Наименование проекта: «Хорошая работа два века живёт!»
Цель проекта:
Формирование активной жизненной позиции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способной ориентироваться в современных социально-экономических условиях путём совершенствования знаний и умений в сфере трудовой, общественной и учебной деятельности.
Задачи проекта:
Вложение | Размер |
---|---|
socialno_-_ekonomicheskiy_proekt.doc | 464 КБ |
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида №31»
Социально - экономический проект
«Хорошая работа два века живет!»
Руководители
Панасова Светлана Викторовна
Соколова Виктория Анатольевна
г. Златоуст
2012 год
Наименование проекта: «Хорошая работа два века живёт!»
Цель проекта:
Формирование активной жизненной позиции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способной ориентироваться в современных социально-экономических условиях путём совершенствования знаний и умений в сфере трудовой, общественной и учебной деятельности.
Задачи проекта:
Сроки и этапы реализации проекта: с 20 июня по 10 августа 2012 года
1.1. Подготовка проекта.
1.2. Подача проекта и сметы расходов
2. Начальный этап реализации проекта (июнь)
2.1. Заключение договоров с подростками с ограниченными возможностями здоровья, участвующими в реализации проекта.
2.2. Создание и подготовка исследовательского инструментария и раздаточного материала для проведения исследования (анкеты, тесты). Приложение 1
3. Этап 1-й основной деятельности (июль)
3.1. Проведение собраний, проведение исследований (беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование).
3.2. Реализация принципа социального сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья
4. Активный этап основной деятельности (июль)
4.1. Работа трудового отряда по календарному плану с ежедневным включением всех компонентов от трудовых до специальных.
4.2. Ежедневный распорядок дня — с 9.00 до 14.00.
4.3. Ежеднедельное фото и кинодокументирование деятельности трудового отряда с отражением фотоматериалов на стенде учреждения.
4.4. Ежедневное подведение итогов деятельности каждого подростка с участием самих подростков.
4.5. Торжественное завершение работы летнего трудового отряда с вручением подросткам с ограниченными возможностями здоровья благодарственных писем. Ребята также получают напутствие (Приложение №2) и специально подготовленную папку с фоторепортажем о времени, проведенном в трудовом отряде и диск с фильмом-клипом о работе отряда.
5.Этап завершения программы (июль-август)
5.1. Обобщение и подготовка материалов по итогам работы проекта.
5.2. Издание пособий, буклетов, брошюр.
6.Этап подведения итогов (август)
6.1. Отчет МУ Управления культуры и молодёжной политики Златоустовского городского округа о реализации программы.
6.2. Подготовка и проведение «Круглого стола» по итогам реализации проекта.
6.3. Участие в издании методической литературы по направлениям работы проекта, обобщение позитивного опыта и разработанных и апробированных на базе муниципального учреждения наработок.
Объёмы и источники финансирования проекта
Финансирование осуществляется УКиМП из средств, предусмотренных долгосрочной целевой программой на 2010-2012 годы «Молодость Златоуста», принятой постановлением администрации Златоустовского городского округа от 02.07.2010г. №232-п (раздел 7, п.8)
Смета расходов – июль 2012г.
На организацию временной занятости несовершеннолетних граждан
в возрасте от 14 до 18 лет
(пропорционально отработанному времени – 22 часа в неделю)
Расходы | Руб. | |
1 | Заработная плата: 4611,0 руб/176ч. * 105,6ч. (в т.ч. уральский коэффициент) | 2766,60 |
2 | Компенсация за неиспользованный отпуск – 31 календ.дн./ 12 мес.=2,58дн.2766,60/29,4*2,58(ТК РФ гл.45 ст.291, гл.42 ст.267) | 242,78 |
3 | 3009,38*34,2% | 1029,21 |
5 | Расходы на заработную плату, всего: | 4038,59 |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта и показатели социально-экономической эффективности.
— Отработка межведомственного подхода к вопросу профилактики асоциального поведения подростков.
— Социальная реабилитация подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей методами социально-воспитательной, трудовой и досуговой работы.
— Обеспечение единого воспитательного процесса в период летних каникул, продолжение трудовых, культурно-оздоровительных и спортивных занятий в соответствии с утвержденным планом работы.
— Создание условий для социальной адаптации, профориентации и оздоровления подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующего раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
— Активная профилактика и искоренение негативных антиобщественных тенденций и проявлений в подростковой и семейной среде.
— Формирование гражданского сообщества позитивно социально-активных людей.
— Формирование системы межведомственного взаимодействия в вопросах социальной реабилитации подростков «группы риска» и «неблагополучных семей».
— Введение в действие новых механизмов социального партнерства и межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику семейного неблагополучия.
Показатели социально-экономической эффективности
Виды работ | Экономический эффект |
| 9112 р |
| 9000 р |
| 7100 р |
| 5100 р |
| 12000 р |
| 4020 р |
| 4000 р |
| 9000 р |
| 21000 р |
Итого: ≈ 80332
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения проектом.
Социальная адаптация, профориентация и трудоустройство подростков с ограниченными возможностями здоровья одна из важнейших, но, к сожалению, часто опускаемых проблем современного общества. В учебный период с подростками и их семьями занимается учебное заведение, но как только прозвенел последний звонок, эти ребята остаются не у дел. В лагерь ехать уже не могут по возрасту, семьи, как правило, малообеспеченные, выехать и самостоятельно трудоустроиться на лето не могут. И получается, что такие ребята просто «бьют баклуши» все лето, сбиваются в стайки по интересам, а круг интересов у них крайне ограничен и, как правило, имеет негативный асоциальный характер.
Не вызывает ни малейших сомнений, что организация трудовых отрядов чрезвычайно актуальна и социально значима в современных условиях.
Лето — это не просто прекращение учебной деятельности подростков с ограниченными возможностями здоровья, это активная пора их социализации, продолжение воспитательного и образовательного процесса. Именно поэтому обеспечение занятости подростков в период летних каникул является приоритетным направлением государственной и муниципальной политики. В период летних каникул создается наиболее благоприятная обстановка для взаимодействия детей и их родителей, налаживания и коррекции семейных связей, взаимоотношений.
Летний период — это особенное время для создания педагогической воспитательной среды, способствующей:
Описание мероприятий проекта
Каждый день работы трудового отряда представляет собой сочетание социально-значимых, профориентационных, оздоровительных, трудовых мероприятий. Примерное планирование нескольких дней из жизни трудового отряда
МКСК(О)ШИ № 31
Дата | Перечень планируемых основных мероприятий | Характер планируемых работ | Планируемые дополнительные досуговые мероприятия |
2 июля | 9.00 Торжественное открытие второй трудовой смены. Вручение напутственных адресов. 9.20-9.30 Постановка трудовой задачи. Инструктаж. 9.30 – 13.55 Выполнение поставленной трудовой задачи по бригадам. 13.55 – 14.00 Отчет бригадиров о выполненной работе. | Санитарная очистка хвойного леса вокруг школы – интерната. Социально-значимая акция «Чистый лес». | 10.20 – 10.30 Секреты дедушки АУ. 11.20 – 11. 30 Мини конкурс «Природа и фантазия». |
3 июля | 9.00 – 9.10 Постановка задачи. Инструктаж. 9.10 – 14.00 Выполнение поставленной трудовой задачи по бригадам. | Социально-значимая акция «Чистый школьный двор». Благоустройство школьного участка:
| 10.00 – 10.10 Линейка «Не навреди природе». 11.00 – 11.10 Спортивная эстафета. 12.00-12.10 Тренинг «Я и природа». 13.00 – 13.10 Конкурс на лучший эскиз оформления альпийской горки |
4 июля | 9.00 – 9.10 Постановка задачи. Инструктаж. 9.10 – 14.00 Выполнение поставленной трудовой задачи по бригадам. | Социально-значимая акция «Чистый воздух – основа здорового образа жизни». Уход за комнатными растениями в кабинетах и коридорах школы (девочки). | 10.00 – 10.10 Игра «Самый умный». 11.00 – 11.10 Конкурс загадок о комнатных растениях. 12.00-12.10 Викторина по ПДД. 13.00 – 13.10 Конкурс «Знаешь ли ты комнатные растения нашей школы?». 13.00 – 13.10 Экскурсия по коридорам школы. |
5 июля | 9.00 – 9.10 Постановка задачи. Инструктаж. 9.10 – 14.00 Выполнение поставленной трудовой задачи по бригадам. | Подготовка кабинетов к ремонту: вынос парт и стульев (мальчики), упаковка книг и пособий (девочки). | 10.00 – 10.10 Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус». 11.00 – 11.10 Социально-значимая акция «Книге – вторую жизнь». 12.00-12.10 Подвижные игры 13.00 – 13.10 Конкурс загадок о героях книг. |
6 июля | 9.00 – 9.10 Постановка задачи. Инструктаж. 9.10 – 13.55 Выполнение поставленной трудовой задачи по бригадам. 13.55 – 14.00 Подведение итогов первой трудовой недели | Подготовка коридоров к ремонту: мытье панелей (девочки), вынос скамеек (мальчики). | 10.00 – 10.10 Викторина «Юмор и сатира в литературе». 11.00 – 11.10 Обсуждение условий конкурса для подростков и юношества «Время читать и размышлять» 12.00-12.10 Выполнение заданий по тесту «Год российской истории» 13.00 – 13.10 Конкурс «Моё литературное открытие» |
Опыт работы нашей трудовой бригады показал, что при определенной организации и достойной оплате труда подростки способны выполнять роль настоящих подсобных рабочих. Ребята, в основном из мало обеспеченных семей, согласных хоть немного помочь себе и своим семьям. После окончания трудовых семестров обрабатывались и анализировались результаты работы, отзывы и пожелания руководителей бригад и самих детей. И конечно отзывы родителей и жителей района. Социологические исследования и просто опросники для взрослых и детей, показали увеличение год из года привлекательность для подростков работы во время летних каникул в трудовых бригадах. Объяснение этой популярности лежит в нескольких плоскостях:
- это и общее изменение отношения родителей к работе своих детей во время летних каникул;
- это ставшие реальными суммами зарплаты детей, соразмерными с заработками малообеспеченных родителей (3700 рублей в этом году);
- это честная, до копейки полученная зарплата; (что резко контрастируется с работой у частных предпринимателей, зачастую обманывающих своих юных работников.) - это общение с такими же ребятами, своим трудом зарабатывающих собственные деньги; - это осознание того, что и ты внес свою долю труда в наведение чистоты в месте своего проживания и обучения.
За пять лет у нас накопился определенный опыт работы с трудовыми бригадами. Большую помощь в организации работы, структуры бригады, ее надлежащим оформлением во время работы и конечно по ее итогам, оказывает нам, руководителям трудовых бригад, служба Центра занятости населения и Центр молодежи и молодежной политики ЗГО. По итогам исследований, в конце года подводятся итоги и вырабатываются различные новации на следующий год. А перед началом летнего трудового семестра обязательно проводятся занятия по их внедрению в жизнь.
В нашем коррекционно-образовательном учреждении стало традицией начинать трудовой месяц с напутствия работникам трудовых бригад перед началом трудового месяца. Все мероприятие проходит в торжественной обстановке, но с игровыми элементами, чтобы не было очень серьезно. Ведь напутствия хоть и настоящие, но даются все же детям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому открытие трудовой смены проходит весело и непринужденно. Всем очень нравится на нем присутствовать и принимать участие. Из года в год в него привносится что-то новое. Всем участникам были торжественно вручены трудовые договоры и напутственные письма. Из 20 участников трудового отряда 5 пришли работать впервые и в торжественной обстановке, подросткам с ограниченными возможностями здоровья были выданы трудовые книжки с первой записью о трудовом стаже. Силами ребят была подготовлена концертная программа. Все остались довольны. И следующим летом к нам работать придут ребята уже со своими друзьями.
Большое внимание во время трудового семестра, мы уделяем качественному оформлению результатов каждого дня работы в Дневнике трудовой бригады (Приложение 3). Поэтому, в результате уже двух лет работы мы имеем два хорошо оформленных социальных проекта. Это наш отчет о проделанной работе, о проведенных мероприятиях с нашим участием, о завоеванных грамотах и благодарственных письмах. В социально – трудовом проекте обязательно есть рубрика "Отзывы членов бригады" и "Отзывы жителей". Теперь, при очередном наборе в трудовую бригаду не приходится долго объяснять новичку, чем он будет заниматься. Стоит посмотреть Дневник за прошлые года и все становится ясно. А посмотреть Дневники за просят все новички. Что уж говорить о «старичках», бывших членах трудовых бригад прошлых лет? «Неужели это я?», постоянно слышатся эти и другие возгласы при этом. Равнодушных никогда нет.
Это очень здорово, что ребята не сидели дома, а активно трудились и смогли занять себя на период каникул. В трудовом отряде подростки с ограниченными возможностями здоровья занимались благоустройством территорий детского сада компенсирующего вида № 5, школы – интерната № 31, убирали прибрежную зону, принимали участие в социально-значимых акциях по очистке хвойного леса от мусора, озеленению коридоров школы, оказывали адресную помощь ветеранам педагогического труда.
Наш трудовой отряд получил благодарственные письма от детского сада компенсирующего вида № 5, ветеранов педагогического труда дома № 1 посёлка Айский, администрации школы-интерната. Самые активные работники трудовой бригады получили грамоты от администрации МКС(К)ОШИ № 31.
Работая в трудовых отрядах, у детей появляется возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах деятельности, через которые они приобретают социальный опыт и первичные профессиональные навыки. Занимаясь общественно полезным трудом, и, что немало важно оплачиваемым, наши молодые граждане получают общественное признание, чувствуют себя значимыми, принося пользу окружающим, своему городу и своей семье. Ведь благодаря участию в программе ребята начинают уважать свой собственный труд и труд окружающих их людей. До работы в отрядах они мало задумывались о том, как именно обеспечивается чистота, но после собранного своими руками не одного десятка мешков мусора, ребята признаются, что теперь даже самой маленькой бумажки на землю не бросят. Получая опыт трудовой деятельности, ребята взрослеют, испытывают себя, находят свое место в обществе, а также включаются во взрослую жизнь.
Для родителей участие их детей во временной занятости – это гарантия, что подросток будет занят полезным делом под приглядом взрослых людей, получит навыки и знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Для работодателей – это возможность проявить свою социальную активность, готовность во взаимодействии с органами власти решать вопросы воспитания подрастающего поколения, т.е. сегодня делать шаги навстречу нашему общему будущему.
Таким образам, можно сказать однозначно - идея создания трудовых бригад во время летних каникул школьников себя полностью оправдала!
Приложение 1
Анкета для подростков, желающих работать в трудовой бригаде:
- Ф.И.О.
- Школа
- Адрес
- Возраст и дата рождения.
- Контактные телефоны (домашний, сотовый)
- Ф.И.О. родителей, их сотовые, рабочие телефоны.
- Есть ли у вас опыт трудовой деятельности?
- С какой целью идёте работать в трудовую бригаду?
- Как планируете потратить заработную плату?
- Какие виды работ для вас предпочтительнее?
- Какими специальными умениями и знаниями вы обладаете? Расскажите о них подробнее:
/Работа на компьютере (какими программами владеете, скорость печати и т.д.)/
/Оформительская деятельность (занимались в кружке ИЗО)/
/Занимаетесь декоративно-прикладным творчеством/
/Владеете столярным делом/
/Умеете шить и т.д./
Денис-изобретатель (отрывок)
Можно от Солнца уйти...
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
"Разделите так, как делили работу..."
Девятая загадочная планета Солнечной системы