Эта работа - исследование по теме "Как стать лидером". В исследовании участвовали учащиеся общеобразовательных школ, гимназий и даже учащиеся школы-интерната для слабослышащих и глухих детей.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nikolaeva.doc | 168 КБ |
XIX городская открытая научная конференция школьников,
посвященная памяти академика А.А. Ухтомского
Выявление лидерского потенциала подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного вида.
Работу выполнила
Николаева Ольга Ивановна,
учащаяся МОУ СОШ №24, МОУ ДО «Центр «Молодые таланты».
Научный руководитель
Никулина Елена Валентиновна,
учитель биологии,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Центр «Молодые таланты».
Рыбинск - 2012
Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический подход 4
1.1. Лидер и его признаки 4
1.2. Развитие лидерского потенциала 4
1.3. Особенности лидерства в детском коллективе 5
1.4. Ребенок лидер от природы 6
1.5. Глухие дети и лидерство 7
1.6. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с
задержкой психического развития 8
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению лидерского
потенциала подростков 9
2.1. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе,
направленная на выявление лидеров и изучение их личностных качеств 9
2.1.1. Тестирование, анкетирование 9
2.1.2. Педагоги - наставники о лидерстве и лидерах 11
2.1.3. Социометрия 12
2.2.Воспитание лидеров детского коллектива 13
2.2.1. Программа «Я - лидер» 13
2.2.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей 14
2.3. Оценка эффективности проведения тренинга по воспитанию
лидеров детского коллектива 14
Заключение 15
Список литературы 16
Приложения
Введение
Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия во временном детском объединении создают благоприятные условия для социализации подростка.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.
Цель работы: выявление лидерского потенциала подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного вида, создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в систему тренинговых упражнений.
Эта цель конкретизируется следующими задачами:
1) Изучить теоретические положения по предложенной проблеме.
2) Подобрать методики по выявлению лидеров в детских коллективах различного уровня общего образования и деятельности.
2) Создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала.
Объект исследования - личность подростка.
Предмет исследования - воспитание лидерских качеств личности подросткового возраста.
Субъект исследования - группа подростков 12-17 летнего возраста.
Изучение теоретических концептуальных положений по предложенной проблеме, позволяет выдвинуть следующую гипотезу: воспитание и реализация лидерского потенциала подростка будет более эффективным если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать и своевременно изменять условия развивающей среды (включение разнообразных упражнений, игр, соответствующих целям занятия);
- организатор будет понимать значимость проводимых занятий, проводить детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или игры, давая возможность всем желающим высказывать свою точку зрения.
В ходе исследования был использован ряд методов. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение (сплошное, выборочное), беседа (фронтальная, опрос анкетирование), тестирование (стандартизированное), метод графического отображения результатов, метод статистической обработки данных, а так же среди теоретических методов: метод теоретического анализа литературы.
Исследование проводилось с августа по декабрь 2011 года. На начальном этапе было охвачено исследованием 150 подростков 12-17 летнего возраста, обучающихся школ и интернатов города различного типа.
Глава 1. Психолого-педагогический подход
1.1. Лидер и его признаки
Термин лидер происходит от английского слова «leader» -«ведущий».
В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей и подростков, формирования и работы с группами и коллективами не дают четкого видения специфики самого феномена лидерства в современных условиях.
Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», можно выделить основные признаки, по которым его можно охарактеризовать.
Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус.
Третий признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
Четвертый признак – воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей.
Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе.
Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С. Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы.
Таким образом, анализ источников, их интерпретация позволяют определить понятия «лидерство» и «лидер».
Лидерство – один из компонентов блока общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.
1.2. Развитие лидерского потенциала
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать их на основе определенные способности можно лишь в деятельности. Поэтому чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.[1]
Начинать следует с самых элементарных игр, основной целью родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их.
Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствии формирования в характера борца, верящего в свои силы».[2]
Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!, «Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать детям о нескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.[3]
Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется в младенчестве. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды.
Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.[4]
1.3. Особенности лидерства в детском коллективе
В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:
1. своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;
3. ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);
4. заданностью отношений с педагогами.
Многие проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.
В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:
- личностное определение (позиционное и деятельностное);
- проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);
- построение программы личностного продвижения;
- овладение элементами деятельности и личной рефлексии.
Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.
Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимонин).
Можно выделить условия формирования лидерства в детском коллективе:
1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.
2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.
5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
1.4. Ребенок лидер от природы.
Особенности поведения и стиль общения с другими людьми очень часто сформировывается у человека с течением жизни. Жизнь течёт, меняется, и человек, вынужденный подстраиваться под обстоятельства, каким-то образом учится управлять собой и своим поведением. Однако очень часто, и это доказано наукой, некоторые черты характера передаются по наследству и начинают проявляться с особой силой уже в детстве. Лидерство как таковое – черта необходимая и важная. С её помощью человек может добиться в жизни гораздо больше, нежели человек без такой черты. Выражается она, как правило, в стремлении руководить, отдавать указания, умении мыслить чётко, стратегически, без оглядки на остальных. Дети лидеры от природы самостоятельны и независимы, у них всегда есть чёткий план действий, и они могут продумать поведение и для окружающих его людей. Грубо говоря, лидер – это человек, способный повести за собой если не миллионы, то хотя бы нескольких других людей, воодушевить их на какие-то свершения, направить в то русло, которое сам лидер считает важным. История знает немало примеров выдающихся лидерских качеств и их воплощение в конкретных людях. Это, например, генерал де Голль, Уинстон Черчилль, Наполеон.
Что касается ребёнка лидера, то у них лидерские качества могут начать проявляться ещё в садике. Это может выражаться в том, что ребёнок лидер начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берёт на себя. Очень часто воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», в ту пору как ребёнку хорошо бы побеседовать со штатным психологами, который научил бы направлять энергию ребёнка лидера в нужное русло.
В школе лидерство может перерасти в нечто большее. Дети-лидеры проявляются там ярче всего. Самое главное – вовремя разобраться в проблеме и понять, что как таковой проблемы тут и нет. Есть ребёнок-лидер, вполне возможно, с отличными задатками на будущее, которые важно поддержать, а не забить. И нужно помнить, что лидерские качества и дети не всегда идут рука об руку с прилежанием. Порой в школе ребёнка-лидера могут зачислить в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребёнку-лидеру, очень часто кажется, преподавателю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.
1.5. Глухие дети и лидерство.
Личность ребенка формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.
Особенность личности детей — желание быть лидером доминировать в группе сверстников, характерна и для глухих детей. Исследования лидерства в группах таких детей показали, что самый высокий показатель (стремление к лидерству) имеют глухие дети из семей глухих. Ниже показатель у слышащих учащихся, родители которых глухи: они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в Центре внимания. И самый низкий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих — свой выбор они объясняли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д. Отмечено, что все дети, участвующие в исследовании, положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имея желание как слушать кого-то, так и быть услышанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров...».[5]
1.6. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
Задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто в сочетании с легкими нарушениями функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогинеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.
Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности (Кэмпбэлл, 1977). В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.
Неумение наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте.
Кроме того ученые установили, что дети с отклонениями в умственном развитии в своей среде (школе) могут быть лидерами, но в обычном мире у них ничего не получается.
Было проведено специальное исследование особенностей поведения подростков с различной патологий развития (умственная отсталость и ЗПР) в конфликтной ситуации в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (О. К. Агавелян, 1999). Оказалось, что из пяти типичных способов выхода из конфликтной ситуации (сотрудничество, соперничество или конфронтация, компромисс, приспособление, избегание) уровень соперничества в группе ЗПР самый высокий, особенно у мальчиков — на уровне 49% и от VI к VIII классу наблюдается рост данной тенденции. Аналогичная тенденция наблюдается и у умственно отсталых детей. Автор объясняет рост конфронтирующих тенденций в общении определенной нереализованностью стремлений, сочетающейся с ростом потребности в социальном признании и самоутверждении. У нормально развивающихся подростков в целом наблюдается рост показателей сотрудничества, отсутствует болезненное стремление к личному самоутверждению.
Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ЗПР, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. И только после этого мы можем говорить о развитии их лидерского потенциала. Ведь если развивать лидерство дезадаптированного ребенка, это может привести к самым неожиданным и далеко не положительного качества последствиям.
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению лидерского потенциала подростков
2.1. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств
Данная часть работы проводилась с использованием обучающихся:
- СОШ №24 - 8-11 классы (109 человек);
- школы - интерната для глухих и слабослышащих детей - 7-10 классы (21 человек);
- школы интерната для детей с задержкой умственного развития) - 7-9 классы (23 человека);
- лагеря актива «Ступени» - 8-10 класс (12 человек);
- лагеря для одаренных детей «Летний лицей» - 8-10 класс (24 человека)
Исследование проводилось среди подростков 12-17 летнего возраста.
Основные задачи эксперимента:
1. Выявить лидера детского коллектива, проявляющегося в практической деятельности и общении.
2. Определить лидерские качества личности подросткового возраста на основе анкетирования.
3. Содействовать воспитанию и развитию лидерского потенциала.
4. Формировать активную социальную позицию школьников.
5. Учить подростков воспринимать себя через результаты собственной деятельности.
В соответствии с задачами исследование имеет следующие этапы:
1. Констатирующий, на котором изучалось положение испытуемых в системе межличностных отношений, их лидерские качества.
2. Формирующий, на котором подростки - лидеры стали участниками тренинговых занятий, направленных на развитие лидерских качеств.
3. Контрольный, на котором изучались лидерские качества подростков и проводился анализ об эффективности тренинговых занятий.
2.1.1. Тестирование, анкетирование.
На начальном этапе исследования все обучающиеся, участвующие в эксперименте, прошли тестирование - "Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)" (приложение 1).
Тестирование учащихся школы №24 и интернатов проводилось в начале сентября 2011 года, в тестировании мне оказали помощь учитель биологии школы Никулина Е.В., воспитатель интерната для детей с задержкой психического развития Рогинская Е.В., дефектолог интерната для глухих и слабослышащих детей Николаева М.В. Тестирование обучающихся из лагерей «Ступени» и «Летний лицей» проводилось непосредственно во время смены в августе 2011 года.
В результате обработки тестирования были получены данные, которые в обобщенном виде представлены в приложении 2 - диаграмма 1.
Согласно результатам тестирования в каждой группе испытуемых среди обучающихся школы и интернатов % лидеров колеблется в пределах 17-28% (4- 6 человек на группу в среднем по 20 человек). Чуть больше процентов составляют дети у которых имеются лидерские задатки. Существенное отличие видно лишь в группе испытуемых лагеря «Ступени» - 50%, что объясняется, прежде всего, тем, что в этом лагере собираются дети школьного актива, т.е. учащиеся школ города, занимающие активную жизненную позицию, постоянно участвующие в различных мероприятиях и конкурсах различного уровня, а также те, кто чаще других становится организатором, руководителем, двигателем детских идей. «Лицеисты» не показали резкого отклонения видимо потому, что в этом лагере собирают детей не столько активных организаторов дел, а индивидуалов - одаренных в каких-то областях: искусстве, спорте, науках, победителей различных конкурсов и олимпиад.
Для того, чтобы установить, на сколько близок понятийный аппарат по теме «Лидер» испытуемых к существующим в научной литературе определениям этого термина, параллельно тесту каждому испытуемому - школьнику было предложено ответить на несколько вопросов анкеты, составленной мной (приложение 3). Несколько вопросов были направлены на корреляционную проверку первой анкеты.
Ответы ребят на вопрос: дать определение термину «лидер», были неординарны. В зависимости от возраста они в большей или меньшей степени совпадали с традиционным определением, данным в главе 1 п.1.1.
Большинство учащихся считают лидером «человека, который поведет за собой». У 8-ков наряду с этим это «человек, который может всем помочь». У 9 - 11 - х это также «человек, который может взять ответственность на себя». Несколько меньше встречаемость определения - «человек, который умеет управлять; умеет делать правильный выбор; имеет высокий авторитет». Единичные ответы: «ему завидуют», «ему подражают», «его уважают», «преуспевает в делах», «имеет выдающиеся качества»,
«компетентный», «всегда прав», «властвует», «берущий не себя ответственность за происходящее», «тот, кто умеет навязать свое мнение другим людям».
Среди качеств, которые должны быть у лидера, ребята на первое место выдвигали решительность, энергичность и открытость (приложение 4- диаграмма 2).
Качества лидера, которые имеются у испытуемых: в первую очередь - энергичность, затем решительность и открытость. Кроме того практически каждый из испытуемых добавил в этот список личные качества, такие как: ум, наличие собственного мнения, умение оценить ситуацию, доброта, терпение, толерантность, смелость.
Отличие «положительного» и «отрицательного » лидера: «положительный хорошо действует на окружающих, а отрицательный наоборот», «у них разные дела и цели», «положительные - всё на благо пассивным людям», «отрицательные используют власть в личных целях».
Большинство ребят самокритично подошли к отнесению себя к «лидерам» (приложение 5 табл.1). Поэтому наблюдается некоторое несовпадение результатов анкетирования и тестирования:
8- классы: из 11 лидеров по тесту лишь 8 считают себя лидерами, при этом 3-ое не относят себя к лидерам, а один испытуемый - не лидер по тесту, но считает себя лидером;
9-ые классы: из 8 лидеров по тесту лишь 5 считают себя лидерами, при этом 3-ое не относят себя к лидерам, а один испытуемый - не лидер по тесту, но считает себя лидером;
10-ый: 4 лидера соответствуют обеим выборкам, но по анкете появился 1 человек, который считает себя лидером, но это не соответствует результату теста;
11-ые и «глухие» - результат идентичный: из 4 лидеров по тесту лишь 3 считают себя лидерами, а один не относит себя к лидерам;
Дети с ЗПР: из 4 лидеров по тесту лишь 2-ое считают себя лидерами, 2-ое не относит себя к лидерам; кроме того один испытуемый - не лидер по тесту, но считает себя лидером.
Процент не соответствия двух результатов исследования всего 5-6% (приложение 6 - диаграмма 3). Я считаю, что это небольшое корреляционное отклонение, которое можно объяснить тем, что одни испытуемые (те, кто не считают себя лидерами) имеют заниженную самооценку или в их понятийном аппарате отсутствует целостность в знании качеств, способностей, которыми должен обладать лидер. В любом случае это является руководством, стимулом для дальнейшей работы по формированию лидерских качеств путем системы тренинговых упражнений.
В том случае, когда ребята считают себя лидерами, но в ходе тестирования не показали этого возможно также как минимум два варианта объяснения: завышенное самомнение и несовершенность понятийного аппарата. Таким ребятам тоже можно пройти через тренинги лидеров.
Интересными получились результаты в группах детей из «Ступеней» и «Летнего лицея»: 16% отклонения у лицеистов и 50% у «Ступеней», где все дети считают себя лидерами. Возможно это от того, что главным критерием набора детей в «Ступени» является их активность в тех школах, где они обучаются. И эти дети, занимаясь организацией различных мероприятий в своих учебных учреждениях, привыкли считать себя первыми. Но по своей природе, по личностным качествам они не являются сильными лидерами.
Но нужно учесть, что во всех группах все испытуемые, которые считают себя лидерами, но таковыми по тесту не являются, относятся к группе лидеров со средними лидерскими способностями.
2.1.2. Педагоги - наставники о лидерстве и лидерах.
Получив такие результаты, я решила побеседовать с педагогами, которые работают в различных группах детей, участвовавших в анкетировании и тестировании.
Классный руководитель 8А класса Солодова Е.С., в классе которой 7 ребят - лидеры по тесту не удивилась такому результату и считает, что Антон С., Люба М., Арзу Г., Артем К., Лиза К., Егор К., Валера Л. - лидеры. У Валеры Л. - самокритичность мышления, поэтому сам он себя к данной группе не причислял. Лиза К., не указавшая в анкете себя, к как лидера, просто недооценивает своих способностей и возможностей. Также учителем было отмечено, что по ее мнению Артем К. лидер отрицательного характера.
Мнение классного руководителя 8Б класса Лапшиновой В.П. также совпало с тестированием. 4 ребят: Лиза Д., Настя К., Люба Б., Рома К. достаточно часто проявляют свои лидерские качества. Но Люба Б., не считающая себя лидером, - очень осторожный и серьезный ребенок, который не любит лишних слов, криков, а предпочитает быстрое решение возникающих проблем. Рома К. - обладает лидерскими качествами, но тратит их чаще не на полезные дела, а на «неблаговидные подвиги». Лена Х., не являющаяся лидером, но причисляющая себя к ним, по словам учителя, «человек - конфликт», она хочет, чтобы ее признали, чтобы ее слушались, но порой совершает поступки, которые заставляют детей отвернуться от нее.
В 9А Мяконькину Т.Ю. не удивило, что Ксения Б. и Алина Ч. Не указали себя лидерами в анкетировании, так как и она не замечала их выдающихся лидерских способностей. «А вот Юля К. и Саша К. - точно лидеры»
А вот Осокина Л.И. - классный руководитель 9Б считает, что Оксана С. Н епризнается в лидерстве из-за скромности и хорошего воспитания, но именно «она в трудных ситуациях умеет быстро сконцентрироваться, собраться и вывести всех из тупика». Яна Н., Даша Т., Илья П. - видимые лидеры, при этом Илья П. имеет массу отрицательных черт характера, поэтому его лидерство не всегда имеет положительный пример. Даша В., написавшая, что она лидер, со слов классного руководителя: «Очень хочет руководить, управлять, быть первой, но ребята особо не реагируют на ее желание».
Классный руководитель 10 класса Сапрыкина Л.А.. подтвердила, что Кирилл К., Олеся Р., Оля Н., Даша Б. - лидеры - организаторы различного рода мероприятий. Полина С., мнение которой не совпало с результатами теста в классе, последнее время не пользуется высоким авторитетом, редко проявляет инициативу, но в младших классах была очень активна и инициативна.
Березкина О.Г., классный руководитель 11 класса, сказала, что попавшие по тесту и написавшие, что они лидеры Ира М., Денис Д., Сережа Д. - очень разные личности, из которых как основного истинного лидера она выделяет Иру М. Сережа Д. как лидер «может увести ребят совсем в противоположную сторону». А Денис Д. - «темная лошадка». Никита Д., не посчитавший себя лидером вопреки результатам теста очень изменился за последние два года, «из отрицательного героя он постепенно превратился в положительный экземпляр».
Педагог интерната для детей глухих и слабослышащих Николаева М.В. поведала об интересной особенности, имеющей место в интернате. Лидерство там передается, как бы по наследству. «Когда лидер уходит из школы, то он кому-нибудь говорит, что он - теперь лидер. И этот ребенок для всех становится лидером. И так из поколения в поколение». «Но, наверное, взрослый ребенок, покидающий стены ставшего за годы учебы интерната, ребенок лидер имеет особое чутье на передачу лидерства. В 100% случаях он не ошибается в своем выборе». Все трое детей - лидеров интерната (по тесту и по анкете), довольно таки часто проявляют свои лидерские качества. 4 - ый ребенок не является «избранным», поэтому сам себя лидером не считает.
И, наконец, дети из интерната с ЗПР. Воспитатель ребят Рогинская Е.В. считает, что большинство детей интерната - абсолютно непредсказуемы. Они очень любят различные праздники, мероприятия, любят к ним готовиться. Первыми помощниками являются как раз дети, попавшие в группу лидеров. Но у детей интерната недооценка своих возможностей, способностей, так же как и переоценка их - явление обычное. Это скорее всего и обеспечило такие отклонения.
Чтобы понять, почему такое большое отклонение было получено при сопоставлении результатов детей из «Летнего лицея» и «Ступеней» я попыталась встреться с кем-нибудь из педагогов, работающих с этими детьми. На мои вопросы согласилась ответить педагог Детского Центра «Солнечный» Котова А.Н:
Интервью с Котовой Аллой Николаевной.
Кто такой лидер?
- Лидер – это тот, кто хочет быть первым, что-то делает для общества.
Чем отличаются положительные и отрицательные лидеры?
- У отрицательных лидеров в качествах присутствует агрессия, а положительные лидеры отличаются не силой, а умом и умением вести себя в разных ситуациях.
Чем помогает лидерство в будущем?
- Лидерство помогает презентовать себя в будущем, устроиться на хорошую работу.
Какие дети приходят заниматься в кружок «Колибри»?
- Приходят разные дети. Они не всегда лидеры. В этом кружке развиваются творческие способности у детей, а затем они помогают стать лидерами в обществе.
Считаете ли Вы, что все дети, попавшие в «Летний лицей» и «Ступени» - лидеры?
- Нет, но мысли этих детей о том, что они отдыхают и учатся в особых лагерях, куда попадают лишь отобранные дети, позволяет им считать себя таковыми. К тому же многие из них очень сильно меняются после пребывания в этих лагерях: становятся более раскрепощенными и уверенными в себе».
Я посчитала, что ответ Аллы Котовой достаточно полно объяснил причину отрицательной корреляции в последних двух группах.
2.1.3. Социометрия.
Для проверки, подтверждения полученных результатов исследования я обратилась к школьному психологу Баюновой В.И., которая в течение нескольких лет проводит социометрические исследования классов школы на момент развития взаимоотношений между одноклассниками.
По моей просьбе она произвела в октябре 2011 год социометричесие замеры в классах, которые я тестировала (8-11-ые классы). Согласно социометрической методики (приложение 7), были получены интересные социометрические локусы и диаграммы, на которых четко видны и лидеры, и аутсайдеры (приложение 8). В социометрических исследованиях психолога участвовали все обучающиеся классов (в отличие от моих исследований, когда некоторые дети отсутствовали). Просматривая содержание социометрической матрицы, появляется возможность определить как формального, так и неформального лидера в данной группе.
Социометрия (выбор одноклассников) показала:
- 8А в первый круг попали: Антон С., Люба М., Арзу Г., Артем К., Лиза К. - все они были и в предыдущих выборках. Егор К. и Валера Л. оказались во втором круге;
- 8Б в первом круге все ребята, соответствующие по тестированию лидерам: Лиза Д., Настя К., Люба Б., Рома К.
- 9А в первый круг попали Юля К. и Саша К. - лидеры по двум предыдущим проверкам), Ксения Б. и Алина Ч. - во втором круге.
- 9Б в первом округе оказалась Оксана С. - лидер неуверенный в себе, Яна Н., Илья П. - во втором круге, Даша Т. - уже в третьем.
- 10 класс в первом круге - Кирилл К., во втором - Оля Н. Олеся Р., Даша Б. - лишь в третьем круге.
- 11 класс - все лидеры в первом круге Ира М., Денис Д., Сережа Д.
Если сопоставить результаты всех измерений и обработок, то выделенные в тексте дети (за редким исключением) трижды подтвердили свои лидерские качества. Но были выявлены ребята, которых я бы назвала «пограничными», т.е. у них не было совпадений по всем трем выборкам.
2.2.Воспитание лидеров детского коллектива.
2.2.1. Программа «Я - лидер».
Учитывая результаты, полученные в ходе эксперимента, я решила предложить ребятам, которые оказались «пограничными», неуверенными или наоборот самоуверенными, поучаствовать в курсе занятий, направленных на воспитание лидерского потенциала (приложение 9).
Согласились участвовать в тренинге:
- Лиза К., Валера Л., Ксения Б., Алина Ч. , Оксана С., Никита Д. - все они из группы «неуверенных в себе лидеров»;
- Артем К., Рома К., Настя К. - лидеры, по мнению учителей с отрицательными качествами;
- Лена Х., Полина С.- не попавшие не по одной из выборок в лидеры, но считающие себя такими;
- Катя Р., Даша Г., Настя Б., Настя П. - учащиеся из группы, в которой «лидерские качества средние»;
- Алеша Н., Артем Л., Антон Т., Люба П., Настя П.
В основном это учащиеся 8-9-х классов, старших - всего трое.
Цель тренинга: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках обучающего блока занятий.
Задачи:
1) выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
2) создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
3) организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
4) включить подростка в систему аналитической деятельности;
5) организовать совместно с подростком работу по разработке и проведению мастер - класса;
6) определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала.
Реализация программы осуществлялась в период школьных каникул. Были запланированы занятия по 1 час 20 минут. Но в реалии тренинги очень увлекли ребят, и время занятий в некоторые дни достигало 4-х часов (с небольшими перерывами).
Проводили занятия учитель биологии Никулина Е.В., психолог школы Баюнова В.И., а также автор данной работы Николаева Ольга и ученица из группы сильных лидеров Олеся Ролевич.
2.2.2. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей.
В первый день занятий была произведена диагностика коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС (приложение 10), которая позволила определить уровень коммуникативных и организационных способностей каждого участника программы. а также узнать, в каком направлении они развиты: отрицательном или положительном.
Результаты диагностики показали, (приложение 11, таблица 2), что
- у 7-ми учащихся достаточно высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей (4 балла). Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям;
- у 2-х - уровень коммуникативных способностей 3, организаторских - 4. Они в отличие от первых стремятся к контактам с людьми, но немного ограничивают круг своих знакомств.
- у 6-ти - средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей (3 балла). Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
- у 3-х - уровень коммуникативных и организаторских способностей 3-4.
- у 2-х - имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня (2 балла). Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Учитывая результаты диагностики, следующие 6 дней проводились запланированные занятия. Использовались такие формы занятий, как беседы, тренинги, организационно-дятельностные игры. Разнообразие интересных этюдов и упражнений (приложение 12), которые предлагались ребятам, увлекло их. Многие из них проявляли себя с новой незнакомой для педагогов стороны. В ходе тренинга важным было выполнение некоторых обязательных правил: "здесь и теперь" все, что происходит в группе, обсуждается, но обсуждается не личность, а поступки, не человек вообще, а его действия "здесь" во время групповой работы; безусловное выполнение каждым участником всех упражнений; обязательное участие всех членов группы в тренинге от начала до конца занятий. Некоторым поначалу это давалось с трудом.
2.3. Оценка эффективности проведения тренинга по воспитанию лидеров детского коллектива
Для выявления и изучения лидерских качеств вновь была использована анкета по выявлению качеств личности (приложение 10).
Обработка результатов по изучению личностных качеств, показала, что у всех ребят значительно изменился балл, оценивающий коммуникативные способности (приложение 13 таблица 3). Изменения баллов организаторских способностей также имеют место, но не у всех они значительны. Я думаю, что это можно объяснить недостаточным количеством проведенных занятий. Как сказала психолог: «Раскрепоститься успели, а научиться быть хорошими организаторами не хватило времени».
Таким образом, стоит отметить, что для развития и формирования лидерских качеств у подростков необходимо тщательнее продумывать продумать комплекс заданий, упражнений, этюдов на такое короткое время. Так как только комплекс занятий позволит добиться эффективного результата в развитии лидерских качеств личности подростка.
Но я считаю, что и тот результат, который был получен, свидетельствует об эффективности проведенных занятий.
Заключение
Появление лидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны последователей. К тому же Я.Л. Коломинский в процессе исследований выявил интересный факт, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами: для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной - двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств.[6]
Характерной особенностей последних лет стали получившие распространение тренинги лидерства, идеология которых укладывается в общий девиз: «Лидерами не рождаются!». Лидерство понимается как совокупность приобретенных способностей, а также последовательность действий, обеспечивающих достижение успеха как в профессиональной, так и в личной жизни.
И, я считаю, что проведенные мной исследования, а вслед за ними создание условий для проявления лидерского потенциала в форме тренинговых занятий, которые мы проводили, доказывают выше сказанное. И я очень рада, что в нашей школе ребят, которые могут себя проявить как организаторы коллективных творческих дел стало больше.
Такие же тренинги я планирую провести в двух интернатах, ребята из которых были участниками анкетирования и тестирования. И в заключении я хочу предложить один очень интересный тест по самооценке лидерских качеств, который был использован в ходе практикума (приложение 14). На основе этого теста я изготовила буклет, в котором даны рекомендации по формированию лидерских качеств: умения управлять собой, осознание цели (знаю, что хочу), умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние на окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой; которые разработаны авторским коллективом под руководством М.И. Рожкова (Программа «Лидер» под редакцией М.И. Рожкова, М.: СПО-ФДО) (приложение 15).
Подводя итог своего исследования, отмечу, что на уровне города Рыбинска разработаны и действуют программы, способствующие развитию лидерского потенциала молодежи. Это программы таких лагерей, как «Летний лицей», «Ступени», «Версии», которые помогают раелизации лозунга «Лидерами не рождаются , ими становятся».
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- с.с. 476-493.
2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства.//Вопросы психологии . - 1991. - №3. - с.с. 90-98.
3. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером/Советы американского психолога/. //Семья и шк. - 1994. - №2. с.с.13-15.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс,2006. - 363с.
5. Возрастная и педагогическая психология. Под. Ред. Проф. Петровского, А.В., Академия, 2001. - с.с.121-130.
6. Вульфов, Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе.//Воспитание школьников. - 1991. - №1. с.с.32-34.
7. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. - 2006. - №5. с.с.23-25.
8. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала.//Педагогическая наука и образование. - 2007. - №2. - с.с.53-57.
9. Кретов, Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания. - 2000. - №3. - с.с.73-78.
10. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство?//Образование. 2000. - №4. с.с.89-99.
11. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера.//Almamater. - 2001. - №8. с.с. 18-11.
12. Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков. //Воспитание школьников. - 1997. - №2. - с.с.43-46.
13. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. //Психологическая наука и образование. - 2005. -№2. с.с. 94-100.
14. Макова, Л.П. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.// Вопросы гуманистических наук. - 2008. - №1. - с.с.209-212.
15. Немов, Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1998. - с.с.83-113.
16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Рогов, Е.И. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. - с.с.129-160.
17. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Академия,2002. - 225с.
18. Психологическая характеристика лидерства.//Петровский,А.В., Ярошевский,М.Г. - Теоретическая психология. - 2001. - с.с.267-281.
19. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания// Лидеры в образовании. 2004. No 4. С.21.
20. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 177.
21. Чернышов А.С., Белянский Ю.В., Лунев Ю.А. и др. Программа молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам, – Курск, 1994, 54 с.;
22. Харламов, И.Ф. Педагогика. -7-е изд. - Мн.: Университетское,2002. - 560с.
23. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. С.8.
24. Юдина, Н. Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной культуры у учащихся. //Школьный психолог. Приложение к пер. сент. - 2007. -№12. с.с.18-32.
[1] Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. - 2006. - №5, с.24
[2] Вульфов, Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе.//Воспитание школьников. - 1991. - №1. с.32
[3] Психологическая характеристика лидерства.//Петровский,А.В., Ярошевский,М.Г. - Теоретическая психология. - 2001. - с.280.
[4] Возрастная и педагогическая психология. Под. Ред. Проф. Петровского, А.В., Академия, 2001. - с.129.
[5] (Богданова Т. Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. — 1998. — №3. — С. 43.)
[6] Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала.//Педагогическая наука и образование. - 2007. - №2. - с. 54.
Вода может клеить?
Мост Леонардо
Сказка на ночь про Снеговика
Муравьиная кухня
Заколдованная буква