занятий телевизионных передач при чтении и письме и работой на компьютере Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 6
Болезни глаз В мире проживает 14 миллионов слепых людей. Что является причиной слепоты? Врождённые особенности; Аварии, взрывы; Катаракта (помутнение хрусталика); Глаукома (отвердение глазного яблока); Трахома (инфекционное заболевание, поражающее внутреннюю часть век) Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 7
Нарушение зрения: Близорукость Близорукость – глазное яблоко вытягивается в длину, изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Человек плохо видит далеко расположенные предметы. Причины: перенесённые заболевания, наследственность, недостаточное освещение, неправильная посадка при чтении и письме, неправильный режим зрительной нагрузки. Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 8
Нарушение зрения: Дальнозоркость Дальнозоркость – при сплюснутой форме глазного яблока, изображение не попадает на сетчатку, а фокусируется за ней. Человек размыто видит близко расположенные предметы. Причины: наследственность, изменение формы глазного яблока, нарушение в строение глаза. Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 9
Нарушение зрения: Косоглазие Косоглазие – по какой то причине одна из 6 мышц, окружающих глазное яблоко, оказывается слишком слабой или слишком сильной, поэтому глаз двигается не так, как надо. Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 10
Инфекционные заболевания глаз: ЯЧМЕНЬ это болезненный прыщик на краю века , острое гнойное воспаление сальной железы края века, возникающее в результате проникновения инфекции при трении век руками или соприкосновении с грязным носовым платком или полотенцем КОНЬЮКТИВИТ воспаление глаз, которое охватывает слизистую оболочку глаза в результате попадания в неё микробов, грибков, а также вирусов Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 11
Страшнейшее заболевание - фотоэпилепсия Возникает в случае, когда частота световых мельканий на экране совпадает с частотой электрической активности головного мозга. Такие нарушения приводят к судорожным припадкам и даже к потере сознания. С 80-х гг. XX века фотоэпилепсию наблюдали у посетителей дискотек и других мероприятий со световыми эффектами. В 1992 году английские врачи описали факт «видеоигровой эпилепсии», возникшей у детей во время компьютерных игр. В Японии 17 декабря 1997 года был зарегистрирован массовый приступ эпилепсии у школьников после просмотра мультфильма «Маленькие монстры». Как выяснили специалисты, причиной таких нервных расстройств, стали быстрые мелькания изображений в одной из сцен. Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 12
Гигиена глаз Читать, писать, работать за компьютером, шить или смотреть телевизор только при достаточном освещении. Не читать в движущемся транспорте и лежа. Надевать темные (солнцезащитные) очки на улице, так как слишком яркое освещение вредно для глаз. Делать упражнения для глаз. Умываться холодной водой для повышения тонуса глаз и окружающих их тканей. Не курить. Следить, чтобы не попала инфекция с пылью или грязными руками. Как сохранить зрение Аникин Алексей
Слайд 13
Памятки Гигиена глаз при выполнении домашних заданий и при чтении: 1.Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте. 2.Свет должен падать с левой стороны. 3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания. 4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт. 5.Расстояние от глаз до книги должно быть 30 - 35 см. 6. Книгу при чтении ставь на наклонную подставку. 7. Не читай лежа, в транспорте. 8. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: никогда не три глаза руками. 9. Пользуйся чистым носовым платком, смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20. 10. Не стесняйся носить очки.
Слайд 14
ПРАВИЛА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ: 1. Размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см.; 2. Экран должен быть с фильтром для снижения излучения; 3. Тёмное изображение на светлом фоне должно быть чётким. 4. Оптимальным считается расстояние до монитора 60-70 см при уровне глаз на центре экрана; 5. Лучше использовать не слишком яркое освещение. 6. Длительность работы на компьютере должна составлять: в 3-5 классе - 15 минут; в 6-7 классе - 20 минут; в 8-9 классе - 25 минут; в 10 - 11 классе - 30 минут или 2 раза по 20 минут.
Слайд 15
Гигиена зрения при просмотре телепередач Детям младшего школьного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные передачи чаще двух раз в неделю Оптимальное расстояние до экрана —2,0—5,5 м . Сидеть нужно не сбоку, а прямо пред экраном. Продолжительность телевизионной передачи для детей младшего школьного возраста не более 35— 40 мин. В помещении, кроме святящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей. Очень важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
Слайд 16
Копилка интересных фактов ПОЧЕМУ МЫ МИГАЕМ? Когда водитель управляет транспортным средством в плохую погоду, очень важно чтобы дворники, или щетки стеклоочистителя работали эффективно. А вот дворниками наших глаз являются веки наших глаз, двигающиеся вверх и вниз, когда мы мигаем. Мы мигаем каждые 6 секунд. Это значит, что в течение всей жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 миллионов раз. Главная польза от моргания в том, что происходит автоматическое смазывание, увлажнение глаз. На каждом веке у человека насчитывается по 80 ресниц.
Слайд 17
Каждая ресница «живёт» 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая. Чтобы глаза заблестели надо 3 раза с интервалом в несколько секунд на 3 секунды прижать внутренний уголок глаза. Если у вас устали глаза, погрузите лицо в холодную воду и несколько раз откройте глаза.
Слайд 18
Вывод Изучив научную литературу по теме, я научился пользоваться правилами ухода за глазами, ежедневно проводя гимнастику для глаз, соблюдая правила работы на компьютере, просмотра телепередач, правильном чтении книг, делая точечный массаж, тем самым сохранять и укреплять зрение. Я приготовил памятки для учащихся нашего класса по гигиене зрения и комплексы гимнастики для глаз .
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Слайд 20
Список использованной литературы: А.Ю. Буянова «Я познаю мир» 2000 г. А.Ликум «Все обо всем», г.Москва 1995 г. «Большая книга знаний» Ю. Блажко, В.В Лисецкий, А.В. Мухина «Моя самая первая энциклопедия», Москва РОСМЭН 2005г. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010г. ( CD ) Интернет ресурсы: http://www.vitaminov.net prokal.org›pitanie-dlya-zreniya 7ya.ru›article/Gigiena-zreniya-detej/ all-gigiena.ru Как сохранить зрение Аникин Алексей
Сказка об одной Тайне
Мост Леонардо
На горке
Денис-изобретатель (отрывок)
Повезло! Стихи о счастливой семье